Использование ритмических игр со словом на музыкальных занятиях в ДОУ
методическая разработка по музыке

Новосельцева Светлана Борисовна

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ritmicheskih_igr_so_slovom.docx20.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Детский сад № 69»

Использование ритмических игр со словом на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкальный руководитель

С.Б. Новосельцева

г.Шахты

2016г.

В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка.

Поскольку игра - это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, то целесообразно развивать чувство ритма у детей в виде творческой игры.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.  Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Актуальность работы:

Развитие музыкально- ритмических способностей, которые способствуют формированию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, с помощью музыкальных игр.

Цель работы:

Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально- ритмических способностей посредством музыкальных игр.

В соответствии с этим музыкальная игра решает следующие задачи:

Создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие музыкально- ритмических способностей дошкольников.

Развивать у детей звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма и метроритмические чувства, рече-двигательную координацию, навыки элементарного импровизационного движения в процессе музыкальных игр.

Чтобы лучше понять тему, предварительно я изучила опыт известных ученых педагогов. Так мне стало известно, что систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX века Э. Ж. Далькроз.

Он создал систему ритмических упражнений, в которых музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. А также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре – прообразе будущей серьезной жизни. Э. Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера, интеллекта человека.

Широко известен австро-немецкий педагог-музыкант и композитор Карл Орф, чья система музыкального воспитания детей основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование, а так же ритмические и мелодические упражнения.

Так же К. Орф считал наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические, духовые, струнные (смычковые и щипковые). Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.

Музыкально-ритмическим воспитанием детей и юношества в нашей стране занимались такие специалисты как А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина и их ученики – А. Н. Зимина, М. Л. Палавандашвилли.

Из современных педагогов-новаторов хочется выделить И. Каплунову и И. Новоскольцеву. Они создали программу «Ладушки», являющуюся оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности. Элементы программы «Ладушки» вошли в основу моего методического обеспечения.

Сама серия «Ладушки», помимо основной программы, состоит из разных тематик и одна из них: «Этот удивительный ритм» пособие по развитию чувства ритма.

Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма и содержит увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми.

Для того чтобы выполнять свою задачу по развитию чувства ритма с помощью игры, мне пришлось начать создание определенных условий. Развивающая среда была призвана предоставить детям возможность обучаться в комфортной творческой обстановке. Конечно, в моем детском саду эта среда ещё только совершенствуется, но я уже успела многое сделать.

У меня имеется атрибутика (игрушки и картинки) для музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма из пособия И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». Я начала работу с педагогами детского сада, а так же с родителями.

Для самостоятельного активного, целенаправленного развития детей в группах имеются:

-шумовые и музыкальные инструменты;

- воспитатель иногда сам проводит музыкально-дидактические игры;

Одной из важнейших задач по работе с педагогами-воспитателями является согласованность действий. С этой целью проводились следующие мероприятия:

- Беседа о «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

- Консультация «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов».

-Консультация «Музыкальная игрушка» (объяснялось, для чего в каждой группе нужны шумовые и музыкальные инструменты).

- А так же каждому воспитателю давалась информация о содержании различных музыкально-ритмических игр с целью проведения их внутри группы в свободное от других занятий время.

Прежде чем начать работу в социуме на предмет дальнейшего развития ритмических способностей у детей из старшей-подготовительной группы, я занималась с ними в музыкальном зале. Давала разнообразные ритмические задания-упражнения в игровой форме. Это делалось не только с целью развития ритма, но так же помогало раскрепощению ребят. Постепенно выступая друг перед другом, перед воспитателями и родителями – мои дети из старшей-подготовительной группы смогли дойти до того уровня подготовленности, чтобы выступить со своими номерами  на городских конкурсах. После чего я отметила так же позитивные эмоции и положительный эффект в плане ритмического развития.

Тема развития ритма является для меня очень интересной и многогранной, что подтолкнуло к более глубокому, тщательному ее изучению.

Польза музыкально-ритмической игры неоценима и помогает развитию эмоционально-образного восприятия, выразительности движения и многим другим психическим процессам в организме ребенка.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев. Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием решают следующие задачи:

1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:

• эмоциональную отзывчивость на музыку;

• слуховое внимание;

• музыкальную память;

• ладовое чувство;

• тембровый, звуковысотный и динамический слух;

• чувство ритма;

2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.

3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй.

4. Улучшать дикцию детей.

5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.

7. Укреплять голосовой аппарат.

8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

В основе большинства игр – короткие тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:  ознакомление с игрой, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Базой для речевых упражнений, служит как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов - металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных («шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).

Особое внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка - «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М. Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламациями легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными упражнениями, подготавливающими детей к пению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях в ДОУ.

Доклад музыкального руководителя для педагогического совета....

Использование презентации ppt "Дед Мороз" на музыкальном занятии для детей подготовительной группы.

30 декабря в нашем детском саду мы провели занятие "отражение праздника Новый год". Детям предоставилась возможность поменяться ролями: они рассказывали стихи своих товарищей, танцевали танцы, в котор...

Использование информационных и компьютерных технологий на музыкальных занятиях.

С помощью широкого спектра информационных технологий можно не только обогатить преподаваемый учебный материал, но и повысить интерес к изучаемому предмету, расширить общий кругозор учащихся, в полной ...

Художественное слово на музыкальном занятии, как важный фактор духовно-нравственного воспитания детей в группе раннего возраста.

Очень важно в работе в воспитании детей использовать художественное слово. Народная сказка – это основа воспитания ребенка с самого раннего возраста.На основе сказок строится воспитательное воздействи...

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация: в статье рассматриваются сущность таких понятий, как «музыкально-ритмические способности, ритм, чувство ритма. Особое внимание уделяется вопросу формирования ртимически...

Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников на музыкальных занятиях

На музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только музыкально-ритмические движения выпадают из этого ря...

Музыкально ритмические движения у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОО. Выступление на ГОР МО

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластике, интеграции различных видов художественной деятельности....