Организация трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
статья

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда.

    Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.  Дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека.

    Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

   Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

  1.  ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

  2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

   Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

   Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач»

    Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

    В соответствии с программой трудовое воспитание, включает его основные виды:        самообслуживание,

 хозяйственно-бытовой труд

труд в природе,

    Коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс опираются на основные линии развития ребенка-дошкольника: физическое воспитание и укрепление здоровья, развитие ведущих видов детской деятельности, познавательное развитие (в том числе речевое), художественно-эстетическое развитие социально-нравственное и личностное развитие.

      В коррекционной педагогике трудовой деятельности в группах у детей с умственной отсталостью традиционно отводится значительная роль. В условиях детского сада навыки элементарной трудовой деятельности формируются во время режимных моментов. Детей учат навыкам самообслуживания, что обеспечивает им определенную бытовую самостоятельность при приеме пищи, одевании и раздевании, умывании, пользовании туалетом и др. Постепенно детей привлекают к посильному бытовому труду, например, дежурству при подготовке к занятию или приему пищи, наведения порядка в игровой зоне и др.

     В учебном плане и режиме дня отводится место для специально спланированной деятельности и занятий: это

  -  хозяйственно-бытовой труд,

  -  труд в природе,

  -   ручной труд.

     На занятиях у детей формируем представления о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, природных материалов), учим приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.)  развиваем мелкую моторику рук.

   Трудовая деятельность предоставляет возможность решать многочисленные коррекционные задачи.

  - прежде всего помогает формировать у детей умение планировать и контролировать собственные действия.

  - детей учат работать по определенному алгоритму, представленному в виде наглядных опор,

  -  побуждают к проговариванию выполняемых действий,

  -  к словесному отчету о результатах работы,

  -  к ее планированию.

     Большое значение для нравственного и интеллектуального развития детей имеет труд в природе. У детей формируются такие положительные личностные качества как                         трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность и др. Ухаживая и наблюдая за растениями и животными, дети лучше понимают роль и значение каждого конкретного действия и их логических последовательностей.

    В трудовой деятельности развивается потребность трудиться, формируется умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, формируются социально-нравственные качества и понятия, развиваются умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

     Одним из направлений трудового воспитания является ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей. Такое знакомство происходит на занятиях по "ознакомлению с окружающим миром …", во время чтения и обсуждения художественных произведений, специальных бесед на тему труда взрослых, экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (медицинской сестры, повара и др.)  Важной составляющей этой работы является воспитание уважения к труду взрослых.

     Таким образом, трудовая деятельность являются мощным стимулом для развития у детей личностные качества, познавательной активности, речи.

    В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

    Организуя трудовую деятельность, мы обеспечиваем всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируем жизненно необходимые умения и навыки, воспитываем ответственность и самостоятельность. Мы стараемся так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Мы учитываем основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

подчеркиваем общественную значимость труда;

  - следим за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

  - строго соблюдаем нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

  - постепенно расширяем самостоятельность детей;

  -создаём условия для доброжелательного отношения ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

  - направляем внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

    В процессе любого вида труда мы решаем задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

    Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

    Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение.

Для решения программных задач по трудовому воспитанию мы используем разные формы методической работы:

  -  консультации,

  -  конкурсы,

  -  смотры,

  -  открытые просмотры,

  -  обобщение передового педагогического опыта.

    В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:

Смотры:

 - уголков природы;

 - самостоятельной деятельности;

 - занятий ручного труда

    Педагоги нашего детского сада, обобщая опыт работы, проводят консультации,

где освещают вопросы по организации самостоятельной двигательной

активности, по организации развивающего пространства, приобщения к труду через познание предметного мира, воспитания самостоятельности у дошкольников, о формах организации труда дошкольников, о значении ручного труда для формирования личности ребенка и развитию мелкой моторики, о влиянии трудового воспитания на психическое развитие ребенка.

    Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована в соответствии с требованиями программы.

Для решения вопросов по созданию условий для всестороннего развития детей, согласно методическим рекомендациям программы, развивающая среда строится, основываясь на следующие принципы:

- комфорта и эмоциональное благополучие ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);

- индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки).

    Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской деятельности:

  - художественный;

  - конструктивно-строительный;

  - природы;

  - ручного труда;

Например: в нашей группе, ведётся кружок « Умелые  руки».

    Нами в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:

- природный, бросовый;

- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- материал для развития мелкой моторики рук;

- различные конструкторы.

     На нашей игровой площадке стараемся создавать оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.

Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

    Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей мы уделяем взаимодействию с родителями.

    Мы обмениваемся с родителями рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды,  анкетирование). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов,  игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности (лопаты,  палочки для рыхления почвы), совместных творческих выставок детей и родителей,   (поделки из природного материала,  аппликация; «Руки папы, руки мамы и мои ручонки»)  фотовыставок  (« Не мешайте мне трудиться!», « Наш отдых».

    Однако для создания оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено:

1) продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;

2) оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по трудовому воспитанию;

3) обобщить и представить педагогический опыт   (консультации, публикации по обмену опытом в трудовом воспитании детей).

 

 

                                                       Литература

Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983 с.84-124

Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А.Козлова и др.; Под ред. Р.С.Буре.- М.: Просвещение, 1987

Журнал «Управление ДОУ», №3-2007

Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.

Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду»,

М. Просвещение, 1987 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovaya_deyatelnost_detey_doshchkolnogo_vozrasta.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

              Организация трудовой деятельности у детей дошкольного возраста                      

                                                                                              Амельчакова Л.А.  воспитатель                                    

                                                                                             МБДОУ № 20 « Дельфин»  г. Саяногорск

    Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда.

    Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.  Дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека.

    Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

   Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

  1.  ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

  2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

   Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

   Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач»

    Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

    В соответствии с программой трудовое воспитание, включает его основные виды:        самообслуживание,

 хозяйственно-бытовой труд

труд в природе,

    Коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс опираются на основные линии развития ребенка-дошкольника: физическое воспитание и укрепление здоровья, развитие ведущих видов детской деятельности, познавательное развитие (в том числе речевое), художественно-эстетическое развитие социально-нравственное и личностное развитие.

      В коррекционной педагогике трудовой деятельности в группах у детей с умственной отсталостью традиционно отводится значительная роль. В условиях детского сада навыки элементарной трудовой деятельности формируются во время режимных моментов. Детей учат навыкам самообслуживания, что обеспечивает им определенную бытовую самостоятельность при приеме пищи, одевании и раздевании, умывании, пользовании туалетом и др. Постепенно детей привлекают к посильному бытовому труду, например, дежурству при подготовке к занятию или приему пищи, наведения порядка в игровой зоне и др.

     В учебном плане и режиме дня отводится место для специально спланированной деятельности и занятий: это

  -  хозяйственно-бытовой труд,

  -  труд в природе,

  -   ручной труд.

     На занятиях у детей формируем представления о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, природных материалов), учим приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.)  развиваем мелкую моторику рук.

   Трудовая деятельность предоставляет возможность решать многочисленные коррекционные задачи.

  - прежде всего помогает формировать у детей умение планировать и контролировать собственные действия.

  - детей учат работать по определенному алгоритму, представленному в виде наглядных опор,

  -  побуждают к проговариванию выполняемых действий,

  -  к словесному отчету о результатах работы,

  -  к ее планированию.

     Большое значение для нравственного и интеллектуального развития детей имеет труд в природе. У детей формируются такие положительные личностные качества как                         трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность и др. Ухаживая и наблюдая за растениями и животными, дети лучше понимают роль и значение каждого конкретного действия и их логических последовательностей.

    В трудовой деятельности развивается потребность трудиться, формируется умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, формируются социально-нравственные качества и понятия, развиваются умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

     Одним из направлений трудового воспитания является ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей. Такое знакомство происходит на занятиях по "ознакомлению с окружающим миром …", во время чтения и обсуждения художественных произведений, специальных бесед на тему труда взрослых, экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (медицинской сестры, повара и др.)  Важной составляющей этой работы является воспитание уважения к труду взрослых.

     Таким образом, трудовая деятельность являются мощным стимулом для развития у детей личностные качества, познавательной активности, речи.

    В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

    Организуя трудовую деятельность, мы обеспечиваем всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируем жизненно необходимые умения и навыки, воспитываем ответственность и самостоятельность. Мы стараемся так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Мы учитываем основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

подчеркиваем общественную значимость труда;

  - следим за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

  - строго соблюдаем нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

  - постепенно расширяем самостоятельность детей;

  -создаём условия для доброжелательного отношения ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

  - направляем внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

    В процессе любого вида труда мы решаем задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

    Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

    Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение.

Для решения программных задач по трудовому воспитанию мы используем разные формы методической работы:

  -  консультации,

  -  конкурсы,

  -  смотры,

  -  открытые просмотры,

  -  обобщение передового педагогического опыта.

    В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:

Смотры:

 - уголков природы;

 - самостоятельной деятельности;

 - занятий ручного труда

    Педагоги нашего детского сада, обобщая опыт работы, проводят консультации,

где освещают вопросы по организации самостоятельной двигательной

активности, по организации развивающего пространства, приобщения к труду через познание предметного мира, воспитания самостоятельности у дошкольников, о формах организации труда дошкольников, о значении ручного труда для формирования личности ребенка и развитию мелкой моторики, о влиянии трудового воспитания на психическое развитие ребенка.

    Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована в соответствии с требованиями программы.

Для решения вопросов по созданию условий для всестороннего развития детей, согласно методическим рекомендациям программы, развивающая среда строится, основываясь на следующие принципы:

- комфорта и эмоциональное благополучие ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);

- индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки).

    Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской деятельности:

  - художественный;

  - конструктивно-строительный;

  - природы;

  - ручного труда;

Например: в нашей группе, ведётся кружок « Умелые  руки».

    Нами в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:

- природный, бросовый;

- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- материал для развития мелкой моторики рук;

- различные конструкторы.

     На нашей игровой площадке стараемся создавать оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.

Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

    Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей мы уделяем взаимодействию с родителями.

    Мы обмениваемся с родителями рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды,  анкетирование). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов,  игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности (лопаты,  палочки для рыхления почвы), совместных творческих выставок детей и родителей,   (поделки из природного материала,  аппликация; «Руки папы, руки мамы и мои ручонки»)  фотовыставок  (« Не мешайте мне трудиться!», « Наш отдых».

    Однако для создания оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено:

1) продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;

2) оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по трудовому воспитанию;

3) обобщить и представить педагогический опыт   (консультации, публикации по обмену опытом в трудовом воспитании детей).

                                                       Литература

Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983 с.84-124

Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А.Козлова и др.; Под ред. Р.С.Буре.- М.: Просвещение, 1987

Журнал «Управление ДОУ», №3-2007

Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.

Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду»,

М. Просвещение, 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию пор...

рабочая программа «Формирование субъектной позиции в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста».

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по формированию позиции субъекта в процессе трудовой деятельности у детей пятого года жизни.Программа составлена на основе примерной ...

Организация музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребёнка и во всей системе формирования всесторонне развитого и гармоничного человека....

Сообщение для воспитателей "Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография"

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или ...

Опыт организации педагогической деятельности развития детей дошкольного возраста посредством бизиборда

Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у малышей. Именно поэтому, сегодня существует такое разнообразие всевозм...