План по самообразованию. Гасиева Н.В.
учебно-методический материал по музыке

Гасиева Надежда Владимировна

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7» г. Алагир

                           План работы по самообразованию

музыкального руководителя

Гасиевой Надежды Владимировны

на 2018-2019 учебный год

на тему: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Стаж педагогической работы: 37 лет

Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности

г. Алагир 2019г.

Введение

Музыка - одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Приобщением к ней вводим ребенка в мир волнующих, радостных переживаний. Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов.

Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать, как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям. Но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Цель:

Образовательные:

- развивать чувство ритма;

- тренировать внутренний слух;

- способствовать развитию познавательного интереса;

- учить выделять сильную долю такта;

Задачи:

- осуществить теоретический и музыкально-методический   анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- выявить критерии и показатели уровня сфомированности чувства ритма у детей;

- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;

Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:

- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:

I блок – ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);

II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);

III блок – итоговый (игра в детском оркестре).

Ожидаемый результат:

Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

План работы по самообразованию.

Месяц, год

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Приобретение музыкального репертуара и литературы. Разработка системы обучения детей на ДМИ.

Изучение теоретического материала по данной теме.

Систематическое использование на индивидуальных занятиях.

Октябрь

«Поиграли-пошумели»

Знакомить детей с простейшими музыкальными инструментами.

Погремушки, бубен,

Игрушки –шумелки.

Ноябрь

«Игрушки – погремушки»

Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей.

Семинары для воспитателей.

Декабрь

«Ударные шумовые музыкальные инструменты»

Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, металлофон, погремушки, колокольчик, треугольник, бубен, ложки.

Систематическое использование на музыкальных занятиях.

Январь

Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому».

Примеры и показ изготовления инструментов.

Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях.

Февраль

«Кто как звучит»

Закрепление умений и навыков приобретенных на предыдущих занятиях.

Систематическое использование на музыкальных занятиях, утренниках.

Март

Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ.

Добиваться от детей эмоционального исполнения.

Показ на утренниках, концертах.

Апрель

Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара.

Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ.

Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях.

Май

«Волшебный сундучок»

Умение показывать и называть правильно музыкальные инструменты.

«Волшебный сундучок» с музыкальными игрушками.

     Консультация для воспитателей: «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е годы ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Этот оркестр позволил детям осуществлять одно из заветных желаний – «играть музыку».

Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

В младшем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных инструментах, не имеющих звукоряда.

При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает.

В работе с малышами используются музыкальные игрушки: дудочки, колокольчики, барабан, бубны, которые помогают заинтересовать детей, побуждают к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводится постепенно, усложняя задания от занятия к занятию, используются игровые моменты. Например, зайчик приносит в корзинке музыкальные инструменты – погремушки. Дети рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. По показу зайчика, дети выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую – поднимают ее вверх и слегка встряхивают. На занятия часто приходят куклы. Воспитатель водит куклу, а музыкальный руководитель передает шаги куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Затем кукла приглашает всех походить и побегать. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену музыки. Коллективные исполнения сочетаются с индивидуальными, при этом немаловажную роль играет принцип повторности.

Малыши различают знакомые музыкальные инструменты и игрушки по тембру звучания, запоминают их названия.

Способствуют активизации и концентрации внимания малышей использование игрового приёма, а именно, побыть музыкантами и поиграть на разных предметах. Тем самым решаются такие задачи, как

Активизация и обогащение звукового опыта ребенка; Развитие интереса к музыкальным и немузыкальным звукам, к восприятию музыкальных произведений малышами; Поддержание и развитие индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку.

Консультация для родителей:

« Изготовление шумовых инструментов на дому».

Дорогие родители, неужели вы сомневаетесь в способности музыкальных игрушек развивать? Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера — своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.

В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.

Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. И необходимость в их обновлении растет с каждым днем.

Есть хороший выход. Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много — желание и чуть-чуть выдумки!

Небольшие коробочки наполните различными сыпучими материалами: горохом, чечевицей, песком, бусинками и т. д. Закройте коробочки, обмотайте скотчем, а поверх этого-цветной бумагой.

Собирайте крышечки от бутылок. Они пригодятся для изготовления румбы. Найдите небольшой деревянный стержень, к верхней его части прибейте гвоздями несколько крышечек. Они должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга. Потрясите новый инструмент, теперь на нем можно аккомпонимировать весёлым мелодиям.

Отрежьте верх от пластиковой бутылки. Подуйте в нее, и вы услышите завывание вьюги.

Если провести пальцем по поверхности воздушного шарика, можно услышать оригинальный звук.

В доме есть всегда ненужные пуговицы. Возьмите старую варежку и расшейте её пуговицами. Теперь наденьте её и постучите пальцами по основанию ладони. Вот и готов ещё один музыкальный инструмент.

Возьмите расчёску, оберните её зубья папиросной бумагой и подуйте.

Если постучать деревянными кубиками друг об друга, получится простой, но достаточно громкий музыкальный инструмент.

Начать можно с самого простого — погремушки. Для основы этой игрушки могут подойти любые пластиковые бутылочки (из-под йогуртов, напитков, кремов, а так же материал — наполнение, который будет шуметь и привлекать внимание ребенка. Подойдет любая крупа, пуговки разных размеров, бисер.

Возьмите бутылочку и засыпьте внутрь небольшое количество материала, чтобы игрушка была легкой по весу. Выбирая материал, обратите внимание на то, что слишком резкие звуки вызывают у малыша неприятные ощущения. Обратите внимание так же на прочность упаковки. Помните, что рассыпавшиеся мелкие детали погремушки могут попасть в рот и нос малыша. Игрушка доставит радость вам и вашему малышу в том случае, если будет безопасной, звонкой, а так же яркой. Украсить игрушку можно самоклеющейся цветной бумагой, атласными лентами. А если поверх цветной бумаги наклеить или нарисовать глазки, носик и улыбающийся ротик, то игрушка "оживет" и станет верным другом малышу.

Еще мне хочется предложить один из вариантов конструирования барабана. Я искренне убеждена, что в процессе изготовления инструмента у вас появится большое количество оригинальных идей. Постарайтесь организовать процесс конструирования таким образом, чтобы малыш принял в нем посильное участие.

Для изготовление бонго нам понадобиться:

• банки из-под кофе;

• бутылочки из-под йогурта;

• наполнитель для палочек — погремушек (бусинки, монетки, камушки, бисер или любая крупа) ;

• ножницы, цветная самоклейка или цветная бумага, клей, кисточки, крупа, материал для украшения (пайетки, бусинки) .

Баночки и бутылочки обклеиваются цветной бумагой, украшаются фольгой, бусинками. Насыпаем крупу. Наполнитель может быть разный: крупы, бусы, мелкая ракушка, бисер, крупный песок. Это зависит от того с каким звуком вы хотите изготовить музыкальный инструмент.

Для изготовления барабана нам понадобятся:

• металлическая коробка из-под печенья или чая;

• манная крупа;

• атласная лента (можно заменить любой широкой тесьмой) ;

• корпус от двух использованных гелевых ручек;

• капсула от бахил (или пластиковое яйцо от киндер-сюрприза) ;

• наполнитель для палочек — погремушек (бусинки, мелкие пуговки, бисер или любая крупа) .

Корпус барабана

1. Возьмите металлическую коробку — это будет корпус барабана. Шилом проколите 2 отверстия друг напротив друга ближе к верхнему краю стенки и два отверстия в крышке.

2. Внутрь коробки насыпьте слой манной крупы в 1 см (чтоб чуть приглушить звук барабана) .

3. Соедините концом ленты пары отверстий

4. Плотно закройте крышку, затяните ленту узлом и обмотайте скотчем стык крышки с коробкой, чтобы не высыпалась манная крупа.

Изготовление палочек-погремушек

1. Возьмите 2 корпуса от использованных гелевых ручек:

o открутите от корпуса наконечник;

o раскройте капсулу от бахил;

o в крышечке капсулы ножом прорежьте отверстие диаметром чуть меньше резьбы корпуса ручки.

2. ставьте в отверстие корпус от ручки и плотно прикрутите к нему наконечник.

Теперь капсулу можно закрыть. Эту капсулу, кстати, можно наполнить маленькими пуговками, крупой, бисером и тогда барабанные палочки превратятся в веселые погремушки. Барабан готов к использованию.

Через некоторое время барабан можно обновить. Просто оформите его цветной самоклеющейся бумагой. Изменится не только внешний вид инструмента, но и его звук.

Пусть музыкальные игрушки станут верным союзником и помощником в развитии вашей крохи. И желаю вам радости от совместного творчества!

C:\Users\Dell\Desktop\ba9cc929d74f169e1bb97bbe6d75fdb7.jpg.jpg

C:\Users\Dell\Desktop\8881.jpg


C:\Users\Dell\Desktop\888.jpg

C:\Users\Dell\Desktop\b27a2025-4ceb-4716-a706-4091d8fbbad4_610x375_fit.jpg

Конспект НОД «МУЗЫКАНТЫ – МАЛЫШИ»

     Виды детской деятельности: музыкально – художественная

     Программные  задачи : учить двигаться с бубном по кругу под музыку Г.Фрида «Бубен», на вторую часть ударять по нему; в дидактической игре «Музыкальные игрушки» узнавать и называть по картинкам знакомые игрушки; в игре «Музыканты – малыши» извлекать из них чистые (тихие, громкие) звуки; пополнить словарный запас новым словом «музыкант»,  учить понимать значение данного слова; эмоционально откликаться на песню «Веселая дудочка» (муз. М. Красева, сл. Н.Френкель), имитировать игру на дудке, двигаться в соответствии с содержанием песни.

     Планируемые результаты: наблюдает за игрой других детей; среди прочих игрушек выделяет музыкальные, пытается на них играть; слушает новую песню до конца, непроизвольно выполняя плясовые движения; имитирует игру на одном из музыкальных инструментов.

        Ход     занятия        

     М.р. показывает детям бубен и просит назвать его. Демонстрирует способы извлечения: потряхивает бубном, стучит по бубну. Помогает подобрать слова, характеризующие звук инструмента: гулкий, громкий, звенящий и т.д. Обьясняет игру: ребенок подходит к столу, стоящему посреди комнаты, берет бубен. С началом музыки бегает вокруг стола. На вторую часть ударяет по бубну. Остальные дети наблюдают, хлопают в ладоши. С окончанием музыки ребенок кладет бубен на стол и возвращается на свое место. Выходит следующий ребенок, игра продолжается.

     В дидактической игре «Музыкальные игрушки»  дети рассматривают  картинки с изображением различных игрушек, среди которых и музыкальные, называют и показывают их.

     М.р.: Эмилия, что у тебя на картинке нарисовано? Верно, погремушка.

Просит девочку отвернуться и играет с разными игрушками до тех пор, пока ребенок не услышит среди прочих звуков звук погремушки. Дает ей игрушку и просит звенеть то громко, то тихо. Задание выполняет следующий ребенок.

     М.р.: Молодцы, дети, вы настоящие музыканты! Кто из вас знает,кто такие музыканты? Того, кто умеет хорошо играть на каком – нибудь музыкальном инструменте, называют музыкантом.

     Для лучшего запоминания несколько раз проговаривает это слово с детьми, затем знакомит с новоц песней «Веселая дудочка».

     М.р.: А сейчас, дети, послушайте новую песню и скажите, о чем она, выберите из игрушек те, о которых поется в песне.

     Дети слушают, выполняют задание: выбирают дудку, уточку с утятами.

     М.р. напевает еще раз. Дети с воспитателем инсценируют песню: показывают, как играют на дудочке, изображают пляшущих утят и маму – утку.

Список использованной литературы.

  1. Метлов        Н. А. Музыка-детям. -М.: Просвещение, 1985.
  2. Радынова        О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воеспитание дошкольников.-М.: Просвещение: Владос, 1994.
  3.  Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М. Просвещение, 1974.
  4.  Дошкольное воспитание. Журнал. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...