Мастер - класс для педагогов "Создание музыкально - шумового оформления сказки"
методическая разработка по музыке

Велижанина Лидия Яковлевна

                   Создать условия  для оказания помощи педагогам в приобретении практических приемов для организации музыкально-шумового оформления сказок и рассказов с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_pedagogov.docx28.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс   «Создание музыкально-шумового оформления сказки».

Цель: Создать условия для оказания помощи педагогам в приобретении практических приемов для организации музыкально-шумового оформления сказок и рассказов с детьми дошкольного возраста.

Ядром музыкального оформления театрализованного представления является музыкальная интонация, которую некоторые авторы (Л.П. Маслова, Н.Г. Тагильцева, В.А.Школяр) определяют, как «эмоционально-смысловую единицу», способную согласовываться с интонациями в других видах искусств по образному смыслу, идее, драматургическому развитию. Такая согласованность связана с термином «синтонность». В музыкальном образовании синтонность рассматривается как условие ансамблевого исполнительства.

Что дает данный метод работы с детьми?

- совместное музицирование формирует навыки общения, сотрудничества и    сотворчества («социально - коммуникативное развитие»);

- развивает представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента, ритма, темпа)  («познавательное развитие»);

- воспитывает желание самовыражаться – не только слушать, но и слышать, сопереживать персонажам художественного произведения  («речевое развитие»,  «художественно - эстетическое»);

- создает условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие  («физическое развитие»).

Какие виды деятельности используются?

- игровая (творческая игра на музыкальных шумовых инструментах);

- музыкальная (восприятие, исполнительство – игра на детских шумовых инструментах, творчество);

- коммуникативная (беседа, свободное общение, диалоги, работа в команде);

- познавательно – исследовательская (замещение шума звуком музыкального инструмента, вычленение правильных интонаций в разных видах деятельности: движение, голос, звук, шум ит.д.);

- восприятие художественной литературы (культурное обогащение).

Исполнение детьми сказок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Проводить такие занятия с детьми можно как в детском саду, так и в семье.

Предложить алгоритм работы  по созданию музыкально – шумового оформления сказки.

Алгоритм

- Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильм.

- Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

- Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

- Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

- Распределение ролей среди детей, актерская проба.

- Показ и озвучивание сказки.

Методические рекомендации.

- Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.

- Определите, какие музыкальные  или шумовые инструменты  и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста.

- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

-  Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

- Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объему.

- Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.

- Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

- Взрослый должен подготовить указания для игры  на инструментах заранее,  в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребенка, его творческую инициативу.

- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным.

Данный метод обеспечит веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных   инструментах.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, проектор, шумовые музыкальные инструменты, барабаны, металлофоны, ксилофоны, треугольники, колокольчики, деревянные ложки, рубель, платки, полотенца, бутылочки, целлофан, карандаши, расчески, яйца из «Киндер-сюрприза»  с крупой, ложка в стакане, дощечки.

Предварительная работа: подготовлена презентация: «Шумовое оформление сказок и рассказов», подготовка и создание ЭОР «Сказка о мышонке Пик» по сказке телерадиопрограммы «Мироздание» - «Православие детям», консультация «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкально-шумовые инструменты.                          

                                                         

Ход мастер- класса

Деятельность воспитателя

Деятельность педагогов

Вводная часть (мотивация)

Здравствуйте! Уважаемые коллеги!  Приглашаю вас на мастер- класс –  «Создание музыкально-шумового оформления сказки».

Цель: оказание помощи педагогам и родителям в приобретении практических приёмов для организации шумового оформления сказок, рассказов с детьми дошкольного возраста.

В процессе работы с детьми иногда  приходится сравнивать характер звучания музыки с характером поведения детей: наши дети как и музыка радостные , оживлённые, бывают возбуждённые, капризные, шумные. В музыке нет такого понятия - шумная музыка. Что же такое шум?

Шум — беспорядочные колебания различной физической природы …                                                                                                              (Википедия — свободная энциклопедия)

Шум, беспорядочный и не имеющий  точно определённой высоты, разрушает нервную систему, от шума звенит в ушах, от шумной музыки искажается восприятие музыкального произведения, шум не даёт сосредоточиться и.т.д. , что является проблемой.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д- эти звуки не имеют точно определённой высоты, а вот шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

 К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д. 


Обучая игре на музыкальных инструментах,  в выигрыше остаются шумовые инструменты, так как  освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении на инструментах   со сложной гармонией. Детям, поэтому, удаётся  почти сразу начинать играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Где  же можно использовать шумовые инструменты?

Конечно, мы так и используем шумовые инструменты. Могли бы вы мне помочь в осуществлении музицирования на шумовых инструментах немного в другом направлении?

Здравствуйте!

Воспринимают информацию.

Ответы, высказывания, предположения, мнения, гипотезы.

Ответы педагогов

Можно использовать в оркестре, подыгрывать во время исполнения песен - вступление, проигрыши, заключение, в танцах, и.т.д.

Ответы педагогов

Основная часть

Приглашаю на практическую часть для совместной деятельности взрослого  с детьми мастер- класса.

Звучит запись шума леса на фоне пейзажа  леса, реки.

Музыкальный  руководитель:

-Мне нравится слушать, как шумят  птицы за окном,  птички радуются - щебечут,  совсем  скоро распустятся листочки и будут шуметь, как будто разговаривают  друг с другом.

Героиня из мультфильма « Маша и Медведь»

Маша: «Да разве это шум? Вот я сейчас покажу самый настоящий в мире шум»

Видео Маши, которая  играет –«шумит» на гитаре

Музыкальный руководитель:

-Нет, Маша, твой шум слушать не возможно.

Маша:

 -Интересно, а почему это мой шум хуже шума птиц и листвы?

Музыкальный руководитель:

-Да потому что шум листвы, шорох леса - музыкален, он приятен для слуха.

Маша:

 - А я, не хочу слушать шум листвы, я хочу сама шуметь.

Остановка видеопрезентации

Ну, тогда давай шуметь организованно, у нас ребята тоже любят пошуметь, хотите, научу всех вас шуметь с пользой для дела?

С пользой можно делать всё что угодно, а шум нам пригодится для          сказки- шумелки, которая называется ««Сказка о мышонке Пик».

Обращаю внимание на самодельные, музыкальные инструменты, лежащие на столах.

 Музыкальный руководитель:                                                                          -Шум  живет в любом предмете,                    Сколько их - посмотри!                                         Шум - шутник, играя с нами,                                Любит прятаться внутри.

Музыкальный руководитель:

Ну, что же,  поэкспериментируем? Попытаемся услышать «голос», который спрятался  в наших предметах?

Выберете себе предмет, которым вы бы хотели пошуметь.

На  какие действия похожи звуки барабана?

Каким инструментом можно изобразить падающие снежинки?

Как можно изобразить ветер?

Чем можно изобразить взмахи крыльями больших птиц?

Можно колокольчиками изобразить бег маленького зверька? Какими ещё инструментами, лежащими на столе вы бы изобразили бег маленького, беспомощного зверя?

Музыкальный руководитель:

Сказка нас к себе зовёт.

«Сказка о мышонке Пик»

Жил был мышонок по имени Пик

Целый день маленький Пик бегал туда- сюда, туда – сюда. Собирал запасы на зиму

А потом стал устраивать к зиме тёплое гнёздышко.

И вот,  наконец, с неба  стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом

Шумел ветер

Мышка  спряталась в свою норку, где у неё было  много еды.

Она  грызла орешки.

Грызла зернышки.

Как то- раз, Пик захотел полакомиться сладкими корешками, а их- то у него не было.

Он решил вылезти из своей норки и поискать  своё любимое блюдо.

Вокруг было белым бело.

Вдруг хрустнула ветка,

Пик напугался, маленькие ножки побежали по насту.

Стемнело, и вдруг, над ним кто – то, как захлопает. Это Сова вылетела на охоту.

Ещё быстрее побежал Пик, а вот и домик.

«Лучше я зёрнышки погрызу, а за  корешками, весной пойду» - подумал Пик.

Маша: Как здорово и ритмично мы пошумели, сказку послушали, теперь я в лесу своим зверям тоже буду рассказывать сказки.

Музыкальный руководитель:

С помощью музыкальных инструментов мы озвучили сказку-это ещё один способ применения шумовых инструментов.

Как прекрасно, что мы слышим разные звуки. Без них нам было бы скучно. Сегодня мы попробовали  использовать шумы с пользой .

Послушайте стихотворение Андрея Усачёва                            «Звукарик»

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину...
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.

Рёв слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье -
Звуки эти на заре,
Записал я в Звукаре.

 

Смотрят на изображение леса в презентации  и слушают аудио шум леса

Педагоги берут предметы и извлекают звуки, разными способами.

Ответы

На ходьбу или бег.

Металлофон, треугольник.

Можно подуть в бутылку

Можно

Игрушечными яйцами с крупой

Побарабанить пальчиками по барабану (Банка из под кофе, обтянутая шариком)

Царапать барабан пальчиком (Целлофан и фантики)

Металлофон и  треугольник                   (Ключи на связке или закрепленные  к вешалке)

Колокольчики

Дуем в бутылку

Деревянные ложки (карандаши)

Рубель (расческа)

 Царапать  пластик барабана                ( Дощечку)

Сломать палочку.

Маленькие колокольчики

(Яйца из киндер-сюрприза с крупой)

Платок  (полотенце)

 Маленькие колокольчики       (Ложкой в стакане)

Заключительная часть (рефлексия)

С пользой прошёл наш мастер-класс?

Готовы ли вы к творческому применению данной идеи?

В каких произведениях можно применить шумовое оформление?

Хочу подарить всем участникам мастер -  класса рекомендации по созданию музыкально-шумового оформления сказки.

Спасибо всем за сотворчество, успехов в работе.

Высказывания педагогов

Ответы педагогов

Использованные материалы и Интернет –ресурсы

1 nsportal. ru  Л.Алешина, 2018 г. Конспект мастер-класса «Шумовое оформление сказок и рассказов»

2.http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2014/12/16/skazki-shumelki      

3.https://yandex.ru/videoD1%82%D1%8B&noreask=1&path=wizard    

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC

5. https://www.youtube.com/watch?v=b4vCIpK_xAE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и сочинению сказок - шумелок

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и сочинению сказок - шумелок.Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, ...

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и сочинению сказок - шумелок.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.  Развитие ритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать ...

Мастер- класс для родителей "Изготовление шумовых музыкальных инструментов в домашних условиях"

Мастер- класс для родителей«Изготовление шумовых музыкальных инструментовв домашних условиях»Цель: Повысить интерес и привлечь родителей к изготовлению и использованию самодельных музыкаль...

Мастер-класс по изготовлению музыкально-шумовых инструментов для детского оркестра

Этот мастер-класс проводили родители детей старшей группы. Накануне мною были проведены с ними консультации по вопросам: какой инструмент будете делать? Из какого материала? Как может проявиться творч...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...

Мастер-класс для родителей «Самодельные шумовые музыкальные инструменты»

Цель: ознакомление родителей с способами организации детского досуга и творчества в семье....