Развиваем речь в движении.
консультация на тему

Есакова Татьяна Анатольевна

Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую с первых лет жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не только психические, но и физические отклонения. Статические данные показывают, что наиболее распространённой проблемой является недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_rech_v_dvizhenii.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую с первых лет жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не только психические, но и физические отклонения. Статические данные показывают, что наиболее распространённой проблемой является недоразвитие речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование  сенсорной, интеллектуальной  и эмоционально - волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти.

Нарушение в интеллектуальной и эмоционально – волевой сфере ребёнка индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу.

В большей степени они зависят от причины дефекта, сопутствующих нарушений органических травм, функциональных расстройств и социального опыта.

Дети с общим недоразвитием речи  отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания  по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять некоторые движения: перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары о пол  с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. Недостаточная  координация отмечается во     всех  видах моторики – общей, мимической и артикуляторной. У детей, имеющих речевые расстройства, обычно наблюдаются тяжёлая походка на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов.

Дети с нарушением речи, как правило, относятся ко  второй – третьей группам здоровья. У многих из них противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями. У таких  детей изменён мышечный тонус, поэтому особое внимание необходимо уделить упражнениям на осанку и активное расслабление и напряжение мышц.  Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребёнком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса.

При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с общим недоразвитием речи при выполнении даже сравнительно лёгких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания  (диафрагмального): короткий вдох – длительный выдох.

Слабое развитие мелкой моторики, пространственно – временной ориентировки и зрительно – моторной координации могут стать причиной моторной  и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создать  условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.

В нашем дошкольном образовательном учреждении  была разработана система занятий, в которую вошли не только логопедические задания, но и специальные упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую, игры – эстафеты, игры с мячом и др.), направленные на формирование самоконтроля, зрительно – пространственных представлений. Комплексные занятия способствуют  быстрому развитию звукопроизношения и связной речи, помогают выучить  грамоту.

                                                         Упражнение «Тень».

Цели:

- научить детей понимать схематическое изображение позы человека;

-развивать точность движений.

Изобразить такое же движение, что и человек на рисунке – схеме.

                                             Упражнение «Перейди по мостику»

Вариант 1.

Цель: развивать фонематический слух, координацию движений, чувство ритма.

Дети по очереди проходят по спортивному снаряду, и произносят слоги: са-за-са, ка-га-ка, да-та-да и др.

Вариант 2.

Цели: 

- развивать чувство ритма, координацию движений;

- выработать правильную осанку.

Дети по очереди проходят по спортивному снаряду, сопровождая каждый шаг хлопком в ладоши поочерёдно перед собой и позади.

Игры с мячом широко используются для развития координации движений, тренировки и чёткости, усвоения принципа слогового анализа.

                                           Упражнение «Доскажи словечко»

Цели:

-развивать чёткость и точность движений;

-усвоить принцип слогового анализа.

Инструктор бросает ребёнку мяч и называет первый слог, ребёнок возвращает мяч и  заканчивает  слово нужным слогом.

                                                 Упражнение «Радисты»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, речедвигательную  координацию.

Дети, ударяя мячом о пол, повторяют заданный ритмический рисунок.

                                            Упражнение «Лодочка»

Цель: развивать чувство ритма, зрительно – пространственные представления.

Дети сидят друг за другом, вместе проговаривая текст и имитируя указанные движения:

Динь – дон, динь – дон,

Мы на лодочке плывёт.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает,

Дружно к берегу гребём,

Вправо к берегу гребём,

Влево к берегу гребём.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

Включение в занятие ритмических  движений  улучшает эмоциональный настрой, даёт возможность самовыражения.

Формирование зрительно – пространственных способствуют игры с флажками:

                                                    Упражнение «Регулировщик»

Цель: развивать зрительно – пространственные представления, координацию.

Дети повторяют за инструктором ряд движений с флажками в руках.

                                               Упражнение: «Собери по схеме»

Цель: развивать зрительно – пространственные представления.

Дети должны повторить при помощи колец и конусов рисунок – схему.

Развитию навыка звукового анализа, ловкости и координации способствуют игры – эстафеты.

                                              Игра – эстафета «Составь слово»

Дети делятся на команды. Инструктор называет слово. Задача детей – с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова. По сигналу инструктора дети по очереди берут мячи, цвет которых обозначает заданный звук, подбегают к ориентиру, оставляют мяч, соблюдая последовательность в звуковой схеме слова, и возвращаются назад.

                                                 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей «Как простые движения рук развивают речь»

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире.  У них снижена познавательская и двигательная активность. Это сдерживает развити...

"Через движение развиваем речь"

В предложенной статье описаны взаимосвязь между развитием у детей мелкой моторики и речи, влиянии двигательной активности на развитие речи детей и особенности детей, имеющих разные формы нар...

Консультации педагога-психолога Развиваем речь через движение

laquo;Как стимулировать речевое развитие ребенка с помощью движений»Дети познают мир через движение.Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, обр...

Развиваем речь движением

Как помочь детям в общении, как научить правильно выразить свои чувства, мысли,как устранить  скованность движений. Как научиться легче общаться со сверстниками и взрослыми,как  найти связь ...

Консультация "Развиваем речь через движения…"

Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это задержка речевого развития. Многие ошибочно полагают, что если нет речи, то  нужно прицельно развива...

Логоритмика по методике Е.Железновой "Развиваем речь через движения"

Развиваем речь через движение. Разучивание песенок с движениями....

Логоритмика по методике Е. Железновой «Развиваем речь через движения»

Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.А...