Музыкальное развитие
учебно-методический материал по музыке

Сахончик Татьяна Владимировна

Методика обучения игре на металлофоне

Муз-дид.игры.Значение

Пример муз.дид.игр.

Развитие ритм.способностей

развитие чувства ритма

Роль воспитателя

Свойства муз.звука

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика обучения игре на металлофоне, на цитре

Металлофон состоит из 15 пластинок. На каждой пластинке - нотные линейки, на которых обозначены ноты и их названия. Так как в детском саду нотную грамоту не изучают, при обучении детей педагоги пользуются цифровой, цветовой системами и игрой по слуху. Цифры, цвета, ноты помогают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную пластинку на металлофоне.

В цифровой и цветовой системах звук обозначается соответственно цифрой или цветом. Эти системы приемлемы при обучении, но пользоваться ими надо очень осторожно, чтобы цвет и цифра не превратили восприятие и воспроизведение мелодии в механическое запоминание их последовательности, когда ребенок не слышит исполняемой им мелодии, не контролирует свое исполнение. Тогда этот вид деятельности вряд ли будет способствовать развитию музыкальности ребенка.

Если ребенок может исполнять мелодии без этих систем, самостоятельно по слуху контролируя свое исполнение, то необходимость в них отпадает.

Цифровой системой пользуются следующим образом. Вдоль задней стенки металлофона, позади пластинок ставится полоска из плотной бумаги шириной 4-5 см, с цифрами от 1 до 7 по числу ступеней гаммы. Цифра 1 соответствует звуку «до», цифра 2 - звуку «ре» и т. д.

В подготовительной к школе группе некоторым детям можно вместо цифр нарисовать фортепианные клавиши, а на них - названия звуков (до, ре, ми и т. д.).

Иногда на пластинки наклеивают разноцветные кружки. Но такой способ обучения затрудняет запоминание мелодии, ибо цвет не ассоциируется с тем или иным звуком и предполагает механическое заучивание.

Некоторые музыкальные руководители не пользуются ни цифрами, ни цветными наклейками, а просто говорят детям, по какой пластинке и сколько раз нужно ударить. Этот способ также проблематичен, поскольку им быстро овладевают лишь дети с хоро-ше1Гпамятью.

Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков, которым ударяют посередине пластинок. Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним - снизу. Чтобы звук был мягкий, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. В детском саду дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол или на специальный столик - пюпитр.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, воспитатель или музыкальный руководитель играет ее несколько раз сам, а дети слушают.

На первом занятии воспитатель учит ребенка пользоваться молоточком, следит за тем, чтобы молоточек отскакивал от пластинки, «как будто она горячая и молоточек обжигается», чтобы звук был звонкий, серебристый и дети играли без стука, не зажимая руку и не отводя ее далеко от инструмента. Этому воспитатель обучает ребенка на упражнениях «Капельки» и «Ножки».

Затем детям, которые хотят играть, воспитатель показывает, но каким пластинкам и сколько раз надо ударять. Сразу запомнить всю мелодию детям трудно, поэтому лучше разучивать ее частями. Например, начать с запева песни, а когда ребенок усвоит его, следует показать, как играть припев, или выучить сначала 1-ю часть мелодии, а затем 2-ю. Можно чередовать игру воспитателя и ребенка: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его вместе с воспитателем (на двух металлофонах). Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоятельно, охотно обучая товарищей.

Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно исполняют ее вдвоем, втроем. Число играющих растет, музыкальный руководитель объединяет их в ансамбль, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, а потом в заданном композитором.

По мере того, как дети овладевают приемами игры на металлофоне, можно показать им, как играть на цитрах.

Обучение игре на цитре. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, используют цифровую систему. В нижнюю часть цитры подкладывают под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 должна соответствовать звуку «до», цифра 2 - «ре» и т. д. На цитре играют медиатором - пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами - большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игры и лучшего резонанса цитру кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и ему было видно цифровое обозначение струн. Лопнувшие струны цитры заменяют тонкими балалаечными.



Предварительный просмотр:

  1. Музыкально-дидактические игры в детском саду

 

Музыка – неотъемлемая часть всестороннего развития личности и должна сопровождать воспитательный процесс с раннего возраста. Поскольку детям легче воспринимать все новое для них в игровой форме, музыкально-дидактические игры являются важной частью педагогического воспитания.

 

 

  1. Что такое дидактические игры?

 

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Такие занятия развивают мышление и когнитивные способности. Для дошкольников это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных навыков. В процессе подобных игр моделируются разнообразные ситуации, благодаря которым дети учатся справляться с простыми задачами и адаптироваться к социуму.

 

 

  1. Подобные занятия делятся на несколько видов:

 

 

Одним из наиболее важных направлений в развитии психики и интеллектуальных способностей является музыка. Музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, темпа, но и концентрации, внимания, памяти, и эстетического вкуса. А также упрощают социальную адаптацию и помогают в формировании нравственной стороны. Нередко музыкальные занятия объединяются с другими видами деятельности: танцами, стихами и несложными театральными постановками.

 

 

 

  1. Развитие слуха

 

Существует множество игр для развития музыкального восприятия ребенка. Дети учатся различать звуковысотные соотношения, тембральную окраску, темп и настроение музыки. Также музыкальные игры для детей способствуют развитию воображения и творческих способностей. К каждой музыкальной композиции можно подбирать иллюстрации, а в дальнейшем предлагать детям самостоятельно описать образ, возникающий во время звучания той или иной композиции.

 

 

  1. Игры со словами и танцы

 

Музыкальные игры с движениями и словами помогают развить не только слух, но и развивают речь, память, внимательность, пополняют словарный запас, а также способствуют улучшению координации, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают актерское мастерство. Также развивается реакция, умение выполнять определенные движения по сигналу или в соответствии с характером музыкальной композиции. Есть множество игр, в которых стихи и попевки объединяются с простыми танцевальными движениями.

 

 

 

  1. Примеры музыкально-дидактических игр

 

  1. На чем играем?

 

Важно проводить музыкальные игры для дошкольников, направленные на распознавание тембральной окраски. Как правило, используются такие музыкальные инструменты как бубен, барабан, погремушки, колокольчик, металлофон, флейта и другие. Для начала можно предложить детям определить, с чем ассоциируется звук того или иного инструмента. Например, грохот барабана похож на гром, звуки флейты – на пение птиц, а удары по пластинам-клавишам металлофона отдаленно напоминает звуки дождя. Впоследствии дети научатся различать звуки разных инструментов.

 

  1. Какая музыка звучит?

 

Эти музыкально-дидактические игры для дошкольников старшей группы. Смысл заключается в том, чтобы научиться распознавать разнообразные музыкальные жанры: марш, танец, колыбельная. Детям раздаются картонные цветные карточки с соответствующими изображениями, затем руководитель исполняет разные композиции, малыши распознают характер произведения и поднимают подходящие иллюстрации.

 

  1. Кукла танцует или спит?

 

Целью такого занятия является выявление способностей ребенка чувствовать темп музыки. Малыши берут игрушки. Затем руководитель исполняет разные по темпу и характеру произведения. Если звучит колыбельная, ребенок должен убаюкивать куклу. А во время подвижных композиций дети танцуют.

 

 

  1. Солнышко или дождик?

 

Также проводятся занятия на распознавание настроения музыкальных композиций. Детям раздаются красочные карточки с изображением солнышка и дождика. Затем под звучание грустных и веселых композиций дети поднимают соответствующие рисунки.

 

  1. Веселый ансамбль

 

Под аккомпанемент фортепиано дети исполняют песню. Это помогает не только развить слух и интонирование, но и научиться слушать других, подстраиваться и работать в ансамбле, не опережая и не отставая от группы.

 

  1. Игра с мячиком

 

Эта игра с музыкальным сопровождением направлена на развитие реакции ребенка и взаимодействие с другими детьми. Руководитель исполняет произведение, в это время дети передают друг другу мячик по кругу. Затем музыка резко останавливается и ребенок, у которого в этот момент в руках оказалась игрушка, должен спеть песню или рассказать стишок.

 

 

Подобные музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют комплексному развитию личностных качеств и навыков у детей. Благодаря этим занятиям, улучшается музыкальное восприятие, развивается пластика движений и чувство ритма, активизируются процессы, связанные с интеллектуальной деятельностью, а также происходит социальная адаптация.

 

 



Предварительный просмотр:

«Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия».

                                                                                                                                                                       


 Два брата (сказка) на различие мажора – минора в музыке.
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает, от скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать, а солдатам - песню запевать.
Солдаты были у него необычные- все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать, стал Дин-Дон их звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую, Король захрапит, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра, утром встанут, крикнут «Ура!»
Король проснётся, с боку на бок повернётся, и всё заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение от этой жизни звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились. Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак и вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата - Лада. Один был весёлый плясун, хохотун, другой - грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему... Во дворец явились, Королю, как положено, поклонились.
Здравствуй, Дин-Дон, - говорят. Хотим послушать твоих солдат.
А ну,- скомандовал Звукам король, запевать все изволь! Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. Не выдержали этой музыки братья, Закричали на два голоса: «Хватит!»
Давай, - говорят, -Дин-Дон, мы тебе поможем, Из Звуков твоих песню ладную сложим. Выстроил Мажор Звуки в ряд -Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайся!». Звуки быстренько рассчитались: Тон, тон, полутон, Тон, тон, тон, полутон
Запевай! - скомандовал Мажор. Звуки запели. Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд. Не простой - мажорный. Радостный, задорный.
Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон-полутон рассчи-и-тайсь!». Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Запевай! - скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём. И сейчас мы заревём.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин-Дон по-другому жить стал, Под новую музыку спать перестал, загрустит он - Минор явится, Захочет веселиться - Мажор появится. Стали Звуки жить ладно, И песни звучали складно.


«Волшебный мешочек» Е. Королёва Цель: Развивать музыкальную память.
Игровой материал: небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек. В нём игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать персонажи из кукольного театра.
Ход игры: участников может быть любое количество. «Дети, -говорит взрослый, - к нам пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Детям проигрываются на любом музыкальном инструменте или напеваются мелодии знакомых произведений: «Собачка», «Птичка» и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка игрушку и показывает всем.


«В лесу»
Игра развивает навыки восприятия музыки.
Игровой материал: На планшете изображён лес: 2-3 дерева, пенёк приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создаётся объёмность, и, кроме того, к одной половине ёлки (дерева, пенька, кустика) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (ёжика, лисички, мышки и т.д.). Фигурка девочки, вырезанная из картона, ставится рядом с лесом.
Ход игры: «Посмотрите, какой красивый лес, - говорит взрослый. -Здесь берёзки, ёлочки. Девочка Таня пришла собирать в лес грибы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверёк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте мелодию песенки и отгадайте». В исполнении взрослого, в грамзаписи или на каком-либо инструменте исполняется, например, песня «Заинька» (русская народная мелодия). Для проверки ответа ребёнку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка ёлки сгибается вдоль по центру, там кармашек).


«Кто подошёл к теремку»
Игра развивает у детей умение запоминать и различать музыкальные произведения. Для игры потребуется картинка (лучше из картона) с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.
Ход игры: Взрослый начинает сказку: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, прости послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Отгадав музыкальную загадку, ребёнок, пользуясь выдвижной
лентой, показывает взрослому свой вариант ответа.


 «Полька», П.И. Чайковский
Всем хорошо известен весёлый подвижный танец. Он исполняется легко, отрывисто, с подскоками. Прислушайтесь, меняется ли характер музыки? Теперь попробуйте хлопать под музыку польки. Вначале, когда она звучит высоко, хлопайте в ладоши над головой, а, когда музыка будет звучать ниже - опустите руки и хлопайте по коленям. Скажите, а как нужно отхлопать в последней части.


«Клоуны», Д.Б. Кабалевский
Спросите ребёнка, как называются артисты в цирке, которые веселят публику разными шутками. Конечно клоуны. Композитор Д.Б. Кобалевский сочинил для детей пьесу, которую назвал «Клоуны». Попросите ребёнка прислушаться и сказать, чем подходит эта музыка для клоунов, почему она так называется. Попросите ребёнка нарисовать к этой музыкальной пьесе картинку.


Младший дошкольный возраст

«Птица и птенчики»
Цель игры: упражнять детей в определении высокого и низкого регистров.
Описание: карточки по количеству детей с изображением: на первой - птица, на второй - птенчики.
Методика применения: дети слушают попевки Е.Тиличеевой «Труба», «Качели», «Эхо», «Гармошка» - различают два звука. Поднимают карточку с птенцом - высокий звук, с птицей - низкий звук.


«Кого встретил колобок?»
Цель игры: воспринимать и различать пьесу «Кого встретил колобок:» Г. Левдокимова. Описание: карточка из картона разделена на две части: слева изображён колобок, справа - вверху вырезано окошечко так, чтобы в него вставлялась полоска в виде линейки, разделённая на квадратики. В них персонажи русской народной сказки «Колобок» (заяц, лиса, волк, медведь).
Методика применения: педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. Дети отгадывают кто изображён в музыке и выдвигают в окошечко тот персонаж, которого встретил колобок.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г.Левдокимова.


«Кто в домике живёт?»
Цель игры: развитие у детей музыкально-ассоциативного восприятия.
Описание: сказочный домик из картона с окошечками, карточки с изображением различных животных.
Методика применения: аналогична игре «Кого встретил колобок?»
Музыкальный репертуар: на усмотрение музыкального руководителя.


«Пчёлка»
Цель игры: упражнять детей в различении динамических оттенков: «тихо», «громко».
Описание: большое зелёное «поле» из картона с наклеенными на него 6 цветами, бочонок с мёдом, пчёлка на проволочке.
Методика применения: ребёнок отворачивается, в это время педагог «прячет» бочонок за одним из цветков. Ребёнок водит пчёлку от одного цветка к другому (пчела «ищет» мёд). В это время звучит музыка: тихо — мёда в этом цветке нет, громко - мёд в этом цветке.


Старший дошкольный возраст

«Солнышко и тучка»
Цель игры: развивать у детей представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).
Описание: карточки из картона трёх видов - на одном изображено сияющее солнышко; на другом - солнышко, чуть прикрытое тучкой (спящее); на третьем — тучка с дождём.
Методика применения: детям раздают карточки и предлагают послушать три музыкальных произведения. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки. Тот ребёнок, карточка которого соответствует данному характеру музыки, поднимает её.


«Песня, танец, марш»
Цель игры: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Описание: по три карточки на каждого ребёнка, на которых изображены: на первой - поющая девочка; на второй - пляшущая девочка; на третьбей - марширующий мальчик.
Методика применения: дети слушают поочерёдно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующий жанру пьесы.
Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.


«Музыкальный домик»
Цель: развивать у детей умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Описание: сказочный домик, вырезанный из картона с шестью окошками, шесть карточек с изображением какого-либо музыкального инструмента (бубен, барабан, треугольник, тарелки, металлофон, триола).
Методика применения: педагог показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нём живут различные музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Педагог исполняет несложную мелодию на каком-либо инструменте так, чтобы дети не видели. Ребёнок, исполняющий задание, определяет на слух инструмент и вкладывает карточку с соответствующим изображением в окошечко домика.
Музыкальный репертуар: используются знакомые детям песенки -попевки.


«Громкая - тихая музыка»
Цель игры: закреплять умение в различении оттенков музыки: «тихо», «громко», «не слишком громко».
Описание: цвет квадрата условно соответствует определённому динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат - тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской - более громкому звучанию, ярко окрашенный квадрат - громкому звучанию.
Методика применения: педагог использует музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно. Дети выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.


«Музыка – цвет – настроение»
Цель игры: развивать у детей представление о различном характере музыки. Описание: выдвижные карточки различных цветовых оттенков. Светлые тона условно соответствуют нежному, мягкому характеру; тёмные, густые - мрачному; красный — торжествующему.
Методика применения: детям раздают карточки и предлагают послушать произведения. Дети выдвигают в окошечко квадратик того цвета, который условно соответствует данному характеру музыки.


«Весело - грустно»
Цель игры: развивать у детей представление о характере музыки (весёлая, грустная)
Описание: два клоуна, вырезанных из картона: весёлый и грустный.
Методика применения: дети слушают пьесу весёлого или грустного характера и с помощью пособия определяют её характер (поднимают картинку с соответствующим изображением).


«Азбука настроений»
Цель игры: учить детей определять настроение музыкального произведения. Учить детей выражать настроение мимикой.
Описание: карточки с различным выражением оттенков настроения лица клоуна: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе.
Методика применения: дети слушают произведения различного характера, подбирают карточку с соответствующим выражением настроения, с подходящим цветом для определения эмоционального состояния.
Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.


«Сколько в музыке частей»
Цель игры: развивать у детей представление о двух-, трёхчастной музыкальной форме, форме «рондо» и т.д.
Описание: различные по цвету геометрические фигурки, вырезанные из картона.
Методика применения: дети слушают произведения и ребёнок, выполняющий задание, на фланенеграфе выкладывает то количество фигурок, которое количеству частей произведения.

Речевые игры и упражнения.

 
Вторая младшая группа.
1.«Угадай, на чём играет Петрушка».
Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.
Оборудование. Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.
Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.
Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.
2. «Тихий и громкий дождик».
Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.
Оборудование. Деревянные кубики.
Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.
Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.
3. «Музыкальные картинки».
Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.
Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.
Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.
Ход игры. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.
4. «Ножки шагают и бегают».
Задача: Учить детей различать ритм шага ( q q ) и бега ( eeee).
Оборудование. Деревянные палочки.
Ход игры. Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а ножки. Ножки могут идти шагом
( q q ), а могут бежать ( eeee). Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.
Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.
5. «Солнышко» (потешка).
Солнышко, солнышко, q q q q
Выгляни в оконышко. q q q q
Твои детки плачут, q q q q
По камушкам скачут. q q q q
Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.
Движение.
1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,
3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Варианты выполнения упражнения:
1. дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;
2. декламация с движением;
6. «Зайцы и медведь».
Задача: узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.
Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов.
7. «Солнышко и дождик» (муз. Косенко).
Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца
а) в движении,
б) в игре на музыкальных инструментах.
Методика проведения:
1. На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».
2. Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.
3. Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.
8. «Что делает Петрушка?».
Задача: на слух угадать, что звучит за ширмой (звенит колокольчик, брякают ключи, шуршит бумага, льётся вода и т.д.).
Оборудование: ширма, набор карточек с соответствующими предметами (картотека звуков), кукла Петрушка.
Методика проведения: педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают, то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко пособия.
9. «На что похож звук?».
Задача: знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.
Методика проведения: педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук.
Детям предлагается поиграть на инструменте.
10. «Что как звучит?».
Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу, кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.
Методика проведения: сейчас мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.
11. «Кто вышел погулять?».
Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.
12. «Кто идёт?».
Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках шаги разных животных.
Методика проведения: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:
Топ-топ, топ-топ,
Это мишенька идёт.
Ти-ти-там, ти-ти-там,
Скачет зайка по кустам.
По дорожке ёж бежит
И листочками шуршит.
13. «Говорим по-разному».
Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.
Методика проведения: сейчас мы будем читать стишки по-разному.
Тише мыши, тише мыши, p
Кот сидит на самой крыше.
Мышка, мышка, берегись f
И коту не попадись!
На скамейке у окошка p
Улеглась и дремлет кошка.
Вот теперь мышам раздолье, f
Быстро вышли из подполья!
Разбрелись по всем углам,
Тащат крошки тут и там.
Кошка глазки открывает, p
Кошка спинку выгибает.
Когти распускает…
Прыг! – побежала, f
Мышек разогнала!
Тише, тише, тише, тише. p
Кто кузнечика услышит?
То тут, то там f
Кто-то скачет по кустам.
Наша Таня громко плачет. f
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь: p
Не утонет в речке мяч.
14. «Озвучим оркестром».
Задача: озвучивание музыкальными инструментами определённых сюжетов, стихов, рассказов, сказок.
Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

 


Средняя группа

1. «Музыкальный паровоз».
Задача: Учить определять характер музыки.
Оборудование: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты.
Описание: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко – весёлая, молния – страшная).
Методика проведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка – весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку.
Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно возрасту.

2. «Кто вышел погулять?»
Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

3. «Игра с ежом»
Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.
Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.
Что ты, ёж, такой колючий? (2 приставных шага с «незнайкой»)
Это я на всякий случай. (4 раза грозят пальчиком)
Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)
Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага)

4. «Настали стужи». 
Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.
Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.
Наконец настали стужи. 4 хлопка
Во дворе замёрзли лужи. (будто шлёпают ладошками по льду)
И, чирикая, детей («клювики»)
Поджидает воробей. (повороты головы вправо-влево с кивком на 4 счёта)

5. «Зайчики и лошадки».
Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.
Методика проведения: дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки. У другой – бубны.
1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах, 2-я группа изображает ритм в движении ( e e q - три прыжка, 3-й более долгий).
2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках (e e e e), 1-я группа – бег с высоким подниманием колен.

6. «Утята». 
Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.
Методика проведения:
1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.
2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.
Вышли с мамой налегке шаг ( q q q q ) + игра на барабане
Малые ребята.
И поплыли по реке «плывут» + глиссандо на металлофоне
Жёлтые утята.

7. «Капли». 
Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.
Методика проведения:
Капли раз, капли два,
Капли медленно сперва –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки q q q q )
Кап-кап, кап-кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки eeee )
Кап-кап, кап-кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (имитируют крышу)

8. «Ёж».
Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.
По дорожке ёж, ёж шаги ( q q q q )
Собирает, фош-фош,
Яркие листочки, пружинка с разворотом
Вкусные грибочки. ( 4 раза)

9. «Волк».
Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.
Через речку, через мост eeeeee q приставной шаг с пружинкой
Серый грозный волк идёт. eeeeee q
Страшный волк-волчи-ще, eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. q q q q 4 хлопка
Острые зуби-щи, eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. q q q q 4 хлопка

10. «День и ночь».
Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.
Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).
Музыкальный материал: полька, колыбельная.

11. «Сочиняем музыку».
Задача: развитие детского музыкального творчества (инструментальная импровизация на собственный сюжет).
Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет.

12. «Музыкальные зарисовки».
Задача: озвучивание музыкальными инструментами небольших сюжетов, стихов, рассказов, сказок.
Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

13. «Хлопаем в такт».
Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.
Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

14. «Шагаем под музыку».
Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.
Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

15. «Карусель».
Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым шагом.
Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа.

 

ТРИ ЦВЕТКА
Дидактическая игра на определение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

ТРИ МЕДВЕДЯ
Дидактическая игра для развития чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле (см. стр. 29-31), — Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки (см. стр. 32).
Ход игры
Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)
Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)



СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК
Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала
Игровой материал
Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ребенка.
Ход игры
Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Дидактическая игра на определение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.
Ход игры
Музыкальный руководитель.Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?
Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Музыкальные произведения взяты из сборника Т. М. Орловой и С. И. Бекиной «Учите детей петь» — М.: Просвещение, 1987. 1.«Тяф-тяф» (муз. В. Герчик, ел. Ю. Разумовского). 2. «Что ты хочешь, кошечка» (муз. Г. Зингера, ел. А. Шибицкой).

3. «Мишка» (муз. Т. Бырченко, ел. А. Барто).
4. «Конь» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой).
5. «Воробей» (муз. В. Герчик, ел. А. Чельцова).
6. «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной).

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР
Дидактическая игра на усвоение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.
Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут (см. стр. 33-35).
Ход игры
Музыкальный руководитель (показывает большой светофор).
Вот горит светофор.
С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он — узнай,
А захочешь — выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки. Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.

ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!
Дидактическая игра на усвоение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поляну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачивать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Дерево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу прикреплено изображение зайца (см. стр. 37). Аналогично изготавливается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).
Ход игры
Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сейчас узнаем!
Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызванный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.
Задания можно менять: вызванный ребенок по одному поворачивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог может «ошибаться».

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО
Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса
и узнавание музыкального инструмента
Игровой материал
Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.
Раздаточный: четыре фишки, четыре карточки, разделенные пополам. На карточках слева — изображение животного, справа — пустое поле, куда ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка.
Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка».
Ход игры
Музыкальный руководитель. На окне сидела кошка и мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, и не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и-го-го» и т. п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку.
Дальше окошко закрывается и игра продолжается.
Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.
Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка — колокольчик и т. п. Как один из вариантов, эту игру можно проводить, используя большой домик для игр-драматизаций.

СОЛНЫШКО
Дидактическая игра на определение высоты звуков и расположения нот на нотном стане
Игровой материал
Демонстрационный: большая картина (фланелеграф), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа — 8 шт. (см. стр. 34, 37, 41). Размер солнышка соотносится с нотным станом.
Раздаточный: карточка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке на каждого ребенка.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. (Напевает произвольно.)
Я, солнышко лучистое, очень-очень чистое!
Люблю я умываться и в лужицах купаться. (Говорит.)
Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались.
Помогите их собрать и по именам назвать.
Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми».
Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все пропевают ее. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.

ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ
Дидактическая игра на развитие чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле (см. стр. 40). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.
Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ
Дидактическая игра для развития чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, к ним с обратной стороны наклеена бархатная бумага, которая при наложении держится на фланелеграфе (см. стр. 38, 39).
Раздаточный: карточки (30 х 9 см) и по три полоски из картона: широкие (3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5 х 6 см) — короткий. Один комплект готовится на каждого ребенка.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)
Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.
Аналогично игра проводится и с паровозом.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков. Составление простых попевок
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Как весело летом! Мы бегали по мягкой травке, загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.
Василек,василек, мой любимый цветок.
Вызванный ребенок выкладывает цветочками попевку.
Все дети отхлопывают ее ладошками и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый ребенок.
Попевка «Музыкальная поляна»



Предварительный просмотр:

  1. Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме

Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Но даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

 

Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!»

 

Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.

Следующая речевая игра прочитывается в разных ритмических вариантах. Чтобы правильно исполнить ритмический рисунок текста, педагогам предлагается прочитать его с помощью партитуры, на которой изображены длительности нот, чтобы задать детям темп и ритм при чтении стихотворения. Каждый педагог при обучении в педагогическом учреждении знакомился с нотной грамотой, поэтому это задание не доставит больших трудностей.

Шла весёлая собака

(стихотворение Н.Пикулевой)

 

Шла весёлая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!

Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

 

Следующее прочтение этого же стихотворения предлагается с другим ритмическим вариантом. И его уже можно прочитать, привлекая к индивидуальному прочтению детей.

Это упражнение способствует также и развитию слухового внимания, развитию дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.

 

Следующую игру можно исполнить с помощью жестов.

Какие жесты вы знаете?  (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.) Эти жесты можно использовать разными способами. Например, какими?

Также эту игру можно исполнять при помощи разнообразного материала. Это могут быть: различные музыкальные инструменты, бросовый материал. В этих играх очень удобно использовать потешки, где встречается диалог.

 

Для игры нам необходимо поделиться на две группы.

 (Обращаюсь к 1-й группе) Вы  проговариваете текст, который видите на экране, и озвучиваете палочками ритм потешки: послушайте как звучит ритм текста: «Дидили, дидили, где вы Машу видели?»

 

 (Обращаюсь ко 2-й группе) Ваша группа в ответ свои слова озвучивает в ритме текста, но так, как вам подскажет ваше воображение. Или это будут жесты, или это будут бросовый материал, или инструменты.

 

Дидили, дидили

(русская народная потешка)

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2-я группа:

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.

2-я группа:

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа:

Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.

В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.

1-я группа:

Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа:

На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

 

Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.

 

Все звучащие жесты можно  записывать по принципу партитуры. Посмотрите на экран. Большой кружок обозначает долгий звук, маленький кружок – короткий звук. Звуки расположены на разной высоте. Верхние – это высокие звуки, посередине – это средние звуки, в нижней части находятся низкие звуки. Детям предлагается знакомый текст. А вам, мои помощники, я предлагаю пропеть их с помощью текста, который лежит у вас на столах: «Зайчишка пришел, морковку нашел,  сидит и грызет, ой, кто-то идет!». Текст исполняется по фразам. У каждого из вас свой текст, он выделен жирным шрифтом.

Глядя на партитуру, исполните попевку с заданным текстом,  соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Поём по одному, каждый из вас исполняет свою партию.

 

Когда дети уже усвоили задание, можно усложнить задачу.

Исполните эту же попевку, используя жесты: Хлопки обозначены жёлтым цветом,   шлепки – красным,  притопы – зелёным.

Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

У нас в саду создана большая коллекция музыкальных детских инструментов, а еще дети с удовольствуем включаются в игру под аккомпанемент синтезатора.

Покажу способы применения синтезатора на музыкальных занятиях в детском саду.

Задание называется: «Сочини песенку».

Нужно прислушаться и подобрать текст, который подходит к заданному ритму.(задаётся ритм 4 такта)

При выполнении этого задания детям предлагается готовый текст или даже они могут сочинить его сами.

У вас есть варианты текста. Подберите тот, который подходит к заданному ритму или же придумайте сами. Итак, сочиняем песенку.

 

000 – та, ти-та. (листопад, листопад, листья кружат, летят)

085 – та-та-ти-ти-та. (какой Дед Мороз, нам елку принес!)

068 – ти-ти-ти, ти-ти-ти, та-та. (падает снег нам под ножки, падает снег на дорожку)

 

Эта игра способствует развитию  умения самостоятельно придумывать песенку, прислушиваясь к разнообразному ритмическому аккомпанементу, развивает песенное творчество и как во всех играх – слуховое внимание.

 

При знакомстве детей с тембрами инструментов, использую такой вид деятельности, как музицирование. Детям очень нравится музицировать на музыкальных инструментах.

Вашему вниманию я предлагаю игру «Волшебные барабаны». На 1-м занятии при разучивании игры даём название каждому барабану,  знакомлю детей с текстом и звучанием разных барабанов, предлагаю устроить маленький «барабанный тарарам». На следующих занятиях в игре принимают участие дети, каждый из которых играет на барабане определенный ритм с речевой поддержкой.

И вам я предлагаю поиграть на барабанах. Красному дадим название –  Барабам, зелёному – Барабум, жёлтому – Барабах, и синему – Барабух.

 

Посмотрите на экран. Послушайте стихотворение и проследите, какой ритмический рисунок записан для каждого барабана. Долгие звуки обозначены квадратом, короткие – кружочком. Цвета фигур соответствуют цвету барабанов.

 

Бьет волшебный Барабам: Бам! Бам! Бам!

А волшебный Барабум: Бум-бум-бум-бум!

Бьет волшебный Барабах: Бах-бах-бах, бах-бах-бах!

А волшебный Барабух: Бух! Бух!

Барабам, Барабум поднимают страшный шум.

Бам-бам-бам! Бум-бум-бум-бум-бум!

Барабух, Барабах громко скажут нам: Ба-бах!

Бух-бух-Бах! Бух-бух-бух-бух-Бах!

 

А сейчас это задание выполните без моей подсказки, обращая внимание на экран.

Такой вид деятельности, как элементарное музицирование, даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавая условия для развития творческих способностей.

Творческие задания по музицированию способствуют развитию у детей умения озвучивать стихотворения, сказки. рассказы о явлениях природы, животных, птицах и др.

Музыкально-дидактические игра «Передай ритм»  направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

  Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.

 

Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости. 

 

Предлагаю вашему вниманию Пальчиковую игру «Паучина». Замечательная песенка из коллекции детского фольклора, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьёзности и лёгкости, паутинности в движении.

1-й палец левой руки соедините со 2-м пальцем правой, затем наоборот. Вот так. (показ) Повторите за мной.

 

Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот)

Вдруг закапал дождик – паутину смыл. (щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону)

Пау-паучина трудится опять. (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками)

 

При последующем повторении игры соединяются большие пальцы со средним, безымянным и мизинцем.

Пальчиковые игры укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

 

Все предложенные  игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и  подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.



Предварительный просмотр:

  1. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Обучение музыке требует целого комплекса различных способностей. Самая важная, разумеется, предрасположенность к занятию искусством – склонность мыслить художественными образами, наличие творческой фантазии в этой области. Надо обладать музыкальными способностями – так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью.
Мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки, складывается из высоких и низких звуков. Но мелодия будет неинтересна, если составляющие ее звуки будут одинаковы по своей продолжительности (длительности).
Если рассмотреть в деталях любой орнамент, окружающий нас в быту (на салфетках, коврах, посуде), то можно увидеть, что отдельные его части ритмично повторяются.

Нужно заметить, что любой орнамент делает ту или иную вещь красивее. И в музыке мы тоже можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры (ритмические рисунки).
В музыке ритм – организация звуков в определенных закономерных временных соотношениях друг к другу.
Чувство ритма в широком  смысле означает восприятие, воспроизведение и умение создавать ритм.
Чтобы избежать многих ошибок в будущем, необходимо в процессе работы с учеником еще на начальных уроках объяснять, показывать на практике азы музыкального ритма, ритмической организации материала, различные ритмические формулы, принципы сильных и слабых долей и т.д.
Заниматься ритмом отдельно, абстрактно от развития музыкального слуха, музыкального мышления бессмысленно. Чувство ритма, как и музыкальный слух, должно воспитываться до того, как ребенок начнет занятия на инструменте.
Вообще можно сказать, что чувство ритма является первостепенным в комплексе музыкальных способностей.
Чтобы развить чувство ритма у ребенка в занятиях можно использовать игры со словом.
На начальном этапе обучения мы не будем требовать от ребенка воспроизведения сложных ритмов. Первым делом следует научить его умению равномерно передавать пульсацию долей. Педагог приносит на урок игрушку или карточку с изображением животного, произносит название игрушки или картинки, а потом повторяет название, одновременно хлопая в ладоши. Игрушке это нравится и она «просит» ребенка повторить. На данном этапе названия прохлопываются только четвертными длительностями.

 

Как вариант каждой игрушке придумать имя. Например:

 

Отхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щечкам (пальчиками), по столу (ладошками) или по полу (топая ногами).
Педагог рассаживает игрушки и придумывает какую-то игровую ситуацию. Например: «Зайчику было грустно, он сидел и плакал, к нему в гости пришел Мишка Федя, сел рядом и начал успокаивать. Потом пришел Котик Барсик и стал ласково мяукать. Зайчик Степа успокоился».
- Кто пришел в гости к Зайчику Степе?

- ФЕ-ДЯ, БАР-СИК 

Ученик проговаривает и прохлопывает сложившуюся ритмическую формулу из кличек. Животных каждый раз можно менять.
Играть можно не только с отдельными словами, но и с целыми стихами. Для этого педагог прочитывает стих, а в это время ребенок  пытается передать те шаги, которые он слышит в стихотворении, с помощью хлопков, игрой на детских музыкальных инструментах (ложки, трещотки, колокольчики, треугольники, маракасы) или на домре на открытых струнах. Стихотворения и мелодии должны быть узнаваемыми для ребенка. Например:

 

Следующий шаг в развитии чувства ритма – ощущение метра (сильных и слабых долей). Слабые доли прохлопываем в ладоши, а сильные ударом руками по коленям. Лучше всего на этом этапе помогут упражнения с использованием имен. Сначала необходимо выяснить, сколько нужно сделать хлопков на конкретное слово, затем какой из слогов ударный. Для того, чтобы понять какой слог в слове ударный, нужно его пропеть.
Например, имя Соня. Сколько нужно хлопков, чтобы заменить имя Соня? Верно, два. Какой слог ударный, а какой безударный? (Пропеваем
Со-ня). Сразу стало ясно, что ударный слог в этом слове – первый. Для записи можно использовать такие значки:
! – безударный слог,
! – ударный слог.

Игра «Кто твой дружок или подружка?»

Спросить у ребенка: «Кто твой дружок или подружка?». Ребенок сам прохлопывает и проговаривает имя. С подобными играми педагог активизирует ребенка на самостоятельное выполнение заданий.
В играх со словами можно использовать не только имена, но названия животных или растений.

Игра «Найди пару»
В одном столбце изображения животных, в другом рисунки ритмов этих слов. Необходимо найти нужный ритм к картинке и соединить их карандашом:

 

И последний шаг в развитии чувства ритма – сам ритм (чередование коротких и длинных долей).
В столь раннем возрасте ребенку еще трудно понять и запомнить названия длительностей. Пока он может только различать короткие и длинные звуки. Для обозначения нужно использовать условные знаки: долгий звук выразить в виде длинной вертикальной полоски, а короткий в виде полоски меньшего размера.

Также можно использовать еще один способ: длинные звуки будут изображаться незакрашенным овалом, а короткие звуки будут представлять собой такие же овалы, только заштрихованные.

 

Вместо счета лучше использовать ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий – слогом «ти».

Игра «Эхо»
Правила игры просты. Учитель прохлопывает ритм, а ребенок тихо повторяет, как эхо.
Также существует много разновидностей этой игры. Например, ученик и учитель одновременно простукивают определенный ритм. По мере прохождения игры, учитель изменяет ритм, в этот момент ребенок должен услышать эти изменения и повторять.

Игра с карточками
На карточках нарисованы ритмические блоки. Ученик должен прохлопывать эти ритмы разными способами.
Разновидность игры с карточками
На карточках нарисованы палочки различного размера. Учитель составляет из них какой-нибудь ритм, а ученик прохлопывает его. Затем меняются ролями: ученик сам составляет ритм с помощью карточек, а учитель прохлопывает то, что составил ученик. Ребенок должен проследить правильно ли прохлопал учитель и, если вдруг, тот  сделал ошибку, то исправить ее. Вместо карточек возможно использование пуговиц разной величины: большие пуговицы – «та», маленькие – «ти». Например:

Игра «Научи матрешек танцевать»
Для игры необходимы большая и маленькая матрешки. У педагога в руках большая матрешка, у ребенка – маленькая. «Большая матрешка учит танцевать маленьких» - говорит педагог. Отстукивает по столу определенный ритмический рисунок, а ученик повторяет этот рисунок своей матрешкой. При повторении игры ведущим может быть ребенок.

Игра «Определи по ритму»
Для игры необходимы карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок, в котором зашифрованы названия животных, растений, а другая половина пустая; картинки с иллюстрациями этих животных и растений. Педагог исполняет ритм любым способом (можно прохлопать, простучать с помощью детских музыкальных инструментов, сыграть на домре). Ребенок по ритму определяет, какое животное зашифровано. В дальнейшем можно усложнить задачу: на карточках  изображен ритмический рисунок не одного слова, а знакомой ребенку песенки.
Ритмический рисунок на карточках может быть изображен в виде длительностей. Например:

 

Можно изобразить в виде коротких и длинных полосок. Например:

Или ритмический рисунок можно изобразить незакрашенными и закрашенными овалами. Например:

 

В процессе усвоения ребенком материала эту игру можно усложнить и разнообразить по типу лото. Ребенку выдается большая карточка, с нанесенными на нее несколькими ритмическими рисунками. У педагога находятся цветные рисунки с изображением того, что зашифровано в ритме (или песня или одиночное слово). Учитель берет рисунок и воспроизводит ритм, ребенок должен найти у себя на большой карточке графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Чтобы игра проходила интереснее, ее можно сделать коллективной.



Предварительный просмотр:

     

Роль воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах

        Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.  Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, воображение, стремление к достижению цели.

           Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами начинается уже в первой младшей группе.

           Благодаря игре на музыкальных инструментах у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, а также умение различать звучание музыкальных инструментов, а музицирование способствует развитию творческих способностей маленького человека.

           Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя, ведь он осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

            Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем  может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.

Если  всё  музыкальное воспитание будет сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считать себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не будет является частью всей жизни детей: песни пляски, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах не будут входит  в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляя  интереса к нему, не сумеет вызвать интереса  и у детей.

             Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.  Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

              Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться , играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

          Первые  навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.

            Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

            Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает,  как ими пользоваться.

        Воспитатели средней группы помогают освоить навыки игры на  инструменте (металлофоне,  треугольнике )и др., передать ритмический рисунок мелодии.

Если ребёнок затрудняется, проигрывает мелодию на своём инструменте.

       В подготовительной группе особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

       На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в группе в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить и на каком инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Педагог, зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении других детей.

        Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и  второстепенную роль.

         Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.

          Если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

         Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.



Предварительный просмотр:

  1. Музыкальный звук и его свойства

Человек воспринимает большое количество разных звуков, но не все эти звуки используются в музыке одинаково. В музыкальной теории определяют музыкальные и шумовые звуки.
В природе существует три группы звуков:
1. Музыкальные звуки – это звуки с определённой точной высотой.
2. Звуки с не определённой высотой звучание – это пение птиц, сигналы, гудки.
3. Шумовые звуки – это звуки, которые не имеют высотного звучания. Например, шорох, скрип, треск, гром, стук. Поэтому шумовые инструменты используют для украшения и придания музыке эмоциональной насыщенности. Почти все ударные инструменты являются шумовыми (треугольник, малый и большой барабан, разные виды тарелок и др.) А отличать шумовые инструменты от не шумовых лучше по тому критерию, возможно ли на данном инструменте сыграть мелодию или нет.

Музыкальный звук имеет четыре свойства:

1. Высота
2. Длительность
3. Громкость
4. Тембр.

Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.
Высота звука  - зависит от частоты колебания источника звука. Чем чаще колебание, тем выше звук и наоборот.
Длительность –  это продолжительность колебания источника звука. От длительности зависит художественное содержание звука или его «настроение». Единицей измерения длительности является целая нота.
Числовое измерение длительности:
Целая нота –
; Четвертная нота – ; Шестнадцатая нота – ;
Половинная нота -
; Восьмая нота - ; Тридцать вторая –  .

Громкость – это сила звука. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.

Тембр –  окраска звука. Тембр звука зависит от материалов и формы инструментов. Для характеристики тембра в музыкальной среде используют термины-метафоры, например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

статья по музыкальному развитию Концепция развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки

АнотацияСатья посвещается музыкальных способностей у детей младшегодошкольного возраста . Автор раскрывает задачи , формы и методы развитие музыкальных способностей у детей....

Консультация для родителей. " Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка". (Музыкальные инструменты малышей).

Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14030537","attributes":{"alt...

Работа музыкального руководителя МБДОУ по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие (музыкальное развитие)» на 2016-2017 учебный год

В данном материале представлена организационно-методическая работа, работа с детьми всех возрастных групп,педагогами, родителями на учебный год. Основная цель данного методического материала способств...

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....