Такие близкие и родные...(русские народные инструменты)
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Яковенко Татьяна Васильевна

Конспект открытого тематического занятия в средней группе по народному искусству

 

«Такие близкие и родные…» (русские народные инструменты)

Прежде чем ребенок сможет оперировать (пользоваться) знаниями, ему необходимо эти знания получить, поэтому данная встреча является встречей передачи знаний, умений, навыков педагога, моей личной заинтересованности в данном вопросе, результатом моей исследовательской деятельности,  а так же занятие носит развивающий характер обучения (поисковые ситуации, творческие задания, использование информационных компьютерных  технологий), стимулирующих мыслительную активность детей.

Кроме того, тема национальной идентичности, национального самосознания актуальна всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_blizkie_i_rodnye.docx23.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Конспект открытого тематического занятия в средней группе по народному искусству

«Такие близкие и родные…» (русские народные инструменты)

Прежде чем ребенок сможет оперировать (пользоваться) знаниями, ему необходимо эти знания получить, поэтому данная встреча является встречей передачи знаний, умений, навыков педагога, моей личной заинтересованности в данном вопросе, результатом моей исследовательской деятельности,  а так же занятие носит развивающий характер обучения (поисковые ситуации, творческие задания, использование информационных компьютерных  технологий), стимулирующих мыслительную активность детей.

Кроме того, тема национальной идентичности, национального самосознания актуальна всегда.

Этапы знакомства детей дошкольного возраста с миром музыкальных инструментов:

Младший дошкольный возраст – знакомство с отдельными простейшими ударными русскими народными инструментами – колокольчик, бубенчик, бубен.

Средний дошкольный возраст – оркестр русских народных инструментов.

Старшая группа детского сада – симфонический оркестр.

Подготовительная группа – инструменты народов мира.

Тема «Русские народные инструменты» в средней группе рассчитана, как долгосрочный проект продолжительностью 1 месяц, т.е. 8 занятий:

  1. Знакомство с миром инструментов.
  2. Кто такие скоморохи или путешествие в историю.
  3. Три группы инструментов (струнные, духовые, ударные).
  4. Струнные инструменты (домра, балалайка, гусли).
  5. Духовые инструменты (дудочка, свирель, рожок, свистулька).
  6. Ударные инструменты (бубен, трещотка, бубенчики, колотушка, рубель, ложки и др.)
  7. Оркестр русских народных инструментов.
  8. Особенность РНО – клавишно - духовые инструменты: гармошка, баян.

Наша тематическая встреча «Такие близкие и родные…» создаст условия для развития ребенка, откроет возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с педагогом и сверстниками и соответствующим возрасту музыкальным видам деятельности (восприятие, пение, музыкально – ритмические движения, музицирование, творчество),  что полностью соответствует ФГОС.

Восприятие – русские народные мелодии в исполнении оркестра и отдельных инструментов.

Пение – повторение песни «Цветы для мамы» современного композитора, но  с интеграцией в озвучивание музыкальных проигрышей инструментами русского народного оркестра.

Музыкально – ритмические упражнения и игры, музицирование – подвижная игра «Музыкальная карусель» для закрепления названия, способа извлечения звука и практического применения ударных оркестровых инструментов.

Знания – пополнение тезауруса новыми словами и понятиями и закрепление, ранее изученного: оркестр, дирижер, музыканты, образование профессий от слов, обозначающих народные инструменты (гусли – гусляр, балалайка – балалаешник, баян – баянист), дирижерская палочка, струнные, духовые и ударные инструменты.

Созданные на встрече условия обеспечат полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического  и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Развивающая предметно-пространственная среда  содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная (зональное построение, использование атрибутов – детские шумовые инструменты, карточки раздаточные, ИКТ - презентации, выход в интернет, телевизор, ноутбук).

Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи:

  1. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в аудио и видеозаписи;

  1. Расширять знания детей о видах оркестров и музыкальных группах, учить узнавать отдельные инструменты по виду и тембру звучания, упражнять в игре на народных ударных инструментах.

Ход занятия:

Вид деятельности

Задачи  

Музыкальное произведение Ресурсы

Знания  

1

Музыкально – ритмические движения

Топающий шаг с положением рук: девочки «полочка», мальчики «руки на поясе».

Аудиозапись русской народной музыки.

2

Восприятие

Слуховое и речевое развитие.

Видеозапись: музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Оркестр

Дирижер

Музыканты

Гусли – гусляр

Балалайка – балалаешник

Баян - баянист

3

Музыкально – дидактическая игра

Развитие мышления и памяти.

Карточки с изображением русских народных инструментов.

Три группы инструментов:

  • струнные
  • духовые
  • ударные

4

Музыкально – дидактическая игра

ИКТ

Обобщение и закрепление знаний по данной теме

5

Пение + музицирование

Способствовать развитию чувственно – эмоциональной сферы, а так же умению сопровождения собственного пения шумовыми инструментами.

Песня современного композитора Елены Обуховой  «Цветы для мамы».

РНИ: бубен, колокольчик, погремушки.

5

Подвижная игра + музицирование

(творчество и импровизация)

«Музыкальная карусель» -

аудиозапись русских народных мелодий.

Обобщение и закрепление знаний по данной теме

6

Музицирование

«Трещотка  и бубен»

Сопровождение встречи:

Здравствуйте ребятки, розовые пятки,

 Звонкие соловушки, умные головушки.

 Здравствуйте!

Дети: (поют) Здравствуйте!

**************************

Эх, оркестр народный, раздольный, хороводный.

Если грянет плясовую – я  со всеми затанцую!

Если песню грустную — грусть в душе почувствую!

А "Страданья" заиграет — прямо сердце замирает.

***************************

Как у нашего соседа  весела была беседа.

 Гуси - в гусли,  утки в дудки,

 Чечетки в трещотки,  чайки в балалайки,

 Скворцы в бубенцы.

 Уж как сядем мы играть,  слушает вся улица.

 И кошка с котом, и петух и курица!

*****************************

Треугольная доска,

 А на ней три волоска.

 Волосок - тонкий,

 Голосок звонкий.

 Три струны, а звук какой!

 С переливами, живой.

 Узнаю его в момент-

 Самый русский инструмент.

 (балалайка)

 - Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.

 Давным - давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой).

 Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.

Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны, корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

 Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из… тыквы.

 Впервые балалайка упоминается в письменах, рассказывающих о временах правления царя Петра  Первого. На балалайке играли веселые скоморохи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Арт – проекту «Такой близкий космос»

КонспектНепосредственно-образовательной деятельностив средней группеПо теме:«12 апреля - День космонавтики»ПосвященногоАрт – проекту «Такой близкий космос»[[{"type":"medi...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты

Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями....

Великая Отечественная Война – такая далекая, но такая близкая.

Итоги двухнедельного проекта "Великая Отечественная Война – такая далекая, но такая близкая."...

Презентация музыкальных игр для родителей по ознакомлению детей с русскими народными инструментами. Русские народные инструменты.

Пособие для родителей и детей дошкольного возраста по ознакомлению с русскими народными инструментами...