«Музыкальная шкатулка»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Латкина Ирина Васильевна

весенняя тематика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx28.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия (старшая группа) на тему:

«Музыкальная шкатулка»

Цель: 

Активизировать  музыкальную деятельность воспитанников через интеграцию образовательных областей.
Задачи:

Образовательные – формировать творческие способности детей.

Развивающие –  развивать эмоциональную отзывчивость и умение двигаться под музыку;

учить самостоятельно выполнять перестроения;

развивать вокально-хоровые навыки;

развивать музыкально-ритмический слух (закрепление длительностей- длинные и короткие звуки, научить повторять точно заданный ритм);

развивать певческий голос, чистоту интонирования  и звуко-высотный слух;

развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления;

учить детей мыслить, слышать звуки природы;

закреплять навык координации пения и движения, при  исполнении хороводной песни;

приобщать к игре на детских музыкальных инструментах.

Воспитательные – воспитывать слушательскую культуру и интерес к музыкальной деятельности через восприятие классической музыки, прививать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция с другими образовательными областями по ФГОС:

Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через  музыкально- ритмические  движения, формировать правильную осанку.

Речевое развитие: развивать связную речь, умение высказывать свои впечатления,  активизировать словарный запас детей.

Познавательное развитие: расширять знания и представления детей об окружающей природе, закрепить в сознании детей признаки ранней весны, сезонные изменения в природе.

Социально-коммуникативное развитие: формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива; содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий; развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; вызывать интерес к совместному выполнению заданий; воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу; учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Художественно-эстетическое развитие: воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.

В образовательной деятельности использовала следующие методы и приемы:

- словесный (вопросы, небольшие стихотворения, пропевание слов под музыку (песенный репертуар);

-игровой (сюрпризный момент –«шкатулка» (использовался для мотивации, постановки проблемы, что  активизировало детей на дальнейшую работу), музыкально-ритмическая игра «Весенняя телеграмма»

- практический (выполнение движений под музыку, пение).

-наглядный (картинки и видео фрагменты  на  мультимедийной  установке).

Ход занятия:

На вход звучит пьеса «Весёлые ладошки»

Дети с воспитателем входят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Их встречает музыкальный руководитель.

М.Р. Дорогие, ребята! Я рада вас видеть в нашем музыкальном зале, а хозяйка в нём – музыка. Вот и приветствуем мы с вами друг друга музыкально, распевно, протяжно (в пределах примарных звуков, в любой импровизации, пропеваю, «Здравствуйте, ребята!» и жду музыкальный ответ «Здрав-ствуй-те!»)

Ребята, а как вы думаете, музыка всегда одинакова или она бывает разной? (ответы детей) Всё правильно. Каждый день на занятие вас встречает разная музыка. А сегодня  какая встретила? (ответы детей) Она была весёлая, радостная, озорная, подарила нам доброе настроение и настроила на хороший лад.                                    

                                            «В шкатулке музыкальной

                                              Мелодии живут.

                                              Открою я шкатулку

                                              И музыка уж тут»

Сейчас из нашей шкатулки будут звучать мелодии, различные по характеру, а мы с вами будем двигаться под эту музыку, внимательно слушать её и менять свои движения.

(муз. рук-ль и воспитатель раздают ребятам флажки)

 «В руки мы флажки возьмем

                                           И по кругу все пойдем.

      Свой флажок мы всем  покажем

                                           Вверх поднимем и помашем»

(звучит музыка с перестроениями – марш, бег, полька)

(после выполнения, ребята садятся на стульчики, собрать флажки)

Ребята, давайте определим музыкальные жанры, которые сейчас звучали?

Мы крепко шагали и высоко поднимали свои ножки, когда звучал…Марш!

Легко и игриво прыгали, когда играла…Полька! Всё верно!

А если бы нам захотелось плавно качаться и кружиться…Вальс! Молодцы!

 ё(фоном звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский)

 

«Что за чудо, что за диво,

Льётся музыка красиво»

Прислушайтесь, до нас доносятся звуки. Ребята, это наша музыкальная шкатулка приглашает нас в концертный зал. А мы с вами знаем, как должен вести себя воспитанный человек в культурном месте. Проходите, ребята, занимайте свои места, присаживайтесь.

                                             «Сидим спокойно и скромно

           Ведём себя хорошо и достойно»

Для музыки нужна тишина и воображение. В произведении, которое сейчас прозвучит можно услышать журчание ручейков, шум ветра и звон капели.

А написал эту пьесу П.И.Чайковский (показать портрет) – нам уже знаком  этот великий русский композитор, его музыку знают и любят во всём мире и взрослые, и дети. 

«Чей то нежный голосок

                                                Еле-еле слышен

    Кто, расправив лепестки

                                                Из под снега вышел.»

Вы правильно отгадали мою загадку. Это подснежник – первый весенний цветок, который  пробивается к солнцу.

(слушание – звучит «Апрель. Подснежник» П. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»)

(воспитатель и муз.рук-ль незаметно раскладывают на ковре подснежники)

Какая музыка звучала? Как рассказывала  она о природе?

Нежная, лёгкая, воздушная, иногда робкая, ласковая. Мелодия полетная, будто цветок покачивается на ветру.

А всегда ли она была нежной и осталась спокойной? Где музыка поменяла характер, где она изменилась, в какой части произведения это произошло – в середине или в конце?

В середине мелодия стала взволнованной, немного тревожной. Музыка рассказывает о том, что ярко солнышко светит еще не всегда, бывает холодно, темно и ненастно.

Молодцы, ребята, вы уловили настроение этого произведения, а теперь посмотрите, (иллюстрация с изображением ранней весны)

у меня в руках иллюстрация. Что на ней изображено?

Верно, весна. А как вы думаете, какую весну рисует нам музыка?    (рассмотреть иллюстрацию поближе) 

 (учить отвечать полным предложением)

Всё правильно, ребята, эта ранняя весна.

А какие признаки ранней весны вы знаете?

Снег чернеет и тает, появляются сосульки, звенит капель, бегут ручьи, всё  это происходит потому что, солнышко греет теплее.

(обратить внимание детей назад)

Ребята, обернитесь, посмотрите, какая полянка из подснежников появилась. Это благодаря волшебной силе музыке распустились цветочки. Предлагаю вернуться назад и рассмотреть всё поближе.

                             «Природа проснулась, всё радостью дышит,

                              Становятся дни всё длинней и длинней.

                              И солнце по небу гуляет всё выше

                              И веет теплом от полей».

 Давайте мы с вами для солнышко споём небольшую попевку, чтобы оно ещё выше и выше поднялось.

(вокальное упражнение для распевания «Светит солнышко»)

                                «К солнышку потянулись и улыбнулись,

                                 Лучик взяли, к сердцу прижали»

Весна – замечательное время года. Весной природа просыпается, оживает.

А  теперь, послушайте, какая песня звучит из нашей шкатулки? Это мелодия преподнесёт нам новые сюрпризы…

(звучит мелодия песни «Рано на зорюшке мы вставали», воспитатель на ковре раскладывает разноцветные цветочки)

Я рада, что вы узнали хороводную песенку про солнышко.

Посмотрите, ребята, в полюшке рядом с подснежниками распустились другие алые цветики. Мы сейчас отправимся с вами на эту чудесную полянку, да соберём цветов целую охапку. Только подснежники мы с вами рвать не будем, мало их осталось в природе. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, а это значит, что новые цветы не вырастут. Некоторые люди не знают, что цветов этих мало, и рвут их, а мы с вами знаем, что подснежники нужно сохранить и не будем их срывать, а будем другие луговые цветы собирать.

(хороводным шагом дети выходят на песню

 «Рано на зорюшке мы вставали»)

(после исполнения дети садятся на стульчики, собранные цветы дарят муз.рук-лю и воспитателю)

А теперь давайте закроем глаза и прислушаемся…звуки природы слышны из нашей музыкальной шкатулки.

(звучит пьеса «Птички летают»)

Это перелётные  птицы возвращаются к нам с юга. Для того чтобы они поскорее вернулись домой, отправим дятла с телеграммой. А что такое телеграмма? Это короткое письмо. Я буду читать текст и отстукивать ритм,  на каком инструменте? Верно, это ксилофон, ударяя по его деревянным пластинкам, можно представить как дятел сел на дерево и пишет своё небольшое письмо, вы внимательно слушайте  длинные и короткие звуки, а затем повторяйте за мной.

                    (раздать ребятам ударные музыкальные инструменты)

(речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма»)

                                   «Дятел сел на толстый сук,
                                    Тук, Тук!
                                     Всем друзьям своим на юг;
                                     ту-ки – Тук! 
                                     Телеграмму срочно шлёт

                                     ту-ки –Тук, ту-ки – Тук!

                                     Что весна уже идёт,
                                     Тук, Тук, Тук, Тук!
                                   
Что растаял снег вокруг,
                                     ту-ки –Тук, ту-ки – Тук!

                                     Что подснежники цветут;
                                     Тук, Тук, ту-ки-Тук!

Молодцы, ребята! Спасибо, что помогли отправить телеграмму, теперь то, уж точно она быстро дойдёт до адресата.

А наша занятие подходит к концу, давайте, вспомним о чём нам сегодня рассказала музыкальная шкатулка? С творчеством какого композитора она нас познакомила? Какие музыкальные жанры мы с вами знаем и сегодня их вспомнили и исполнили?

                                         «Песенку про солнышко запевали,

                                           И ритмические задачки решали,

                                           Цветики в полях собирали,

                                           И в концертном зале побывали»

Закрывается шкатулка и музыка смолкает, но впереди у нас с вами ещё много чего увлекательного и интересного, главное дружить с музыкой!

(пропевая) Ребята, до свидания!

 (жду интонационный ответ) До – сви – да – ни – я!

(звучит пьеса «Весёлые ладошки» дети выходят из музыкального зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"

Занятие построено на  ознакомлении с нотной грамотой и формировании ладового чувства с дошкольниками старшего возраста...

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы "Музыкальная шкатулка"

Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности....

«Музыкальная шкатулка» (открытое музыкальное занятие для детей старшей группы)

Формировать представления о ладе в музыке; Учить слушать музыкальные произведения; Развивать творческую фантазию и воображение....

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»(направленный на развитие музыкальности дошкольников) ЦЕЛЬ: Отработка тво...

Сценарий проведения музыкального конкурса «Музыкальная шкатулка»

Поселилась красота в сердцах навек,Восхитительна и радужна она.Даже если за окном то дождь, то снег,Здесь у каждого в душе живет весна.Потому что люди верят в сказки снов,Их сердцам всегда уютней и те...

Конспект музыкального занятия "Музыкальная шкатулка" вторая младшая группа

Конспект музыкально-ритмического занятия во в торой младшей группе на тему "Музыкальная шкатулка"...