Главные вкладки

    Музыкальная гостиная «По страницам Детского альбома» П. И. Чайковского для детей подготовительной группы
    план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

    Орлова Надежда Александровна

    Цель Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского

    Задачи:

    • прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
    • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
    • прививать навыки культуры слушания классической музыки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalnaya_gostinaya.docx33.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальная гостиная

    «По страницам Детского альбома» П. И. Чайковского

    для детей подготовительной группы

    Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

    Возрастная  категория: дети 6-7 лет 

    Место проведения занятия: музыкальный зал ДОУ

    Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная.

    Цель Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского

    Задачи:

    • прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
    • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
    • прививать навыки культуры слушания классической музыки.

    Оборудование:

    Экран, мультимедийная установка, компьютер, музыкальные инструменты, портрет композитора, картины известных художников, кивера.

    Музыкальный материал: «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»,

    «Немецкая песенка», «Баба-Яга».

    Ход занятия.

         Звучит  « Сладкая грёза»  П.И. Чайковского  дети заходят в зал. ( Слайд №1)

    Муз. рук. Здравствуйте дети, меня зовут Надежда Александровна. Сегодня мы собрались с вами  в нашей музыкальной гостиной.  Раньше люди часто ходили друг к другу в гости, чтобы послушать красивую музыку, почитать стихи. (Слайд №2)

     Сегодня и у нас будет такая встреча, которую мы посвятим великому русскому композитору – Петру Ильичу Чайковскому.  ( показываю портрет композитора)

    А кто такой композитор? Правильно, это человек, который сочиняет музыкальные произведения. А может кто-то из вас знает произведения , которые написал Пётр Ильич?

    Дети отвечают.

    А кто из вас знает сказку Эрнста Гофмана «Щелкунчик»?. Да эта история про смелого принца который принес волшебный орех кракатук для принцессы и за это злая крыса превратила его в игрушку «Щелкунчика».(Слайд №3) Так вот П.И. Чайковский написал музыку к балету по этой  сказке( Слайд №4 ) .  А вы знаете сказку «Спящая красавица»?

     ( Слайд №5) Это сказка о злой колдунье, которая заколдовала маленькую принцессу, и когда ей исполнилось 16 лет, она уколола палец веретеном и уснула вечным сном, и пробудить её от этого сна мог только поцелуй любви. Так вот и для этой сказки П.И.  написал музыку к балету. (Слайд №:6)

    А кто-нибудь из вас знает, что такое балет?  Правильно, это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а только танцуют. (Слайд №7).

    А ещё Чайковский писал музыку для одного инструмента и для целого оркестра.

    Обратите внимание , перед вами сборник музыкальных картинок, который П.И.Чайковский написал для детей, посвятил его своему племяннику Володе, это «Детский альбом». (показываю сборник «Детский альбом»)

    «Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано.

    Хотите увидеть и услышать произведения из «Детского альбома». Дети отвечают

    Муз.рук :

          Бом, бом, бом… Открывается альбом.

    Не простой, а музыкальный.

    Сочинённый для ребят

    Много - много лет назад.(Слайд №8)

    В альбоме собраны музыкальные пьесы, рассказывающие о детях, их любимых игрушках. Например, «Марш деревянных солдатиков». (Слайд №9) В солдатики любили играть дети во все времена. Их изготавливали из олова, из дерева. Они были нарядными, яркими. Такие солдатики были и у племянника  П.И.Чайковского Володи.

        Вот они, деревянные солдатики. Уже расставленные и  готовые к бою. Сейчас раздастся военный марш – и в поход! Послушайте, какой необычный марш сочинил П.И. Чайковский.

    Слайд № 10 Видеоролик .Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков»

    Муз .рук. В чем необычность этого марша?

    Дети. Музыка тихая, легкая.

    М.р. Да, этот марш звучит легко, он игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков.

     «Дидактическая игра» — дети должны подобрать из предложенных ударных инструментов тот, который сможет передать лёгкость марша. (Треугольник , барабан).

    Муз.рук: Сейчас мальчики, наденут кивера, и превратятся в солдатиков. А девочки возьмут треугольники. Мальчики будут маршировать по кругу, а девочки будут отстукивать ритм марша.  (Слайд №11)

    М.Р хвалит детей.

    Муз.рук :  А ещё Пётр Ильич очень любил танцевать. В молодости он часто бывал на балах, где танцевал мазурку, галоп, вальс… Молодой композитор прекрасно играл на рояле танцевальную музыку и друзья приглашали его к себе домой, как музыканта, чтобы порадовать, повеселить своих гостей. Королём танцев в те времена считался вальс – лёгкий, плавный, красивый танец, в котором все плавно танцуют и кружатся. Так вот П.И. написал «Вальс» для Детского альбома.

    Слайд №12

    Муз.рук : Ребята, я уже говорила, что П.И. Чайковский писал пьесы также и для оркестра, (Слайд №13)  Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. Посмотрите, здесь есть разные группы инструментов: и духовые, и струнные, и ударные , и клавишные. Вот послушайте «Вальс» из «Детского альбома» в звучании оркестра .

    Слайд №14 – Видеоролик «Вальс» из «Детского альбома».

    Муз.рук:  Ребята , а вы слышали, как музыка менялась. Сначала она была  нежная, плавная , а в середине  становилась  взволнованней,  встревоженной, а потом опять стала спокойной. Вальс – это танец, под который можно кружиться и плавно танцевать. У вальса 3-хдольный размер, есть сильная доля и две слабые.

    Девочкам я сейчас раздам цветные ленты и они покажут, как можно танцевать под вальс, выделяя сильную долю.

    Импровизация с лентами под «Вальс»  П.И. Чайковского. ( Слайд №15)

    Муз.рук. А ещё  Пётр Ильич Чайковский много путешествовал по разным странам , бывал во Франции, Италии , Германии . Cлушал там народную музыку, записывал народные мелодии, а потом использовал их в своих произведениях. Так в «Детском альбоме» появились «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», которую мы сейчас и послушаем.

    Слайд №16  Слушание пьесы «Немецкая песенка»

    Муз. рук: Ребята, скажите, какая эта музыка по характеру. (Дети отвечают) Правильно,  музыка очень веселая, задорная, танцевальная. Как вы думаете, как можно танцевать под эту пьесу. (дети показывают)

    А ещё в детстве у П.И. Чайковского была няня, (Слайд №17)которая очень любила рассказывать маленькому Пете сказки, чтобы тот поскорей засыпал. А вы любите слушать сказки? (дети отвечают) Так вот , П.И.Чайковский в своём альбоме тоже написал сказку.

    А про кого, вы попробуйте отгадать сами.

    Эта старушка не любит детей,

    Часто пугают ей малышей.

    У бабушки есть костяная нога,

    Зовут же старуху….(Баба-яга)

    Следующая пьеса, которую мы послушаем так и  называется «Баба-Яга».

          Слайд №18 – видеоролик «Баба-Яга» П.И Чайковского.

       Муз.рук :Как рассказывает музыка о Бабе Яге? (дети отвечают)

    Правильно, музыка злая, страшная, быстрая, тревожная. Баба-Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. В конце исчезает, проваливаясь сквозь землю, пропадает.

    Муз.рук : Ребята, а сейчас я приглашаю вас в картинную галерею,  посмотрите на эти картины , на них изображена Баба-Яга, но нарисовали эти картины разные художники. Скажите , какая из этих картин  наиболее точно подходит по настроению к музыкальной картинке П.И. Чайковского( когда дети выбирают М.Р. называет художника и название картины)  Молодцы , а вы хотите поиграть в музыкальную игру.

                                                Музыкальная игра «Спим-танцуем» (Слайд №19-20)

    (Звучит Немецкая песенка  дети танцуют, звучит тема Баба-Яги, дети садятся на корточки и засыпают)

    Муз.рук: Ребята, а сейчас мы с вами проведём «Музыкальную викторину», подойдите к столу , на котором лежат карточки с иллюстрациями пьес из «Детского альбома», вы эти картинки уже видели на экране  , сейчас я  буду включать отрывок пьесы, а вы  должны показать мне  карточку, которая подходит к этой пьесе.              

    «Музыкальная викторина» ( Слайды №21-22)

    Муз.рук: Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь давайте подойдём к портрету великого композитора. Давайте вспомним, как звать этого композитора? А как называется сборник , пьесы которого мы сегодня слушали.

    Муз.рук. Ребята ,  сегодня вы большие молодцы и вас ждёт награда. Я  вам подарю памятные медали с  изображением П.И. Чайковского. (награждаю). На этом наша музыкальная гостиная подошла к концу.

    Слайд № 23

    Тили-бом. Тили-бом

    Закрывается альбом!

    И мне пора с вами прощаться.

    Спасибо, что пришли в музыкальную гостиную.

    Звучит «Немецкая песенка», дети выходят из зала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского

    Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского - это музыкально-тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с рядром миниатю...

    Сценарий «Путешествие по страницам «Детского Альбома» П.И.Чайковского» (совместно с музыкальной школой)

    Знакомство детей старшей группы  с фортепианным циклом П.И.Чайковского «Детский Альбом», совместно с учениками музыкальной школы....

    Музыкальна гостиная "По страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского"

    Сценарий развлечения в рамках краткосрочных образовательных практик...

    План проекта по музыкальному воспитанию "Детский альбом" П. И. Чайковского" для детей разновозрастной группы.

    В данной работе представлен развёрнутый план проекта  с целями, задачами, этапами на учебный год....

    Открытое музыкальное занятие в старшей группе «По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского

    Открытое музыкальное занятие в старшей группе«По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского...

    проект «Музыкальные страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского»

    Проект предназначен для детей старшей и подготовительной групп...