Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»
    консультация

    Консультация для воспитателей

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

    Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

    Можно выделить следующие её функции:

    • обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие;
    • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
    • коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения;
    • релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;
    • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
    • функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал;
    • компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

    Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
    • учебный материал используется в качестве ее средства;
    • в учебную деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
    • познавательные, воспитательные, развивающие;
    • репродуктивные, продуктивные, творческие;
    • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

    Музыкально-дидактические игры – важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

    Цель:

    • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.
    • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
    • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

    Задачи:

    • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
    • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
    • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
    • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

    Организация работы проводится по трем направлениям:

    Групповая и индивидуальная работа с детьми.

    Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

    Совместная работа педагогов ДОУ.

    Результаты использования игровых технологий в работе:

    • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
    • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
    • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
    • Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

    Внедрение игровой технологии в практику.

    На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

    сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.

    Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

    Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

    обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий.

    Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

    для развития звуковысотного слуха;

    на развитие чувства ритма;

    на развитие тембрового слуха;

    на развитие диатонического слуха;

    на развитие памяти и слуха;

    на развитие детского творчества.

    Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

    в процессе пения;

    в процессе слушания музыки;

    в процессе ритмических движений;

    в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

    Литература:

    1. Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр».
    2. Ветлугиной Н. А. «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки».
    3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология».
    4. Дзержинская И. Л. «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности».
    5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
    6. Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя».
    7. Метлов Н. А. «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма».

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

    Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

    Можно выделить следующие её функции:

    • обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие;
    • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
    • коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения;
    • релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;
    • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
    • функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал;
    • компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

    Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
    • учебный материал используется в качестве ее средства;
    • в учебную деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
    • познавательные, воспитательные, развивающие;
    • репродуктивные, продуктивные, творческие;
    • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

    Музыкально-дидактические игры – важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

    Цель:

    • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.
    • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
    • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

    Задачи:

    • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
    • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
    • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
    • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

    Организация работы проводится по трем направлениям:

    Групповая и индивидуальная работа с детьми.

    Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

    Совместная работа педагогов ДОУ.

    Результаты использования игровых технологий в работе:

    • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
    • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
    • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
    • Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

    Внедрение игровой технологии в практику. 

    На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

    сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.

    Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

    Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

    обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий.

    Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

    для развития звуковысотного слуха;

    на развитие чувства ритма;

    на развитие тембрового слуха;

    на развитие диатонического слуха;

    на развитие памяти и слуха;

    на развитие детского творчества.

    Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

    в процессе пения;

    в процессе слушания музыки;

    в процессе ритмических движений;

    в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

    Литература:

    1. Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр».
    2. Ветлугиной Н. А. «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки».
    3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология».
    4. Дзержинская И. Л. «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности».
    5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
    6. Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя».
    7. Метлов Н. А. «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

    Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

    Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

    quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...