Игровой тренинг для дошкольников «Народные игры для личностного развития детей»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Ключникова Ольга Васильевна

Народные игры благодатный материал для полноценного психического и личностного развития детей, т.к. их содержние, правила оттачивались веками и перешли от поколения к поколению. Эти игры помогут развитить у детей все психические процессы, эмоционально - волевую сферу, стимулировать речь, помогут преодолеть возрастные страхи, снизить агрессивность и тревожность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 173

Игровой тренинг для дошкольников

«Народные игры для личностного развития детей»

Автор педагог-психолог ВКК: Ключникова О.В.

Цель: создание условий, с помощью народных игр:

  •  для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей в процессе их социализации в ДОУ;
  • для формирования способности к активному социальному взаимодействию;
  • для профилактики проблем личностного и интеллектуального развития детей (результатом является достижение воспитанниками психологической готовности к школе)

Задачи:

  • формировать у детей способность к контролю и самоорганизации;
  • содействовать профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье (профилактике страхов), а также в речевом развитии детей;

Оборудование:

элементы народного костюма у педагога - психолога (павло посадский платок, например);

☺ сказочная мелодия фоном;

∞ тоннель из подручных материалов (для профилактики страха темноты и тесного пространства, могут использоваться спинки стульчиков, покрытые покрывалом  и т.п.)

Примечание: для детей младшего дошкольного возраста опускается пояснение, что развивает у детей та или иная народная игра. Психолог и дети просто вместе эмоционально играют, с целью развития всех психических процессов у детей (памяти, внимания, речи!, восприятия, мышления), эмоций и чувств, воображения, крупной и мелкой моторики.

Ход тренинга:

Традиционное приветствие (дети сидят):

Здравствуйте, дети! (ответное приветствие)

Лучшие на свете!

Шла я шла,

И к вам пришла!

Чтобы с вами поиграть!

Про народные игры рассказать!

Мотивационный этап:

Это чудо - чудеса!

Наш народ живёт века!

Дети в народе рождаются

И в играх развиваются!

Учатся дружить, играть

И друг другу помогать!

Правила запоминать!

И слова не забывать!

- Знаете ли, любите ли вы народные игры? (ответы)

- А какие? а что любите эту игру, что она развивает у детей? (ответы)

- Я к вам пришла рассказать про свои любимые с детства народные игры. хотите узнать и поиграть? Ну, слушайте!(далее загадочным голосом на фоне сказочной мелодии)

- Давным давно, что и не вспомнить когда, жил поживал наш российский многонациональный народ. Дети и в те времена были весёлые, активные и  хотели поскорее вырасти и всему научиться. И стали они жизнь взрослых отображать, т.е играть и себя в трудовых навыках тренировать.

Вот, например, как в шуточной, весёлой игре про бабу, которая сеяла горох и у неё почему - то обвалился потолок (наверно для рифмы), а ещё этой бабе повезло, п.ч. она шла - шла и пирожок нашла (наверно дети кушать хотели, когда игру сочиняли и придумали про пирожок).

-  Интересно окунуться в стародавние времена и поиграть и поиграть в старинные народные детские игры? (ответы детей)

- Кому интересно? Поднимите руки! Опустите! Вдохните побольше храбрости! Наберитесь терпения! Закройте плотно рты! И бесшумно (психолог говорит тихим, заговорческим голосом) проползайте через сказочный тоннель времени в стародавние времена.

- Вот и первая игра:

«Баба сеяла горох» (в круге, с убыстрением при повторе)

Цель: развитие слуховой памяти, стимуляция речевой деятельности у детей с ЗРР, стимуляция совместной произвольной выразительной двигательной активности, развитие саморегуляции и желания соблюдать правила игры, умения выражать и понимать эмоции.

Ход игры:

Правила: дети образуют круг, в центре которого один из них. Все вместе поют и делают то, что «баба» в песне:

Баба сеяла горох. (имитация сеяния) Ох! (ладошки на щёчки с удивлением)

Уродился он не плох!(руки высоко вверх) Ох! (ладошки на щёчки)

Прыг-скок, прыг скок, (прыжки на 2-х ногах)

Обвалился потолок. Ох! (ладошки на щёчки с удивлением, присев)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на 2-х ногах)

Баба шла, шла, шла, (имитация долгой ходьбы) 

Пирожок нашла, (имитация перекладывания пирожка в ладошках) 

Села, (присесть)

Поела, (имитация еды)

Опять пошла. (ходьба)

Баба стала на носок, (по тексту)

А потом на пятку, (по тексту)

Стала русского плясать, (по тексту)

А потом вприсядку. (пружинки)

- Понравилась игра? А чем?(выразительная, активная (динамичная), озорная)

- Ещё поиграем, только теперь в ускоренном темпе (игра повторяется по желанию детей)

«Шел козел по лесу» (в круге)

Цель: развитие коммуникативных умений (особенно у тревожных, замкнутых, агрессивных) детей; стимуляция выразительной речевой активности детей, умения проговаривать слова с движениями, умения изображать козлика.

Пояснение: в каждом дворе были домашние животные, о которых заботились не только взрослые, но и дети, кормили, пасли. Была у детей и такая шуточная игра - пляска про маленького козлика, которая учила быть как маленький козлик - активным, весёлым, дружным, интересным, а не капризным нытиком (избалованных, капризных, унывающих во все времена не любили, с ними уныло), уметь пригласить пару и дружно станцевать.

Правила: участники встают в круг и берутся за руки. Один ребенок изображает козлика (становится в центр круга и идёт навстречу движения хоровода, выставив рожки). Дети, двигаясь, по кругу, поют, а козлик выбирает себе пару и в паре дети выполняют движения по тексту.:

Шел козёл по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел козел принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Хвостиком помашем, помашем, помашем.

И опять попляшем (уже двое идут выбирать каждый себе новую пару).

Игра повторяется пока каждый ребёнок не будет вовлечён в пляску.

Пояснение- рассказ (сидя на ковре): Переместимся вместе с ребятишками из старых времён к дикому лесу. Проигрывали дети и свои страхи перед дикими животными, чтобы быть осторожными, знать, что дикие животные опасны и не надо забредать туда, где они. Например, страх медведя или волка, проигрывали в известных народных играх «У медведя во бору», "Гуси - гуси, га, га, га" и др.

Пояснение: А теперь  снова мысленно вернёмся в деревню и представим, что чей - то папа работает мельником на мельнице.  Дети, наблюдая за его работой, учились у него необходимым в труде мельника навыкам: трудолюбию, переключению внимания,  скорости реакции и играли в такую игру на внимание:

 «Мельница»(сидя или стоя в круге)

Цель: тренировать у детей умение произвольно изменить свою деятельность по правилу, по определённому слову.                                                                         Правила: дети стоят или сидят в круге и каждый, не сходя с места, кружится вокруг себя, или выполняет "мельницу" указательными пальчиками, или кулачками (по показу психолога) и поет, а на последнем слове нужно остановиться и стоять (или сидеть), не шевелясь. Кто пошевелится или упадет – выходит из игры.

Ход игры:

Мели, мели мельница, жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!

Стабилизация эмоционального фона настроения:

- Молодцы! Хорошо играли!

Старинные народные игры изучали!

Но пришла пора возвращаться нам друзья!

1,2,3, набрали в рот тишины!

1,2,3,4,5! Повернёмся все опять!

Традиционное прощание:

Возвращение по тоннелю времени в группу, размещение на стульчиках.

Элементы рефлексии:

- где мы побывали при помощи тоннеля времени?

- чему научились?

- что запомнилось?

- что может пригодиться и в современной жизни?

В конце игрового тренинга педагог - психолог "угощает детей пирожками" (индивидуальные раскраски, наклейки), приговаривает: «Не красна изба углями, а красна пирогами».

- Дружно всегда играйте и о чём узнали, не забывайте!

- Домашнее задание: 

  • посмотреть детский фильм "Подкидыш" (1939 г, "Мосфильм"), где девочка разучивает с дядей игру " Баба сеяла горох";
  • раскрасить раскраску, чтобы запомнить разученные народные игры.

http://ck.ot7.ru/uploads/3/4/4/Ded-pozval-babku-na-pomosch_34484.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1809111/c58d2d1c-acf1-4bc2-b53a-16a93c036f41/s1200   http://stabilo4kids.ru/raskraski/pdf/415.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."

Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."...

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...

Презентация " Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе в социально- личностном развитии детей дошкольного возраста"

Технология используется как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....

Консультация: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский...