Упражнения для развития сценической речи на музыкальных занятиях.
учебно-методический материал по музыке

Бадретдинова Зульфия Абзалтдиновна

Включают в себя упражнения для постановки голоса,  на развитие дикции, интонационной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_stsenicheskoy_rechi.docx34.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Упражнения по сценической речи

Упражнения по обучению детей выразительному чтению:

Каждое занятие по выразительному чтению  начинаем  с упражнений по технике речи. Выдающийся методист М. А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделять время для специальных упражнений техникой произношения.

 В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца.  Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

1) Вдыхать глубоко носом и ртом;  2)вдыхать бесшумно;  3)пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!);  4) не задерживать дыхания в паузах;  5) не расходовать весь запас воздуха.

        Упражнения для развития диафрагмального – рёберного дыхания:

1.     Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую  - на рёбра. Глубокий вдох на счёт «раз» (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счётом от1 до 5 (вслух).

2.     И. п. то же. Насчёт 1-2 (про себя) – глубокий вдох, на счёт «раз» задержка дыхания и на выдохе плавный счёт вслух от 1 до 10. Затем добрать воздух и продолжать счёт до 15, ещё добрать  и считать до 20. Затем до 25 и 30. Считать надо стараться ровно, спокойно, не снижая голоса, так, чтобы в  лёгких всегда оставался запас воздуха.

3.     И.п. то же. Глубокий вдох на счёт от 1 до3 (про себя)) , задержка воздуха на счёт «раз» (про себя),  медленный,  плавный выдох на звук «ф»,  «с», «ш»  (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

4.      Полностью выдохнуть воздух. Не дышать  в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом,  но не за один вдох. А за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких коротких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда лёгкие будут наполнены, задержать  воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью  расширена. После этого сделать  спокойный выдох.

Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда делается вдох, несколько раз добирая воздух, постепенно вырабатывается  чувство опоры дыхания.

5.     «Цветочный магазин»  Делая вдох надо представить себе, что нюхаешь цветок. Выдох медленный, плавный. Упражнение выполняется 3 -4 раза.

6.      «Свеча». Взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть  на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуть 3, 5,… 10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

7.      «Поймай комара». Руки раздвинуты в стороны – делается вдох; сдвигаются постепенно вперёд ладонями друг к другу – делается выдох.

8.     «На берегу моря». Закройте глаза, представьте, что находитесь на берегу моря. Слышите равномерный шум  набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышится ровно, глубоко.

Упражнения на постановку голоса:

1.    Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав  глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки м, л, н: ммм…ллл…ннн…

2.     И.п. то же. К согласным звукам м,л, н, поочерёдно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно:

мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;

нни, ннэ, нна, нно, нну, нны.

Эти звуки могут быть заменены счётом от 1 до 10.

Упражнения выполняются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным ослаблением голоса: громче, тише, тихо.

      3. И.п. то же. Произнести звуки ми, мэ, мА, мо, му, мы, делая короткие паузы между ними. Сначала произнести равномерно, затем  - убыстряя к концу, в третий раз  - замедляя.

      4. а) просчитать на одной высоте от 1 до 10. Затем – повышая голос, а потом понижая;

          б) просчитать от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко, и  наоборот.

Тренировать голос на проговаривании пословиц, а также на текстах, в которых по смыслу голос следует усилить, ослабить, повысить или понизить.

5. И. п. то же. Произнести пословицы и скороговорки – сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос и к концу, наоборот, ослабляя.

У сосенки – сосёнки выросли опёнки.

Худо летом, когда солнца нету.

Дождливое лето хуже осени.

Птицам – воздух, рыбам – море, а человеку – отчизна дороже всего.

6. Прочитайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни» М.Ю. Лермонтова, как бы укачивая засыпающего ребёнка, постепенно затихая, но не шепотом.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки – баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли. Закрывши глазки,

Баюшки – баю.

7. Прочитайте стихотворение. Мысленно представляя. Что вы сидите в самолёте, который стремительно поднимается вверх: вы смотрите из иллюминатора на землю и вас охватывает радостное чувство полёта. Голос ваш постепенно повышается, но не усиливается, а становится звонче,  легче, мелодичнее.

Плечи и руки свободно опущены, грудная клетка развёрнута, спина выпрямлена.

Белокрылый мощный «ТУ»

Набирает высоту.

Он летит всё выше, выше…

Превратились в точки крыши…

Вот уже он выше туч…

А теперь – меж облаками…

Вдруг ударит солнца луч!

Голубой простор над нами.

Выше, выше мчится «ТУ»,

Покоряя высоту…

8. Прочитайте стихотворение. Прислушиваясь к изменениям в окраске голоса при переходе из одного регистра в другой. Не торопитесь, следите за дикцией и плавным дыханием.

Колокола.

В грудном регистре

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем – гул

На целый дом:

Бим – бом! Бим – бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дон!  Динь- дон!

И всё звенит,

Гудит им в тон.

Бум-бом!  Динь- дон!

Бум-бом!  Динь-дон!

(З Савкова)

9. Имитация колокольного звона. Сочетание бим-бом произносится на различных регистрах с заданными и выбранными тонами.

Упражнения на развитие дикции.

Хорошая дикция – одно из важнейших качеств речи. Условием чёткой дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи.

Работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются перед зеркалом:

1)    Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх. Затем опустить вниз;

2)    Открыть рот. Кончик языка поднять к верхним зубам,  потом отпустить вниз,  повернуть вправо, влево и кругом;

3)    И. п.  – зубы сомкнуты, губы в обычном состоянии. На счёт «один» губы вытягиваются вперёд. Как бы принимая форму «пятачка»; на счёт «два» губы растягиваются в стороны,  не обнажая зубов. Упражнение повторяется3 -4 раза. Вариантом этого упражнения являются круговые движения «пятачка» вправо, влево, вверх.

Упражнения на произнесение отдельных звуков и звукосочетаний.

Гласные звуки

Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:

а- о – у – ы – и – э

е – я – ё – ю

Прямые слоги.

К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:

Ба – бо – бу –бы – би – бэ

Да – до – ду – ды – ди – дэ

Слоги произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с ускорением тихо, громче, громко.

Слоги с более сложными сочетаниями звуков

а) би – би – бип

бэ – бэ – бэп

ба – ба – бап

бо – бо – боп и т. д.

б) бим – бнем – БАМ – бом – бум – БАМ

лир – леер – лар – лор – лур – лыр и т.д.

Скороговорки

«Скороговорку, - учил Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».

Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.

       Скороговорки:

Щетина у чушки,

Чешуя у щучки.

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вёз воду из- под водопровода.

Говори, говори, да не заговаривайся.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.

Сыворотка из- под кислого молока, из-под простокваши.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Шли сорок мышей,  несли сорок грошей: две мыши поплоше несли по две гроши.

У нас на дворе- подворье погода размокропогодилась.

Ткёт ткач ткань.

Провлоронила ворона воронёнка.

Осип охрип, Архип осип.

У осы не усы, не  усищи, а усики.

Все бобры добры для своих бобрят.

Шла Саша пошоссе и сосала сушку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У бычка бела губа была тупа.

Вы слыхали про покупку?

 - Про какую про покупку?

 - Про покупку, про покупку, про покупочку мою.

Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением. Например, удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.

Шутки – чистоговорки

Ря – ря – ря  синие моря;

рю – рю – рю- репу я варю;

арь – арь -  арь новый букварь;

ри – ри – ри = горят фонари;

ре – ре – ре –санки на горе;

орь – орь – орь –у Андрюши корь;

ра – ра – ра –высокая гора;

ро – ро – ро – новое перо;

ру – ру – ру –коза грызёт кору;

ры – ры- ры- летят комары;

ар – ар – ар – летит комар;

ор – ор – ор – у Ромы топор;

ур – ур – ур – не гонит кур и т. д.

ло – ло – ло – у меня перо;

ал – ал –ар – в бане пар;

ри – ри – ри – купили сухари;

ли – ли – ли – мы улицу мели;

ре – ре – ре – метель в январе;

ле – ле – ле – катались на осле и т. д.

Произноси правильно:

ща, ще: ручища, ножище, тараканище,  чудовище, хвостище

Щёткой  чищу я щенка.

Ого, его: у синего моря

Пустите отдохнуть дорожного человека.

Эта страница зелёного цвета.

Р  : грохот грома

Родимая сторонка

Режу, резеда

Карл у Клары украл кораллы.

С – ш: Шапкой Саша шишку сшиб.

Небольшие тексты

Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно,  активно  артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчётливо, ритмично.

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К. Д. Бальмонт)

Рубанок

                 в руки –

работа другая:

сучки, закорючки

рубанком стругаем.

Хороши стружки, -

Жёлтые игрушки!

А если нужен шар нам

Круглый очень,

на станке токарном

круглое точим.

 (В.В. Маяковский)

ПОТЕШКИ.      

Заяц.

Заяц белый куда бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто забрал?

- Родион!

- Выйди вон!

Синичка, синичка,

Воробью сестричка,

Воробей -  воришка,

Залез в амбаришко,-

Клевать просо

Своим носом.

Кукушка.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали:

« Кук! Мак!»

Убирай один кулак!

Повстречались.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу!»

Два щенка: «Ав – ав!»

Два жеребёнка: «Иго – го!»

Два тигрёнка: «Р –р –р!»,

Два быка: «Му- у!»

Смотри, какие рога.

Можно использовать для пальчиковой гимнастики:

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинец.

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему.

 - Здравствуй, большак!

 - Здорово, Васька – указка,

Мишка – серёдка, Гришка – сиротка

Да крошка Тимошка!

Для пальчиковой гимнастики

Замок

На дверях висит замок.

Кто его повесить мог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком», круговые движения и показали ладошки.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

(М. Бородицкая)

Чтение предложений с прямой речью:

а) прямая речь после слов автора;

б) прямая речь перед словами автора;

в) прямая речь с разрывом.

Чтение в лицах.

Один и тот же ученик читает и за автора,  и за героя. Отрабатывается умение перевоплощаться, владеть своим голосом. Развивается артистизм на основе осознания произведения и его эмоционального воздействия.

Упражнения на постановку ударения

Упражнения – игры «Доскажи словечко»

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

Сладок он , друзья, на вкус,

А зовут его    …(арбуз)

(В. Нестеренко)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

 -В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

(Н. Френкель)

Цапля важная,  носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

(С. Маршак)

Плачет кукла Алёнка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном  …(портфеле)

(Л.Фадеева)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и …(темно).

(С. Михалков)

Прочитать стихотворение орфоэпически:

 Как на горке  - снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег,  снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!        (И. Токмакова)

Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

1.Тише, жабы!              (Тихо,  тоном предупреждения.           

Ни гугу –                          Можно использовать жест

                                                                       палец к губам.)  

Ходит цапля на лугу.      (Тихо – тоном испуга)

Чтобы не было беды,             ( Совсем тихо, шёпотом)

 Наберите в рот воды.

2.Была тишина, тишина, тишина…

      (Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

     (Громче, быстрее.)

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

                (Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

       (Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчас барабанить он станет…

     (Тихо, прислушиваясь.)

Уже барабанит!  Уже барабанит!

   (Громко, весело.)

Гром и тишина.

Гром грохочет – бух! Трах! –

Словно горы рушит,

Тишина в испуге – ах! –

Затыкает уши….

(А. Шлыгин)

Покажи повышение и понижение голоса:

 -Что ж ты, ёж, такой колючий?

 - Это я на всякий случай.

 - Знаешь, кто мои соседи?

 - Лисы, волки да медведи.

 - Заяц, заяц, чем ты занят?

 - Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц рад?

 - Рад, что зубы не болят.

Произноси чётко, внятно, соблюдая знаки препинания:

Книга в суме /  - в пути  тягость.

Книга в уме /  - в пути облегчение.

Испокон века / - книга красит человека.

Железный конь, /

В животе – огонь, /

Сена не просит, /

Пашет, / сеет, / косит.

Что это за девица?  /

Не швея, / не мастерица, /

Ничего сама не шьёт, /

И в иголках круглый год?

Уличный мальчишка в сером  армячишке

По дворам шныряет, / крохи собирает?

Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значимых слов.

Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.  «Ударение, - писал Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты  подтекста!» Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда – в сочетании  с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа).  Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на своё место, - писал Станиславский, - искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её!»

          Расставьте логическое ударение, прочитайте выразительно.

Лисица видит  сыр, Лисицу сыр пленил.

(И. А. Крылов)

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь.

(Д. Н. Мамин – Сибиряк)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

(И. А. Бунин)

Ударение  может изменить смысл всей фразы.

Я пришёл сюда (т.е. я, а никто другой).

Я пришёл сюда (т. е. пришёл).

Я пришёл сюда (т. е. именно сюда,  а не в другое место).

Разве  вы это сделали? (т.е. неужели… - удивление)

Разве вы это сделали? (т. е. вы, а некто другой).

Разве вы это сделали? (т. е. именно это, а ничто другое).

Разве вы это сделали? (т. е. неужели в самом деле сделали, сумели, решились сделать».

Мы пойдём сегодня в цирк?

Произнести предложение, изменяя логическое ударение.

Паузы – остановки, перерывы в звучании. Паузы,  с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими.

Исправь ошибку:

Бригада строителей, обычно перевыполнявшая план, сегодня почему – то работала хуже. Один лишь Петров, как всегда, перевыполнил норму. В конце дня радиоузел стройки сообщил: «сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашёл к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.

Какую ошибку допустил диктор?

Как он должен сказать?

Правильно поставьте паузы.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов…

(А.С.Пушкин)

…И вот сентябрь! И вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

(Е.А. Баратынский)

Читай правильно диалог:

 - Собака,  / что ты делаешь?

 -Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

 - Волков боюсь.

Наряду с логической паузой существует психологическаяпауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.

Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива,  т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание  и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».

…Смотрит храбрый князь –

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним //  живая голова.

(А.С. Пушкин)

Психологическая пауза может иметь место:

 - в начале фразы или перед каким–то словом;

 - внутри фразы, между словами – тогда она подчёркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями;

 - в конце фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.

Упражнения для работы над темпом и ритмом.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменения темпа чтения – приём, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.

Отметьте все изменения темпа при чтении.

Идёт – по деревьям шагает.

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н.А. Некрасов)

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

(И.С. Крылов)

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир. Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

(А. Т. Твардовский)

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

(Б. Заходер)

Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи.

Однако особенно отчётливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков и пауз, усиление и ослабление голоса.

«Ритм, - говорил В.В. Маяковский, - основа всякой поэтической вещи…Ритм – это основная сила, основная энергия стиха».

Прочитай стихотворение в среднем темпе, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчётливостью произношения каждого звука.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки- туки- туки- тук!

Туки – туки – туки - тук!

И посту – кивают,

И похрю – кивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

(К.И. Чуковский)

Вырабатывается у детей чувство ритма при чтении (пении)  схем слов, разных по своей  слоговой структуре:

Тата -                             , тата-              

К святой пещере радостно спешат.   , татата -                 

Татата -                       ,татата -                   .

К звуковой  схеме можно подобрать  соответствующие слова или из предложенных слов выбрать (отметить хлопками) нужные слова.

Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и др.

Иногда  монотон – речь на одной высоте -  может использоваться как средство выразительности.

Мелодика  может и не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.

Когда мы говорим, наш голос то повышается, то понижается.

Правильно произнесите предложения:

Мама ушла. А Маша?

( Мама ушла. – голос идёт вниз, понижается, а на слове Маша  - повышается, идёт вверх.)  На вопросительном знаке голос тоже повышается.

Прочитайте стихотворение, определите, какое настроение оно передаёт.

Как на горке,  на горе.

Как на горке,  на горе,

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах.

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

 А кто по снегу.

С горки – ух, (понижаем голос, как будто съезжаем)                                    

На горку – ух!           (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)

Бух!

Захватывает дух!

( А.Прокофьева)

Читая выразительно стихотворение, старайтесь передать настроение.

Прочитать  тихо, чуть громче, громко.

Увидел грача  – весну встречай.

Произнесите, повышая и понижая голос, выделяя подчёркнутые слова.

Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь.

Прочитайте выразительно, выберите эмоциональную окраску для первых строк стихотворения (радость, сожаление, удивление). Сделайте выбор с позиций двух следующих строчек.

Быстро лето пролетело,

Наступил учебный год,

Но и осень нам немало

Дней хороших принесёт.

(В.И. Лебедев – Кумач)

Скажите «здравствуйте»  с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения.

Игра «Чья интонация богаче?»

Произнести фразу «иди сюда», стараясь не повторять ранее звучащую интонацию. Упражнение развивает и умение различать оттенки интонационного рисунка партнёра.

Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, осуждения, порицания и других эмоциональных оттенков голоса.

Литература:

1. Кубасова О.В.  Выразительное чтение. – М., 2001.

  2.Одегова В.Ф. Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе. – Н. Новгород, 1998

  3.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., «Аркти», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "

Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях...

Развитие речи на музыкальных занятиях

Консультация для родителей....

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...