Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»
консультация

Консультация для воспитателей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Можно выделить следующие её функции:

  • обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие;
  • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
  • коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;
  • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
  • функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал;
  • компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Музыкально-дидактические игры – важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Цель:

  • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.
  • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
  • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация работы проводится по трем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты использования игровых технологий в работе:

  • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
  • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Внедрение игровой технологии в практику.

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий.

Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

для развития звуковысотного слуха;

на развитие чувства ритма;

на развитие тембрового слуха;

на развитие диатонического слуха;

на развитие памяти и слуха;

на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

в процессе пения;

в процессе слушания музыки;

в процессе ритмических движений;

в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр».
  2. Ветлугиной Н. А. «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки».
  3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология».
  4. Дзержинская И. Л. «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности».
  5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
  6. Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя».
  7. Метлов Н. А. «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Можно выделить следующие её функции:

  • обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие;
  • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
  • коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;
  • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
  • функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал;
  • компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Музыкально-дидактические игры – важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Цель:

  • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.
  • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
  • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация работы проводится по трем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты использования игровых технологий в работе:

  • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
  • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Внедрение игровой технологии в практику. 

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий.

Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

для развития звуковысотного слуха;

на развитие чувства ритма;

на развитие тембрового слуха;

на развитие диатонического слуха;

на развитие памяти и слуха;

на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

в процессе пения;

в процессе слушания музыки;

в процессе ритмических движений;

в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр».
  2. Ветлугиной Н. А. «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки».
  3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология».
  4. Дзержинская И. Л. «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности».
  5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
  6. Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя».
  7. Метлов Н. А. «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов   Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»....