ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по музыке

Современная социокультурная ситуация  характеризуется противоречием  различных групп факторов. Это, прежде всего, изменения, происходящие в государственном устройстве, в экономике, политическом режиме, социальное расслоение. Следующая группа – это исторические факторы, национальные факторы развития российской культуры и особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались и образовывались ныне живущие поколения россиян. Исследователи также отмечают влияние на современные российские культурные процессы общемировой, в первую очередь западной, социокультурной ситуации.

В таких условиях возрастает актуальность патриотического воспитания. В России уже многое сделано  для создания системы патриотического воспитания граждан, это обусловлено принятием ряда преемственных государственных программ. Последняя программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Анализируя историю, можно сказать, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому традиционно одним из содержательных аспектов патриотического воспитания является воспитание у детей уважения к российской Армии. По словам талантливого педагога и публициста Карема Раша: «Любовь к своей армии, верность ее традициям есть самый верный признак здоровья нации».

Для дошкольного образования огромное значение в этом направлении имеет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,   в котором обозначено, что одним из основных принципов дошкольного образования, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Как отметил А.Г. Асмолов, «тестировать на патриотизм стандарт не будет», однако в образовательной программе прописаны задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности «к своей семье, малой и большой родине».

Основным средством воспитания является включение воспитанников в разнообразные виды деятельности. Интегратором, как правило, выступает игровая деятельность, в которую органично вплетаются другие: беседа, восприятие музыки и живописи, репродуктивная деятельность и другие. Это могут быть  игры - путешествия, игровые обучающие ситуации, игры – встречи с различными персонажами, досуги, комплексные занятия. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_6_statya_2.docx29.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ирина Федоровна Зайцева

музыкальный руководитель МДОУ  «ЦРР – д/с № 6»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Современная социокультурная ситуация  характеризуется противоречием  различных групп факторов. Это, прежде всего, изменения, происходящие в государственном устройстве, в экономике, политическом режиме, социальное расслоение. Следующая группа – это исторические факторы, национальные факторы развития российской культуры и особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались и образовывались ныне живущие поколения россиян. Исследователи также отмечают влияние на современные российские культурные процессы общемировой, в первую очередь западной, социокультурной ситуации.

В таких условиях возрастает актуальность патриотического воспитания. В России уже многое сделано  для создания системы патриотического воспитания граждан, это обусловлено принятием ряда преемственных государственных программ. Последняя программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Анализируя историю, можно сказать, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому традиционно одним из содержательных аспектов патриотического воспитания является воспитание у детей уважения к российской Армии. По словам талантливого педагога и публициста Карема Раша: «Любовь к своей армии, верность ее традициям есть самый верный признак здоровья нации».

Для дошкольного образования огромное значение в этом направлении имеет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,   в котором обозначено, что одним из основных принципов дошкольного образования, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Как отметил А.Г. Асмолов, «тестировать на патриотизм стандарт не будет», однако в образовательной программе прописаны задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности «к своей семье, малой и большой родине».

Основным средством воспитания является включение воспитанников в разнообразные виды деятельности. Интегратором, как правило, выступает игровая деятельность, в которую органично вплетаются другие: беседа, восприятие музыки и живописи, репродуктивная деятельность и другие. Это могут быть  игры - путешествия, игровые обучающие ситуации, игры – встречи с различными персонажами, досуги, комплексные занятия.  

Н.А. Ветлугина выделила комплексные занятия, как обобщающие занятия в рамках одной цели (темы), на достижение которой направлены несколько видов художественной деятельности: певческая, хореографическая, музыкально-ритмическая и изобразительная, художественное чтение. Сущность объединения в создании эмоционального настроя у детей. В нашем учреждении накоплен определенный опыт комплексных занятий, создана «копилка» сценариев подобных мероприятий. Можно выделить ряд педагогических рекомендаций:

  1. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. Определённая дисциплина в ходе такого мероприятия  достигается не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики. Воспитатель учитывает интерес, проявляемый детьми к Армии: сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного - патриотизма советских воинов, их готовности защищать Родину, постоянного совершенствования боевой выучки.
  2. Роль ведущего очень ответственна, ведь он осуществляет педагогическое сопровождение, объединяет все элементы комплексного занятия в органическое целое, поясняет детям происходящие действия, является связующим звеном между участвующими взрослыми и детьми. Все участвующие взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты, не перебивать друг друга, знать свой текст.
  3. Систематичность и доступность изложения материала, создание условий для использования имеющихся у дошкольников знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях. Материал должен быть конкретен, востребован ребенком данного возраста и связан с уже имеющимся у детей опытом или знаниями (или предполагать возможность быть связанной с ними). Например, если это коллективная работа «Парад на Красной площади», целесообразно провести предварительную беседу об этой площади, о том, что такое парад. Организация коллективной аппликации требует уже сформированных навыков  в данном виде изобразительной деятельности.
  4. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых образовательных областей на каждом этапе занятия: игра «в солдат» подразумевает марш под музыку, а восприятие песни об армии, плавно перетекает в репродуктивную деятельность: аппликацию «Танки».

Конспект комплексного занятия в средней группе

«День защитника Отечества».

 Программное содержание:

Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к Российской армии, к её воинам, вызвать желание подражать им в ловкости, смелости, стремлении быть похожими на них.

Закреплять у детей умения: ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать характер музыки в пении, наклеивать аккуратно аппликацию.

Формировать умения детей выполнять работу в рамках  единого коллективного продукта.

Поощрять творческую активность детей при выполнении замысла, передавать своё отношение, чувства к сюжету данной коллективной работы.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, разучивание стихов; познавательные беседы о некоторых видах войск; прослушивание военных маршей, современных песен об армии, обогащение предметно-развивающей среды коллекциями.

Демонстрационный материал: наглядно – дидактический материал «Защитники Отечества»: видеофильм, картинки (танк, самолёт, ракета, военный корабль, сюжетный видеоряд).

Раздаточный материал: оборудование для аппликации, заготовки; парашют – красочно оформленный круг (из ткани) диаметром 3 метра.

Ход совместной деятельности:

  1. Торжественная перекличка «Какой сегодня праздник».

Дети входят в зал под музыку, выстраиваются в 3 колонны, выполняют ритмическое упражнение «Салют» и читают стихи.

Ведущая:

Что-то я не узнаю

Своих милых дошколят.

Подросли, большие стали

Как солдаты зашагали.

1 ребёнок

Мы проснулись рано – рано,

Зашагали дружно в ряд.

Громко музыка играет.

Мы выходим на парад.

Ведущая:

Почему парад сегодня,

Почему труба поёт?

И какой сегодня праздник

Отмечает наш народ?

Дети:

День защитника Отечества!

Ведущая:

Правильно, ребята! День защитника Отечества!

Армия Российская, смелая, могучая.

Армия Российская, самая лучшая!

Она нас любит, охраняет

И от врагов нас защищает!

Расскажите нам, ребята

О защитниках, солдатах!

2 ребёнок:

Нас берегут солдаты: танкисты, моряки,

У них есть автоматы,

Им не страшны враги.

3 ребёнок:

Приказа ждут ракеты

И на замке граница

Солдат нас охраняет

И нам спокойно спится.

4 ребёнок:

На парашюте спустились бойцы

Это десант – они молодцы!

5 ребёнок:

В космосе летают

На звёздном корабле,

Наши космонавты,

Их ждут на земле.

6 ребёнок:

Об Армии любимой

Сегодня говорим,

Армии нашей

Спасибо говорим.

Ведущая: Конечно, спасибо нашей армии за то, что она охраняет наше Отечество, нашу Родину – Россию и в небе, и на суше, и на морях и в космосе.

А сейчас, ребята, сядем, отдохнём,

И фильм увидим, песни пропоём

(дети под музыку проходят и садятся).

  1. Просмотр видеофильма об армии.

Ведущая комментирует  видео о моряках, танкистах, ракетчиках, обращает внимание на форму солдат, уточняет функции военнослужащих.

  1. Восприятие музыки и пение.

Музыкальный руководитель: Какие сильные и смелые наши защитники, сегодня, ребята. Мы послушаем песню об отважных мальчишках, которые хотят быть защитниками нашей Родины.

Слушание «Мы отважные мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьёвой.

Музыкальный руководитель: Ребята, о ком я пела свою песню? (танкисты, морские капитаны).

  • А кто ещё нас охраняет? (ответы детей)

Звучит музыка «мотор».

  • А это кто торопится к нам на праздник? (самолёты)
  • А, как вы догадались, что это самолёты? (по звуку мотора)

Музыкальный руководитель:

Ну, тогда, бойцы, вставайте!

Песню об отважных лётчиках,

Дружно начинайте!

Пение «Самолёты» муз. М. Магиденко, сл. С. Баруздина

  1. Изобразительная деятельность.

Ведущая хвалит детей и предлагает  сделать танки и самолёты, чтобы получился настоящий, военный парад на Красной площади. Демонстрирует основу панно:

  • Сейчас здесь только Кремль, а наши танки - проедут возле Кремля, а самолёты -  полетят в небе над Кремлём.

Дети садятся за  стол, воспитатель напоминает приемы аппликации и помогает детям возле столов. Музыкальный руководитель – возле панно, прикрепляет работы детей, эмоционально-положительно оценивая их. После наклеивания танков и самолётов воспитатель предлагает детям встать в полукруг.

Ведущая: Давайте, ребята, встанем так, чтобы всем вам, был виден парад на Красной площади.

  1. Игровая деятельность.

Ведущая: Какими ровными колоннами у вас двигаются танки. А какие красивые самолёты в небе над Москвой. А вы, хотите быть лётчиками?

7 ребёнок:

С детства лётчиком стать

Я хотел всегда.

Трусить я не буду,

Больше никогда.

8 ребёнок:

Вижу в небе самолёты

Их ведут наши пилоты,

Посмотри, какие крылья

У ребячьей эскадрильи.

Ведущая: Лётчики -  на аэродром! (дети становятся в 2 колонны).

                          Игра «Лётчики» (2 раза).

Ведущая:

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут,

Опустился парашют.

Музыкальный руководитель и ведущая выносят и раскрывают  парашют.

 Игра «Высоко – низко» (Дети, взявшись одной рукой за парашют, двигаются под музыку по кругу, изменяя темп движения либо само движение в соответствии с музыкой)

Ведущая:

Молодцы, ребята!

Пусть Армия родная

Мир наш бережёт,

Армию родную

Любит весь народ!

А сейчас ножки выше поднимай,

В группу весело шагай!

Дети уходят в группу под праздничный марш.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" -  © КонсультантПлюс, 2014.
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателя детского сада  - М.: Просвещение, 1985.
  3. Мухаметшина Е. Дошколятам вернут детство // ЗАО «Газета.Ру»,  http://www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml / 2013.
  4. Сторожилова С. Г. Отношение молодых людей к армии // «Оригинальные исследования», http://nauka31.ru/home

Минсадыкова Г.Ш.

зам. зав. по УВР МДОУ  «ЦРР – д/с № 6»

(83519)347245

E-mail:   mgn.detsckiisad.6@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Продолжать учить детей лепить плоскостные предметы из солено...

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Мастер – класс «Использование интерактивных игр в процессе патриотического воспитания дошкольников»

В настоящее время в практической работе с детьми часто используются мультиедийные технологии....

Использование интерактивных игр в процессе патриотического воспитания дошкольников

В настоящее время в практической работе с детьми активно используются мультимедиа технологии.  Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) во время образовательной деятельности п...

Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования на пленке «Мы – Россияне» (подготовительная группа)

Цель: Развитие патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы,систематизировать, обобщить и закрепить в процессе совместной деятельности знания детей о России, познакомить с  ...