Музыкально-ритмическая деятельность, как средство создания хорошего настроения и доброжелательного отношения в детском коллективе
консультация по музыке на тему

Бахтина Галина Ивановна

                                      

          Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

           Поэтому немаловажной задачей в работе можно отметить формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в детском коллективе. Ведь именно здесь, в детском саду, дети проводят большую часть времени, а сверстники являются их основным кругом общения.  

           Может стать доброй традицией приветствие на музыкальном занятии , благодаря которой создаётся определённый позитивный настрой на весь день. Дети радуются друг другу, солнечному утру, воображаемым животным и птицам, цветам и деревьям.

Так, например, музыкальное занятие можно начать с приветствия :

Минутка вхождения в день

Солнце проснулось, (ладошки скрещены над головой, пальцы – это лучики)

Всем улыбнулось (разводят руки в стороны) .

Согрело ладошки (потирают ладошки,

Цветы на окошке (кисти рук – бутон, раскрывается,

Носы, конопушки (точечное касание носа, щёк) ,

У зайчика ушки (шевелят ладошками – ушками над головой)

С небес посмотрело (руку козырьком ко лбу)

И нежно запело: «А-а-а-а-а-а-а-а! » (кластерное пение, т. е. без определённой высоты, как можно выше, руки поднимают вверх, тянутся к солнышку) .

        В копилке музыкальных руководителей есть упражнения и песенки для создания позитивного микроклимата в детском коллективе: мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства ответственности друг за друга, песенки, которыми дети объясняются в любви к родителям и друг другу.

Песенка «Ключик в сердце»

(Левая ручка на сердечке, в правой – воображаемый ключик, ладошки – дверцы открываются, покачивание сцепленными руками, обнимаются) .

Ключик в сердце повернись

Дверка в сердце отворись,

Спой волшебные слова:

«Я, мой друг, люблю тебя! »

Или, если слова обращены к маме:

«Мамочка, люблю тебя! »

Мирилка «Повторяй за мной скорей»

Долго в ссоре быть нельзя, (отрицательный знак пальчиком) ;

Перестань сердиться (шутливо грозят друг другу) ;

Чтобы стало веселей, (качают сцепленными мизинчиками) ;

Будем мы мириться (друг другу подают руки) ;

Прыг, скок, подружись, (прыгают, взявшись за руки) ;

И со мной ты покружись (кружатся) ;

Прыг, скок, веселей, (прыгают, взявшись за руки) ;

Повторяй за мной скорей! (хлопают в ладоши) ;

На заключительный фрагмент музыки показывают друг другу смешные движения, пытаются их повторить в совместном танце.

Мирилка «Давай дружить! »

Слова неизвестного автора,

Хватит, нам уже сердиться, (грозят друг другу пальчиком)

Веселятся все вокруг! (Смотрят направо, налево) ;

Поскорей давай мирится: (соединяют мизинцы) ;

Ты мне друг! И я твой друг! (Протягивают друг другу ладошки) ;

Мы обиды все забудем (покачивают сцепленными руками) ;

И дружить как прежде будем! (Рукопожатие, обнимаются) .

Мирилка «Рассержусь – улыбнусь»

Скажешь громко: «Рассержусь!» (Тремя притопами отворачиваются) ;

Скажешь тихо: «Улыбнусь! » (Улыбаясь, поворачиваются) ;

Долго в ссоре быть нельзя, ( подают друг другу мизинчики) ;

Мы с тобой опять друзья! (Обнимаются) .

Мирилка «Стань добрей! »

Слова неизвестного автора,

Чтобы солнце улыбалось, (ладошки скрещены над головой) ; Нас с тобой согреть старалось, (соединяют ладошки, выполняя вместе маятниковые движения) ;

Нужно просто стать добрей (хлопают по ладошкам друг друга - ладушки) ;

И мирится нам скорей! (Соединяют руки в рукопожатии) .

Текст может пропеваться и проговариваться, с музыкальным сопровождением и без, что позволяет его использовать не только на музыкальных занятиях, но и в любых видах деятельности, как динамическую паузу, или организационный момент, чтобы собрать внимание детей и настроить их на «радость» и «творчество», на доброе отношение друг к другу и ко всему живому.

           Важной задачей по воспитанию социально- коммуникативных отношений считаю включение во все виды деятельности дошкольников коммуникативные танцы и игры. В коммуникативных танцах и играх эффективно решаются следующие направления воспитательной работы:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.

Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях с участием родителей, и на прогулках.

Очень часто при распределении ролей в играх, или музыкальных инструментов, между детьми возникают разногласия. Их можно избежать, если использовать в работе коммуникативные игры.

«По дорожке мы шли».М. Картушиной

(Вариант распределения различных шумовых инструментов)

В обруче, или просто лежат по кругу – инструменты, дети, взявшись за руки, идут, поют или проговаривают слова:

«По дорожке мы шли, инструменты нашли (останавливаются)

Инструменты взяли, весело сыграли! » (берут инструмент, играют) .

«Жу-жу-жу»

(Вариант раздачи инструментов)

Детям предлагается закрыть глаза в ожидании сюрприза, водящий  произносит или поёт:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я бубен положу? »

Или: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я ложки (врубель, трещотку, шумелку) положу? »

Как правило, конфликтов и недовольств не бывает.

       Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции другого человека. Обучая ребёнка «взгляду со стороны»,  мы тем самым,  помогаем ему,  по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.

   Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

      Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

         Работа проводится в тесной взаимосвязи с другими педагогами и имеет различные формы: беседы с детьми в утреннее время и во время свободной деятельности, где моделируются и анализируются заданные ситуации) ; в досуговой деятельности, в игровой деятельности (развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, на музыкальных занятиях с использованием элементов психогимнастики, этюдов и упражнений подражательно- исполнительского и творческого характера на мышечную релаксакцию, на развитие способности к эмпатии (сопереживанию, на формирование позитивного отношения к окружающим и своему Я, на осознание своих характерных особенностей, на регулирование имеющихся у них неуверенности, тревожных состояний, страхов, которые препятствуют полноценному развитию детей .

Предлагаемый игровой материал с успехом может использоваться педагогами, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Здесь органично вплетается в него этюд на выражение эмоций. Дети мимикой, голосом и жестами изображают капризных, недовольных детей, а затем весело убегают от дружочка – ремешочка.

Игра «Дружочек – ремешочек»

Сидя на ковре, дети мимикой, жестами и голосом изображают капризуль:

«Раздень меня, разуй меня, уложи меня, поверни меня».

Ребёнок – папа: «И разденет, и уложит мой дружочек – ремешочек! ».

Игра завершается весёлыми догонялками.

«Золотыми вкраплениями» в занятия, по мере поступления сложных ситуаций, включаю этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Учись прощать», «Умей слушать другого».

       И, конечно, в  работе музыкального руководителя не обойтись без взаимодействия с родителями. Можно использовать такие формы работы с родителями, как совместные проведения досугов, праздники семейного общения, которые стараемся с родителями делать любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.

       Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним.

      Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми.

      Доброжелательная улыбка педагогов и родителей, их поддержка и старание в создании общего эмоционально – позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, делает его пребывание в коллективе детей счастливым и желанным.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

      Музыкально-ритмическая деятельность, как средство создания хорошего настроения и доброжелательного отношения в  детском коллективе.

                                     

          Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

           Поэтому немаловажной задачей в работе можно отметить формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в детском коллективе. Ведь именно здесь, в детском саду, дети проводят большую часть времени, а сверстники являются их основным кругом общения.  

           Может стать доброй традицией приветствие на музыкальном занятии , благодаря которой создаётся определённый позитивный настрой на весь день. Дети радуются друг другу, солнечному утру, воображаемым животным и птицам, цветам и деревьям.

Так, например, музыкальное занятие можно начать с приветствия :

Минутка вхождения в день

Солнце проснулось, (ладошки скрещены над головой, пальцы – это лучики)

Всем улыбнулось (разводят руки в стороны) .

Согрело ладошки (потирают ладошки,

Цветы на окошке (кисти рук – бутон, раскрывается,

Носы, конопушки (точечное касание носа, щёк) ,

У зайчика ушки (шевелят ладошками – ушками над головой)

С небес посмотрело (руку козырьком ко лбу)

И нежно запело: «А-а-а-а-а-а-а-а! » (кластерное пение, т. е. без определённой высоты, как можно выше, руки поднимают вверх, тянутся к солнышку) .

        В копилке музыкальных руководителей есть упражнения и песенки для создания позитивного микроклимата в детском коллективе: мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства ответственности друг за друга, песенки, которыми дети объясняются в любви к родителям и друг другу.

Песенка «Ключик в сердце»

(Левая ручка на сердечке, в правой – воображаемый ключик, ладошки – дверцы открываются, покачивание сцепленными руками, обнимаются) .

Ключик в сердце повернись

Дверка в сердце отворись,

Спой волшебные слова:

«Я, мой друг, люблю тебя! »

Или, если слова обращены к маме:

«Мамочка, люблю тебя! »

Мирилка «Повторяй за мной скорей»

Долго в ссоре быть нельзя, (отрицательный знак пальчиком) ;

Перестань сердиться (шутливо грозят друг другу) ;

Чтобы стало веселей, (качают сцепленными мизинчиками) ;

Будем мы мириться (друг другу подают руки) ;

Прыг, скок, подружись, (прыгают, взявшись за руки) ;

И со мной ты покружись (кружатся) ;

Прыг, скок, веселей, (прыгают, взявшись за руки) ;

Повторяй за мной скорей! (хлопают в ладоши) ;

На заключительный фрагмент музыки показывают друг другу смешные движения, пытаются их повторить в совместном танце.

Мирилка «Давай дружить! »

Слова неизвестного автора,

Хватит, нам уже сердиться, (грозят друг другу пальчиком)

Веселятся все вокруг! (Смотрят направо, налево) ;

Поскорей давай мирится: (соединяют мизинцы) ;

Ты мне друг! И я твой друг! (Протягивают друг другу ладошки) ;

Мы обиды все забудем (покачивают сцепленными руками) ;

И дружить как прежде будем! (Рукопожатие, обнимаются) .

Мирилка «Рассержусь – улыбнусь»

Скажешь громко: «Рассержусь!» (Тремя притопами отворачиваются) ;

Скажешь тихо: «Улыбнусь! » (Улыбаясь, поворачиваются) ;

Долго в ссоре быть нельзя, ( подают друг другу мизинчики) ;

Мы с тобой опять друзья! (Обнимаются) .

Мирилка «Стань добрей! »

Слова неизвестного автора,

Чтобы солнце улыбалось, (ладошки скрещены над головой) ; Нас с тобой согреть старалось, (соединяют ладошки, выполняя вместе маятниковые движения) ;

Нужно просто стать добрей (хлопают по ладошкам друг друга - ладушки) ;

И мирится нам скорей! (Соединяют руки в рукопожатии) .

Текст может пропеваться и проговариваться, с музыкальным сопровождением и без, что позволяет его использовать не только на музыкальных занятиях, но и в любых видах деятельности, как динамическую паузу, или организационный момент, чтобы собрать внимание детей и настроить их на «радость» и «творчество», на доброе отношение друг к другу и ко всему живому.

           Важной задачей по воспитанию социально- коммуникативных отношений считаю включение во все виды деятельности дошкольников коммуникативные танцы и игры. В коммуникативных танцах и играх эффективно решаются следующие направления воспитательной работы:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.

Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях с участием родителей, и на прогулках.

Очень часто при распределении ролей в играх, или музыкальных инструментов, между детьми возникают разногласия. Их можно избежать, если использовать в работе коммуникативные игры.

«По дорожке мы шли».М. Картушиной

(Вариант распределения различных шумовых инструментов)

В обруче, или просто лежат по кругу – инструменты, дети, взявшись за руки, идут, поют или проговаривают слова:

«По дорожке мы шли, инструменты нашли (останавливаются)

Инструменты взяли, весело сыграли! » (берут инструмент, играют) .

«Жу-жу-жу»

(Вариант раздачи инструментов)

Детям предлагается закрыть глаза в ожидании сюрприза, водящий  произносит или поёт:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я бубен положу? »

Или: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я ложки (врубель, трещотку, шумелку) положу? »

Как правило, конфликтов и недовольств не бывает.

       Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции другого человека. Обучая ребёнка «взгляду со стороны»,  мы тем самым,  помогаем ему,  по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.

   Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

      Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

         Работа проводится в тесной взаимосвязи с другими педагогами и имеет различные формы: беседы с детьми в утреннее время и во время свободной деятельности, где моделируются и анализируются заданные ситуации) ; в досуговой деятельности, в игровой деятельности (развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, на музыкальных занятиях с использованием элементов психогимнастики, этюдов и упражнений подражательно- исполнительского и творческого характера на мышечную релаксакцию, на развитие способности к эмпатии (сопереживанию, на формирование позитивного отношения к окружающим и своему Я, на осознание своих характерных особенностей, на регулирование имеющихся у них неуверенности, тревожных состояний, страхов, которые препятствуют полноценному развитию детей .

Предлагаемый игровой материал с успехом может использоваться педагогами, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Здесь органично вплетается в него этюд на выражение эмоций. Дети мимикой, голосом и жестами изображают капризных, недовольных детей, а затем весело убегают от дружочка – ремешочка.

Игра «Дружочек – ремешочек»

Сидя на ковре, дети мимикой, жестами и голосом изображают капризуль: 

«Раздень меня, разуй меня, уложи меня, поверни меня». 

Ребёнок – папа: «И разденет, и уложит мой дружочек – ремешочек! ». 

Игра завершается весёлыми догонялками.

«Золотыми вкраплениями» в занятия, по мере поступления сложных ситуаций, включаю этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Учись прощать», «Умей слушать другого».

       И, конечно, в  работе музыкального руководителя не обойтись без взаимодействия с родителями. Можно использовать такие формы работы с родителями, как совместные проведения досугов, праздники семейного общения, которые стараемся с родителями делать любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.

       Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним.

      Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми.

      Доброжелательная улыбка педагогов и родителей, их поддержка и старание в создании общего эмоционально – позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, делает его пребывание в коллективе детей счастливым и желанным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических пособий по развитию восприятия цвета, как средство создания положительного настроения у детей раннего возраста.

Мы предлагаем вам несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Я хочу поделиться с вами очень простыми, но в то же время очень интересными, а главное- познавательными играм...

Круглый стол по теме: «Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми посредством сказкотерапии».

Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...

Картотека психологических игр для создания хорошего настроения

Подборка психологических игр способствующих благоприятномк микроклимату в группе...

Поддерживай хорошее настроение, будь доброжелательным

В хорршем настроении чловек становится добрее, отзывчивее и красивее....

Методы формирования доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в этом возрасте начинают формироваться нравственные...

НАРУШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОГО САДА

Взаимодействие дошкольника со сверстниками сложный процесс, существенным образом влияющий на развитие личности. Понимание процессов происходящих в межличностных отношениях дошкольников...

Подборка социоигр для создания хорошего настроения в средней группе

Подборка социоигр для создания хорошего настроения...