«Музыкальная сказка зимы»
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

ПОЧУЕВА  НАТАЛЬЯ  СЕРГЕЕВНА

Доминирующая образовательная деятельность художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №21»

Конспект

музыкальной деятельности

на тему:

«Музыкальная сказка зимы»

образовательная     область

(художественно – эстетическое развитие)

в разновозрастной группе  компенсирующей направленности 5-7 лет

Подготовила

музыкальный руководитель

 высшей категории

Почуева  Н.С.

(автор-составитель  Почуева НС)

Новомосковск,

2019г

Пояснительная записка   к НОД

В образовательной   деятельности дети узнают образ зимы   в музыке,

совершенствуют  умение выявлять   и передавать  этот образ в  разных видах музыкальной деятельности.

Доминирующая   образовательная  деятельность

художественно-эстетическое   развитие

Видыдеятельности  детей.

-музыкально-художественная(слушание   музыки,пение,игра на музыкальных  инструментах);

-игровая(игровые упражнения)

-коммуникативная (создание положительных эмоций, свободное  общение)

-познавательно-исследовательская(рассматривание иллюстраций,  решение  --проблемной  ситуации)

-двигательная(муз. ритм. движ .,упражнения)

-продуктивная(творческая  продуктивная деятельность на развитие ------воображения ифантазии)

Методы  и  приемы

наглядные  (демонстрация   иллюстраций)

словесные(беседа, вопросы)

практические (упражнение, музыкально-ритмические  движения,восприятие музыки)

игровые(загадки, игровые упражнения)

Интеграция   образовательных  областей

-художественно-эстетическое  развитие

-познавательное  развитие

-физическое развитие

-социально-коммуникативное развитее

-речевое  развитие

Возрастная группа

Разновозрастная   группа   компенсирующей  направленности  от  5-7 лет

Цель:

Развитие  эмоциональной  отзывчивости   на музыку, выявления образа зимы и умение  передавать его  в различных видах музыкальной  деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий

Задачи

Образовательные:

-закрепить и систематизировать  знания  о зиме

-совершенствовать  умение высказываться о характере музыки

-формировать  умение петь согласованно  выразительно,  передавая  характер                песни

Развивающие:

-развивать  музыкальные и творческие     способности посредством                  -различных видов музыкальной деятельности

-развивать танцевально-игровое творчество;

- способствовать развитию творческой активности детей

в музыкальной, исполнительской деятельности 

(игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.)

- развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики, соотносить движение с текстом в речевых играх самомассаже;развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей;

Воспитательные:

-воспитывать эстетический вкус в передаче образа;

-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

-воспитывать умение общаться через песню и танец;

Коррекционные

-с помощью дыхательной гимнастики, валеологическойраспевки,      динамических и  ритмических упражнений   укреплять физическое и  психическое  развитие

-с помощью  здоровьесберегающих  технологий   повышать адаптивные    свойства, устойчивость к заболеваниям

- способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарийголовного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Форма организации деятельности: групповая

Средства обучения:

Оборудование:

-музыкальный центр

-мультимедийный экран

-ноутбук

-проектор

-ёлочки

-снежинки

музыкальные инструменты:

-маракасы, погремушки,

-деревянные ложки, трещотки, ксилофоны

-колокольчики, треугольник

-снежинки

Наглядный материал:

Презентация с картинами и  портретами   композиторов

Дидактическая игра   «Угадай-ка»

Музыкальный материал:

1.Валеологическаяпопевка «Доброе утро» О. Арсеневская

2. А. Вивальди  «Зима»

3.  Зрительная   гимнастика «Глазки  видят   всё вокруг»

4. Динамическое  упражнение «Мы на лыжах  идём» модель А.            Ковалько                          

5.  Фонопедическое   упражнение «Ветер»(по методу Емельянова)

6.  Дыхательная гимнастика «Погреемся»О.Арсеневская

 7.   Песня  «Невидимый  художник» Степанова

      8. «Чтоб  выучиться  пению» О. Анофриев

 9.   Комплекс  оздоровительного  игрового  массажа  «Дружок»

     О. Арсеневская

10  Зрительная  гимнастика «Снежинки»

11Комплекс артикуляционной  гимнастики «Язычок»

12.Дидактическая игра «Музыкальная  угадайка»( проектор)

13.Пальчиковая гимнастика «Белый снег»

14.Музыкальный оркестр(р.н.м.)

15.Зимний хоровод Г.Струве

16    Музыкальная - коммуникативная  игра  со  Снеговиком

Планируемые  результаты:

1Сформировать  представления  об образе зимы в музыке

2Уметь  передавать музыкальное  настроение во всех видах деятельности.

3.Проявлять   эмоционального отношения к музыкальным произведениям;

4.Уметь  исполнять песни хором, чувствовать ритм и такт;

5.Знать музыкальные инструменты и уметь играть  на них;

6.Владеть знаниями  нот;

7.Уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе занятия;

8.Уметь сосредоточенно действовать в течение 30-35 минут.

Организация  среды для проведения образовательной деятельности

Подбор музыкальныхпроизведений, аудиозаписи,показ презентации,  иллюстрации  зимы

Предварительная работа.

Разучивание песен,хоровода; слушание муз. произведений  и зиме композиторов А. Вивальди,  П.И.Чайковского, Г.Свиридова; рассматривание  иллюстраций   картин    русских художников   о  зиме  (И.Шишкин,И.Васнецов.)

Ход   НОД

1.Вводная часть. Организационный момент

Под музыку  П.Чайковскогодети входят в зал.

Музыкальный руководитель 

Исполняется  валеологическая песня-приветствие с  оздоровительным  массажем «Доброе утро!» (О. Арсеневская)

Доброе утро!(поворачиваются друг к другу, разводят

Улыбнись скорее! руки в стороны,)

И сегодня весь день   ( хлопают в ладоши,)

Будет веселее.

Мы погладим лобик,( выполняют движения по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)

.2.Основная часть.

Музыкальный    руководитель

 Ребята, отгадайте загадку:

С каждым днём всё холоднее,

Греет солнце всё слабее,

Всюду снег, как бахрома, –

Значит, к нам пришла…

Дети. Зима.

Музыкальный  руководитель

  Правильно, молодцы!

Тема зимы вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание прекрасных произведений об этом удивительном времени года. 

Вот ,как   о зиме писали поэты…

Дети читают  стихи.

Зима

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

 

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

 

Темный лес — что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

 

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

(И. Суриков)

Белая береза

Белая береза
Под  моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

(С. Есенин)

Музыкальный руководитель.

Сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое так и называется «Зима». А сочинил это произведение композитор Антонио Вивальди, который жил в Италии. Давайте посмотрим на экран, на его портрет. (Слайд «Портрет А. Вивальди. Ребята, вслушайтесь в чудесные звуки музыки.

Слушание А. Вивальди «Зима»

Музыкальный руководитель.

 Ребята, как называется это музыкальное произведение, кто запомнил? Правильно «Зима». А какое настроение в этом произведении? (спокойное, нежное, мелодичное, напевное, хрустальное, воздушное) Что вы представили под эту музыку? (ответы детей) Вот сколько красивых слов мы подобрали

Не  только композиторы ,но и художники   любовались   прекрасным временем  года. Но прежде чем,мы посмотрим на  картины, мы потренируем

наши глазки

Зрительная гимнастика

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

   Снежинки   влево полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

   (Дети смотрят вверх и вниз.)

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Рассмотрите  репродукции  и полюбуйтесь красотой   природы в зимнее время года(показ слайдов)останавливаются на картине И.Шишкина «Зима  в лесу»

(Дети рассматриваюткартину. Затем проводится обсуждение: что изображено на картине? Какое настроение передал в пейзаже автор? Какими средствами? Обсуждаютсяцвет, композиция).

А зимние картины, пейзажи на экране вам понравились?

Дети отвечают.

Музыкальный    руководитель.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Зимний лес очень красивый и я  предлагаю отправиться всем вместе в зимний лес. Согласны? Поедем в лес на лыжах.

Динамическое упражнение «Мы на лыжах идём» (модель В. Ковалько).

Мына лыжах идём,       (Дети идут по кругу, машут руками, словно

Мы взбираемся на холм.( работают лыжными палками.)

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,( Вращение туловищем вправо, влево.)

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По дорожке, по дорожке.(Дети скачут на правой ноге).

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке,(Дети скачут на левой ноге.)

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, (Бег на месте.)

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте.)

Вверх потянулись, Потянулись.

Всем улыбнулисьУлыбнулись.

На  экране  изображён   зимний лес.

Музыкальный руководитель.(слайд зимнего леса)

Вот мы и в лесу! Вокруг снег лежит, да мороз трещит.

Слышите, опять ветер засвистел, метель дорожки заметает.

Проводится фонопедическоеупражнение по методу В. Емельянова "Ветер".
Бродит ветер по дорогам:"У-у-у!"
Наметает он сугробы:"У-у-у!"
Песню он поёт свою:"У-у-у!"
Завывает ветер в трубах:"У-у-у!"
(текст произносится в грудном и фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха"дуем на свечку")

Ребята, а вы заметили, какой тут свежий воздух, давайте подышим им (вдыхают и выдыхают носом воздух). Замёрзли?  Давайте  погреемся!

Дыхательное упражнение «Погреемся».

Мёрзнут    на ветру  ладошки

Мы погреемся немножко

(Поочерёдно дышат на  ладошки)

(О. Арсеневская)

Музыкальный  руководитель.

Посмотрите, как    художник   Мороз  всё  `разрисовал  красиво!

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне…

Давайте, споём песню  про   волшебного художника 

Песня «Невидимый художник» (Степанова)

Звучит музыка.

Музыкальный руководитель.

Ой,  ребята , кто-то там  идёт!  Да  это же  Снеговик!

Появляется   Снеговик.

Музыкальный  руководитель.

Снеговик.

Здравствуйте,  гости  зимнего  леса! (грустно)

Музыкальный руководитель.

Здравствуй,  Снеговик.  А ты почему такой  грустный ?

Снеговик

Я  очень расстроен и   думаю, никто не сможет помочь…

Музыкальный руководитель.

Так что  же случилось?

Снеговик.

      Фея  зимы   передала  мне    снежинки (показывает в  сумочке) ,но они не простые,а  музыкальные…   В каждой из них музыкальное задание, и если я отгадаю  все задания, одна из  снежинок  укажет  мне,где сундучок  с  угощением…Но мне никогда с этим не справится…..(Грустно)

Музыкальный  руководитель.

Не расстраивайся , Снеговик,я думаю, мы тебе обязательно поможем,наши ребята очень любят музыку и много  о ней знают

Снеговик.

Вот, здорово! Тогда начинаем….

Мы снежинку достаём

И задание прочтём.

Ты снежинка покружись

 и задание покажись (отдаёт  М.Р.)

Музыкальный   руководитель

(читает):

«Пропой  музыкальные ноты»

Музыкальный   руководитель

Но  прежде  чем   спеть  песенку про ноты,мы  разогреем свой язычок.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Язычок».

Наш забавный язычок(Дети хором произносят слова.)

Щелк, щелк. Щелк, щелк. (Щелкают языком)

Зубки чистим мы умело, (Показывают, как чистят зубки)

Вправо-влево, вправо-влево.

Мы ни сколько не устали. (Высовывают язычок и «дразнят»

Вверх вниз им двигать стали.

Словно пчелки пожужжали(Ж-ж-ж-ж-ж)

Как машина порычали (Р-р-р-р-р-р)

Музыкальный руководитель

Какие вы знаете музыкальные ноты?

(Дети    пропевают)

Музыкальный  руководитель.

А теперь  мы споём  песенку о музыкальных нотах

  Песня«Песня о нотах»

Музыкальный руководитель

Голосов чудесных пенье

улучшает настроенье.

Чтобы жить и не болеть,

каждый день старайтесь петь!

Музыкальный  руководитель.

В лесу стало холоднее

Проведём  массаж скорее!

Снеговик,к нам  выходи

Свою спинку разотри!

(Снеговик   принимает участие с детьми)

Комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки!

По-смо-три! (Гладят руки.)

Звонко хлопают в ладоши. (Хлопают)

Раз, два, три!

Твои ручки тоже

На мои похожи., (дети гладят по ручкам друг друга.

Хорошо с тобой, дружок,( Кружатся «лодочкой».)

Покружись со мной разок.

У меня такие щечки!

Посмотри! Гладят свои щечки.

Пощипаю их немножко. ( Легко щиплют щечки.)

Раз, два, три!

Твои щечки тоже(Растирают)

На мои похожи.щечки друг друга)

Хорошо с тобой, дружок, (кружатся «лодочкой)

Покружись со мной разок.

У меня такие ушки! (Mассируютмочки ушей.)

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.(растирают)

Раз, два, три!

Твои ушки тоже, (теребят ушки друг друга.)

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок. (Кружатся «лодочкой».)

У меня такая спинка,           (движения по тексту)

 раз-два три

Я  похлопаю по спинке

Раз-два-три!

Твоя спинка тоже

На мою похожа!

Хорошо с тобой дружок  (кружатся  «лодочкой»)

Покружись со мной разок!

Музыкальный  руководитель

.  Ребята, вы почувствовали,  как по телу разливается   тепло   и  мы  согрелись ,  значит массаж сделали правильно!

  Снеговик

   Мы  снежинку достаём

  И задание узнаём

Ты снежинка покружись

и задание покажись

Музыкальный  руководитель.

(читает):

«Инструменты угадай,

а потом ещё  сыграй»

И  с этим заданием мы обязательно справимся!

Музыкальные  инструменты. (внимание на  экран)

Дидактическая    игра  «Музыкальнаяугадайка»(ИКТ)

(дети   угадывают    звучание музыкальных инструментов)

Музыкальный руководитель.

Молодцы, все угадали

Но еще  мы не играли

А чтобы наши пальчики лучше играли,мы  выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра «Белый снег»
               Белый снег пушистый      ( мягкие движения кистями рук)
               В воздухе кружится,        («фонарики» кистями рук)
               И на землю тихо               мягкие движения кистями рук)
               Падает. Ложится.              (взмахи внизу из стороны в сторону)
               А потом, а потом              (2 взмаха – гребём снег лопатами)
               Мы из снега слепим ком. (лепим снежки)
               У-у-у-х!                                 (бросаем снежки друг в друга)

Музыкальный руководитель.

А ещё, Снеговик, мы покажем, как мы замечательно  играем  на инструментах!

«Музыкальный оркестр»

«Как у наших  у ворот» (р.н.п.)

(дети играют на инструментах)

Снеговик.

Опять  снежинку достаём

и задание узнаём

Музыкальный  руководитель.

(читает задание)

«Играй, танцуй и веселись!

в зимнем  хороводе  закружись!»

С  этим  заданием мы тоже справимся! Снеговик, становись с нами  в хоровод  !

 «Зимний   хоровод»  (Г.Струве)

(дети  танцуют  хоровод,  выполняя  ритмические движения)

 Снеговик  хвалит детей.

Музыкальный    руководитель.

  Снеговик, а теперь продолжаем ритмично двигаться!  Становись с нами    в       весёлую игру!

 Коммуникативная    игра   «Лепим   мы   Снеговика»

 Снеговик (достаёт  еще  одну  снежинку)

 Снеговик.

Ура! Все снежинки с заданиями   отгадали! Ой ,осталась еще одна снежинка, но  ней совсем нет  задания…(растерянно)

Музыкальный   руководитель

Снеговик, наверное,эта  снежинка волшебная, и именно она  приведёт нас  к сундучку с угощением!

Снеговик.

 Как я сразу не догадался! Мы    же отгадали все музыкальные задания! Точнее,  ребята ….(смущенно)

 Ты,   снежинка ,покружись

У сундучка ты появись…

Под плавную музыку  снежинка как  бы «летит»  к сундучку, который стоит  за ёлочкой»

Снеговик выносит сундучок.

Снеговик.

Ребята, это угощение для вас!

Если  бы не вы, ребята, я бы не справился! Спасибо  вам, друзья,что вы пришли  в чудесный зимний лес  и помогли  мне справится с заданиями, вы настоящие музыканты!Благодаря  вам, я тоже  теперь многое  узнал(отдаёт сундучок с  угощением  муз.рук.)

Музыкальный  руководитель.

Спасибо  тебе,  Снеговичок, вот  и тебе угощение,  и ты теперь тоже  

много знаешь о музыке!

Снеговик.

Какие вы  замечательные! Но мне пора идти! Пойду  расскажу своим друзьям  о музыке! (Под музыку  уходит)

Музыкальный руководитель.

А нам пора  отправляться  в детский сад,  нам очень  понравилось в зимнем  лесу! Мы попадём в садик при помощи волшебной снежинки!

Ты  снежинка, покружись

И  в садике с нами окажись!

Давайте закроем глазки и  прислушаемся к звукам чудесной музыки

Музыкотерапия  (рефлексия)

Звучит   музыка П.И.Чайковского

  (Под «волшебную»   музыку  дети  «оказываются»   в  зале)

3.Заключительная часть.

Музыкальный  руководитель.

Вот   мы   и оказались   в нашем детском  саду!

          Вам  понравилось  наше путешествие  в зимний лес? (Дети  отвечают)

Как   нам удалось почувствовать  образ   зимы в музыке? (дети отвечают).  Вы очень  хорошо   показали свои знания о зиме и музыке!Мы  пели,  танцевали,  играли,  любовались  пейзажами и музыкой  зимы и своими знаниями  помогли   Снеговичку.  И прежде, чем мы скажем до свидания друг другу, я предлагаю каждому вспомнить и поделиться с нами тем, что больше всего  и понравилось на занятии, вы будете передавать  снежинкупо очереди друг другу и делиться своими впечатлениями.

(Дети передают снежинку и  говорят, что кому запомнилосьи  понравилось на занятии.)

(Под  зимнюю  мелодию   музыкальный  руководитель  раздаёт  детям угощение. Дети  уходят  из  зала.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе "Музыкальная сказка"

Музыкальное занятие предназначено для второй младшей группы.На занятии используются музыкальные инструменты сделанные из бросового материала.На занятии ярко видна роль музыкального руководителя и непо...

Музыкальное занятие в форме музыкальной сказки

Это занятие расчитано на детей старшей группы детского сада. Чтобы детям было интересно воспринимать музыку по слушанию и остальным видам музыкальной деятельности, я стараюсь как-то разнообразить музы...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ...

Конспект музыкального занятия «Музыкальные картины зимы»

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «Музыкальные картины зимы»...

Статья. "Волшебство музыкальной сказки" Рекомендации музыкальным руководителям по созданию музыкальной сказки.

В статье  предлагается пошаговая работа по подготовке, разучиванию и осуществлению постановки музыкальной сказки или детской оперы....

Музыкальное занятие в младшей группе" Музыкальные ритмы зимы"

Конспект музыкального звнятия для детей младшей группы "Музыкальные ритмы зимы"...