Инновационные технологии в работе современного музыкального руководителя
статья по музыке

В современном мире инновационные технологии смело внедряются в работу педагогов. И на современном этапе основной задачей является грамотный подбор методов и форм инновационной работы с детьми, которые будут максимально соответствовать поставленным целям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baruzdina_o.n.docx31.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В современном мире инновационные технологии смело внедряются в работу педагогов. И на современном этапе основной задачей является грамотный подбор методов и форм инновационной работы с детьми, которые будут максимально соответствовать поставленным целям.

Что же подразумевается под понятием технологии обучения?

Технология обучения – это определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?

Можно перечислить следующие:

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Сюда можно отнести следующие формы работы на музыкальных занятиях: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.

  1. Игровые технологии.

Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.

  1. Технология «Синтез искусств».

При этой технологии восприятие музыки происходит с привлечением других видов искусств, таких как изобразительное искусство, театр, литература, хореография.

  1. Проектная деятельность.

Эта технология позволяет решать комплекс задач по одной теме постепенно и в системе, но разнообразными приемами и методами.

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

На сегодняшний день современное образование мы не можем себе представить без использования информационных ресурсов. Связано это не только с развитием техники и технологий. Произошли перемены, которые вызваны развитием информационного общества, где основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Следовательно, применение ИКТ в работе с детьми, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и

 облегчения усвоения детьми материала различной направленности.

Бесспорно, что использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Кроме того, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, а это значит, что зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, а является активным участником и создателем процесса.

При сравнении с обычными техническими средствами обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребёнка всесторонне. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют возможности при подготовке к занятиям. И это связано не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. Умелое владение компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Конечно, применять мультимедийные технологии следует с учётом особенностей восприятия детей и при определённых условиях в связи с этим.

Главную роль в применении мультимедийного сопровождения играет техническое оснащение. Сюда можно отнести специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых повышение эффективности обучения – это компьютер (ноутбук), устройства усиления звука (колонки), устройство, проектирующее изображение (проектор) и интерактивная мультимедиа доска, либо экран, служащий в качестве монитора компьютера.

Что же по этому вопросу рекомендуют СанПиНы?

1. Непосредственно-образовательную деятельность с использованием ИКТ следует

проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.

2. После работы следует проводить гимнастику для глаз.

3. Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр с использованием ИКТ для детей 4 – 5 лет не должна превышать 5 минут, для детей 5 лет – 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут.

4. Для детей, имеющих хронические заболевания и часто болеющих детей, продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ должна быть сокращена наполовину.

5. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно-

образовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости.

6. Расстояние зрителей первого ряда от экрана проектора не должно быть ближе 1,8 м.

7. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.

Отдельно хочется рассмотреть условия подбора и составления мультимедийного

сопровождения (презентаций, фильмов).

1. Очень важно при подборе материалов выбирать качественные продукты. В графике не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи - без шумов и фальши.

2. Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть и раздражающе медленной.

3. Презентация должна содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов.

Конечно, компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети дошкольного возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Можно сделать вывод, что очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное сопровождение - это лишь дидактическое средство.

Таким образом, для успешного использования мультимедийного сопровождения важно выполнять все условия его применения: дидактические и технические. Содержание должно быть тщательно продумано с учётом возрастных особенностей, а техническая составляющая должна быть качественной.

Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Так, в разделе «Слушание музыки» компьютерные презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации важны при знакомстве детей с творчеством композиторов. Яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

В разделе «Пения» можно использовать метод ритмодекламации (синтез музыки и поэзии). Она представляет собой музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.

В разделе «Музыкально-ритмической деятельности» интерес представляет технология М. Картушиной. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

1. Развития коммуникативных навыков;

2. Работы над ощущением формы;

3. Развития двигательной координации;

4. Развития чувства ритма.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах нужно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов. Объяснить детям, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. При просмотре видеозаписи у детей появляется интерес к исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Практика работы с дошкольниками в ДОО показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

Сегодня нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.

Использование интерактивной доски в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Например, знакомство с новой темой сопровождаю показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использую при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов;

Наличие ИКТ позволяет демонстрировать графический материал (модели, схемы); “посещать” музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма.

Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.

В разделе «Пение» для разучивания новых песен используются дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев или животных, которых видят на экране.

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, во время вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре. Занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней скованность, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

Праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме, видео-открытками, видео роликами и т.д. Использование в работе компьютерных технологий помогает познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса. Их применение делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.

Литература

  1. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.
  2. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.
  3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
  4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.
  5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
  6. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 – 30.
  7. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3.
  8. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10.
  9. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе с минимальным дизартрическим компонентом во взаимодействии учителя - логопеда и музыкального руководителя.

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осм...

«Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем использования инновационных технологий в работе с музыкально - одарёнными детьми в контексте билингвального образования»

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наибо...

Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...

Сообщение "Проектная деятельность, как одна из форм инновационных технологий способствующая творческому развитию музыкального руководителя и детей"

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Задача музыкального руководителя  - создать благоприятную творческую атмосферу....

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...

План по самообразованию: «Интеграция инновационных технологий в организации деятельности музыкального руководителя в детском саду».

Цель: Повысить уровень музыкального развития дошкольников путем интеграции различных видов искусств....