проектная деятельность в муз.деятельности
методическая разработка по музыке

Галина Леонидовна Земскова

Методическая разработка по теме "Проектная деятельность"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность - как средство повышения качества

музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Актуальность: В настоящее время воспитательно - образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. Поэтому необходимо выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

На мой взгляд, одним из перспективных  методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод.

Проектирование позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать  совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата.  Помогает  раскрыть возможности каждого ребенка, расширить  его кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность  и любознательность. А так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ, других учреждений, тем самым позволяя создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ внедрения проектирования в музыкально-образовательный процесс ДОУ - способствовать качеству музыкального образования дошкольников; формировать у детей основы музыкальной, художественной и  эстетической культуры средствами проектной деятельности; развивать познавательные, творческие навыки воспитанников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно - музыкальном пространстве.

ЗАДАЧИ:
1) развивать музыкальность детей средствами проектной деятельности;
2) активизировать проявления творчества в образовательной области «Музыка»;
3) развивать эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания музыки;
4) повышать интерес и собственную активность детей в музыкальной деятельности через совместную поисковую деятельность;
5) содействовать средствами музыки возникновению чувства дружбы, доброты к близкому окружению

 ПРИНЦИПЫ реализации проектов в музыкальной деятельности дошкольников:

1. Гуманно-личностный принцип

2. Принцип систематичности и последовательности

3. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.

4. Принцип учета гендерных особенностей детей.

5. Принцип интеграции .

6. Принцип субъект - субъектного взаимодействия в процессе организации проектной деятельности.

7. Принцип координации деятельности педагогов.

8. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком

в условиях ДОУ и семье.

Для обеспечения образовательных потребностей каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями применяю следующие

современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технологии разноуровневого обучения
  • Технологии проблемного обучения
  • Личностно-ориентированные технологии

(Приложение 1)

Реализация проектов осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами нашего учреждения, родителями и социальными партнерами: КГБУ «Камчатское концертно-филармоническое объединение» и МАУДО «ДМШ №7».

Прежде чем приступить к работе  по данной теме, я прошла профессиональную подготовку по программе «Метод проектов» в КГАУ ДПО «Камчатский ИРО», изучала и продолжаю  следить за научно-теоретической литературой  в этой области. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги .

На основе анализа методической литературы  были выявлены ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ реализации проектов в образовательной области «Музыка»:

1. Концептуальный

2. Диагностический

3. Подготовительный

4. Основной

5. Заключительный

6. Аналитический

Кроме того были определены сами проекты в музыкальной деятельности воспитанников для реализации (Приложение №2).

Выбранные  проекты давали детям возможность применить уже полученные знания, умения и навыки, проявить творческую инициативу и активность

в различных видах музыкально-эстетической деятельности. Для каждого проекта характерны свои цели, задачи, формы работы.  

На основе определившихся этапов  был разработан алгоритм деятельности педагогической работы в процессе реализации выбранных музыкальных проектов, который включил в себя:

- Аналитико-проектировочный этап с разработкой планирования содержания всего музыкально-образовательного процесса ДОУ на основе тематики проекта, а также изучением необходимой методической литературы, интернет-ресурсов .

- Подготовительный этап, включающий в себя непосредственно организацию предметно-развивающей среды, проведение интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, а также консультации по реализации проектов в музыкальной деятельности с родительским коллективом.

- Следующий этап – внедренческий, в ходе которого происходила практическая реализация выбранных нами проектов в сочетании с творческими выставками по впечатлениям детей от прослушанных музыкальных произведений.

Пример реализованного проекта «Если друг за дружку держаться, можно ничего не бояться» в приложении №3.

Результаты итоговой, а также сравнительной диагностики выявили в большей степени положительную динамику в музыкальном развитии воспитанников (Приложение №4)

История одного проекта…

Начав использовать в своей деятельности проектный метод, я убедилась в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.

Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия  семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса.

В ходе тесного сотрудничества музыкального руководителя, специалистов и педагогов ДОУ родилась идея  создания творческо-исследовательского  проекта  «Я только слышал о войне». Эту тему мы выбрали не случайно. Она очень актуальна: во все времена  патриотизм, любовь к Родине  были национальной чертой нашего народа. Но, к сожалению, с каждым годом все более заметной становится утрата нашего патриотического сознания. Поэтому очевидна   необходимость решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Один из методов патриотического воспитания –проектная деятельность , позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического

взаимодействия детей и взрослых.

Творческий проект «Я только слышал о войне» был успешно осуществлен в период  с января 2018 по май 2018 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время. Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности: познавательную, художественно-речевую, игровую, продуктивную, театрализованную и музыкальную.

Так, в познавательной деятельности дети знакомились с понятиями: долг перед Отечеством; война и мир; Великая Отечественная война; города-герои; военная техника и оружие; передовая и тыл и т.д. Были организованы экскурсии в музей Боевой Славы, на базе ДОУ проводились выездные выставки картин, посвященных обороне нашей Родины в годы ВОВ.

В художественно-речевой деятельности воспитатели и специалисты ДОУ  организовывали выставки книг с последующим их прочтением, разучивали стихи на военную тему, рассматривали с детьми картины, составляли рассказы к ним.

В игровой деятельности   проводились развлечения, в свободной деятельности, в тематических, сюжетно-ролевых, подвижных играх использовали знания, полученные в НОД.

В продуктивной деятельности дети лепили, конструировали, делали аппликацию, рисовали сюжетные рисунки по мотивам песен военной поры.

В театрализованной деятельности ставили мини-сценки по сюжетам прочитанных произведений.

В музыкальной деятельности слушали музыкальные произведения военной тематики, исполняли песни, танцы. Остановлюсь на этом поподробнее.

В НОД мной использовались ИКТ: детям демонстрировались музыкальные презентации на тему ВОВ. Особое место отводилось знакомству с песнями военных лет. Совместно с детьми подготовительной  группы мы провели исследование на предмет тематики военных песен и выяснили, что песня-призыв звучала  в начале войны («Священная война» А.В. Александрова), лирическая песня-воспоминание позволяла высказывать самые сокровенные мысли(«Темная ночь» Н.В. Богословский ), осознание горя, причиненного войной, рождало песни-утраты («Враги сожгли родную хату» Исаковского, Блантера ), военные куплеты, частушки придавали сил, песня-ликование ,песня-слава  звучала в победном 1945 году («Дорога на Берлин» Долматовского ).

Проводились тематические вечера досуга «Фронтовые песни в тылу и на передовой», «Песни, с которыми мы победили», на которых дети обменивались знаниями, полученными в ходе своих исследований, узнавали историю создания песен военных лет. Эти песни стали узнаваемы и полюбились детям.

Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. Они были активно вовлечены в совместную с детьми творческую деятельность по подбору и разучиванию стихов, разучиванию песен вместе с детьми, для родителей были изданы буклеты «Разучиваем военные песни вместе с детьми»

Для родителей наших воспитанников была организованна музыкальная гостиная на тему «Песни военных лет в вашей семье», чему предшествовало анкетирование на эту же тему. Дети, которые вместе с родителями принимали участие в работе гостиной, с неподдельным интересом слушали рассказы своих пап и мам, бабушек и дедушек. А еще звучали в этот вечер и «Катюша» и «Три танкиста» в исполнении детей и взрослых.

Надо было видеть восторг и удивление детей, когда они услышали в программе выступления квартета «Камчатка» такие  узнаваемые ими произведения, как марш «Прощание славянки», »Три танкиста», »Катюшу».

Итогом проекта стал фестиваль военной песни, который прошел в мае 2018 года. Праздник получился ярким и запоминающимся. К нему готовились все сообща, специалисты и педагоги ДОУ, дети и родители. Все были вовлечены в творческую атмосферу праздника.

В ходе концерта звучали в исполнении детей и родителей песни военных лет и современные песни, дети показывали свое умение танцевать современные танцы, разученные на музыкальных занятиях, показывались  инсценировки, проводились веселые игры. Родители определяли песни военных лет по звучащей мелодии.

Родители оказывали помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к празднику.

По итогам реализации проекта  были составлены: сборник книг о войне, консультации для родителей, альбомы детских рисунков, конспекты интегрированных занятий. Нужны ли такие проекты в детском саду? Несомненно. Чем раньше мы начнем воспитывать в детях чувство сопереживания, чувство благодарности к поколению, стойко перенесшему невзгоды войны, тем более сильное духом поколение мы получим в недалеком будущем.

Таким образом, планомерная работа по реализации проектов

в образовательной области «Музыка» позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников способствует качеству музыкального образования детей: формирует устойчивый интерес воспитанников к музыкальному искусству; активизирует творческий потенциал, самостоятельную активность воспитанников в музыкальной деятельности.

2. Использование метода проектов в образовательной области «Музыка»

с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

 3. Родители стали активными участниками музыкально-образовательного процесса.

Анализ перечисленных параметров позволяет спланировать работу на перспективу:

- продолжать углубленную работу в данном направлении;

- обмен опытом в рамках методических объединений;

- оформление творческих презентаций проектов в музыкальной деятельности в общую книгу – «Наши музыкальные проекты».

Таким образом, работа над музыкально-творческими проектами органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

Распостранение опыта:

1.        ГМО музыкальных руководителей. Презентация опыта работы: «Развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников посредством музыкальной и речевой деятельности через технологию проекта»,2016 год.

2. ГМО музыкальных руководителей. Презентация опыта работы: «Социальное партнерство в музыкально-досуговой деятельности»,2017 год.

3.личный сайт http://nsportal.ru/chernysheva-galia-leonidovna"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как инновационная деятельность с детьми дошкольного возраста в подготовке праздников.

В статье говорится об использовании проектной деятельности как инновационного феномена при подготовке детей к праздникам. Актуальность обусловлена введением ФГОС ДО, в котором подчеркивается необходим...

Проектная деятельность "Познавательно-исследовательская деятельность . Средняя группа"

Ничто так хорошо не помогает освоить мир, как экспериментально подтвержденный факт. С первых дней жизни ребенок начинает экспериментировать. Только посредством множества экспериментов ребенок учится в...

Проектная деятельность : «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ»

Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста,как средство эстетического воспитания в ДОУ»Описание. Данный материал могут использовать педагоги дошкольных образов...

Интегрированная организоаванная обрзовательная деятельность: Познавательно – исследовательская деятельность и изобразительная деятельность «Красная книга Астраханской области».

Цель: познакомить детей с Красной книгой Астраханской области; формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде;  воспитание эмоционально-положительного отношения к природ...

Проектная деятельность по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр в жизни детей».

Муниципальное автономное дошкольное учреждениеЦРР - д/с №14    Проектная деятельность по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр в жизни детей». Срок...

Консультация "Влияние проектной деятельности на игровую деятельность дошкольников"

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Проектная ...

Проектная деятельность. Конспект образовательной деятельности по лепке в младшей группе «Апельсины»

Тема: «Апельсины»Цель образовательной деятельности:-научить детей скатывать из пластилина шарики;-формировать интерес к работе с пластилином;-развивать мелкую моторику....