Мастер-классы для педагогов ДОУ.
консультация по музыке (подготовительная группа)

Арыкова Ольга Николаевна

«Развитие музыкальных способностей через использование музыкально-дидактических игр с элементами ТРИЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass-19g.docx15.29 КБ
Файл master-klass_dlya_pe.docx23.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ  Тема инновационного маршрута

«Развития музыкальных способностей через использование музыкально-дидактических игр с элементами ТРИЗ »

Использование дидактических игр в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях Музыкальные задания, выполняемые с помощью дидактических игр, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность. Совершенствуются память и музыкальный вкус.

Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий.

Сегодня я вас познакомлю с  дидактическими играми для детей  старшего и подготовительного возраста.  Начиная со старшего возраста, мы знакомим детей со свойствами звука.

 Дети знают что,  по высоте звуки бывают?

(Высокие- средние -низкие)

По силе звуки бывают?

(Громкие -тихие, очень громкие - очень тихие)

И по длительности звуки бывают? (долгие-короткие)

Сегодня я вам представлю музыкально-дидактическую игру "Поющая тучка"

Цель: Развитие у детей ритмический слух, умение различать  и пропивать долгие и короткие звуки.

Ход игры: Дети выбирают карточки и помогают тучке пропеть песенку.

Сначала исполняет каждый свою песенку, а затем исполняют все вместе.

С ледующая музыкально-дидактическая игра называется «Музыкальная мозаика»

Цель:

1. Различать характерные особенности танцевальной музыки.

2. Подбирать танцевальные движения, характерные для польки, вальса, народной пляски.

3. Проявлять умение в создании собственных движений.

Методика проведения.

1. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать танцевальную музыку и выбрать иллюстрацию, соответствующую характеру пьесы.

 Вспоминают как называется танец, затем проговаривают какие  движения можно придумать, для каких частей тела  и в каком направлении эти движения  исполнять.

Движения дети придумывают самостоятельно или с помощью карточек-схем, которые  мы разработали с детьми.

При повторном прослушивании несколько детей подбирают карточки со схемами движений, характерных для данного танца. Затем все образуют круг. Солисты по очереди исполняют выбранное танцевальное движение. Дети повторяют это движение. Далее игра проводится по типу танца «Зеркало».

Использование данных игр помогает развивать не только все структуры инженерного мышления, но и активизирует танцевальное творчество детей, фантазию ребенка, способствует лучшему освоению танцевальных движений.

Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.



Предварительный просмотр:

О.Н.

Арыкова О.Н.

Мастер -класс «Использование модели морфологического анализа в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста»

 Цель: Развитие музыкальных способностей у старших дошкольников с использованием модели МТ.

Задачи:

  • Обучить детей методу  работы с МТ в НОД по области «музыка».
  •  Познакомить родителей с методом использования МТ в музыкальном развитии детей.
  •  Повышать собственную педагогическую компетентность в данном направлении.

     Чтоб быть успешными в современном мире детям необходимы активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что дошкольник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением. Такие задачи решает ТРИЗ - технология и ее нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.

    Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели.  Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

Я расскажу про более адаптированную к своей работе, универсальную морфотаблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта.

   Вот такие таблицы, где задействованы только горизонтальные линии, мы используем для разучивания песен. Сколько строчек в словах, столько и горизонтальных линий. При заучивании стихотворений вы тоже используете такие морфотаблицы. Этот метод очень эффективный он позволяет детям самостоятельно в свободной деятельности заучивать и запоминать текст песен.

 

  Так же я использую метод «Морфологическая дорожка» или как называют дети этот метод «Волшебная дорожка»

Этот метод я использую в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.

Расскажу вам какой приём я использую для этого метода. Перед тем как послушать музыкальную пьесу, я ребятам говорю:

Ребята, мы с вами прибыли на станцию “Рассказкино”, как вы думаете, почему она так называется?

Правильно, догадались, на этой станции мы будем составлять рассказ о музыке, а помогут нам в этом  значки – помощники, которые вы видите на таблице.

(Например: Дети слушают музыкальное произведение, «Королевский марш львов» Сенс Санса)

Каждый значок символизирует объект, о котором нужно рассказать.

1.Дети говорят, как называется музыкальное произведение, и рассказывают о  композиторе, написавшем это произведение.

2. Следующий признак помогает определить жанр музыки;

3.Этот признак подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения.

4. Этот признак вам всем знаком, о чём он нам рассказывает, пьеса состоит из 3-х частей.

5. А с помощью этого признака дети характеризуют произведение.

Дети передают этот признак, и каждый ребёнок подбирает слово к характеру пьесы. Пьеса по характеру торжественная, маршевая, грозная,

Таким образом, получается связанный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении.

   При составлении загадок, мы с детьми тоже использую морфологическую таблицу. По вертикали, признаки предмета.

 Это основные характеристики заданного объекта.

Например: Я задаю детям вопрос? Кого называют музыкантом?

(Человека играющего на музыкальном инструменте).

Вы бы хотели стать музыкантом? На каком инструменте, ты бы хотел научиться играть? Ребёнок называет инструмент, а дети составляют загадку, т.е. называют значения и варианты этого признака, я зарисовываю и вставляю в кармашек по горизонтали, напротив признака предмета.

   Так же я использовала морфологическую таблицу для составления игры «Конструктор танца» 

Цель: Формирование умения детей самостоятельно придумывать движения к танцу по набору признаков и значков.

Правила игры: Педагог предлагает детям послушать мелодию. Дети определяют, к какому жанру относится музыка.

 Педагог предлагает детям с помощью таблицы «конструктора танца» придумать  самостоятельно танец.

В таблице по горизонтали выставлены признаки, с помощью которых дети могут составить танец: части, движение, направление, количество, место действия.

В таблице по вертикали дети подбирают символы-значки, которые они сами придумали заранее, а педагог зарисовал.

Игра может проводиться индивидуально, в парах и подгруппах.

Ход игры:

Каждая подгруппа детей выбирает, для какой части тела будут подбирать движения.

Затем из набора карточек подбирают подходящие значки для каждого признака (движение, направление, количество, место действия).

После заполнения конструктора включается музыка, и дети пытаются исполнить танец по таблице. Чтобы получился танец, следует для каждой части тела придумать минимум по два вида движений, а максимум по четыре. Когда дети заполнят конструктор можно разучивать танец сначала под счёт, а затем под музыку.

  Опыт моей работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...