«Музыкальные инструменты народов разных национальностей!»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Юдина Ольга Евгеньевна

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Задачи:

  •  Обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, азербайджанцев, украинцев).
  • Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Учить внимательно слушать музыку, ритмично играть на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

по познавательному развитию «Музыкальные инструменты народов разных национальностей!»

Группа: старшая разновозрастная, дети с 5 до 6 лет

Воспитатель: Юдина Ольга Евгеньевна

Старший воспитатель: Сандуляк Анна Николаевна

Тема: познавательное развитие «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», » Познание«, «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье».

Цель: Введение ребенка в мир искусства через творчество.

Используя разные виды деятельности закрепить знания о музыкальных инструментах .

Задачи:

Образовательные

  • Обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, азербайджанцев, украинцев).
  • Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Учить внимательно слушать музыку, ритмично играть на детских музыкальных инструментах.

Развивающие

  • Развивать познавательную активность через использование ИКТ;
  • Расширять кругозор детей;
  • Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально — эстетический вкус средствами музыки.
  • Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их.

Материал и оборудование: музыкальные инструменты: балалайка, гармонь, ложки, дундук, нагара, домра, деркач презентация к беседе, магнитофон,  песня "Коробейники", музыкой "Гара зурна".

        Предварительная работа. Тематические беседы, занятия по познавательному, художественно-эстетическому развитию по теме «Россия – многонациональная страна».

Утренний приём:

Ход образовательной деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1 мин

Создать атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вправо, влево повернитесь,

И друг- другу улыбнитесь

Руку к солнцу потянули,

Лучики поймали и скорей к груди прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

Приветствие, дети стоят в кругу

Вербальное приветствие, посредством рукопожатия

Психологическая готовность

Вводно-организационный,

1–2 мин

Организовать направленное внимание детей

Итак, мои друзья, сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну музыкальных инструментов. Путь туда очень длинный и трудный. Под музыку мы с вами будем преодолевать различные препятствия. Ну, что готовы?

Вводная ходьба: «По дорожке» (авторская) (дети выполняют движения по тексту)

Друг за другом мы идем, ножки поднимаем,

И в страну волшебную весело шагаем. (идут высоко поднимая колени)

Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки

Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки. (идут на носочках)

Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит.

Он сбивает нас с пути: «Хватит ветер, не шуми». (вращение туловищем вправо и влево)

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (Поскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (Поскоки на левой ноге)

По тропинке мы, легко весело бежали. (Бег на месте)

Вот страна волшебная, мы тебя узнали! (бегут и машут руками)

Дети выполняют движения по тексту под музыку

Беседа.

Игровые упражнения. Проблемный вопрос

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Актуализация,

3 мин

Создать ситуацию, в которой возникает необходимость получения новых знаний.

 Дети с воспитателем  прибегают в музыкальный зал, где на столах лежат музыкальные инструменты.

Ребята, посмотрите, сколько много музыкальных инструментов, о них мы с вами и поговорим сегодня. Присаживайтесь на стулья.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело, и уютно в нем.

У собаки — конура, у лисы — нора,

А у птичек дом — гнездо, у совы — дупло.

Отгадай загадку, маленький мой друг,

Где живет, по-твоему, музыкальный звук?

Где же, ребята живет музыкальный звук?

Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, и звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них заиграют музыканты.

А кто может сказать, как называются эти инструменты?

Молодцы, вы правильно назвали русские народные инструменты. Это балалайка, это ложки, гармонь. Скажите, а как вы думаете, почему вы не смогли дать названия другим музыкальным инструментам?

Правильно, потому что эти музыкальные инструменты других народов.

Вы хотите узнать, что это за инструменты? Тогда слушайте внимательно.

садятся на стулья полукругом

Предположения детей

Дети рассматривают музыкальные инструменты, называют, которые знают.

Высказывают свои предположения

Беседа,

проблемная ситуация

презентация к рассказу

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

5–8 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Это азербайджанский дудук или как его еще называют балабан — изготавливают в основном из абрикосового, орехового, тутового или грушевого дерева. При этом дерево вытачивается на специальном станке и выдалбливается изнутри. После его промазывают льняным или оливковым маслом и просушивают при определенной температуре в течение длительного времени. В готовом корпусе балабана просверливают 8 отверстий на лицевой стороне и одно на тыльной. Мундштук изготавливается из камыша в определенных размерах.

Послушайте, пожалуйста, как звучит балабан.

Воспитатель включает магнитофон с музыкой "Гара зурна".

Какая музыка у народов азербайджана? Она отличается от нашей музыки?

 А это Нагара — азербайджанский ударный музыкальный инструмент, вид барабана. В переводе «нагара» означает «постукивание». Делают её корпус из орехового, абрикосового и др. видов деревьев, а мембрану изготовляют из овечьей кожи. Давайте попробуем на нем поиграть. И послушать какие звуки издает этот музыкальный инструмент.

Дети по очереди играют на инструменте.

Скажите вам понравилось?

А сейчас предлагаю поиграть, встаньте, пожалуйста, у стульев.

Физкультминутка

Головою три кивка

 Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

 Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

 Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

 Головою три кивка. (Движения головой.)

 На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

 Пять - руками помахать, (Махи руками.)

 Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Воспитатель берет в руки домру, показывает детям.

Ребята, а этот музыкальный инструмент называется домра. Давайте вместе повторим название этого инструмента. Это украинский национальный инструмент.  Домра схожа с российской балалайкой, но количество струн – четыре, а не три — а также круглая деревянная основа. Появился этот инструмент в Украине еще очень давно.

Ребята, название этого инструмента состоит из двух слогов - Дом и Ра. Всем знакомо слово ДОМ?

 (все дети, как правило, соглашаются).

А слог Ра - означает солнце. У нас получается, что сегодня мы знакомимся с инструментом, который называется солнечный домик, давайте ещё раз повторим его название. Ребята, послушайте, как звучит домра и обратите внимание, что исполнитель играет по стрункам вот такой пластинкой (показывает медиатор)

В её четыре струнки включены все состояния души:
И смех, и радость, и печаль,
и молодецкая удаль
Лишь только медиатор струн коснётся -
На звуки музыки и ваше сердце отзовётся -Уж так природа человека создала - Поёт от звуков домрочки душа.

Послушайте, как звучит этот инструмент.

Воспитатель включает обработка народной песни "Коробейники"

А вот еще украинский инструмент, называется «деркач», еще его называют «вертушкой» или «трещоткой». Он состоит из деревянной коробочки, колесика и ручки, которую нужно крутить. Издает пронзительное трещание. В использовании очень прост.

Давайте, мы с вами попробуем на нем поиграть.

Воспитатель по очереди дает детям поиграть на инструменте. После того как дети поиграли, воспитатель откладывает этот инструмент и берет рубель.

Ребята, раньше музыкальные инструменты было не так просто найти. И поэтому украинский простой народ часто использовали в качестве музыкальных инструментов подручные бытовые предметы. Один из них – рубель, основной функцией которого была совсем не музыка. Рубель – это доска с рубцами, которую использовали для стирки одежды, что-то вроде первой ручной стиральной машинки. Однако затем ему нашли еще одно применение, ведь рубель выдавал достаточно хороший звук, когда по нему «рубили» ложкой или скалкой.

Давайте попробуем поиграть и на этом музыкальном инструменте.

Дети по очереди играют на рубеле.

Молодцы ребята, хорошо у вас получается!

Воспитатель кладет инструмент на стол.

Ребята, посмотрите на экран, вы видите ряд музыкальных инструментов. Сейчас зазвучит один из них, и вы должны угадать — какой.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске

» Угадай, что звучит«

Дети слушают музыку

Высказывают свои впечатления от прослушанной музыки

Дети по очереди играют на инструменте.

Дети выполняют гимнастику

Дети повторяют название инструмента

Ответы детей

Дети слушают произведение на песню «Коробейники»

Дети играют на дергаче

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Фантазирование.

Моделирование. Импровизация.

Наглядный показ образца, способа действия.

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Наблюдение.

Обсуждение.  игра

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки

и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Заключительный этап. Рефлексия

3 мин

Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Ребята, о каких музыкальных инструментах вы сегодня узнали? Скажите, какой вам больше всего понравился и почему? Какой музыкальный инструмент мы слушали?

А сейчас предлагаю сделать альбом «музыкальные инструменты народов разных национальностей». Я для вас приготовила раскраски с инструментами разных народов России, выберите, пожалуйста, по вашему желанию картинки.

Дети выбирают карточки по своему желанию, раскрашивают в свободное время. Создаем альбом «музыкальные инструменты народов разных национальностей».

Высказываются по поводу полученной информации,

своего эмоционального состояния.

Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа, индивидуально-коллективная

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформировать элементарные навыки самооценки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Музыкальные инструменты народов мира" для подготовительной группы

Конспект является авторской разработкой, может использоваться музыкальными руководителями, воспитателями....

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА: РУССКИХ, УКРАИНЦЕВ,ТАТАР,КАЗАХОВ»

Формирование основ народной культуры (фольклора) и развитие творческого потенциала детей через ознакомление  с музыкальными инструментами народов Южного Урала: русских, украинцев, татар, ка...

Неделя ,посвященная традициям и культуре народов разных национальностей. "Приветствуем тебя, Армения!"

Торжественное мероприятие прошло в нашем детском саду "Подсолнушек", в котором приняли участие гости из солнечной Армении. Всем запомнился яркий рассказ о традициях, культуре, о природе и ку...

Проект «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников к народам разных национальностей России - День черкесского костюма»

Цель проекта: Формирование представлений у детей о национальном черкесском костюме посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности....

«Фольклорный праздник с организацией игр народов разных национальностей, живущих на территории ХМАО-Югры»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.Задачи:1. Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран ми...