Музыкальные занятия для детей дошкольного возраста с аллергопатологией как средство профилактики и реабилитации воспитанников
статья по музыке

Петрова Наталья Мирославовна

Музыкальные занятия для детей дошкольного возраста с аллергопатологией как средство профилактики и реабилитации воспитанников.

                                                                                 Забота о человеческом здоровье, тем более

здоровье ребенка – это, прежде всего,    

забота о гармонической полноте всех

физических и духовных сил, и венцом этой

гармонии является радость творчества.

В.А. Сухомлинский.

Здоровье детей - тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов. Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию названы, плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды.

Музыкальные занятия для детей, как средство здоровьесберегающих технологий имеет уникальные возможности.

Можно считать твердо установленными следующие факты:

  • Музыка оказывает заметное воздействие на дошкольников.
  • Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
  • Музыка повышает и понижает мышечный тонус.
  • Восприятие и исполнение музыкальных произведений стимулирует появление эмоций.
  • Музыкальные занятия с дошкольниками стимулируют процессы восприятия и памяти, активизируют творческое мышление.

Каждый музыкальный руководитель может изменять при помощи музыки настроение и мироощущение своих воспитанников.

Подбирая репертуар на музыкальных занятиях можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Музыкальные занятия очень любимы у дошкольников. На занятии много разделов, которые связано с общим развитием ребенка и формирование его личностных качеств.

Пение – один из любимых детьми видов деятельности. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает именно ритм музыкального произведения, что особенно важно для детей, страдающих такими заболеваниями, как бронхиальная астма, осложненная аллергическими проявлениями.

В процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния организма, улучшается обмен веществ, стимулируется дыхание, кровообращение, тонизируется центральная нервная система, активнее идут восстановительные процессы.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия напряжения и для самовыражения. Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует нижнего диафрагмального дыхания, которое очень полезно для здоровья. Оно является профилактикой для детей с аллергопатологией. Такой способ дыхания максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам, что благотворно влияет на здоровье детей.

На музыкальных занятиях я использую различные дыхательные упражнения:

  • глубокий вдох и медленный выдох («Мыльные пузырики»);
  • глубокий вдох и резкий выдох («Кораблик»);
  • резкий вдох и резкий выдох («Одуванчик»);                                      
  • резкий вдох и долгий выдох («Насос»).

Дыхательные упражнения – это активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.

Являясь музыкальным руководителем, я считаю своей основной задачей создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья моих воспитанников. Развиваю интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедряя эти технологии в образовательный процесс. Закрепляю навыки и умения дошкольников с целью улучшения их психики и их комфортного состояния в образовательном процессе.

На занятиях я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  • вокалотерапию;
  • ритмотерапию;
  • улыбкотерапию.

Дети очень уязвимы с психологической точки зрения. Оздоровительная польза пения очень велика.

Во время пения дыхание налаживается, улучшается вентиляция организма, что позволяет избежать приступов бронхиальной астмы.

Правильное дыхание – не единственная цель на занятиях. Использую дыхательные и голосовые упражнения, которые решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи.

Это могут быть:

  • Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
  • Упражнения оздоровительного физвокалиста А.И. Попова.

Это – упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья, основанные на пропевании определенных звуков или звуковых сочетаниях.

Гласные звуки:

А - снимают любые спазмы, лечат сердце;

Э – улучшают работу головного мозга;

И – лечит глаза, стимулируют сердечную деятельность;    

У – улучшает дыхание.

Звукосочетание:

ОМ – снижает кровяное давление;

УХ, ОХ, АХ – стимулирует выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Согласные:

В,Н,М – улучшают работу головного мозга;

Ч – улучшает дыхание;

М – лечит сердечное заболевание.

Ритмотерапия

На своих занятиях я использую приемы ритмотерапии, посредствам включения в ход занятие различные музыкально-ритмические упражнения, которые очень помогают снять приступы бронхиальной астмы.

Переключение внимания детей на другой вид деятельности способствует эмоциональной разрядке детей, что позволяет снять нервное и психомышечное напряжение.

В.А. Гиляровский писал, что ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение.

Она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизированию коры головного мозга.

Улыбкотерапия

Музыкальные занятия снимают нервно-психические перегрузки, восстанавливают эмоционально- энергетический тонус, что благотворно влияет на дошкольников с аллергопатологией.

Поэтому очень важно на занятиях создавать благоприятный эмоционально-психологический климат. Здесь следует отметить огромную роль улыбки на занятиях, улыбки и педагога, и детей. Во время пения за счет улыбки улучшается качество звука – он становится светлым, чистым, свободным.

Т.О. можно сделать следующие выводы:

  • Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий очень эффективны в плане профилактики и реабилитации дошкольников с аллергопатологией.
  • Музыкальные занятия способствуют формированию здорового образа жизни.

Рекомендации родителям.

  • Работа, которая ведется мною на музыкальных занятиях, должна закрепляться в домашних условиях. Поэтому одной из составляющих моей работы является просвещения родителей.

Для этого я использую различные формы работы:

  •  письменные и устные консультации;
  •  статьи об охране детского голоса;
  •  папки – передвижки с различной информацией;
  •  перечень различных дыхательных упражнений, которые родители могут выполнять вместе с детьми.

Рекомендации педагогам.

В том же направлении проводится работа с педагогами. Чаще использовать дыхательные упражнения во время физ. минуток. Во время занятий использовать музыкальные паузы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                  Петрова Наталья Мирославовна, музыкальный руководитель

                                                  ГБДОУ №35 компенсирующего вида Московского района

                                                                        Санкт-Петербурга

Музыкальные занятия для детей дошкольного возраста с аллергопатологией как средство профилактики и реабилитации воспитанников.

        Забота о человеческом здоровье, тем более

здоровье ребенка – это, прежде всего,    

забота о гармонической полноте всех

физических и духовных сил, и венцом этой

гармонии является радость творчества.

В.А. Сухомлинский.

Здоровье детей - тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов. Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию названы, плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды.

Музыкальные занятия для детей, как средство здоровьесберегающих технологий имеет уникальные возможности.

Можно считать твердо установленными следующие факты:

  • Музыка оказывает заметное воздействие на дошкольников.
  • Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
  • Музыка повышает и понижает мышечный тонус.
  • Восприятие и исполнение музыкальных произведений стимулирует появление эмоций.
  • Музыкальные занятия с дошкольниками стимулируют процессы восприятия и памяти, активизируют творческое мышление.

Каждый музыкальный руководитель может изменять при помощи музыки настроение и мироощущение своих воспитанников.

Подбирая репертуар на музыкальных занятиях можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Музыкальные занятия очень любимы у дошкольников. На занятии много разделов, которые связано с общим развитием ребенка и формирование его личностных качеств.

Пение – один из любимых детьми видов деятельности. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает именно ритм музыкального произведения, что особенно важно для детей, страдающих такими заболеваниями, как бронхиальная астма, осложненная аллергическими проявлениями.

В процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния организма, улучшается обмен веществ, стимулируется дыхание, кровообращение, тонизируется центральная нервная система, активнее идут восстановительные процессы.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия напряжения и для самовыражения. Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует нижнего диафрагмального дыхания, которое очень полезно для здоровья. Оно является профилактикой для детей с аллергопатологией. Такой способ дыхания максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам, что благотворно влияет на здоровье детей.

На музыкальных занятиях я использую различные дыхательные упражнения:

  • глубокий вдох и медленный выдох («Мыльные пузырики»);
  • глубокий вдох и резкий выдох («Кораблик»);
  • резкий вдох и резкий выдох («Одуванчик»);                                      
  • резкий вдох и долгий выдох («Насос»).

Дыхательные упражнения – это активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.

Являясь музыкальным руководителем, я считаю своей основной задачей создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья моих воспитанников. Развиваю интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедряя эти технологии в образовательный процесс. Закрепляю навыки и умения дошкольников с целью улучшения их психики и их комфортного состояния в образовательном процессе.

На занятиях я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  • вокалотерапию;
  • ритмотерапию;
  • улыбкотерапию.

Дети очень уязвимы с психологической точки зрения. Оздоровительная польза пения очень велика.

Во время пения дыхание налаживается, улучшается вентиляция организма, что позволяет избежать приступов бронхиальной астмы.

Правильное дыхание – не единственная цель на занятиях. Использую дыхательные и голосовые упражнения, которые решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи.

Это могут быть:

  • Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
  • Упражнения оздоровительного физвокалиста А.И. Попова.

Это – упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья, основанные на пропевании определенных звуков или звуковых сочетаниях.

Гласные звуки:

А - снимают любые спазмы, лечат сердце;

Э – улучшают работу головного мозга;

И – лечит глаза, стимулируют сердечную деятельность;    

У – улучшает дыхание.

Звукосочетание:

ОМ – снижает кровяное давление;

УХ, ОХ, АХ – стимулирует выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Согласные:

В,Н,М – улучшают работу головного мозга;

Ч – улучшает дыхание;

М – лечит сердечное заболевание.

Ритмотерапия

На своих занятиях я использую приемы ритмотерапии, посредствам включения в ход занятие различные музыкально-ритмические упражнения, которые очень помогают снять приступы бронхиальной астмы.

Переключение внимания детей на другой вид деятельности способствует эмоциональной разрядке детей, что позволяет снять нервное и психомышечное напряжение.

В.А. Гиляровский писал, что ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение.

Она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизированию коры головного мозга.

Улыбкотерапия

Музыкальные занятия снимают нервно-психические перегрузки, восстанавливают эмоционально- энергетический тонус, что благотворно влияет на дошкольников с аллергопатологией.

Поэтому очень важно на занятиях создавать благоприятный эмоционально-психологический климат. Здесь следует отметить огромную роль улыбки на занятиях, улыбки и педагога, и детей. Во время пения за счет улыбки улучшается качество звука – он становится светлым, чистым, свободным.

Т.О. можно сделать следующие выводы:

  • Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий очень эффективны в плане профилактики и реабилитации дошкольников с аллергопатологией.
  • Музыкальные занятия способствуют формированию здорового образа жизни.

Рекомендации родителям.

  • Работа, которая ведется мною на музыкальных занятиях, должна закрепляться в домашних условиях. Поэтому одной из составляющих моей работы является просвещения родителей.

Для этого я использую различные формы работы:

  •  письменные и устные консультации;
  •  статьи об охране детского голоса;
  •  папки – передвижки с различной информацией;
  •  перечень различных дыхательных упражнений, которые родители могут выполнять вместе с детьми.

Рекомендации педагогам.

В том же направлении проводится работа с педагогами. Чаще использовать дыхательные упражнения во время физ. минуток. Во время занятий использовать музыкальные паузы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, средствами физического воспитания (конспект занятия к проекту)

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:1.Развивать координацию движений, силу мышц стопы, ног.2.Воспитывать положительное отношение к образному восприятию слов и действиям в процессе двигательной деятельности....

Презентация «Музыкально-театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как одно из средств воспитания основ культуры питания»

Данная презентация предназначена для музыкальных руководителей детских садов. Представлена презентация опыта работы в направлении музыкально-валеологического воспитания детей в системе дошкольного обр...

Современные технологии проведения музыкальных занятий для детей дошкольного возраста.

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Современные образовательные технологии в дошкольном образо...

"Современные технологии проведения музыкальных занятий для детей дошкольного возраста"

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием- растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность...

«ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современное понимание сущности и смысла организации музыкального воспитания в ДОУ состоит не в получении музыкальных знаний, обучения детей грамоте и игре на музыкальных инструментах, а в создан...

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста....