Этапы разучивания песни на музыкальном занятии
методическая разработка по музыке

Ирина Александровна Родичева

Эта статья о том, как я работаю с новым музыкальным материалом, и что делаю для того, чтобы развивать у детей певческие навыки. На примере одной песни прохожу этапы разучивания, параллельно применяю упражнения для укрепления голоса и дыхания детей подготовтельной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_razuchivanie.docx22.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«История одной песни» или

«Как и чем заниматься с детьми

на музыкальных занятиях».

В начале статьи хочу уточнить, что помимо пения на занятиях по музыке мы занимаемся и другими видами деятельности: слушание музыки, игра на муз. инструментах, двигательные упражнения, логоритмика и т.д.

Конечно, у каждого педагога, музыкального руководителя свой алгоритм работы над материалом, свои трудности и секреты, своя неповторимая история. Параллельно с разучиванием, педагог еще и обучает детей навыкам пения. В настоящей статье я расскажу о том, как это делаю я.

Методика разучивания песни включает в себя три основных этапа:

 I - Ознакомление с песней

II - Разучивание песни

III - Закрепление песни

Остановимся подробнее на каждом из них.

  1. Ознакомление с песней

Песенное творчество занимает важную роль в жизни взрослых и детей. «Когда нам хорошо - мы поем». Практически все дети поют часто и много, так они выражают свои чувства, настроение.  И неважно, как они это делают, главное то, чтобы они захотели петь!

Моя задача, как музыкального руководителя, на первом этапе показать детям песню таким образом, чтобы им немедленно захотелось выучить ее и спеть так же легко и непринужденно, как я. Показ песни происходит неразрывно с сюрпризным моментом. В случае с песней «Классный кот» к детям приходит Кот (игрушка), знакомиться с ними и рассказывает, как чудесно ему живется на ферме, у него есть хозяин, его зовут Джо. Не скрывает он от ребят и про свои шалости и проказы, да что там говорить, про него даже песню написали. – «Хотите ее услышать? Тогда садитесь поудобнее…»

После исполнения мной песни, мы немного говорим о содержании и характере песни. Обязательно я объясняю детям слова, которые могут быть непонятны. К примеру, дети спрашивали, что такое «фермер», и «хлопот» и почему поется «спустя дней пять», ведь можно было спеть «спустя пять дней», и т.д.  

II. Разучивание песни

Второй этап это, собственно, работа над песней и обучение певческим навыкам. Особенное внимание уделяется звукообразованию, дыханию, дикции. Очень важно следить за посадкой детей при пении – плечи расправлены, прямая спина, опора на пятки.

Рассмотрим подробнее игровые моменты, которые я использую для подготовительного этапа работы над песней.

Дыхание. Очень важно научиться правильно дышать. Это полезно не только в пении, но и в речевом развитии в целом. К тому же, правильно дыхание способствует здоровью всего организма (доказано учеными). Итак, самые простые упражнения на дыхание, это «Собачка» и «Свеча». В первом случае, мы, изображая собаку, выставляем язычок и быстро чередуем вдох, выдох, при этом я слежу, чтоб дети не двигали плечами, сохраняли осанку прямой. Упражнение «Свеча» так же предполагает быстрый выдох, но вдыхаем мы медленно и глубоко (стараясь не поднимать плечи), и выдыхать порционно, так, будто мы пытаемся задуть свечу, но у нас не получается с первого раза, и мы резко, целенаправленно дуем еще и еще.  

Также использую замечательное упражнение «Веселый паравозик». Перед этим, детям даю установку: «Давайте посоревнуемся, чей паравозик дальше уедет?» предлагаю сделать спокойный, но быстрый вдох носом, и по моей команде «паравозик поедет»: «Чух-чух-чух…» - так долго, как хватит дыхания. Побеждает паравозик, путь которого длинее.

Звукообразование. На этом этапе детям важно показать не только на личном примере хорошо открывающийся рот во время пения, но и использовать, к примеру, игрушки из театра (в моем случае червячки-маппеты). Благодаря им дети легко усваивают тот момент, что рот мы открываем широко и свободно, нижнюю челюсть опускаем плавно, и т.д.

Дикция. Для отработки дикции, которая так нужна в пении, я использую свои любимые скороговорки из устного народного творчества:

«От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава…», «Бык, бык, тупогуб…» и т.д. мы проговариваем их также в игровой форме – сольно, группами, по цепочке, мальчики-девочки, воспитатель-ребенок и т.д. Моим воспитанникам помогает настроиться на пение пропевание скороговорок на одном звуке.

Для подготовки певческого аппарата, его разогрева, я часто беру упражнение «Ракета» («Лифт»). На старте, начинаем запускать ракету снизу на низкий звук «ууууу» - глиссандо вверх - «ракета взлетела». Упражнение можно чередовать с полетом  ракеты сверху вниз (приземление).

Основной этап работы над песней – пение коротких музыкальных фраз, выучивание сложных мотивов, разбор ритмического рисунка и т.д., расскажу об этом подробнее.

Чтобы проще запомнить короткие музыкальные фразы, я использую всем знакомое упражнение «Музыкальное эхо». Перед этим прошу детей представить, что мы находимся в пещере, и звуки здесь отражаются от стен четко и точно, и здесь можно встретиться с эхом! Пропеваю в медленном темпе первую фразу – дети (они будут «Эхом») в том же темпе повторяют за мной, стараясь изобразить мои интонации, ритм и манеру в целом. Когда текст уже на слуху, прошу детей побыть «туристами в пещере», а мы с воспитателем будем их «Эхом». Такую игру можно варьировать как угодно. Иногда, чтобы поработать над звучанием, мы в помощью такого упражнения просто пропеваем слова, которые придут в голову, и водящим может быть любой из детей.  

Очень часто в песне встречаются сложные музыкальные мотивы. Это отягощается тем, что нужно одновременно спеть интонационно правильно и легко. К примеру, в нашей песне «Классный кот» есть такое место («Доставлял тот кот лю(!)дям множество хлопот», или «Но спустя(!) дне(!)й пять», и др.) Для решения этих сложных вокальных задач, мы берем одну или несколько музыкальных фраз, и поем (напеваем) на слог «ля-ля-ля». Варианты: Спрашиваю у детей, как бы спели эту песню лягушки?

 - «Ква-ква-ква»

- «А коровы?»

- «му-му-му», и т.д.

Для того, чтобы помочь детям определить движение музыки в сложных местах, нередко мною используется упражнение «Музыкальная лесенка». Я беру матрешку, и «шагаю» ею по ступенькам лесенки, одновременно пропеваю по слогам проблемную фразу. Благодаря этому дети не только «увидели» направление мелодии, но и им стало легче «пропеть» ступеньки для Матрешки, помочь ей преодолеть «Музыкальную лесенку».

Для быстрых песен характерен мелкий ритмический рисунок, и иногда детям не удается с первых занятий подстроиться под него. Для этого мы прохлопываем ритм ладошками, превращаемся в ансамбль ложкарей, или едем на лошадке (игра на ритмических деревянных палочках).

III. Закрепление песни

На третьем этапе ведется работа над выразительным пением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. Возможны вариации в составе исполнителей: пение по подгруппам; «мальчики» - «девочки»; пение вместе и с солистом; пение с закрытым ртом или про себя, по моей команде дети начинают петь со словами, и т.д.

Некоторые дети чувствуют себя неуверенно, когда их просишь спеть сольно, но стоит запеть коллективно, и ребенок открывается совершенно с другой стороны. Чтобы дети таким образом не зажимались и всегда чувствовали себя уверенно, я использую упражнение «Бусинки». Прошу начать петь самого смелого, с началом следующей фразы к нему присоединяется другой ребенок, затем третий и т.д. В итоге -  все дети поют.

На этом этапе очень важно, чтобы дети не заскучали, и не потеряли интерес к музыкальному материалу. Моя задача – разнообразить наше исполнение, наполнить процесс эмоциональными яркими красками. Вот варианты моих действий:

- использую метод оркестровки (раздаю детям инструменты, по желанию они могут подыгрывать себе в проигрышах, вступлении и окончании);

- «войти в образ» - переодеть детей в костюмы, подходящие по смыслу, жанру песни. Ведь петь песню про фермера Джона и пританцовывать с ковбойской шляпой на голове куда веселее, попробуйте сами! Также мы пробуем «театрализовать» песню, в этом случае разыграть мини-историю о жизни кота и его хозяина. Получилось весело.

Существует очень много игровых методов и приемов для формирования певческих навыков детей и разучивания песен в целом. На мой взгляд, самое главное преподнести их детям так, чтобы они были не только полезны и эффективны, но увлекательны и интересны. Ведь самые умные и старательные ученики это те, которые не догадываются, что их обучают.  

Классный кот

Муз. А. Пинегина, Сл. народные

Жил - был фермер Джон, у него был классный кот,
Доставлял тот кот людям множество хлопот.
Он на ферме всех доводил не раз до слёз,
И в далёкий лес фермер Джон его увёз.

Но спустя дней пять кот вернулся опять,
А все решили, что пропал, а он не думал пропадать.
И спустя дней пять кот вернулся опять
А все решили, что пропал,
А он не думал пропадать, а он не думал пропадать.

Рассердился Джон, что домой приходит кот,
И послал кота он в космический полёт.
И ракета ввысь улетела вся в огне,
И умчался кот и остался на луне.

Но спустя дней пять кот вернулся опять,
А все решили, что пропал, а он не думал пропадать.
И спустя дней пять кот вернулся опять
А все решили, что пропал,
А он не думал пропадать, а он не думал пропадать.
Но спустя дней пять кот вернулся опять,
А все решили, что пропал, а он не думал пропадать.
И спустя дней пять кот вернулся опять
А все решили, что пропал,
А он не думал пропадать, а он не думал пропадать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для разучивания песни "Слово на ладошке"

Пособие для разучивания песни "Слово на ладошке"...

Мамин День - Встречайте праздник с песнями: Разучивание песни, с приемами мнемотехника; для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Мамин День - Встречайте праздник с песнямиЗима-старушка прячется в сугробах и в лесуНе хочется пускать в наш край ей вновь Весну-КраснуОна напустит холоду со жгучим ветерком,А мы ей нашу п...

Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду.

        Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети во время игры напевают з...

Использование мнемотехники при разучивании музыкальных движений и перестроений на музыкальных занятиях

Использование мнемотехники при разучивании музыкальных движений и перестроений на музыкальных занятиях...

Планирование разучивания песни в средней или старшей группе по этапам, 7 занятий 4 этапа.

Для  молодых  специалистов,  испытывающих  затруднения  при  выборе  методов  разучивания  песни...

Алгоритм разучивания пляски на музыкальных занятиях в детском саду

Алгоритм разучивания пляски на музыкальных занятиях в детском саду...