Квест-игра как форма знакомства с художественным произведением (для старших дошкольников) «Потерянные звуки»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Лещенко Ольга Леонидовна

Квест-игра как форма знакомства

с художественным произведением

(для старших дошкольников)

                            «Потерянные звуки»  

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать музыкально- сенсорные  способности (восприятие высоты,  длительности, силы звука, чувство ритма).
  • Упражнять в умении определять характер музыкального произведения.
  • Развивать творческие проявления через движение и литературный образ.
  • Развивать когнитивные способности детей за счёт умения определять прочитанные произведения по отрывкам из них.

 

Образовательные:

  • Расширять  знания детей о содержании произведений К. И. Чуковского.
  • Способствовать  умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.
  • Формирование умений самостоятельно применять полученные знания в практических заданиях.

 

Воспитательные:

  •  Воспитывать навыки взаимодействия в коллективе.
  • Воспитывать самостоятельность и активность, чувство личной ответственности за выполнение задания, через решение проблемных ситуаций,умение выполнять коллективно и индивидуально различные игровые задания.
  • Воспитывать литературно — художественный вкус.

 

Участники: дети шестого года жизни,воспитатель.

 

Ход квеста - игры:

   Музыкальный руководитель встречает детей  в музыкальном зале.

 

Музыкальный руководитель:  Здравствуйте,  ребята!

                      (играет 2 раза, на 2 -й раз  инструмент

                     молчит, звуки приглушены с помощью модератора)

                    Ой, а что случилось с моим пианино? Оно сломалось?

                    Что же делать? (Ответы детей).

ГОЛОС (фонограмма):            Ха-ха-ха! Это я – повелительница тишины

                              забрала все звуки вашего пианино и спрятала их. А чтобы

                              их вернуть, вам нужно их найти в сказках Корнея                                               Ивановича Чуковского.  Если их найдете, я верну звуки

                               вашему инструменту.

Музыкальный руководитель:           

Ребята, отправимся на поиски звуков нашего пианино?        

Вы готовы? (Ответ детей).  Тогда в путь!  Я  приглашаю вас                      в музыкальное путешествие по сказкам. Как мы туда попадем?

Может, есть волшебные предметы? (Ответы детей)

                    Этот зонтик нам подходит.

                     «Ну-ка, зонтик, раскрутись! Сказка первая, явись!»

                    (крутит зонтом)

 

1 станция. Сказка «Муха — Цокотуха».

 

Музыкальный руководитель:                     

Вот мы очутились в  сказке. Но в какой? Я вам загадаю загадку:

                    «Приходите вечерком, угощу я вас чайком. Нынче....»

ДЕТИ:         Муха — Цокотуха — именинница!»        

          Загадка сопровождается слайдом на презентации.            

 

Музыкальный руководитель:           

Вы узнали эту сказку? (Ответ детей).    Правильно, ребята! Это

сказка  «Муха – Цокотуха!»  Посмотрите, какие задания нам приготовила эта сказка.

(Читает) «Загляните в волшебный сундучок и обыграйте сказку».

Здесь много разных шапочек. Может, превратимся в героев сказки (ответ детей). Разбирайте! С помощью танцевальных движений постарайтесь рассказать о настроении героев сказки.                   

          Дети из сундучка выбирают шапочки мухи, тараканов, букашек, блошек, пчелы, паучка, комара.

                    Импровизция «Определи характер произведения»

             (по программе О.П. Радыновой  «Музыкальные шедевры»)

 

Музыкальный руководитель: 

         Муха, муха – Цокотуха, позолоченное брюхо! муха по полю                     

          пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар.

                            Чайковский – Полька

          « Приходите тараканы , я вас чаем угощу!»

                         Свиридов « Попрыгунья»

« А букашки – по три чашки с молоком и крендельком.

Нынче муха – Цокотуха именинница!»

                             Ф.Шопен – Вальс №11

« Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые – в них застежки золотые»

                  А. Гречанинов «Верхом на палочке»

          «Приходила к Мухе, бабушка пчела, Мухе – Цокотухе мёду принесла»

                    Ж.-Ф. Рамо « Радость»

«Вдруг какой-то старичок паучок, нашу муху в уголок поволок. Паутиной её обволакивает и смеясь, узлы затягивает»

С. Прокофьев «Сарказм»

«Дорогие гости, помогите! Паука – злодея, прогоните! И кормила я вас, и поила я вас, не покиньте меня в мой последний час!»

 

«Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки, а букашки под кровать. Не желают воевать! И никто даже с места не сдвинется, пропадай, погибай Именинница!»

                       Э. Вилла – Лобос «Петрушка»

«Вдруг откуда-то летит маленький комарик, и в руке его горит, маленький фонарик»

И.С. Бах «Шутка» Сюита №2 для камерного оркестра

 

          «Слава, слава Комару – Победителю! Веселится народ, дружно пляшет         и поёт, вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!»

А. Дворжак «Славянский танец» - Танец общий

 

Музыкальный руководитель: 

                    Мне понравился ваш танец, вы справились с заданием. А какая музыка по характеру была у каждого персонажа? (Дети отвечают и берут нотки на самоваре).

                                                  Игра «Копилка» (Определи характер музыки)

     Дети складывают в шкатулку нотки.

 

Музыкальный руководитель: 

          А мы продолжаем наше путешествие. Я снова возьму                                       волшебный зонтик, и мы отправимся в следующую сказку.

«Снова зонтик, раскрутись! Сказка новая  явись!»

 

2 станция. Сказка «Мойдодыр». Экран.

 

 ГРЯЗНУЛЯ.:                  Одеяло убежало, Улетела простыня,

                                       И подушка как лягушка, Ускакала от меня.

                                       Я за свечку – Свечка в печку.

                                 Я за книжку - Та бежать, И вприпрыжку под кровать.

 

Музыкальный руководитель:              

Ребята, вы узнали, из какой сказки этот мальчик?

(Ответы детей.)  А чтобы быть чистым, что надо сделать? 

 А вот и следующее задание (читает):

«Эту песенку можно пропеть высоким голосом или низким». Давайте разделимся на две команды и споём эту песенку.

                   Речевая игра-распевка  «Песенка мойдодыра»

             „Музыкальный кубик» (на гранях нарисованы картинки)

 

Дети поют:           Надо, надо умываться  по утрам и вечерам.

                              А нечистым трубочистам  стыд и срам! Стыд и срам!

 

Дети поют  высоким и низким голосом.

 

Музыкальный руководитель:                     

Молодцы, вы справились. Смотрите, у нас на экране появились нотки. А какие звуки мы сейчас спели? (Высокие и низкие). Давайте их соберем в шкатулку. (На экране открывается шкатулка, и нотки «идут» в нее).

                    Следующее задание: найди громкие и тихие звуки.     

             Игра «Громко - тихо» (подбери инструмент)

ДЕТИ :                 Да здравствует мыло душистое! И полотенце пушистое,

                                    И зубной порошок, И густой гребешок.

                              Давайте же мыться, плескаться,

                              Купаться, нырять, кувыркаться

                              В реке, в ручейке, в океане, -

                              И в ванне, и в бане,

                              Всегда и везде – вечная слава воде!!!

 

Музыкальный руководитель:                     

Давайте сложим в нашу шкатулку громкие и тихие звуки (складывает). Вот и еще звуки появились у нас в шкатулке

       Дети складывают в шкатулку нотки.

 

Музыкальный руководитель:           

Мы   продолжаем  наше путешествие. Я снова возьму волшебный зонтик, и мы отправимся в следующую сказку.

Ну-ка, зонтик, раскрутись! Сказка новая, явись!

 

3 станция. Сказка «Федорино горе».

 

Музыкальный руководитель:                     

Ребята, отгадайте, в какую сказку мы попали?  

                    От кого сбежали чашки? Есть такая замарашка.

                    Ни к чему вопросы, споры – всем знакома  та ...(Федора).

 

Звучит музыка, Федора вздыхает.  Игра «Доскажи словечко».

Федора:      Села я бы за стол, да стол ...(за ворота ушёл).
                    Сварила я бы щи.... (да кастрюлю поди поищи!)
                    И чашки ушли, и стаканы.... (остались одни тараканы).
                    Ой, горе мне ! Горе! Мне горе!
Музыкальный руководитель:           

Да, это  - Федора из сказки Чуковского ….(«Федорино горе»!)

                    А скажите, что случилось с героями этой сказки?

                    Как вы думаете, чем же помочь  Федоре? (Ответ детей)

                   

       Динамическая  пауза – танец «Стирка»

Федора приглашает детей встать в круг.

Раз, два, три, четыре,(хлопают в ладоши в такт)

Раз, два, три, четыре, (удары кулачков друг о друга)

Всю посуду перемыли:(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Ничего мы не разбили,(«грозят пальчиком»)

Всю посуду перемыли:(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Нас за это похвалили! (руки вытянули вперед)
Мы Федоре помогали, (хлопки в ладоши)

Вместе весело играли!(кружатся с поворотом вокруг себя)

 

          В конце Федоре ставят посуду на стол.                                  

Федора:      Ну и чудо! Ну и чудо! Прибежала  вся  посуда.

                    Вот как весело у нас. Зачем пожаловали?          

Музыкальный руководитель:           

Мы путешествуем по Сказкам и ищем звуки пианино.

Нет ли у вас таких?

Федора:      Есть (стучит по кастрюле). Какой по длительности звук? (Длинный). А сейчас?  (короткий). Давайте с вами поиграем. Хотите?

Дети:           Хотим!       

Музыкально — дидактическая игра

«Простучи ритм»  («Оркестр «Посуда»)

Изображен ритмический рисунок на слайдах или тарелках.

Дети исполняют ритм на крышках, ложках, блюдцах, крышках кастрюли.

 

Федора:      Молодцы! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,
                    Буду, буду я посуду и любить и уважать!"

                    Вы  с этим заданием вы справились (Даёт нотки детям).

Музыкальный руководитель:            Спасибо, Федора!

                    Складывает в музыкальную шкатулку нотку.

 

Музыкальный руководитель:           

Спасибо К. И. Чуковскому за замечательные сказки. Вот мы и                          нашли все звуки, которые спрятала повелительница тишины.

 

 

ГОЛОС (фонограмма):  Вы очень постарались и собрали разные звуки.

А теперь прикрепите эти нотки и вы услышите звуки пианино».

      Музыка. Дети открывают крышку. Звучит пианино.

         

Музыкальный руководитель:                     

Теперь мы сможем снова заниматься музыкой!

                    Вам понравилось наше путешествие по сказкам?

                    В какой сказке вам было интереснее всего? Прикрепите смайлик.

 

Воспитатель:                  Мы сказки Чуковского любим и знаем.

                                       С удовольствием сказки эти читаем.

Музыкальный руководитель:      Чтоб жить вам  ещё веселей,

                                                                Примите книгу поскорей!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие. Весенние птицы.

Задачи. Объяснить, что композиторы изображают явление и одновременно выражают свое отношение к тому, о чем сочиняют; развивать память, речь, обогащать музыкально-слуховые впечатления детей, воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование. Музыка «Лесные голоса», репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Ход   занятия.

Звучит грамзапись «Лесные голоса».

Музыкальный руководитель. Где мы с вами очутились, ребята? Почему вы так решили? Какие птицы поют? Почему так много птичьих голосов весной?

Весной люди готовятся к прилету птиц. А как готовимся мы, расскажем с помощью песни. Исполняется песня  «Птичий дом», музыка

 Д.  Кабалевского, слова О. Высотской

Послушайте музыкальную загадку и скажите, что это за птица.

Исполняется музыкальная загадка «Воробей», музыка М. Красева.

Вы, конечно, угадали: это воробей. Чем он отличается от других птиц? (Прыгает, но не ходит.)

Назовите литературные произведения, в которых описывается воробей. Каким он изображен? (Анализ ответов детей.)

Наш оркестр исполнит песенку-прибаутку, а вы должны назвать ее.

Дети исполняют на музыкальных инструментах русскую народную песню «Андрей-воробей» в обработке Е. Тиличеевой.

Ответьте на вопрос: какая птица прилетает к нам весной одной из первых? Отгадайте загадку.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ... (грач).

Музыкальный руководитель. На этой иллюстрации изображена еще одна весенняя птица. Послушайте ее голос и назовите эту птицу. (Дети слушают и отвечают.)

Композитор П. И. Чайковский написал музыкальное произведение «Песня жаворонка». Послушайте и скажите, похоже ли музыкальное произведение на голос настоящей птицы. (Выслушивание и анализ ответов детей.)

Обобщение. Композитор старался выразить не только внешние признаки птицы, но и свое отношение к ней.

Сейчас прозвучит еще одно произведение — «Жаворонок». Его написал композитор М. Глинка. Послушайте, как он изобразил жаворонка.

Чем похожи эти музыкальные произведения? Чем они различаются?

В старину в народе жаворонка называли жаворонушкой и считали, что он весну кличет. (Взрослый исполняет попевку.)

нуш - ки,

пе-ре-пе

луш - ки.

Резво

Жа-во-ро

Жаворонушки, перепелушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

С сохой, с бороной

И лошадкой вороной,

И лошадкой вороной,

С пряльцем, с донцем

И с новым веретенцем!

Зима нам надоела,

Ручки, ножки познобила,

Скотинушку приморила!

Продолжим нашу беседу еще об одной весенней птице. Послушайте ее голос. В народе журавля называют ласково журавушкой, поют про него нежные, задушевные песни, такие, как наша.

Дети исполняют песню «Журавушка», музыка В. Жубинской, слова Е. Благининой (см. приложение).

Затем им предлагается спеть русскую народную прибаутку Журавель» в обработке Ю. Слонова и назвать как можно больше определений характера музыки.

Журавль, так же как и голубь, считается символом мира. А теперь сделаем бумажных журавликов, которых вы сможете подарить малышам или родителям. (Анализ детских работ.)

Обобщение. Сегодня мы разговаривали о весенних птицах, о том, как музыка передает характер наших пернатых друзей, как она выражает настроение, отношение людей к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»

Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...

Квест – игра по формированию этикета и здорового питания  у старших дошкольников

Задачи: закрепить знания детей об этикете и правильном питании; развивать у детей представление о питании как неотъемлемой части культуры воспитанного человека; развивать любознательность, познаватель...

Квест-игра как форма знакомства с художественным произведением (для старших дошкольников) «Потерянные звуки»

Квест-игра как форма знакомствас художественным произведением(для старших дошкольников)...

Методическая разработка квест -игра для детей дошкольного возраста по произведениям детской художественной литературы " Как хорошо ты знаешь сказки К. И. Чуковского"

Квест - игра поможет уточнить,  систематизировать знания детей о литературно- художественных произведениях К. И. Чуковского...

Квест – игра "По следам здоровья!" конспект спортивного праздника для старших дошкольников

Квест – игра  "По следам здоровья!"Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни.Задачи:закрепление элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в е...

Художественные произведения для старших дошкольников «Правила дорожного движения»

Художественные произведения  для старших дошкольников«Правила   дорожного                   дв...

Квест-игра "Города-герои в Великой Отечественной войне" для старших дошкольников

Обогащение знаний дошкольников о городах-героях  в Великой Отечественной войне, о воспитании чувства патриотизма и чувства гордости за свой народ...