Статья. "Волшебство музыкальной сказки" Рекомендации музыкальным руководителям по созданию музыкальной сказки.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Иоффе Елена Викторовна

В статье  предлагается пошаговая работа по подготовке, разучиванию и осуществлению постановки музыкальной сказки или детской оперы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_volshebstvo_muzykalnoy_skazki.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья. « Волшебство музыкальной сказки»

 Рекомендации  музыкальным руководителям .

                                       Автор и составитель Иоффе Елена Викторовна,

                                       музыкальный руководитель высшей категории ,                             Почетный работник  образования.

       

 Пошаговая работа по созданию музыкальной сказки                        

Шаг первый:   Введение в мир волшебства.

Задачи:

1.Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, посещение театров, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.

2.Развивать слуховое внимание, воображение, способствовать всестороннему

речевому развитию (речевое общение, литературная речь, четкость произношения, темп и громкость речи).                                                                                                                  

Учить дифференцировать звуки окружающего мира.

           Специально  подобранный репертуар и «волшебной музыки», звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном. Для прослушивания используется аудио кассета «Мир звуков – образы и настроения» А.И. Бурениной.

Прослушивание музыкальных произведений предусматривает сосредоточение внимания, настрой слухового аппарата

Речевое развитие предполагает освоение звуковой культуры речи (интонация, артикуляция, чистота и точность произношения). При этом музыкальный материал дается в разных формах с музыкальным сопровождением.

3Использование элементарного музицирования для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений, с использованием  инструментов и инструментов заместителей  для передачи характерных чувств.

4.Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить эту обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Лес? Как сделать дом для трех поросят? И вот обычный стол превращается в избушку, кусок голубой ткани – в речку, гимнастические обручи- в лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все таки сказочный персонаж. Как изменить внешность без специального костюма? Большой красивый платок может стать фатой, вуалью, шлейфом, плащом, если  повязать на голову, можно превратиться в бабушку, чалмой – в мага, фокусника и т.д. Возьми в руки прозрачный шарф,-  и ты уже  ветерок, белый – и ты античная статуя. И таким  превращениям нет конца.

            Чтобы почувствовать себя любимым и известным героем сказки, необходима    некоторая помощь педагога. Педагог предлагает наборы предметов, атрибутов, элементов костюмов, из которых ребенок  самостоятельно выберет то, что поможет ему наиболее ярко выразить любимый образ. Набор головных уборов, юбок, жилетов, масок  открывает  неограниченные возможности для перевоплощения.

 

Шаг второй:   Введение в атмосферу  конкретной сказки.

- выбор произведения

-  знакомство с музыкой

Шаг третий:   Создание сценического  пространства.

-  атрибуты, декорации, мизансцены.

Шаг четвертый:  Формирование актерского состава и распределение ролей

        Ни для кого не секрет, что дети любят музыкальные занятия. Постигая

окружающий мир, ребенок нуждается в « эмоциональном  насыщении». Пение, слушание музыки, творческие импровизации (вокальные, инструментальные и двигательные) создают условия, в которых каждый ребенок  может  передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды. На музыкальных занятиях  ребенок учится не только словесно выражать свои эмоции, переживания  при обсуждении какого-либо музыкального произведения, музыка позволяет активизировать  мышление, образное восприятие, воображение и фантазию.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке.        

       Прежде чем заняться постановкой детской оперы, необходимо познакомить детей с музыкальными шедеврами оперного искусства. Наиболее занимательными, а значит и интересными  для детей  являются произведения, созданные на основе сказочных сюжетов. Музыкальные  отрывки  из  опер помогут познакомить детей  со звучанием оперных голосов, оркестра, хора. Беседы о театре  расширят кругозор детей, помогут узнать о  театральных профессиях (художник, режиссер, дирижер, композитор, гример, костюмер, осветитель и даже пожарник), не говоря  уже о певцах и музыкантах.

        На самую первую оперную постановку меня  вдохновило  всем известное  произведение С.Маршака  «Сказка о глупом мышонке», положенное на музыку композитором Ольги  Геталовой . Сказка-опера привлекла  мое внимание прежде всего ярким, несложным музыкальным языком и компактностью (продолжительность звучания  10 мин). Мне так понравилась музыка, что я решила  предложить её для прослушивания в старшей группе.  К моему удивлению дети  очень активно включились в процесс   слушания,  подпевая  слова рефрена: «глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок». По их заинтересованным, неравнодушным лицам было видно, что им нравится  музыка, а  сама сказка любима и знакома. Это и послужило толчком  к  постановке. А дальше начались настоящие чудеса: дети, которые  до этого момента не отличались особенной чистотой интонирования, вдруг запели чисто,- так велико было желание выступить в качестве  солиста. В результате к моменту постановки в нашем  оперном коллективе было  необходимое количество чисто поющих солистов, прилично поющий хор и огромное желание показать сказку-оперу родителям и другим детям.

       Поскольку объем произведения невелик, разучивание проводилось  со всеми детьми. После того, как произведение было выучено, началось прослушивание претендентов на ту или иную партию, в результате чего выяснилось, что количество солистов превышает количество  персонажей сказки, что позволило  выступить в желанной роли  каждому ребенку  во время  трех  показов постановки. Спектакль имел большой  успех.

      Успешная  работа над «Мышонком» пробудила у детей интерес к опере. В дальнейшем, в подготовительной группе были осуществлены постановки  сказки-оперы «Гуси-лебеди»   и  музыкальной сказки «Золушка». В реализации  спектаклей принимали активное участие и родители  маленьких  артистов: был проведен конкурс на  лучшее название детского оперного театра, родители помогали  в  создании костюмов, декораций, оформлении  афиш, билетов, в антрактах  работал буфет. Дети тоже попробовали себя в разных  качествах: кто-то был билетером, администратором, капельдинером, в общем  дело по душе нашлось для каждого.

       Общее художественное руководство  осуществлялось мной, но я не была одинока, любая моя просьба о помощи находила отклик среди сотрудников и родителей.

     Премьера это всегда волнение, суета, и, конечно, приподнятое праздничное настроение. Дети начинают понимать, что театральное искусство коллективное, что от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. На премьеру

приглашаются родители и, конечно дети из других групп. Повторный показ – заключительный этап работы над спектаклем. На повторном показе  можно  играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретает новые краски и новое звучание.

                                                                                                                                                   

       Для решения задач  по развитию речи и творческих способностей  каждого ребенка необходима интегрированная деятельность всех участников образовательного процесса : музыкального руководителя, воспитателей, старшего воспитателя, логопедов, педагогов дополнительного образования  и, конечно, семьи. Учитывая особенности и интересы детей, важно совместно искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармонического развития.

                  За что мы любим сказки? В сказках добро всегда побеждает, у сказки всегда хороший конец, но нет конца  в нашей работе. Каждый год на смену выпускникам – «маститым артистам», приходят другие дети -  малыши с распахнутыми  глазами….

И всё продолжится!

Да здравствует театр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников

Доклад на тему "Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников"...

Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ №93 «Лесная сказка» Фокиной Елены Викторовны на 2020-2025 г.г.

План самообразования музыкального руководителя - это руководство для повышения  собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изуче...

Рекомендации музыкального руководителя Этапы подготовки драматизации сказки в ДОУ

Подробные рекомендации по подготовки спектакля-драматизации сказки в детском саду....