Организация музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по музыке

Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребёнка и во всей системе формирования всесторонне развитого и гармоничного человека.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс.

Организация музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Музыкальный руководитель Е. С. Громова

Звучит «Осенняя сюита» П. Мориа.

Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребёнка и во всей системе формирования всесторонне развитого и гармоничного человека.

На своем опыте я убедилась, что использование музыки в воспитании детей с ОВЗ дает свои плоды: улучшается координация движений, увеличивается объем легких, дикция становится более четкой, а мимика более разнообразной. Музыкотерапия активно используется для коррекции состояния детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии: улучшается внимание и его продолжительность, снижается импульсивность, музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети развивают навыки взаимодействия с другими людьми.

        Музыкальная деятельность имеет интегративный подход, включая в себя слушание, пение, ритмопластику, инструментальную исполнительскую деятельность.

        Предлагаем детям послушать произведение «Клоуны» Д. Кабалевского (показать иллюстрацию), просим изобразить движения клоунов, музицируем с погремушками, в итоге -  «Танец петрушек с погремушками» на Новогоднем утреннике (предложить сыграть на погремушках «Клоуны» Кабалевского).

 Еще примеры:

-  слушаем «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, маршируем, играем на барабане, поем (предложить маршировать, играть на барабане «Марш-парад», запись), поём «Мы солдаты» (муз. Ю.Слонова, слова В.Малкова);

-  слушаем «Смелый наездник» Р.Шумана, поем «Лошадка Зорька» (муз. Т.Ломовой, сл.М.Ивенсен), выполняем упражнение «Пони» Т.Морозовой, где учим детей прямому галопу.

Маленькие дети не имеют опыта. Поэтому педагогу следует иметь в виду, что ребенок не сразу откликается на настроение, переданное в музыке. Необходимо многократное повторение ярких произведений. Репертуар подбирается таким образом, чтобы детям было понятно. При первоначальном восприятии требуется использование наглядных пособий, игрушек, иллюстраций.

Например:

-для определения характера музыки в произведениях уместно использовать пособие «Солнышко и тучка»; (Предложить коллегам определить настроение в музыке Г.Левкодимова «Три настроения»);

 иллюстрации «петушок веселый» - «петушок грустный» (Петушок» рус. нар. потешка - песня «Заболел наш петушок». Послушать и определить музыку веселую и грустную);

-для представления о содержании музыки пособие « Узнай сказку», иллюстрации к произведениям («Мы в лесок пойдем»);

-для формирования представлений о средствах музыкальной выразительности - музыкально-дидактические игры:

 «Громко - тихо» (показать аккордеоны)

«Кого встретил колобок»

«Кто как идет?»

Раздать дидактическую игру «Поиграем в сказку»

Нужно также иметь в виду, что яркость и разнообразие музыкальных впечатлений у ребенка достигается не обилием разнообразных мелодий, а различными тембрами звучания одной и той же. Исполнение определенной мелодии на различных музыкальных инструментах повышает устойчивость слухового внимания.

Предложить послушать рус. нар. мел. «Калинка» в исполнении на фортепиано и в оркестровом звучании.

Совместное музицирование очень нравится детям, оно приносит яркие положительные эмоции, вызывает желание творить. Музыкальными инструментами могут стать любые предметы: гребенки, пластиковые бутылочки, наполненные крупой, камешками, песком; крышки от кастрюль, коробочки, палочки, кубики. Каждый из этих предметов обладает своим тембром, благодаря чему возможно создавать разнообразную музыкальную палитру (показать тарелочку)

Предложить педагогам совместное музицирование. Игра «Песня-танец-марш»

Преимущество таких заданий в том, что они позволяют включить в творческий процесс всех детей, которые могут участвовать по мере своих возможностей в общем увлекательном действии, важно, что при этом у детей устанавливаются отношения сотрудничества, взаимоуважения.

При обучении детей игре на детских музыкальных инструментах очень удобно использовать литературный материал: стихи, потешки, загадки.

Загадать загадки. Раздать.

Литературный материал используем и для разучивания песен. Пение-наиболее доступный вид музыкальной деятельности. Встреча с песней вызывает положительные эмоции, обогащает представление детей об окружающем мире, задает нормы отношений, воздействует на чувства и интересы детей. Певческая деятельность создает условия для расширения творческих проявлений детей.

Раздать творческие задания.

Развитию творческих способностей помогает использование карточек, дидактических игр «Любимая пластинка», «Узнай песенку по трем звукам».

Можно выложить песенку на фланелеграфе.

Показать иллюстрацию. Спеть песенку «Голубые санки» (муз. М. Иорданского, сл. М.Клоковой.

Предложить выложить на фланелеграфе.

Из нескольких песенок можно составить целый рассказ, например:

- Раным-рано поутру петушок «ку-ка-ре-ку!» - дети поют рус. нар. песню «Петушок»

- Разбудил петушок солнышко (хоровод «Хорошо, хорошо солнышко проснулось» сл. и  муз. М.В.Сидоровой)

- Наши уточки с утра «кря-кря-кря»,

Наши курочки в окно «ко-ко-ко»

Наши гуси у пруда «га-га-га»

(Дети исполняют песню «Кто с кем ходит»)

- Вдруг собачка прибежала,

Всех-всех-всех перепугала - «гав-гав-гав».

(Дети исполняют песню «Пес Барбос и птички» С.Г.Насауленко)

- Ты, собачка, не лай,

Друзей наших не пугай,

Лучше с ними поиграй».

(Игра «Собачка и кошечка» С.Г.Насауленко)

Предложить придумать рассказ из муз. произведений.

  1. «Зима прошла» (муз. Н.метлова, сл. М.Клюковой)

Упр-е «Воробушки» (Т.Морозовой)

Игра «Воробушки и автомобиль»

2.  «Поезд» (муз. Н.метлова, сл.Т.Бабаджан)

Танец  «Калинка»

«Зайка» (муз. В.Карасевой, сл. Н. Френкель)

-По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком

«Заинька, не беги-

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Иди к нам в хоровод

Веселить народ»

Хоровод «Заинька выходи»

  1. «Машина» (муз. Т.Потапенко, сл. Н.Найденовой)

Хоровод «Солнышко» (муз. Т.Потапенко, сл.Н.Найденовой)

«Дождик» (сл. Н.Френкель, муз. М. Красева)

Игра «Солнышко и дождик»

  1. Пришли в магазин игрушек  (Какие песенки, игры можно использовать?)

«Веселые матрешки» (Ю.Слонова)

«Мой веселый звонкий мяч»

Танец кукол

  1.   Приехали в деревню к бабушке.

«Ладушки, ладушки. Где были у бабушки»

(обраб.Н.Римского-Корсакова)

«Два веселых гуся»

«Цыплята»

«Уточка»

«Петушок» (обраб. М.Карасева)

С большим желанием дети участвуют в ритмопластической

 деятельности. Очень полезны детям с проблемами в развитии игры

 на развитие ориентации движений, игры-имитации, участвуя в которых ребенок учится выполнять определенную роль, приобретает навыки бережного отношения к игрушкам, формирует выразительные жесты как средство общения и самовыражения.

Например, игра «Убежал наш Мишка: топ-топ».

Педагог вносит игрушку - Мишку, дети здороваются, рассматривают его и гладят. Педагог предлагает поиграть с мишкой в прятки. Дети поют:

Убежал наш Мишка: топ-топ», Спрятался малышка в уголок

Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушку

Мишеньку поищем и найдем,

Идут искать игрушку, находят и гладят

С Мишенькой скорее в пляс пойдем.

Ребенок, который нашел игрушку, пляшет с ней свободный танец

Используются также для развития ритмопластической деятельности:

• Игра-имитация «Зеркало» (выполнение определенных движений в соответствии с текстом перед зеркалом)

• Пантомимические загадки   «Угадай животное» (педагог показывает движение под определенную музыку)

• Игры на контрастные движения:

- «Разные ветры» (смена движений с изменением характера музыки)

- «Солнышко и дождик» (смена движений с изменением темпа музыки: медленный - дети прогуливаются; быстрый - дети убегают от дождя)

• Игры на передачу образных движений:

- «Где, чей хвост?» (дети, одетые в элементы костюмов различных животных, но без хвоста, двигаются по залу, изображая повадки соответствующего животного и издают звукоподражания, когда найдут хвост)

- «Зимние   забавы»   (педагог   показывает   картинки,   на   которых изображены детские развлечения, а дети имитируют их в движениях)

Любят дети хороводные игры, которые позволяют им преодолевать неуверенность в себе, формируют навыки невербального общения.

Таким образом, через исполнение и инсценирование песен, через игру, музицирование маленький ребенок развивает свое восприятие, мышление, фантазию, волевые качества- все это, создает благоприятную атмосферу, где ребенок, имеющий отклонения в физическом и психическом развитии, пребывает всегда в деятельном состоянии.

Учитывая особенности нервно-психического развития детей с ЗПР педагогам рекомендуется вводить вокальную и инструментальную музыку при взаимодействии с детьми во всех ситуациях жизни: как на занятиях, так и в игровой деятельности, использовать  в режимные моменты. Музыкальный материал подбирается в соответствии со временем года, состоянием погоды, настроением ребенка.

Использование музыки в течение дня должно регулироваться и чередоваться с тишиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год

Цель программы:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей ...

Современные подходы в организации музыкально- эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Рассмотрены некоторые аспекты технологии пластического интонирования детей дошкольного возраста....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию пор...

Организация трудовой деятельности у детей дошкольного возраста

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осущ...

Сообщение для воспитателей "Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография"

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или ...