Главные вкладки

    консультация для родителей "Значение использования пальчиковых игр на музыкальных занятиях и дома"
    консультация по музыке (младшая группа)

    Хотченкова Тамара Александровна

    В статье описано значение использования пальчиковых игр с младшими дошкольниками на музыкальных занятиях в ДОУ и дома

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для родителей25.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Значение использования пальчиковых игр

    на музыкальных занятиях и дома»

    «Движение руки всегда тесно связано

    с речью и способствует её развитию»

    В.М. Бехтерев

    Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.

            К двум годам ребёнка легко можно вовлечь в игру. Играет он с удовольствием, понимая игровые действия. В свою игру он переносит жизненные ситуации («готовит» суп, а потом кормит им любимую игрушку). Пальчиковые игры – это игры не с предметами, а с собственными пальчиками, и условность игры здесь тоже присутствует. Сегодня наши пальчики – зайчики, завтра – ёжик-колючка, а потом – мама, папа, бабушка и дедушка.

    Роль пальчиковых игра в развитии ребёнка велика. Это развитие речи – проговаривание стихов; развитие памяти – запоминание движений и слов; развитие внимания – сосредоточение на развитии движений и проговаривания; укрепление мышц кистей рук. Также это подготовка к письму и почва для дальнейшего развития речи.

    В детском саду пальчиковые игры включаются в структуру многих занятий. Их используют для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой.

    На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки (в том числе «озвучивание» текста песен жестами), сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более плодотворно. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству! И в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если это возможно, показать свои творческие  достижения окружающим.

    В последнее время большую популярность приобрела методика Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой». Данная методика имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью. Игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования превращает музыкальные занятия с малышами в весёлую обучающую игру. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Занятия по методике Сергея Железнова "Музыка с мамой" оказывают благоприятное воздействие на физическое развитие ребенка, формирование умения распределять внимание в процессе деятельности, гармоничное эмоциональное развитие ребенка, развитие воображения и творческой фантазии, формирование музыкальных способностей, а также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией).

     Персонажи и образы этих песенок-игр – паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик – нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослым тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

                                                                                       

    Например, песенки «Паучок» и «Мои вещи»: 

    «ПАУЧОК»

    Паучок ходил по ветке, 

    А за ним ходили детки.

    Дождик с неба вдруг полил, 

    Паучков на землю смыл.

    Солнце стало пригревать,

    Паучок ползёт опять,
    А за ним ползут все детки,
    Чтобы погулять на ветке.

    Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
    Хлопок ладонями по столу/коленям.

    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
    Действия аналогичны первоначальным

    "Паучки" ползают на голове.

    «МОИ ВЕЩИ»

    Вот это - мой зонтик,
    Я в дождь хожу с ним

    Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

    Пусть дождь барабанит -
    Останусь сухим.

    "Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

    А вот моя книжка,

    Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

    Могу почитать,

    Раскрываем ладони "книжечкой".

    Могу вам картиночки
    В ней показать.

    Руки вытягиваем, ладони открыты. 

    Вот это - мой мяч,
    Очень ловкий, смешной

    Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

    Его я бросаю
    Над головой.

    "Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки.

    А вот мой котёнок,
    Я глажу его,
    Мурлычет он так
    Для меня одного.

    Поочерёдно гладим одну руку другой.

    Таким образом, пальчиковые игры дают возможность педагогам (а также и родителям) играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у  него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

    Успехов  Вам и вашим детям!

    Музыкальный руководитель -  

    Хотченкова Тамара Александровна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

    «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

    Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

    Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

    Консультация «Использование здоровьесбрегающих технологий на музыкальных занятиях»

    Консультация для воспитателей: «Использование здоровье-сберегающих технологий на музыкальных занятиях»....

    Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

    Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развити...

    Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"

    На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровь...