Конспект музыкального тематического занятия в подготовительной к школе группе «В гости к доброй волшебнице». ( знакомство с музыкой балета П.И. Чайковского "Спящая красавица")
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Архипова Ирина Николаевна

В рамках проекта "Сказочные образы в музыке"  на занятии рассказывается об образах добрых и злых  волшебников на основе замечательной музыки балета "Спящая красавица" великого композитора Петра Ильича Чайковского. Цель: вызвать средствами музыки интерес и активность при слушании классической музыки у дошкольников старшего возраста через знакомство со сказочными образами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Архипова Ирина Николаевна

МБДОУ «Детский сад №11 г.Калининска Саратовской области»

Конспект

музыкального тематического занятия в подготовительной к школе группе

«В гости к доброй  волшебнице».

( знакомство с музыкой балета П.И. Чайковского "Спящая красавица")

 Основная образовательная программа   дошкольного образования МБДОУ , составленная в соответствии с Основной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения  до школы» ред.Н.Е.       Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2017г.

Тема: «Сказочные образы в музыке»

Тема занятия: «В гости к доброй волшебнице» (Художественно-эстетическое развитие. Музыка)

Цель:  Вызвать средствами музыки интерес и активность при слушании классической музыки у детей дошкольного возраста через знакомство со сказочными образами.

Задачи:

 Обучающие:

  • Формировать умения представлять музыкальные образы.
  • Формировать умение выразительно передавать музыкальные образы в танцевальных импровизациях, музицировании

Развивающие:

  • на основе эмоционального восприятия музыки П.И. Чайковского,   развивать  музыкальное восприятие, воображение детей, творческие способности детей

Воспитательные:

  • воспитывать интерес, потребность в общении с искусством

Виды деятельности:  музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические  движения, певческие попевки, художественное чтение, ситуативный разговор.

Оборудование: музыкальная  мультимедийная установка, шумовые  инструменты ,карточки  с изображениями музыкальных инструментов, магнитная доска, фонарики, светильник.

Предварительная работа: Знакомство с музыкой балетов  П.И. Чайковского "Щелкунчик" и "Спящая красавица", Чтение художественной литературы: сказка Шарля Перро "Спящая красавица", сказка Гофмана "Щелкунчик". Рассматривание картин, просмотр мультфильмов.

Ход НОД.

1Этап  « Мотивационный».

Дети заходят в зал под музыку вступления  из балета " Спящая красавица" П.И. Чайковского.

Организационный  момент.  Музыкальный руководитель настраивает  детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создает заинтересованность предстоящей деятельностью.

Музыкальное приветствие. Музыкальная попевка "Доброе утро".

Музыкальный руководитель. Ребята, мы уже знакомились с вами со сказочными образами Гнома и Бабы Яги.   А с какими  другими сказочными образами вы хотели  бы ещё встретиться? ( Ответы детей). Я предлагаю встретиться с волшебниками. Хотите? Сегодня мы  встретимся с образами  волшебников из балета П.И. Чайковского "Спящая красавица".

 II Этап  «Основной»

Музыкальный руководитель. Вы знаете, что такое балет? Ответы детей. (Это музыкальный спектакль, в котором главным является танец.) (Работа с презентацией, рассматривание слайдов)

 Хотите услышать музыку из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», в котором есть волшебники? (Ответы детей).

 Музыкальный руководитель. Как вы думаете, какие бывают волшебники?

Дети. Добрые   и злые.   Кошей, Баба- Яга, Злая Колдунья - это злые , отрицательные образы.

 А ещё есть добрые волшебницы -  положительные образы : это   добрые Феи, Эльфы, которые помогают героям сказок победить Зло.  ( На экране  образы  злых и добрых  волшебников.)

Музыкальный руководитель.   Правильно, ребята. Я знаю, что вы прочитали недавно сказку Шарля Перро "Спящая красавица". А какие же  волшебники есть в этой сказке? ( Ответы детей).

М.Р. Давайте послушаем музыку, а вы постараемся определить ,какому из волшебников  ( доброму или злому) она принадлежит.

Звучит тема Феи Карабос. Интродукция. Балет «Спящая красавица».

 Дети. Это образ злой волшебницы.  (Слайд. Образ Злой волшебницы)

М.Р. А что сделала эта злая волшебница в сказке?

Дети. Она наложила на принцессу заклятие. Когда девушка вырастет, она уколется веретеном и уснет.

М.Р. Ребята, а как вы определили , что это музыка принадлежит злой фее?

Дети. Тема злой         феи звучит тревожно, громко, отрывисто, напряженно, угрожающе, зло. Её играет весь оркестр.  ( Слайд. Оркестр)

Педагог. Какие инструменты изображают злую Фею  в этой музыке?

Дети. Труба, барабаны,  тарелки. ( индивидуальный опрос 3-4детей, выкладывают картинки с изображением инструментов на доске).

М.Р.  А сейчас послушайте, ребята, ещё один  музыкальный отрывок из этого

балета. ( Звучит тема  Феи Сирени. Интродукция. Балет «Спящая

 красавица. Слайд.  Образ доброй волшебницы.)

Дети. Это образ доброй феи. Музыка звучит мягко, красиво, нежно. Мелодию начинает флейта, затем струнные инструменты, а когда она начинает звучать торжественно, светло - играет весь оркестр, слышны звуки арфы.

 Педагог.  А какими музыкальными инструментами вы сами хотели бы изобразить Фею Сирени?

Дети. Музыкальные треугольники, колокольчики, металлофоны, бубенцы.

 М.Р. предлагает детям взять  на выбор любые инструменты и  под музыку изобразить образы злой и доброй волшебницы.

 Шумовой оркестр.  Музыкальный отрывок из балета тема Феи Карабос и тема Феи Сирени .Интродукция.

 Педагог.  Ребята, а может быть вы знаете стихи про волшебников и хотите их рассказать? (Дети рассказывают стихи по желанию).

Педагог: - И что бы вы думали?!....

Чудо свершилось:

К нам Фея - волшебница в садик явилась!

Встречайте, кто людям желает добра.

Прекрасная Фея явилась, ура!

 В зале появляется Фея Сирени. Она танцует под музыку , дирижируя своей волшебной палочкой. В другой руке  у неё изящная маленькая сумочка, в которой  лежат светящиеся фонарики.

Фея.          Здравствуйте, ребята!

                  Я добрая Фея, зовут меня Фея Сирени!

                Волшебной палочкой взмахну,

                Желанье загадаю, я верю в чудо,

                Потому... всегда его встречаю!

                В детский сад я к вам пришла

                    И с собою в этой сумке огоньки вам принесла.

                  Пусть сияют они ярко, очень радостно, тепло,

                         И кружатся в танце нежном,

                    Пусть приносят всем добро, совершая волшебство!

Фея раздает фонарики девочкам, приглашая их на танец.

Девочки исполняют танец с фонариками под музыку.("Фея Драже" П.И. Чайковского из балета "Щелкунчик").

 Фея. Ребята, мне очень понравился ваш танец. Я хочу оставить фонарики у вас в детском саду. Пусть они напоминают вам о  нашей встрече. А ещё мне хочется, чтобы вы были дружными и добрыми, и всегда совершали только хорошие поступки. Помните,  в сказках добро всегда побеждает зло.

Фея взмахивает своей волшебной палочкой и предлагает детям потанцевать вместе с ней.

Танцевальная импровизация  всех детей  под песню"Сказки гуляют по свету" муз. Б. Савельева, сл. Е. Птичкина.

Фея. Спасибо, ребята. Мне очень понравилось с вами танцевать. Я желаю всем добра и счастья!  До новых встреч! ( Фея уходит)

III Этап. Подведение итогов.

М. Р.  Ребята, что нового мы  узнали на занятии? Какой сказочный образ или музыка вам понравились? Музыку какого композитора мы сегодня услышали?   (Ответы детей).Правильно. Сегодня на занятии мы слушали музыку из балета Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица" и "Щелкунчик". Сравнили образы злых и добрых волшебников. Встретились с доброй волшебницей Феей Сирени.

IV Этап. Рефлексия.  Вам интересно было на занятии? Ответы детей. А сейчас я предлагаю вам  пройти в группу и в своих рисунках изобразить наиболее понравившийся   образ  злой или доброй волшебницы.

Под оркестровое исполнение  музыкального отрывка из балета "Спящая красавица" П.И. Чайковского  уходят из зала.

Литература.

1.О.П. Радынова «Сказка в музыке, музыкальные инструменты». Москва, 2010  

2.  «Заморские сказки» ООО «Милена" , Москва 2007

3.   Книга для чтения в детском саду  5-7 лет. ООО Издательский дом «Оникс21век»,2005

4.Эмиль Филькенштейн «Музыка от А до Я», Изд.»Композитор»   Санкт-Петербург   1994.

5.  Н.В. Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста» М.:Айрис-пресс,2005

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»...

Конспект музыкально-ритмического занятия в подготовительной к школе группе

Конспект  музыкально-ритмического занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект комплексного тематического занятия в подготовительной к школе группе тема: «Наши защитники»

Занятие направлено на воспитание у детей любви к родине и уважение к защитникам отечества....

Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну русских народных музыкакльных инструментов»

Музыкально - тематическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну русских народных инструментов"...

Конспекты музыкально тематических занятий для детей старшей логопедической группы «Знакомство с русской деревянной ложкой»

Методическая разработка музыкально-тематических занятий по ознакомлению детей старшего возраста с русской деревянной ложкой...