Рабочая программа по театрализованной деятельности Е. А. Антипиной
рабочая программа по музыке
Рабочая программа художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста по музыкально-театрализованной деятельности "Приходите к нам в театр!"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 81.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 264»
660046 г. Красноярск, ул. Даурская, 16 -А
Телефон 266-92-90 E-mail: mdou264@mail.ru
Протокол методического совета № Утверждаю:
от «01» 09.2023 г. Заведующий МБДОУ № 264
------------------- Д. А. Медведева
Рабочая программа
по реализации образовательной программы МБДОУ № 264
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
по музыкально-театрализованной деятельности
для детей 5-7 лет
«Приходите к нам, в театр!»
Срок реализации: 2 года
разработала: музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Антипина Елена Анатольевна
г. Красноярск
2.1. Особенности программы по музыкально-театрализованной деятельности
2.2. Возрастные особенности развития детей
2.3. Примерный комплексно-тематический план программы по музыкально-театрализованной деятельности
2.4. Методы и технологии
2.5. Формы совместной деятельности взрослых и детей по реализации Программы
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.7. Особенности взаимодействия с родителями воспитанников
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды по музыкально-театрализованной деятельности
3.2. Материально-техническое обеспечение программы по музыкально-театрализованной деятельности
3.5. Перечень литературных источников
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому задача дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Данная программа (далее по тексту - Программа) музыкально-театрального кружка является организационным документом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 264» (далее по тексту - Организация), который определяет содержание программы по музыкально-театрализованной деятельности, материально-техническое, методическое обеспечение педагогического процесса, характер оказываемых образовательных услуг.
Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования от 28.02.2014 г. № 08-249.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования.
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).
6. Комментариев Министерства образования и науки России и федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.02.2014 г.;
7. Письма Министерства образования и науки России от 10.01.2014 № 08-249 к ФГОС ДО;
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.01.2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
9. Письма Министерства образования и науки России и департамента государственной политики в сфере общего образования от 01.10.2013 № 08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
10.Письма Министерства образования и науки России от 10.01.2014. № 08-10 «О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
11. Устава МБДОУ № 264 (новая редакция) утв. 01.09.2023г.
При разработке Программы учитывались:
• интересы и потребности потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей (законных представителей воспитанников)) Организации;
• ресурсы Организации;
• сложившиеся в практике деятельности Организации культурно-образовательные традиции.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (на русском языке), в течение времени пребывания детей в МБДОУ с учетом режима дня и возраста детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы соответствует «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования по направлению художественно-эстетического развития детей» (одобрена профессором КГМАиТ (Красноярской Государственной Академии музыки и театра), народным артистом России Дьяконовым Валерием Аркадьевичем и комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.)
Программа разработана Антипиной Еленой Анатольевной, музыкальным руководителем высшей квалификационной категории ДО.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
Цели:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
- приобщение дошкольников к миру музыкального искусства;
формирование музыкальных способностей;
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребёнка;
- формирование у детей устойчивого интереса к музыкально-художественной деятельности через слушание музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры; музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития творческих способностей каждого ребенка;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания программы, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, нравственно-эстетических норм поведения в процессе осмысления музыкальных произведений, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования активного желания участвовать в пении, слушании музыки, музыкально-дидактических играх, танцах, игре на детских музыкальных инструментах;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1.Поддержка разнообразия детства.
2.Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3.Позитивная социализация ребенка.
4.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей.
5.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6.Сотрудничество Организации с семьей.
7.Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и образование детей.
8.Индивидуализация дошкольного образования.
9.Возрастная адекватность образования.
10.Развивающее вариативное образование.
11.Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных
областей.
12.Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы.
Принципы:
– построение музыкально-театрализованной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) музыкально-театрализованной деятельности;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
– учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы:
Аксиологический подход - один из базовых методологических подходов к процессу формирования социально-адаптированной личности, на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности (В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев).
Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основные ценностные ориентации народа, этноса (Е. Дистервег, К.Д. Ушинский).
Системный подход позволяет рассматривать Программу в соответствии с целостной системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм организации условий, способствующих развитию, воспитанию, обучению детей.
Деятельностный подход определяет особое место ведущих, основных деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом, истинным творцом (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, ДБ. Эльконин и др.).
Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка, учитывает дошкольный период как самоценный.
Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию.
- Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики особенностей развития детей (5-7 лет).
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется.
В этом возрасте у детей расширяются музыкальные впечатления,
воспитывается более устойчивый интерес к музыке.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью взрослых искусство становится для ребёнка целостным способом познания мира и самореализации. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, усиливают «чувство жизни», вызывают эмоциональный подъём, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника.
Закономерности и способности развития психических процессов детей старшего возраста позволяют формировать их музыкальную эрудицию. Они не только чувствуют, но и познают музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций.
Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительную деятельность.
Культура слушательского восприятия позволяет ребёнку стать полноценным зрителем – слушателем – участником доступных его возрасту концертов, конкурсов, музыкальных спектаклей. Музыка углубляет нравственные качества детей, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, уважения к старшим, дружбы и товарищества.
Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъём и переживание чувства волнения от участия в спектакле, инсценировке. Желание качественно исполнить роль формирует нравственные качества: выдержку, сосредоточенность и т. д. Направленность на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствуют о том, что участие для ребёнка становится творчеством.
Особенности развития детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет). Ребенок обладает высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Дети в этом возрасте более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях.
Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
1.2. П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе освоения программы художественно-эстетического развития в области «Музыка» для детей 5-7 лет:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе;
- ребёнок проявляет эмоции, стремиться выразить позитивное отношение к окружающему миру через музыкально-образовательную деятельность.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание музыкально-театрализованной деятельности в соответствии с направлениям» развития ребенка, обеспечивающих реализацию данного содержания.
2.1.1. Художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает создание условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества
Программа относится к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.
Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания,
настроения персонажей.
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведении искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
– становление эстетического отношения к окружающему миру;
– формирование элементарных представлений о видах искусства;
– восприятие музыкальных произведений, художественной литературы, фольклора;
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
– развитие представлений о том, что делает малую родину, родной город красивыми;
– развитие способности чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины, проявлять эмоциональную отзывчивость;
– формирование интереса к народному н профессиональному искусству города Красноярска и Красноярского края посредством знакомства с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
-Образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 01.09. 2023 г. № 2/15) -Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2014. | -Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2014г. -Крулехт М. В., Крулехт А. А. Самоделкино. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. Методические советы к программе «Детство» // Отв. ред.: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. -Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Образовательная область «Музыка» — СПб: Детство-Пресс, 2012. -Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников» – М.: «Сфера», 2009 -Куприна Л. С, Бударина Т. А, Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» -- СПб.: Детство-Пресс, 2017. -Буренина. А. И. «Ритмическая мозаика» --СПб: Лоиро, 2000. - «Учите детей петь», сост. Орлова Т. М., Бекина С. И. – М.: «Просвещение», 1988 -«Музыка и движение», сост. Бекина С. И., Ломова Т. П. – М.: «Просвещение», 1981 -Роот З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста – М.: «Айрис-Пресс», 2005 |
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их возможностей.
Формы реализации являются внешними выражениями содержания программы по музыкально-театрализованной деятельности, способами его существования. Обновление содержания дошкольного образования неизбежно влечёт за собой и обновление его внешних выражений.
Музыкально-театрализованная игра — это ведущий вид художественно-музыкальной деятельности дошкольников по данной программе.
Исполнительская деятельность детей — это посильное по их возможностям выступление: музыкально-театральные этюды, вокальный ансамбль (сценка, включающие в себя пение), танцевально-игровые миниатюры, стихи, сценки, танцевальные импровизации, оркестр (игру на музыкальных инструментах), которые должны отличаться выразительностью и одновременно сохранять естественность, детскую непосредственность.
Музыкальная игра — как средство гармоничного развития дошкольников (игры-хороводы, с пением, с музыкальными или шумовыми инструментами и т.д.)
Танец-игра — коммуникативная игра с использованием музыки, когда основной задачей является включение дошкольников в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявлений их индивидуальных способностей.
Игры-превращения – упражнение с музыкой (в сопровождении) для развития сценических способностей дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра – способность детей играть в окружающую жизнь, выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с другими «актёрами».
Режиссёрская игра – творческий вид игры, в которой дошкольник «идёт» от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.
Игровые ситуации, направленные на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально - коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно эстетическое развитие», «речевое развитие». В Программе формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг строится на организации систематического чтения, а также общения взрослого с детьми, имеющего предметный (содержательный) и эмоциональный характер. При реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» очевидна необходимость интеграции основных видов продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда) ребёнка. Для развития продуктивной деятельности детей у педагогов существует множество возможностей.
Мастерская как форма организации в первую очередь продуктивной деятельности в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. К психолого-педагогическим условиям организации образовательной деятельности с детьми в форме мастерской относятся: стиль поведения взрослого (непринуждённо-доверительный); рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (место воспитателя за общим столом рядом и вместе с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы (выполнение определённой части работы или такой же работы, как у детей) и т. п.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Викторина — игра в ответы на вопросы, обычно объединённая какой-либо общей темой. Конкурсы представляют собой дружественное состязание команд соперников. Дети могут состязаться в выполнении каверзных заданий, припоминании стихов и считалок на определённую тему, в поиске различий на картинках, в прохождении лабиринтов, в составлении пазлов, в игре в шашки и уголки и т. п.
Музыкально-театральная или литературная гостиная – организация восприятия музыкальных и литературных произведений, творческая деятельность детей и свободное общение педагога и детей на литературном или музыкальном материале: пение знакомых песен, театрализованное обыгрывание песен (инсценирование) и др.
Образовательные ситуации – позволяют узнавать что-то новое о людях, сказочных героях и самом себе. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт. Сказки знакомят детей с различными моделями поведения, показывают последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной речи. Условно образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, и др.
Беседы, загадки, рассказывание, разговор могут быть использованы при реализации Программы.
Способами реализации Программы являются педагогические технологии, основу которых составляет музыкально-театральная игра дошкольников с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Структура педагогической технологии:
• концептуальная основа (научная база);
• содержательная часть (цель, идея и содержание театрализованной деятельности);
• процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации музыкально-театрализованной деятельности, промежуточные и итоговые результаты).
Для реализации Программы в Организации одновременно применяются несколько педагогических технологий, в том числе в комбинации различных технологий.
2.3. Описание используемых педагогических технологий
Наименование технологии | Где и кем осуществляется | В чем проявляется | Результативность |
Социально- психологическое благополучие детей. Повышение посещаемости. взаимоотношений «взрослый - ребёнок» | Осуществляется педагогами в совместной деятельности с детьми. | Осуществляется педагогами в совместной деятельности с детьми (игры, труд и изготовление пособий, игрушек, подарков к праздникам, концерты, праздники, развлечения). Совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребёнка, как сотрудников, а не как ведущего и ведомых. Уважительное отношение и обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной деятельности. | Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития |
Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития | Осуществляются педагогами в совместной деятельности с детьми | Осуществляются педагогами в совместной деятельности с детьми | Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения. |
Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения. | Осуществляется педагогами в условиях специально организованной среды | Осуществляется педагогами в условиях специально организованной среды Осуществляется Педагогами в условиях специально организованной среды. | Переход от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Становление целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. |
дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. | дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. | Деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования | Повышение самостоятельной активности детей (умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания). Обеспечение открытости Организации для активного участия родителей. |
Информационно- коммуникационные технологии Направлены на создание единого информационного пространства | Осуществляются педагогами в профессиональной деятельности | Обеспечение наглядности методического материала для детей. Информирование родителей и общественности. Профессиональная поддержка педагогов. | Информатизация образовательной деятельности. Обеспечение открытости Организации для социальных партнёров. |
Технология разноуровневого обучения Направлена на организацию образовательной деятельности, в рамках которой предполагается разный уровень освоения детьми содержания Программы | Осуществляются педагогами в совместной деятельности с детьми | Проведение педагогической и психологической диагностики. Использование разноуровневого дидактического материала. Организация сетевого взаимодействия и реализация дополнительных образовательных программ. | Индивидуализация образования (каждый воспитанник овладевает содержанием на разном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности |
Игровая технология Направлена на организацию образовательной деятельности в форме различных видов игр | Осуществляются педагогами в совместной деятельности с детьми | Последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. | Активизация деятельности детей и повышение её результативности |
2.4. Методы реализации Программ
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, а также вышеназванных классификаций методов можно выделить следующие группы методов реализации Программы: методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности.
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов):
• Игровые и воображаемые ситуации.
• Придумывание движений, простых мелодий на заданный текст.
• Игры-драматизации.
• Сюрпризные моменты.
• Элементы творчества и новизны.
• Юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева):
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
• Сравнение.
• Метод вопросов.
• Метод повторения.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах: фантазийные путешествия, театрализованная деятельность, сказка, тематический досуг, концерт.
Методы создания условий или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности:
• Метод приучения
• Упражнение
• Образовательные ситуации
Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности:
• рассказ взрослого,
• пояснение,
• разъяснение,
• беседа, слушание музыки,
• обсуждение,
• рассматривание иллюстраций,
• обсуждение,
• наблюдение и др.
Средства реализации Программы
С точки зрения художественно-эстетического содержания музыкально-образовательного процесса, целесообразно использовать средства, направленные на развитие музыкально-театрализованной деятельности детей:
- игровой (игры, игрушки);
- наличие музыкальных и звуковых фонограмм;
- наличие сказочных костюмов;
- музыкальный зал, детская театральная студия;
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал, декорации и др.).
• техническое обеспечение - музыкальный центр, микрофоны, цветной прожектор, зеркальный шар;
• детская театральная студия – отдельное специальное оборудованное помещение (со сценой, авансценой и зрительным залом).
Методы, способствующие музыкальному развитию:
Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений.
Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах.
Словесно-слуховой: пение.
Слуховой: слушание музыки.
Игровой: музыкальные игры.
Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.
Формы музыкального развития:
- фронтальная музыкальная непосредственно образовательная деятельность (комплексная, тематическая, традиционная);
- праздники и развлечения;
- игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры);
- музыка в других видах непосредственно образовательной деятельности;
- совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли);
- индивидуальная музыкальная непосредственно образовательная деятельность (Творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальн6ых инструментах).
Способы музыкального развития:
- пение;
- слушание музыки;
- музыкально-ритмические движения;
- музыкально-дидактические игры;
- игра на музыкальных инструментах.
Средства музыкального развития:
- музыкальные инструменты;
- музыкальный фольклор.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Развитие детской инициативы и самостоятельности: адаптация и активная деятельность.
2.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Музыкально-театрализованная деятельность организуется как процесс слушания, инсценирования и заучивания детьми музыкальных произведений и произведений художественной литературы в театральной студии, направленный на развитие творческих способностей детей.
Приоритетные сферы развития инициативы исходя из возрастных особенностей детей и способы ее поддержки в освоении образовательной программы.
Возраст детей | Приоритетная сфера инициатив | Деятельность музыкального руководителя при поддержки детской инициативы |
5-6 лет | 1.Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям. 2.Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей. 3.Поощрять желание создавать что-то по собственному замыслу, обращать внимание на полезность будущего продукта для других или радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке). 4. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. 5.При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры. 6. Привлекать детей к планированию жизни группы на целый день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля, постановки. 7. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. | |
Внеситуативно – личностное общение | ||
6-7 лет | Научение | 1.Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта. 2. Спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления. 3.Создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обрести уважение и признание взрослых и сверстников. 4.Обращать к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным возможностям, которые есть у каждого. 5. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатов. 6. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. 7. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры. 8. Привлекать детей к планированию жизни группы на целый день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля, постановки. 9. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. |
2.7. Взаимодействие взрослых с детьми
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
Взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Он не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.
2.8. Особенности взаимодействия с родителями воспитанников.
Цель: совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников.
Задачи:
• ознакомить родителей с особенностями развития артистических способностей детей 5-7 лет;
• ориентировать родителей на изменения в личностном развитии дошкольников - развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества через музыкально-театрализованную деятельность.
Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
Развивать и поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность, помочь в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.
Дети всегда готовы играть сказки. Они захватывают детское внимание, увлекая занимательными сюжетами столкновения добра и зла. Дети вживаются в происходящее, испытывая и разочарование, и торжество справедливости.
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Обеспечение музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения;
Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом;
Соблюдение принципа преемственности.
Осуществление культурно - досуговой деятельности в ходе развлечений и праздников.
Самостоятельная деятельность детей
Цели и задачи:
- Предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, играть в разнообразные музыкальные игры.
- Развивать умение импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками.
- Способствовать желанию детей выступать перед родителями и сверстниками.
Культурно-досуговая деятельность детей
Цели и задачи:
Проведение ежемесячных развлечений различной тематики: показ литературных представлений, вечеров слушания музыки, просмотр музыкальных сказок, концертов, организованных взрослыми, музыкально-игровых программ соответствующие календарным временам года.
Стремление, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного.
Приобщение детей к праздничной культуре своей страны: проведение государственных праздников.
Создание обстановки общей радости, хорошего настроения, формирование дружелюбия к сверстникам и взрослым.
Планируемые результаты в соответствии с разработанной и принятой ВСОКО:
Дети владеют –
- умением петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении муз. инструмента;
- способностью ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
- способностью самостоятельно менять движения в соответствии с трёхчастной формой муз. произведения и муз. фразами;
- умением выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне с продвижением вперёд и в кружении;
- умением раскованно вести себя на сцене, находя наиболее выразительные средства (выразительную интонацию, мимику, жесты).
- способностью самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов;
- умением играть на металлофоне мелодии по одному и в ансамбле.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа по театрализованной деятельности рассчитана на два года обучения:
Учебно-тематический план
Тема, период реализации | Количество НОД в неделю, длительность | Количество НОД в реализуемый период | Количество НОД в году |
«Осень» - сентябрь, октябрь, ноябрь; | (25 мин.) 2 | 24 | 72 |
«Зима» - декабрь, январь, февраль; | 2 | 24 | |
«Весна» - март, апрель, май. | 2 | 24 |
Программно-методический комплекс
Образовательные программы и технологии | Методические пособия | Наглядные материалы и аудио приложения |
Программа «Гармония», К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан; Образовательные и здоровье сберегающие технологии: «Дети слушают музыку» - Тарасова К.В., Рубан Т.Г.; «Речевые игры» - Т.Боровик, Т.Тютюнникова; «Артикуляционная гимнастика» - Е. Косинова, Т. Куликовская; «Пальчиковые игры» - Е. Железнова, В. Коноваленко; и т.д. | «Музыкальное воспитание дошкольников», О.Радынова; «Учите детей петь», сост. Т.Орлова, С.Бекина (для детей 3-5 лет); «Музыка и движение», сост. С.Бекина, Т.Ломова (для детей 3-5 лет); «Веселинка», Г.Вихарева и т.д. | Аудиоприложение к программе «Гармония»; «Портреты композиторов»; Подборка иллюстраций, стихов и загадок по всем временам года; Презентация «Музыкальные инструменты» и т.д. |
Формы взаимодействия детей и взрослых
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй |
Формы организации деятельности детей | |||
Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Индивидуальные, подгрупповые | Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
| Использование музыки: *во время праздников и развлечений; *в музыкально- театрализованной деятельности; *при слушании муз. сказок и т.д. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: Подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов. ТСО. М/дидактические игры. | *Консультации для родителей; *Родительские собрания; *Индивидуальные беседы; *Совместное проведение праздников и развлечений; *Открытые просмотры НОД; *Создание средств наглядно-педагогического просвещения и т.д. |
Предметное наполнение музыкальной развивающей среды
Дидактические игры | Музыкальные игрушки |
Примерный перечень музыкально-дидактических игр для развития: - звуковысотного слуха; - тембрового слуха; - динамического слуха; - чувства ритма; - ладового чувства; - музыкальной памяти; - восприятия музыкальных жанров и т.д. | - Крупногабаритное пианино Инструменты соразмерны руке ребенка; - Звуковые картинки с зафиксированной мелодией; - Маракасы; - Погремушки, колокольчики; - Барабаны, бубны; - Дудочки, ложки, свистульки, трещётки; - Металлофоны, ксилофоны и т.д.. |
Содержание деятельности, игры, упражнения, задачи и критерии диагностики по возрасту, а также, сценарии сказок и праздников — рабочий материал предложен в моих сборниках, которые были опубликованы в Творческом центре «Сфера» г. Москвы:
2002г. – «Музыкальные праздники в детском саду»;
2004г. – дополнительный тираж;
2003г. – «Театрализованная деятельность в детском саду»;
2009г. – дополнительный тираж;
2010г. – «Кукольный театр в детском саду»;
– «Новогодние праздники в детском саду»;
– «Театрализованные представления в детском саду»;
2017г. – дополнительный тираж;
2011г. – «Осенние праздники в детском саду»;
2011г. – «Весенние праздники в детском саду».
Являюсь автором тридцати публикаций в периодических
изданиях журналов «Дошкольное воспитание» и «Ребёнок в детском саду» г. Москвы (https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/02/12/publikatsii-v-zhurnalah):
– 2011 г. – в № 2 статья «Занятие в театральной студии»;
– 2012 г. в № 11 – сценарий сказочного спектакля по мотивам произведения Р. Сефа «По щучьему велению»;
– 2014 г. в № 8 – сценарий праздника «День знаний»;
– 2015 г. в № 5 – кукольный спектакль «Про Деда, Бабу и курочку Рябу»;
в № 9 – сценарий «Осеннего праздника»;
в № 12 – сценарий новогоднего праздника «Пусть счастливым будет этот Новый год!»;
– 2016г. в № 3 – сценарий выпускного праздника «Детский сад мы не забудем!»;
в № 5 – шуточная сценка по произведению С. Маршака «Старуха, дверь закрой!»;
в № 7 – сценарий праздника «Здравствуй, детский сад!»;
в № 8 – сценарий осеннего праздника «Весёлая ярмарка»;
– 2017г. в № 7 – сценарий кукольного спектакля «Огородная история»;
в № 8 – Театрализованная деятельность в детском саду;
в № 12 – статья «Детский оркестр в ДОО»;
– 2018г. в № 5 – занятие в театральной студии «И расскажем, и покажем!»;
в № 6 – сценарий кукольного спектакля «Будем дружными!»;
в № 8 – сценарий театрального представления по русской народной сказке «Крылатый, Мохнатая, да Масленый»;
в № 10 – «Осенний праздник», сценарий для детей 3-4х лет;
– 2019г. 2019 г. в № 4 - сценарий кукольного спектакля «Как Лиса Медведя обманывала»;
в № 10 – Совместное чтение сказок (читаем вместе с родителями);
– 2020г. г. в № 9 – сценарий кукольного спектакля «Сказка о капризном мышонке»;
в № 11 – сценарий новогоднего праздника «Здравствуй, ёлочка!» для детей 3-4-х лет;
– 2021г. в № 1 – сценарий праздника «Слава армии родной!»;
– 2022г. в № 4 – сценарий праздника «Сказка в музыке»;
– 2024г. в № 3 – сценарий сказки «Вместе – не страшно!»;
в 11 – сценарий «Новогодняя сказка».
и «Ребёнок в детском саду»:
– 2019г. в № 5 – сценарий праздника «Здравствуй, лето!»;
в № 6 – сценарий кукольного спектакля «Друг без друга нам нельзя!»;
в № 7 – сценарий кукольного спектакля «Почемучка»;
в № 8 – сценарий праздника «Здравствуй, детский сад!»;
в № 9 – сценарий праздника «Осень – славная пора!»
– 2020г. в № 11– «Новогодние сюрпризы» для детей 4-5-ти лет.
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
На 1-м этапе цели и задачи направлены на развитие устойчивого
интереса к музыкально-театрализованной деятельности и творческих способностей дошкольников – развитие эмоциональности, дошкольников средствами детского театра. Основной вид – инсценировка русских народных потешек, сказок и песенок, постановка театральных этюдов.
На 2-м этапе цели и задачи направлены на развитие артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Основной вид – постановка спектаклей и импровизация на русских народных инструментах.
Чтобы влиять на развитие артистических способностей дошкольников происходит изучение особенностей их воображения и оценивание уровня их развития, т. е. отслеживание результатов через следующие составляющие:
- диагностику (октябрь – апрель);
- праздники и концерты;
- постановку спектаклей.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Основные принципы драматизации
- Устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
- Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле.
- Способность понимать эмоциональное состояние другого и адекватно
выражать своё. Владение выразительностью речи.
Основные навыки театрального мастерства
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на
поступки действующих лиц.
- Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его,
находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Музыкально – игровое творчество
1.Способность импровизировать на заданную тему.
2.Умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с
эмоционально – образным содержанием роли и выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
Песенное творчество
Способность найти нужную интонацию в заданном жанре на заданный текст.
Танцевальное творчество
- Способность импровизировать в свободном танце.
- Умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально – образным содержанием музыки.
Оркестр
1. Устойчивый интерес к музицированию на музыкальных инструментах.
2. Владение приёмами звукоизвлечения.
3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.
4. Чувство ансамбля.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ
Высокий – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, интонационная выразительность речи, мимика, ярко выраженная эмоциональность.
Средний – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкально-театрализованную деятельность, но ребёнку требуется помощь взрослого и дополнительное объяснение.
Перечень литературных источников
При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы:
1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста— СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
2. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Образовательная область «Музыка» — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
3. Рабочая программа педагога ДОО. Сост. Нищева Н. В. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
5. Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников» – М.: «Сфера», 2009
6. КупринаЛ. С, Бударина Т. А, Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» -- СПб.: Детство-Пресс, 2017.
7. Буренина. А. И. «Ритмическая мозаика» --СПб: Лоиро, 2000.
8. «Учите детей петь», сост. Орлова Т. М., Бекина С. И. – М.: «Просвещение», 1986-1988
9. «Музыка и движение», сост. Бекина С. И., Ломова Т. П. – М.: «Просвещение», 1981
10. Роот З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста – М.: «Айрис-Пресс», 2005
11. Железнова Е. С. «Пальчиковые игры» – М.: «Сфера», 2017
12. Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» -- М. 1992 г.
13. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» -- М. 1991 г.
14. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам» -- М. 1982 г.
«Светофор», стр. 22
15. «Театр всевозможного», А. И. Буренина, 2002 г.,изд-во «Концерт» г.СанктПетербург.
16. «Музыкальные праздники в детском саду», Антипина Е. А.,
2002, 2004 г г., Творческий центр «Сфера», г. Москвы.
17. «Театрализованная деятельность в детском саду», Антипина Е. А.,
2003, 2009 г г., Творческий центр «Сфера», г. Москвы.
18.«Кукольный театр в детском саду», Антипина Е. А.,
2003, 2009 г г., Творческий центр «Сфера», г. Москвы.
19.«Театрализованные представления в детском саду», Антипина Е. А.,
2003, 2009 г г., Творческий центр «Сфера», г. Москвы.
Результаты моей работы отмечены:
– Дипломом Министерства образования и науки Красноярского края за победу в конкурсном отборе лучших педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;
– Дипломом лауреата в XI Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучшая научная разработка сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей дошкольного образования от поколения к поколению», 2023 г.;
– Дипломом победителя Национального конкурса педагогического профессионального мастерства «Педагогическая лига: ФГС и ФООП в номинации «ФГС и ФООП дошкольного образования», 2024 г.;
– Дипломом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса методических разработок в номинации «К истокам народной культуры» (Номинация посвящена Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации»), 2022 г.;
– Почётной грамотой за участие в VIII городском фестивале «Театральная жемчужина», 2011 г.;
– Благодарственными письмами Главного управления образования администрации города Красноярска: за I место в открытом городском конкурсе «Премьера - 2023»; за подготовку драматической постановки «Стрекоза и Муравей» XIII городского фестиваля «Театральная жемчужина – 2019»; за подготовку и проведение вебинара «Театрализованная деятельность с дошкольниками» для педагогов на платформе d-seminar.ru (Всероссийский уровень), 2021 г.; за подготовку участника Всроссийского онлайн-конкурса «Читалкин» и др.;
– Благодарственными письмами Управления образования администрации Ленинского района: за создание оптимальных условий для индивидуального развития воспитанников, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, 2022 г.; за вклад в развитие детского художественно-эстетического воспитания, 2010 г.;
– грамотами и дипломами Управления образования администрации Ленинского района: за успешную подготовку воспитанников к районному этапу городского Фестиваля «Праздник детства – 2024»; за III-е место в районном этапе ХV городского фестиваля театрализованной деятельности с участием воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Театральная жемчужина – 2023-2024»; Сертификат за I место в конкурсе ораторского искусства «Дети читают стихи» и др. (https://nsportal.ru/antipina-elena-anatolevna).
Системно повышаю квалификацию в соответствии с индивидуальным планом развития профессиональной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по театрализованной деятельности
Данная программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет (подготовительной группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания п...

Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным напр...

Рабочая программа по театрализованной деятельности от 3 до 7 лет
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетиче...

Рабочая программа по театрализованной деятельности "Театральная мозаика»
Рабочая программа по театрализованной деятельности...
Рабочая программа кружка театрализованной деятельности для старших дошкольников "Эта волшебная сказка"
Программа кружка по театрализованной деятельности рассчитана на 1 год. Предполагает введение дошкольников в мир театра, имеет главной целью закладывание основ воспитания творческой личност...

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» в старшей группе
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно ...

