Ритмическая мозаика
рабочая программа по музыке

Иванова Анна Анатольевна

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов деятельности. Об этом знали, еще в древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души … Виду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskaya_mozaika_.docx60.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:  Конвенции о правах ребенка; «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной; «Танцевальная ритмика» Т.И. Суворовой; «Топ – хлоп, малышок!» Т.И. Сауко.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов деятельности. Об этом знали, еще в древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души … Виду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим.

Ритмика - (от греч. rhythmos - порядок движения), ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений.

Детская ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В детской ритмике сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом, в этом и поможет детская ритмика.

Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на занятии, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте.

Цель: психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.

Задачи:

  • Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
  • Укреплять здоровье детей;
  • Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;
  • Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;
  • Избавлять от стеснения, зажатости, комплексов;
  • Учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов – классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Методы и приемы:

  • Наглядно - слуховой - выразительное, яркое, художественное исполнение музыкального произведения; аудио- и  СД- записи;
  • Наглядно - зрительный -  наглядно-дидактические пособия, карточки, картинки, графическое изображение, игрушки, музыкальные инструменты;
  • Словесные методы – беседа, вопросы к детям, рассказ; указания, напоминания, поощрение, оценка, художественное слово, загадка, пословица, поговорки;
  • Практические – упражнение детей, показ движений:
  • Моделирование художественно - творческого процесса, сочинение сочиненного, метод содержательного анализа инструментальных сочинений, проблемно - поиского характера.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов – классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Принципы:

  • Принцип деятельности;
  • Принцип вариативности;
  • Принцип креативности;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип гуманности;
  • Принцип доступности

Возрастная группа

Длительность занятия (мин.)

Количество часов в неделю

Общее количество часов

1.

Вторая младшая группа

15

2

67

2.

Средне-старшая

20

2

67

3.

Подготовительная к школе

25 - 30

2

62

Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор Крестовников в "Очерках о физиологии физических упражнений", писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.

Младшая группа (3 – 4 года)

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сформированности сказывается на их двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят игровой характер.

Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Основное содержание

Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
  • обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;
  • развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный), динамику (громко - тихо), регистр (высоко - низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким поднимания колена (высокий шаг);
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.);
  • прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», подскоки (4-й год жизни);

общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность) на основе игрового образа;

имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т. д.);

плясовые движения – простейшие элементы народных плясок, в соответствии с возрастными особенностями этого возраста;

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игривого образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие словестного внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике;
  • формирование такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

Репертуар:

1-е полугодие: «Плюшевый медвежонок», «Веселые путешественники», «Рыбачек», «Чебурашка», «Маленький танец», игра «Птички и Ворона».

2-е полугодие: «Неваляшки», «Едем к бабушке в деревню», «Кузнечик», «Разноцветная игра», «Лошадки», «Белочка».

Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствует о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.

Средняя группа (4 - 5 лет)

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию более тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкость движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Основное содержание

Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
  • обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен  и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков;
  • развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
  •  развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко – тихо, умеренно громко, усиление звучания, уменьшение); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
  • развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно соответствующих движениях и в слове.

Развитие двигательных качеств

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким поднимания колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме;
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»)
  • прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;

общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;

имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка, бравый солдат и т. д.). Уметь передавать динамику настроения, например, «обида – прощение - радость»;

плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие словесного внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение музыки, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
  • формирование чувства такта;

Репертуар:

1-е полугодие - повторение репертуара предыдущего года, а также разучивания новых композиций: «Марш», «Кораблики», «Красная шапочка», «Кот Леопольд», «Поросята».

2-е полугодие: «Антошка», «Волшебный цветок», «Мячик», «Кошка и девочка», «Веселая пастушка», «Песенка о лете».

Показатели развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

Старшая - подготовительная к школе группа (5 - 7 лет)

В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает коммуникации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность использовать более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основное содержание

Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что за произведения и кто их написал;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорение и замедление; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный в том числе синкопы); различать 2-3-частную форму произведения(с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации и рондо;
  • развитие способности различать жанр произведения - плясовая, (вальс, полька, старинный и современный танец);  песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

Развитие двигательных качеств

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблука»  вперед и назад (спиной), с высоким поднимания колена (высокий шаг), «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
  • прыжковые движения – на одной ноге, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп) поскок «легкий» и «сильный» и др.;

общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе»;

плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные упражнения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие словестного внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике –тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение музыки, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
  • формирование чувства такта;
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Репертуар:

1-е полугодие - повторение репертуара предыдущего года, а также разучивания новых композиций: «Упражнение с осенними листьями», «Кремена», «Три поросенка», «Кукляндия», «Упражнение с обручами», «Светит месяц», «Танцуйте сидя», «Крокодил Гена».

2-е полугодие - «Красный сарафан», «Полкис», «Месяц и Звезды», «Два Барана», «Птичка польку танцевала», «Птичий двор», «Цирковые лошадки», «Голубая вода», «Мельница». Сюжетные танцы: «Домисолька», «Богатыри», «Танец Троллей». Старинные бальные танцы: «Полонез», «Старинная полька», «Менуэт».

Показатели развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

Занятия по данной программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Ритмические движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

Календарное планирование

Младшая группа

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Интеграция материала с содержанием работы других педагогов

Праздничный материал

Сентябрь -октябрь ноябрь –декабрь

Январь - февраль – март –апрель -май

Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, двигаться в соответствии с образом и характером музыки ее темпоритмом.

Формировать умения выполнять простейшие перестроения: становиться в круг, врассыпную, поворачиваться лицом к зрителям.

Развитие умений самостоятельно находить выразительные позы и движения в пластических этюдах, изображающих птиц, знакомых зверей, транспорт, игрушки, а также коммуникативные жесты («Иди ко мне», «До свиданья», «Нельзя»), жесты, выражающие состояния: «Жарко-холодно», «Обиделись-помирились» и др.

Формирование потребности  самовыражения в движении под музыку;

Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку.

Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игривого образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

«Маленький танец», «Птички и Ворона», «Разноцветная игра», «Плюшевый медвежонок», «Веселые путешественники», «Чебурашка», «Рыбачек», «Неваляшки», «Едем к бабушке в деревню»

«Неваляшки», «Едем к бабушке в деревню», «Кузнечик», «Разноцветная игра», «Лошадки», «Белочка».

Сезонные изменения в природе (словесный рассказ, показ, изображение в рисунках и др.). поведение птиц.

Игрушки, их изображение.

Разучивание композиций для проведения зарядки, физкультминуток, интегрированных занятий.

Сезонные изменения в природе (словесный рассказ, показ, изображение в рисунках и др.). поведение птиц.

Игрушки, их изображение.

Разучивание композиций для проведения зарядки, физкультминуток, интегрированных занятий.

«Маленький танец», игра «Птички и Ворона», композиция «Разноцветная игра», сюжетный танец «Плюшевый медвежонок»

«Неваляшки», «Кузнечик», «Белочка», «Лошадки»

Средняя группа

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Интеграция материала с содержанием работы других педагогов

Праздничный материал

Сентябрь октябрь ноябрь –декабрь

Январь - февраль – март –апрель -май

Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения.

Формирование потребности  самовыражения в движении под музыку;

Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Воспитание чувства  сопереживания, воспринимая музыкальный образ, настроение музыки, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике.

Формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения).

Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Повторение репертуара предыдущего года, а также разучивания новых композиций: «Марш», «Кораблики», «Красная шапочка», «Кот Леопольд», «Поросята».

«Антошка», «Волшебный цветок», «Мячик», «Кошка и девочка», «Веселая пастушка», «Песенка о лете».

Сезонные изменения в природе (словесный рассказ, показ, изображение в рисунках и др.). поведение птиц.

Игрушки, их изображение.

Разучивание композиций для проведения зарядки, физкультминуток, интегрированных занятий.

Сезонные изменения в природе (словесный рассказ, показ, изображение в рисунках и др.) Поведение птиц.

Игрушки, их изображение.

Разучивание композиций для проведения зарядки, физкультминуток, интегрированных занятий.

Кораблики», «Красная шапочка», «Кот Леопольд», «Поросята».

 «Волшебный цветок», «Песенка о лете» «Веселая пастушка», «Антошка»,  «Кошка и девочка».

Старшая - подготовительная к школе группа

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Интеграция материала с содержанием работы других педагогов

Праздничный материал

Сентябрь октябрь ноябрь –декабрь

Январь - февраль – март –апрель -май

Развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие словесного внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию.

Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: «Кошка обиделась», «Девочка удивляется» и др.

Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;

Развитие восприятия, внимания, воли, памяти(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях.

Воспитание чувства  сопереживания, воспринимая музыкальный образ, настроение музыки, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике.

Формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения).

Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Повторение репертуара предыдущего года, а также разучивания новых композиций: «Упражнение с осенними листьями», «Кремена», «Три поросенка», «Кукляндия», «Упражнение с обручами», «Светит месяц», «Танцуйте сидя», «Крокодил Гена».

«Красный сарафан», «Полкис», «Месяц и Звезды», «Два Барана», «Птичка польку танцевала», «Птичий двор», «Цирковые лошадки», «Голубая вода», «Мельница». Сюжетные танцы: «Домисолька», «Богатыри», «Танец Троллей». Старинные бальные танцы: «Полонез», «Старинная полька», «Менуэт».

Сезонные изменения в природе (словесный рассказ, показ, изображение в рисунках и др.) Поведение птиц.

Игрушки, их изображение.

Разучивание композиций для проведения зарядки, физкультминуток, интегрированных занятий.

Сезонные изменения в природе (словесный рассказ, показ, изображение в рисунках и др.) Поведение птиц.

Игрушки, их изображение.

Разучивание композиций для проведения зарядки, физкультминуток, интегрированных занятий.

«Кремена»,

«Упражнение с осенними листьями»,

«Кукляндия»,

«Светит месяц»

«Месяц и Звезды», «Танец Троллей», «Цирковые лошадки», «Домисолька»,

«Богатыри», Полонез», «Старинная полька», «Менуэт».

Сюжетно-тематическая характеристика репертуара

п/п

тема

Композиция

Варианты включения в другие виды деятельности

1

Мир игрушек

«Неваляшки», «Кукла», «Кукляндия», «Танец Кукол и Мишки», «Таней Солдатиков и Мишки», «Танец Колокольчиков»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники развлечения

2

Любимые персонажи мультиков

«Чебурашка», «Крокодил Гена», «Кот Леопольд», «Кузнечик», «Три поросенка»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники развлечения

3

В мире сказок

«Красная шапочка», «Птичка польку танцевала», «Поросята», «Танец Троллей», «Бальный танец», «Танец Месяца и Звездочек», «Танец Стрелок часов»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники развлечения

4

Природа и животные

«Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа», «Белые кораблики», «Белочка», «Аквариум», «Голубая вода»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

5

Юмор и шутка

«Два барана», «Озорники», «Кошки-Мышки», «Антошка», «Кошка и Девочка», «Птичий двор»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

6

Путешествия

«Едем к бабушке в деревню», «Веселые путешественники», «Вместе весело шагать»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения, вводная часть занятий

7

Настроения в музыке и пластике

«Цыганские напевы», «Турецкий марш», «Осенний парк», «Лирический танец»

Занятия по изодеятельности, интегрированные занятия

8

Любимые песни малышей, а так же их мам и бабушек

«Веселые путешественники», «Рыбачок», «Цыплята»

Семейные праздники и развлечения

9

Парные танцы

«Маленький танец», «Кремена», «Полкис», «Старинная полька», «Менуэт», «Полонез», «Танец моряков» («Морячка»)

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

10

Сюжетные танцы

«Домисолька», «Танец Богатырей», «Танец Месяца и Звездочек», «Танец Вьюги и Снежинок», «Танец Троллей», «Танец Придворных»

Театрализованные представления, праздники и развлечения

11

Композиции физкультурной направленности

«Упражнения с обручами», «Воздушная кукуруза», «Танцкласс», «Жаворонок», «Голубая вода», «Мельница», «Аэробика», пластические этюды на музыку А.Петрова, «Озорники», «Кошки-Мышки»

Комплексы общеразвивающих упражнений. Физкультурные занятия праздники.

12

Игры и этюды

«Игра с мячом», «Найди себе пару», «Козочки и Волк», «Птички и Вороны», «Пляска-игра с крокодилом Геной»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

Приложение 1

Индивидуальное планирование музыкально-ритмического воспитания

Ф.И. ребенка_________________________________________________

Возраст _____________________________________________________

Дата поступления в ДОУ_______________________________________

Карта диагностики (см. приложение 2)

Выводы по результатам обследования____________________________

____________________________________________________________

Индивидуальное планирование занятий по ритмопластике

Уровень развития и проблемы состояния эмоциональной сферы

Уровень развития и проблемы в освоении движений

Уровень развития и проблемы в проявлении музыкального слуха

Рекомендованный репертуар

Показатели достижений

Заторможенный, вялый, музыкально-ритмическими движениями занимается неохотно

Низкий уровень развития движений. Особую сложность составляют следующие движения: подскоки, прыжки на одной ноге, приставной шаг.

Средний уровень развития музыкального слуха. Воспроизводит несложный ритм, различает контрастные части музыкального произведения. Охарактеризовать музыкальный образ затрудняется

«Птички и Ворона», «Поросята», «Разноцветная игра»

Дата _____

На занятиях отмечается заинтересованность движениями, выразительность мимики и пантомимики в знакомых плясках и играх.

Дата________

В упражнении «Поросята» освоены прыжки на одной ноге.

Приложение 2

Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка

Цель диагностики: выявление уровня музыкального м психомоторного развития ребенка.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»)

Критерии оценки: высокий уровень - 3 балла;

средний уровень - 2 балла;

низкий уровень - 1 балл.

Высокий уровень: умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать  заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки.

Средний уровень: в движении выражает общий характер музыки, темп; начало, и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

Низкий уровень: в движении не отражает характер музыки и не совпадает с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыки (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать свои собственные «па».

Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

Память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.

Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.

Координация, ловкость движений - точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнение упражнений; правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе.

Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.

Ф.И. ребенка ________________________________________________________

Год рождения_______________________________________________________

Параметры

Начало года

Середина года

Конец года

1

Музыкальность

2

Эмоциональная сфера

3

Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка

4

Творческие проявления

5

Внимание

6

Память

7

Подвижность нервных процессов

8

Пластичность, гибкость

9

Координация движений

Использованная литература:

1.        Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» С-Пб., 2000.

2.        конвенция о правах ребенка

3.        Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей», С-Пб., 2004.

4.        Сауко Т.И. «Топ – хлоп, малышок!»,С-Пб.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет

Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики....

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.

Программа дополнительного образования по ритмической пластике "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной для детей дошкольного возраста....

План работы ритмического кружка «Ритмическая мозаика»

В данной  разработке  представлены цели, задачи, принципы, а также  содержание  работы  с детьми по  развитию римических  навыков, выразительности  на основе ...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Основная направленность программы - психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности для детей...