Развиваем речь движением
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Арнаутова Елена Юрьевна

Как помочь детям в общении, как научить правильно выразить свои чувства, мысли,как устранить  скованность движений. Как научиться легче общаться со сверстниками и взрослыми,как  найти связь с миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_rech_dvizheniem.doc154.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Развиваем речь движением

В настоящее время, время компьютеров и видеофильмов, у детей не развита способность к сочувствию, чуткости, милосердию, речь детей доведена до дежурных фраз, слышны резкие, невнятные слова. Обращаясь к сверстникам или взрослым, дети зачастую не могут передать смысл просьб.    

            Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на психологическое, социально-личностное развитие, на развитие общей и мелкой моторики. У некоторых ребят отмечается низкий уровень развития мимической мускулатуры, нет достаточной тонкости и плавности движений, ограничена мобильность. Все это мешает детям в общении, т.к. неумение правильно выразить свои чувства, мысли, скованность движений в речи затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, нарушена связь с миром. Чем раньше начинается работа с ребенком, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Для того чтобы дети могли играть и взаимодействовать, они должны понимать друг друга. Они должны хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. 

Для того, что бы помочь ребенку преодолеть трудности, для раскрепощения детей, пополнения  их словарного запаса, ясного выражения своих мыслей и чувств, для  коррекции и профилактики речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков я использую  логопедическую ритмику.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. 

Для кого она будет полезна

  •      Речь с движениями в первую очередь рекомендуется детям:
  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;
  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
  • часто болеющим и ослабленным;
  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

 

Логопедическая ритмика ставит   следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

   

Игры, упражнения выполняются по методу подражания.   Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Можно использовать стихи, загадки, потешки, поговорки, игры, короткие сюжеты. Можно подобрать различного рода картинки,  нарисовать мнемотаблицы для лучшего и быстрого запоминания текста.  Классические виды упражнений  по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений. Комбинируя это, получаются полезные, интересные упражнения.

    Для проведения логопедической ритмики необходима определенная последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях. Текст проговаривается так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи.

Ребенку должно нравиться упражнение и ребенок должен видеть, что у него получается. Не надо переживать, если у малыша что- то не выходит. Принцип - от простого к сложному поможет ребенку повысить уверенность в своих способностях.  

    А что бы помочь ребенку преодолеть трудности разног характера, необходимо подготовиться: выбрать текст, подобрать музыку и придумать различные движения, учитывая возрастные особенности ребенка. Ребенок с удовольствием включится в придуманную взрослым игру. И выполняя упражнения, от раза к разу, систематично - задачи, поставленные выше будут выполнены.

  Несколько упражнений

«МЯЧИК»

Раз, два, прыгай, мячик.      (взмахи правой ладонью как

Раз, два и мы поскачем.        бы по мячу)

Девочки и мальчики            (ритмичные прыжки на

Прыгают, как мячики            на носочках, руки на поясе)

«ДОЖДИК»

Капля раз,                                (прыжок на носочках, руки на    

                                                    поясе)

Капля два.                                (прыжок)

Очень медленно сперва.         4 прыжка)

А потом, потом, потом           (8 прыжков)

Всё бегом, бегом, бегом. 

Мы зонты свои раскрыли,      (руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли            (руки полукругом над головой)

«ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО»

Ветер дует нам в лицо,          (имитация)

Закачалось деревцо                (руки вверх, качание в стороны)

Ветерок всё тише, тише        (руки вверх, приседание на

                                                 корточки, руки опускаются)

Деревцо всё выше, выше.     (поднимаемся, тянемся рукам                        

                                                   вверх)

 

«ЛАСТОЧКА»

Ласточки летели,                      (бегут по кругу, машут руками)

Все люди глядели.

Ласточки садились,                  (приседают, руки опускают за  

                                                     спиной)

Все люди дивились.

Сели, посидели.

Взвились, полетели.                 (бегут по кругу)

Полетели, полетели,

Песенку запели

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?

- Где обедал воробей?      (машут перекрещенными ладошками)

- В зоопарке у зверей.       (ладошками изобр. Раскрывающуюся

                                              пасть)

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.          (стараются изобразить животного)

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона. 

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил         (опять изображают раскрывающуюся пасть)

Чуть меня не проглотил.

«ПОСУДА»

Вот большой стеклянный чайник,     (одна рука на поясе др.

Очень важный, как начальник.           изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                    (присели, рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                   (кружатся, рисуя круги)

Только стукнешь -разобьются.

Вот серебряная ложка                       (потянулись, руки сомкнули

Голова на тонкой ножке.                   над головой)

Вот пластмассовый поднос.             (руки держат ладошками

Он посуду нам принёс вверх,            согнутыми в локтях)

«МЧИТСЯ ПОЕЗД»

Чух- чух! Чух- чух!                         (дети бегут друг за другом, положив

Мчится поезд во весь дух.               руки на плечи впередистоящему.

паровоз пыхтит.                                первый ребёнок делает

-Тороплюсь! - гудит.-                       круговые движения руками, 

-Тороплюсь! Тороплюсь!                согнутыми в локтях, и произносит

-Тороплюсь!                                      слова паровоза)

«САМОЛЁТ»

Самолёт построим сами,                    (дети бегают по группе,

Понесёмся над лесами.                      разведя руки в стороны)

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

 «ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера                  (машут ладошками)

Полосатая пчела.                            (загибают пальцы, утрированно)

А за нею шмель - шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                     (делают кружки из пальцев к глазам)

Пожужжали, полетали,                (машут ладошками)

От усталости упали                      (роняют ладони, встряхивают)

«УМЫВАЕМСЯ»

Моем шею, моем уши,                 (ладонями трут шею и уши)

Вытираем их посуше,                 (имитируют)

Чистота всего дороже,                (грозят пальчиком)

Мы и зубы чистим тоже.             (имитируют чистку вправо-влево)

Порошком, порошком                 (щепоткой посыпают)

Раз, два, три. (хлопки)

Зубы щёткой чище три.               (чистят сверху - вниз)

         Таким образом, вся работа с детьми непринужденна, насыщена радостным устремлением, творческим воображением. Это способствует эстетическому, эмоциональному, умственному воспитанию детей. Обогащается словарь, дети свободно выражают и формируют свои мысли при описании действий, в повседневном общении со сверстниками, окружающими их людьми.

      Общаясь, играя, танцуя -  изо дня в день, дети учатся быть терпеливее друг к другу, уживчивыми, собранными, сдержанными, доброжелательными. В человеке всегда  заложено творческое начало и важно уметь развивать его в себе и других.            

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей «Как простые движения рук развивают речь»

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире.  У них снижена познавательская и двигательная активность. Это сдерживает развити...

Развиваем речь в движении.

Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую с первых лет жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не...

Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)

Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....

"Через движение развиваем речь"

В предложенной статье описаны взаимосвязь между развитием у детей мелкой моторики и речи, влиянии двигательной активности на развитие речи детей и особенности детей, имеющих разные формы нар...

Консультации педагога-психолога Развиваем речь через движение

laquo;Как стимулировать речевое развитие ребенка с помощью движений»Дети познают мир через движение.Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, обр...

Логоритмика: развиваем речь движениями

Движения и речь под музыку помогают детям научить красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях избавиться от заикания....