Музыкально-ритмическое занятие "Весеннее настроение"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Бирюкова Ирина Борисовна

Традиционное музыкально-ритмическое занятие для детей подготовительной к школе группы "Весеннее настроение"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе

«ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ»

Разработала: музыкальный руководитель Бирюкова Ирина Борисовна

Музыкальный репертуар и программные задачи:

I. Вводная часть

1 .Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

- согласовывать движения с текстом;

- выполнять движения разного характера;

- закреплять навыки выполнения танцевальных движений.

2.Психогимнастическое        упражнение «Цветок»

- показ отдельных движений упражнения детьми;

- учить детей передавать мимикой лица весеннее радостное настроение в сочетании с выразительными движениями рук.

3. Лёгкий         бег «Ручеек»

- легко, на носочках бежать «ручейком» к стульям, за направляющим.

II.Слушание:

«Песня жаворонка» П.И. Чайковского.

- узнавать пьесу по фрагменту;

- различать средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающий образ наступающей весны;

- индивидуальное исполнение на музыкальных инструментах своей песенки жаворонка.

III.Пение:

1 .Музыкально-дидактическая игра «Птичка»

- закреплять умение детей различать звуки по высоте (низкий, средний, высокий) в пределах терции и квинты (индивидуальные задания и задания с усложнением).

2. «Вот такая чепуха». Муз. и слова И.Рыбкиной

- петь точно интонируя фрагменты мелодии, показывая движением руки верхний и нижний звук;

- индивидуальное исполнение попевки по фразам с учётом певческого диапазона каждого ребёнка.

3. Песня        «Наш любимый детский сад». Муз. и слова И.Якушиной.

- работа над ансамблем;

- начинать сразу после вступления и вместе заканчивать исполнение, прислушиваться к пению друг друга (по рядам, «поём - не поём», цепочкой, по фразам, чередуя пение мальчиков и девочек);

-петь легко, подвижно

4. Песня        «О Родине». Муз. О.Волох, сл.Пляцковского.

- выразительное проговаривание слов по фразам (начинает солист, продолжают все вместе);

- выразительно исполнять песню лирического характера, передающую чувство любви к Родине с солистом.

IV.Музыкально-ритмические движения:

1. «Парная полька» Муз. Е.Никитиной.

- передавать в движениях лёгкий задорный характер танца, точный ритмический рисунок его 2-ой части (показ движений 2-ой части танца детьми).

2.Музыкальная игра «Заяц и волк».сл. И.Токмаковой, муз. М. Картушиной

-согласовывать движения и характер исполнения песни с текстом, выполнять движения под музыку;

- передавать образ «трусливого зайчика» и «сердитого волка» мимикой лица и в движениях, выбранными считалкой детьми;

- воспитывать выдержку и внимание.


Ход занятия

Дети спокойно заходят в зал и останавливаются, образуя круг.

М.р. Вначале занятия мы должны поздороваться. В этом нам поможет игра «Здравствуйте!». С её помощью мы сможем приветствовать друг друга и наших гостей. Будем стараться выполнять движения, согласно тексту игры.

Игра «Здравствуйте!»

Здравствуй, дружок!                     - наклон головы вправо

Здравствуй, дружок!                     - наклон головы влево

Встанем с тобою                           - подают друг другу правую

Мы вместе в кружок                     - затем левую руки.

Дружно по кругу                           - идут по кругу

Спокойно пойдём

Здороваться вместе начнём:

Здравствуйте, ручки.   –                  вытянуть руки вперед,

                                                           вращая кистями обеих рук.

Здравствуйте, ножки                       - постучать кулачками по коленям

Здравствуйте, здравствуйте,          - ритмично хлопают в ладоши

Наши ладошки.

Здравствуйте, круглые щёчки        - погладить обе щеки

                                                            кончиками пальцев

Здравствуйте и ноготочки              - поочередно касаются

                                                 подушечки большого пальца с остальными

Здравствуйте, ножки-пружинки     - пружинка

И легкие ножки-пушинки               - кружатся вокруг себя

Лёгкие ножки по кругу бегут         - легко бегут по кругу  

На месте стоять никому не дают.

Резвые ножки галопом бегут       - двигаются боковым галопом по кругу

И остановятся тут                         - останавливаются

Мы улыбнёмся друг другу          - наклоняют головы вправо, затем влево,  

                                                          улыбаются

Здравствуйте, люди!                   - раскрывают руки перед собой

И шар земной!                             - «рисуют» перед собой круг обеими руками

Солнцу привет!                           -отвести правую руку в правый верхний угол

Небу привет!                               - отвести левую руку в левый верхний угол

Здравствуйте, гости                  - «раскрыть» руки перед собог

А гости в ответ...

(гости здороваются с детьми)

М.р.Ах, вы гости дорогие,

Вот спасибо, что пришли!

Мы покажем, что умеем, Заниматься будем от души!

Весна на свой пост заступила,

Тепло всей земле подарила

И солнечным ярким лучом

С улыбкой вошла в каждый дом.

Психогимнастическое упражнение «Цветок»

М.р.Тёплый луч упал на землю.. (показ ребёнка)

И согрел в земле семечко... (показ ребёнка)

Из семечка проклюнулся росток и он

Стал пробиваться к солнышку сквозь ещё

Мёрзлую земельку, тяжёлый и рыхлый снег...(показ ребёнка)

 Из ростка вырос прекрасный цветок.

Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету

Каждый свой лепесток, поворачивая свою головку
Вслед за солнцем…
(показ ребёнка)

Ах, как хорошо! Ах, какое блаженство!..(показ ребёнка)

Под музыку «Утро» Грига дети выполняют упражнение полностью.

М.р. К нам пришла весна,

И набухли почки.

До чего же хороши

Первые цветочки!

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся  

Разговорчивый ручей.

Его мы будем догонять

И сами, как весенний ручеек,  

Игриво к стульчикам бежать.

Дети под музыку бегут за направляющим «ручейком» к своим стульям на носочках и садятся на места.

М.р. (показ иллюстрации «Ранняя весна»)

Зимой день короткий, а время движется медленно. Весной день прибавился, а время несётся скорым поездом. Едва пригрело солнце, как

на земле появились черные прорехи проталинок; едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы...Воды рек и озер взламывают и сбрасывают с себя ледяные оковы. Весна летит на крыльях скворцов, журавлей, ласточек...

Дети, послушайте фрагмент пьесы, вспомните её название и автора.

                    Звучит фрагмент.

Дети. «Песня жаворонка» композитора П.И.Чайковского.

М.р. А вот как поэт В.Жуковский сочинил стихотворение об этой маленькой птичке и о весне. Прочитает его нам Даша 3.

Жаворонок.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

                     Он голосисто с вышины

                     Поёт, на солнышке сверкая:

                    «Весна пришла к нам молодая,

                      Я здесь пою приход весны».

                 (В.Жуковский)

М.р. Послушайте пьесу полностью. Какие средства выразительности, в соответствии с содержанием пьесы, передают образ наступающей весны...(темп, динамика, характер, регистр).

Звучит полностью пьеса.

М.р. Как звучит музыка? Как она изображала пение жаворонка?

Дети. Нежный светлый характер, высокий регистр, звучала легко, звонко, прозрачно, воздушно, отрывисто, сверкающе, полётная, радостная, солнечная, прыгучая и т.д.

М.р. На каком инструменте исполнялась эта пьеса? (фортепиано). А с помощью каких музыкальных инструментов можно передать пение жаворонка? Выберите себе музыкальный инструмент (бубен, ложки, свистульки, металлофон, колокольчик) и придумайте свою песенку жаворонка.

Индивидуальная игра на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактическая игра «Птичка».

М.р.     Скоро птицы и к нам соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются,

День -деньской от зари до зари.

Теперь птичкам весело летать - потеплело, надо веточки для гнезда выбирать. То птичка на верхнюю веточку взлетит (Спеть верхний звук и показать рукой).

М.р. Споем вместе. То перелетит на среднюю (Спеть средний звук, показать рукой).

М.р. Споем вместе. То решит отдохнуть на нижней веточке. (Спеть низкий звук, показать рукой).

М.р. Внимательно послушайте звук и скажите, на какую веточку прилетела птичка?

(Ребёнок выкладывает, дети оценивают правильность ответа, поют нужный звук).

Повторить задание ещё 2 раза, вызывая других детей и пропевая звуки разной высоты.

(Картину убрать).

М.р. Сейчас я исполню на металлофоне музыкальный фрагмент, а вы должны узнать знакомую мелодию.

Дети. Вот такая чепуха». Муз. и сл. И.Рыбкиной.

М.р. Не забывайте слушать друг друга в пении и обязательно меня. Петь точно также, как я, чисто интонируя.

Спеть полностью попевку.

М.р. А сейчас мы исполним эту попевку индивидуально. Следите за моей рукой, на кого я укажу, тот и поёт.

Выборочное пение.

М.р. Отгадав следующую загадку, вы узнаете, с какой песней мы сегодня встретимся?

(С помощью ритмических палочек отстучать ритм 2-ой фразы

запева песни).

Дети. «Наш любимый детский сад»

М.р. Перед исполнением давайте проговорим слова и отстучим ритмический рисунок «хлоп, хлоп, да, да, да!» 1 и 3 куплетов.

Исполнить без сопровождения 1 и 3 —й куп.

М.р. А теперь 1-ый куплет песни и припев мы исполним по рядам. Начинает 1-ый ряд, продолжает второй. Каждый ряд должен вовремя начинать петь, чтобы наша песенка была похожа на длинную ниточку, чтобы наша ниточка, т.е. песенка, не порвалась.

Дети исполняют 1-ый куплет и припев по рядам.

М.р. Второй куплет песни по принципу «поём - не поём». Прислушивайтесь к моему голосу и голосу детей, сидящих рядом с вами.

Исполняют второй куплет.

М.р. А припев исполним по фразам, чередуя пение мальчиков и девочек.

Исполняют припев.

М.р. Третий куплет поём цепочкой с хлопками, как в 1-ом.

Исполняют 3-ий куплет.

М.р. исполним песню сначала до конца. Постараемся мелодию песни исполнять легко, подвижно. Начинать вместе сразу после вступления и вместе заканчивать исполнение, прислушиваться к пению друг друга.

Исполнение всей песни . (Оценка).

М.р.    У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

И там, где мы родились, где радостно живём,

Края свои родные мы Родиной зовём!

Сегодня мы будем исполнять песню «О Родине», которая вам хорошо знакома. Постараемся исполнить её красиво, с любовью, как на концерте. Для этого выразительно проговорим слова по фразам: начинает солистка, продолжают все вместе. Сегодня у нас солисткой будет Кристина .

1 -ый куплет начинает Кристина -

продолжают дети.

Припев: так же.

2-ой куплет поют дети -

продолжает Кристина.

Припев: так же.

Методический приём: выразительное проговаривание слов песни, исполнение песни с солисткой.

Исполнение песни «О Родине». (Оценка).

М.р. Вас ждёт ещё одна загадка. Ребята, как вы думаете, о чём хотят рассказать мои пальцы?

(Показ движений «Парной польки» на пальцах).

М.р. Мальчики красиво приглашают девочек на танец и выходим на середину зала.

(Дети стали в парах по кругу).

М.р. Напоминаю, что в 1-й части музыки движения одинаковые, все двигаются боковым галопом в парах, а вот 2-я часть при каждом повторе меняется.

М.р. Сначала мальчики делают хлопки с притопом, а девочки «ковырялочку».

(показ 1-ой пары движений).

М.р. Затем, держа руки «лодочкой», пары кружатся на месте.

(показ 2-ой пары движений).

М.р. Заключительные движения: мальчики опускаются на колено, левая рука в кулачке на спине. Девочки, держась правой рукой за указательный палец правой руки мальчика, подскоками кружатся вокруг него.

(показ 3-ей пары движений).

М.р. Красиво показали наши ребята эти движения, поэтому повторить постарайтесь точно также, как сделали они.

«Парная полька». Исполнение. (Оценка).

М.р. Вас ждёт ещё одна загадка. (Показать руками часть движений из музыкальной игры «Заяц и волк»).

М.р. Дети, как надо петь, предупреждая зайца об опасности: радостно, грустно, взволнованно, безразлично?

Дети. Взволнованно.

(Исполнить 1-ю часть песни с детьми, передавая нужный характер).

М.р. А как можно передать настроение волка в пении?

Дети. Сердито.

(Исполнить среднюю часть песни с детьми).

М.р. Заключительная часть этой небольшой песенки должен прозвучать тоже взволнованно.

(Исполнить заключительный фрагмент).

М.р. Напоминаю, что заяц должен убегать от волка только поел слова «беги», когда будут открыты воротики. Закрыть их нужно последним аккордом музыкального сопровождения. Становитесь в круг.

Воспитатель. Сегодня зайцем будет Никита, а волком Дима.

(Надевает шапочки зайца и волка названным детям. Оценивает соблюдение правил детьми, выполнение движений по, музыку).

Повтор игры.

М.р.    Наше занятие подошло к концу и пришла пора прощаться.

Я спою вам на прощание очень нежно (спеть) до свидания.

Дети пропевают это слово в ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - ритмические композиции в системе работы по развитию ритмического чувства ребёнка.

В пособии предлагается перспективное планирование по развитию чувства ритма для старшей и подготовительной групп. Темы и содержание соответствуют  календарным праздникам в детском саду, что сущес...

Музыкально-ритмическая композиция "Хорошее настроение"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...