В музее музыкальных инструментов
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Каданцева Татьяна Александровна

Конспект ООД в подготовиельной к школе группе с привлечением родителей - законных представителей воспитанников, которые выступили в роли экскурсовода музея. В увлекательной форме рассказали о контрабасе. Перед детьми стояла задача : вернуть потерявшуюся песенку. Выполнив все задания, отгадали какую песню исполнит для них контрабас. Все с увлечением слушали его звучание, а в конце занятия даже сыграли в оркестре!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_na_mo.docx41.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

раздел «Музыкально-художественная деятельность»

по теме «В музее музыкальных инструментов»

с детьми подготовительной к школе группы

Автор - Каданцева Татьяна Александровна

музыкальный руководитель МАДОУ «Чебурашка»

первая квалификационная категория

Цель: Развитие музыкального восприятия путем знакомства детей с музыкальными инструментами.

Программное содержание:

  1. Закрепление знаний детей о классификации музыкальных инструментов; об их выразительных и изобразительных возможностях.
  2. Формирование тембрового и ладового слуха посредством различения звучания музыкальных инструментов.
  3. Формирование представлений детей о нотном стане и положении нот на нем.
  4. Совершенствование певческого голоса и вокально - слуховой координации.
  5. Развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения).
  6. Воспитание устойчивого  интереса и эмоциональной отзывчивости к музыкальным произведениям.

Словарная  работа: активизация словаря детей словами, обозначающими названия музыкальных инструментов (контрабас, колотушки, маракасы), музыкальными терминами (нотный стан, ноты, дирижер).

Оборудование и материал:  детские музыкальные инструменты, пособие «Королевство в контрабасе», контрабас, ритмический кубик (бубен),  картинки к музыкально-дидактическим играм «Музыкальные инструменты», «Рассказ музыкального инструмента» (симфоническая сказка «Петя и волк»), портрет С. Прокофьева.

Предварительная работа:

  • Дидактическая игра «Угадай, на чем играю».
  • Дидактическая игра «Назови инструмент».
  • Слушание симфонической сказки «Петя и волк».
  • Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Петя и волк».
  • Разучивание песни «Мир музыки» Е.В. Машечкова.
  • Разучивание танца «Берлинская полька» (описание движений Т. Суворова).
  • Игра на детских музыкальных инструментах «Во саду ли в огороде».
  • Экскурсия в мини-музей  детских шумовых музыкальных инструментов.
  • Роспись шумовых музыкальных инструментов.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «Художественное творчество»). 

Предполагаемый результат:

  1. Дети классифицируют музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные).
  2. Путем приобщения к музыкальной культуре произойдет обогащение музыкальных впечатлений, развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения).
  3. Дети эмоционально реагируют на музыкальные произведения.

Методы и приемы: 

  • игровые: дидактические упражнения «Угадай, что звучит?», «Рассказ музыкального инструмента», «Найди свою команду», «Найди себе пару», «Хлопотопы».
  • словесные: анализ средств музыкальной выразительности, беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, чтение стихотворений, загадок, вопросы к детям, составление описательного рассказа о музыкальных инструментах;
  • наглядные: учебно-методическое пособие «Королевство в контрабасе», рассматривание мультимедийных презентаций, «картинная галерея» (по сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
  • практические: пение, выполнение творческих заданий (двигательные импровизации), игра на музыкальных инструментах.

Репертуар:

  • Слушание: С. Прокофьев «Петя и волк»
  • Пение: «Мир музыки» Е.В. Машечкова
  • Музыкально-ритмические движения: «Марш – парад»
  • Музыкально-игровое и танцевальное творчество: «Берлинская полька» Т. Суворова
  • Игра на детских музыкальных инструментах: «Во саду ли в огороде» р.н.м.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в зал под музыку (в руках детские музыкальные инструменты (колотушки, маракасы, ложки), расписанные гжельской, хохломской, дымковской росписью). Воспитатель сообщает цель прихода.

Вводная часть ООД (мотивационный, подготовительный этап)

Музыкальное приветствие:

Музыкальный зал всех детей собрал

Здравствуйте!

Любим мы играть, петь и танцевать,

Здравствуйте!

  • Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале.

А что это вы принесли? (расписанные  музыкальные инструменты).

Можно взглянуть, что это за инструменты, где вы их взяли?

Как здорово, что вы пришли сегодня с инструментами! Они нам непременно пригодятся! Глядя на ваши  добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что-то интересное, удивительное, волшебное. Хотите узнать, что нас сегодня ждет? Тогда слушайте внимательно мои музыкальные загадки.

  • Дидактическое упражнение  «Что звучит?»

Описание игры: В живом исполнении звучит несколько музыкальных инструментов (балалайка, дудка, бубенцы), дети угадывают и  называют их.

  • Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Верно: о музыкальных  инструментах.
  • А где мы с ними можем познакомиться? (выслушиваются предположения детей). Не хотели бы вы пойти в музей? Вы наверняка знаете, как нужно себя вести в музее? (выслушать варианты ответов). 
  • Кто же нас должен встретить в музее и подробно обо всем рассказать? Верно, экскурсовод. Ну, что же, добро пожаловать в музей (открывается занавес). Да это же Сергей Дмитриевич, папа Максима из старшей группы.

Основная часть ООД (содержательный, деятельностный этап)

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам о музыкальных инструментах, представленных в музее. Посмотрите внимательно на инструменты и скажите, какие из них вы можете назвать?  (ответы детей).

А как называют музыкальные инструменты, на которых играют настоящие музыканты? (профессиональные), и (соответственно) непрофессиональные.

Воспитатель: Сергей Дмитриевич, наши ребята пришли не с пустыми руками. Они хотят пополнить музей музыкальными  шумовыми инструментами, которые сами расписали (показывает инструменты). Давайте, ребята, назовем их (маракасы, колотушки, ложки).

Экскурсовод: Какие молодцы! Я уверен, что этот инструмент вам не знаком. Отгадайте загадку:

Он для скрипки старший брат,

Ей помочь в оркестре рад.

Он и альту верный друг,

У него басовый звук.

Он смычковый исполин,

Крупный важный господин.   (Конрабас)

Экскурсовод обращает внимание детей на Контрабас. Дает краткую историческую справку о происхождении контрабаса.

Экскурсовод: Я хотел исполнить для вас одну мелодию на контрабасе, но не знаю, куда пропала мелодия! (огорчается)

Педагог: Не волнуйтесь, Сергей Дмитриевич, мы с ребятами обязательно, что-нибудь придумаем и вернем вам мелодию. Ведь мы уже немало знаем о музыкальных  инструментах и знакомы с нашим пусть непрофессиональным, но «удивительным» контрабасом (обращает внимание на пособие). Может мелодия здесь?

  • Работа с пособием «Королевство в контрабасе»
  • Открываем. Что нас ждет на это раз?
  • Отгадайте загадку:

Эти черные значки

Не случайные крючки.

на линеечке стоят

И мелодию хранят.

Музыкальный алфавит

Не привычен  нам на вид     (ноты)

-  А вот и нотки (обращает внимание на куколки  - ноты. У каждой нотки карточка с заданием.). 

Экскурсовод: Ребята, я понял, чтобы найти мелодию, нужно чтобы зазвучали нотки, их надо разместить на линеечках на разной высоте, выполнив задания каждой ноты (обращаем внимание детей на экран, где появляется пустой нотный стан). Что это за линеечки?

Ребенок

Пять линеек, ровно пять.

Раз, два, три, четыре, пять!

Эти пять линеек будем

Нотным станом называть!

(На нотном стане появляется КРАСНАЯ НОТА)

Педагог: Итак, первое задание.

  • Красная нотка у вас спрашивает, знаете ли вы, сколько всего нот? А наши нотки, чем отличаются друг друга? (настроением, цветом).
  • А где ещё встречаются эти цвета? (в радуге).
  • Правильно! Посмотрите вокруг и скажите, не спряталась ли где ещё радуга? (замечают колокольчики, звучащие на разной высоте). 
  • А теперь задание для самых внимательных!
  • Предлагаю мальчикам взять колокольчики и встать по порядку по цветам радуги. А девочки вместе с Сергеем Дмитриевичем также выстроят радугу из ноток.
  • Теперь я буду дирижировать,  а вы внимательно слушайте, как звучат эти ноты?
  • Звуки выстроились в ряд, получился (звукоряд)

Звучит КРАСНАЯ НОТА

(На экране появляется ОРАНЖЕВАЯ НОТА)

  • Дайте вспомним имена нот и заодно распоемся.

  • Упражнение - распевка по мажорному звукоряду в восходящем и нисходящем движении и интонировании мелодии на одном звуке:

ДО – РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ

ДО – СИ – ЛЯ – СОЛЬ – ФА – МИ – РЕ

Звучит ОРАНЖЕВАЯ НОТА

(Появляется ЖЕЛТАЯ НОТА)

Педагог: Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая нотка? Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

  • В нашей картинной галерее перепутались все картины и надо их вернуть на место (педагог обращает внимание на пустующие рамки картин, которые отличаются друг от друга силуэтными изображениями музыкальных инструментов).
  • Да, задание не из легких. Кто же нам может помочь? (обращаем внимание на портрет композитора С.Прокофьева).
  • Как зовут композитора?
  • Какую сказку он написал для симфонического оркестра?
  • Посмотрите, да вот же они! Надо их разместить в рамки.
  • Музыкально – дидактическая игра «Рассказ музыкального инструмента»

Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций. Найти портрет, соответствующего героя и поместить его в рамку.

В ходе выполнения задания ведется беседа о характере звучащего музыкального фрагмента.

  • Вы справились с этим заданием. Внимание на экран.

Звучит ЖЕЛТАЯ НОТА

(На экране появляется ЗЕЛЕНАЯ НОТА)

Педагог: Следующая по цвету какая нота? Слушаете задание: вы должны спеть песню.

                      Экскурсовод: Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

  • Исполняется песня «Мир музыки» Е.В. Машечкова

Звучит ЗЕЛЕНАЯ НОТА

(На экране появляется ГОЛУБАЯ НОТА)

Педагог: Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая нотка?

  • Игровое упражнение «Найди свою команду» (раздать медали)
  • На ваших медалях изображены музыкальные инструменты. Вы должны самостоятельно разделиться на три команды в зависимости от того, к какой группе относится ваш музыкальный инструмент. Какие группы вы знаете? (духовые, струнные, ударные). Эти группы у нас будут обозначать игрушки мишки-музыканты.

Делятся и играют: звучит музыка маршевого характера, дети двигаются врассыпную по залу. С окончанием музыкальной фразы, каждый находит себе место в команде. Каждой команде педагог дает конверт, внутри которого находится карточка  с изображением муз. инструмента.

Звучит ГОЛУБАЯ НОТА

(На экране появляется СИНЯЯ НОТА)

Педагог: Чтобы узнать ее задание, сядем с вами в круг (читает задание).

Долгий звук и звук короткий

Есть у песни непременно.

Их  в задании найдите,

По рисунку спойте верно.

Выполнить это задание нам поможет бубен.

Ты беги весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого остался бубен–

Тот прохлопает «ти-та».

  • Давайте вспомним: долгий звук обозначаем слогом  «ТА», а короткий «ТИ-ТИ» (на экране появляются карточки с заданиями).

  • Дидактическое упражнение «Хлопотопы»

Звучит СИНЯЯ НОТА

(На экране появляется ФИОЛЕТОВАЯ НОТА)

Педагог: Умеете ли вы танцевать?

  • Исполняется  танец «Берлинская полька»

Звучит ФИОЛЕТОВАЯ НОТА

Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились!

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Педагог играет все ноты по порядку, дети узнают мелодию и называют ее – русская народная мелодия «Во саду ли в огороде».

Педагог: Сергей Дмитриевич, у нас все получилось! Мы нашли вашу мелодию.

Экскурсовод: А не хотите ли вы все вместе исполнить это музыкальное произведение в оркестре. Разбирайте инструменты, которые были расписаны вами

Звучит вступление, дети выходят в центр зала, исполняют знакомую песню в оркестре,  солирует контрабас, на котором играет родитель. Оркестром дирижирует педагог.

  • Оркестр музыкальных инструментов «Во саду ли в огороде»

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Сергей Дмитриевич: Ребята, большое вам спасибо за вашу помощь! Я даже не думал, что в детском саду дети такие талантливые.

Педагог: Пожалуйста, Сергей Дмитриевич! Ребята, как думаете, а почему вам удалось справиться с заданиями?

Я предлагаю вам определить - насколько трудно было справиться с заданиями. Посмотрите, вот разноцветные нотки. Если было трудно - возьмите жёлтую нотку, а если все получалось легко - синюю. Что показалось самым трудным? Что - самым легким?

Вы трудились не напрасно,

Все согласны? Да, согласны!

И с весёлым настроеньем

Покидаем мы музей.

До свидания, Сергей Дмитриевич, ребята! Спасибо вам за увлекательное приключение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в музей музыкальных инструментов

Конспект НОД с детьми, образовательная область "музыка"  "Путешествие в музей музыкальных инструментов". Цель: развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Музыкальное занятие "Музей музыкальных инструментов. Баян. Гармонь"

На занятии дети глубже знакомятся с историей гармошки и её разновидностью....

«В музее музыкальных инструментов» занятие

Цель занятия:Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучаниемРасширить  музыкальный  кругозорРазвитиь познавательный  интерес к музыкеРазвить слуховое  и зрительное...

Мини-музей музыкальных инструментов в ДОУ.

На протяжении нескольких лет в музыкальном зале нашего детского сада работает "Мини-музей музыкальных инструментов". Это новая форма работы по ознакомлением детей с музыкальными инструментами, жизнью ...

Экскурсия в мини - музей музыкальных инструментов

В НОД  формируем у дошкольников первичное представление о музее, знакомим детей с экспонатами музея,правилах поведения в мини - музее детского сада....