Роль ритмического слуха в развитии речи детей раннего возраста.
статья по музыке (младшая группа)

Статья для родителей о роли ритмического слуха для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskiy_sluh.docx20.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль ритмического слуха в развитии речи детей раннего возраста.

         Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ученые заметили, что если напевать колыбельные еще не рожденному малышу, он запоминает их ритм. И родившись, легче успокаивается под «знакомые» ему мелодии. Вы можете не только петь малышу, но и поглаживать перед сном его спинку, ручки, ножки в ритме колыбельных, которые ему поёте.

          Вы, наверняка, замечали, что когда укачиваете ребенка и напеваете ему колыбельную, руки сами движутся в ритме песенки. А когда рассказываете или поете малышу потешки, так и хочется в ритме песенки похлопать его ручкой, топнуть ножкой, слегка подбросить на коленках.

          Как общее понятие, ритм— это равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и др. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня, смена времен года, дня и ночи, и т.д.). Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни).
           Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит плавность и чёткость речи, артикуляция.
                                Характерные особенности ритма:
1. Внутренняя организация. Это означает, что ритм обладает способностью организовывать и упорядочивать хаотичные элементы;
2. Повторяемость. Характерной чертой ритма является чередование одних и тех же элементов;
3. Размеренность. Ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность).

               Последовательно, начиная с первых младших групп, на каждом занятии работа над ритмом начинается с элементарных движений под музыку. Вовлечь ребёнка в активную работу позволяет игра. Поэтому, в младшем возрасте разминку необходимо проводить под музыку, сопровождаемую текстом, используя простые движения.

               Развитие экспрессивной речи тесно связано с ритмом. Освоение речи начинается с усвоения ритмического контура слов, которые ребенок воспроизводит, еще не понимая их содержания. Сформированность чувства ритма, ритмических движений также считают основой развития речи, предпосылками, необходимыми для становления слогового состава слова.                       Замечено, что пение является своеобразной формой, в которой многие дети, не пользующиеся речью, получают возможность выразить свое состояние или произнести первые звуки или слова. Музыка дает ребенку первый толчок к тому, чтобы начать говорить. На музыкальных занятиях решаются и другие важные коррекционные задачи, направленные на развитие речи детей: повышение речевой активности, развитие плавности, темпа и ритма речи, расширение словаря, развитие голоса, речевого дыхания, артикуляции, фонематического слуха. Использование великой силы музыки является эффективным и доступным средством в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

                 Развивая чувство ритма у детей, большое внимание нужно уделять речевым упражнениям.

                   Перейдём к практическим упражнениям и играм для развития чувства ритма. Детей привлекает ритмика и созвучие стиха.

ИГРА: «Что в корзиночку моей?»  

Воспитатель поёт, держит в руках корзинку с игрушками, накрытую платочком.

1. Что в корзиночке моей?
Отгадай-ка поскорей!      
Воспитатель достаёт лягушку

Как лягушка скачет?

Правильно, как мячик!             Дети прыгают.

2. Что в корзиночке моей?
Отгадай-ка поскорей!
Толстый и мохнатый              
достаёт мишку
Мишка косолапый!          
Дети идут вразвалочку 

3. Что в корзиночке моей?
Отгадай-ка поскорей!
Крошечка-трусишка          
достаёт мышку
Серенькая мышка!      
Дети бегают мелкими шажками

Хитрая немножко

Ласковая кошка.            Дети ходят пружинящим мягким шагом, мяукают.

5 …Беленький и чистый,

Заинька пушистый.       Дети прыгают на двух ногах

6 …Маленькая птичка,

Звонкая синичка          дети бегают, машут крыльями

7 …В шелковом жилете

Петушок наш — Петя.    Важно ходят

8 …Драка-забияка

, Рыжая собака.     Бегают, лают

Вначале музыкальный руководитель может использовать лишь некоторые игрушки (три-четыре), с каждым занятием добавляя новые, чтобы дети постепенно усваивали движения игры и в корзине всегда было что-то новое. Все движения дети выполняют по показу воспитателя. Музыкальный руководитель подбирает маленькие характерные фрагменты музыки для каждого персонажа.

 

ИГРА – ТАНЕЦ «КОРАБЛИКИ».

  1. Ты плыви, плыви, кораблик     дети с корабликом в руке

По реке, по реке.                              Бегут по кругу за воспитателем

Ты поплавай, мой кораблик,

В ручейке, в ручейке.

Припев: Покачайся на волне            останавливаются и ритмично 

                 Весело, весело.                      Качают кораблик с «пружинкой»

                   Про кораблик мы споём

                 Песенку, песенку.

  1. Вот поплыл кораблик снова              бегут по кругу

По реке, по реке.

Ты поплавай, мой кораблик

В ручейке, в ручейке.

Припев: Покачайся на волне               качают, стоя на месте

                  Весело, весело.

                Про кораблик мы споём

                  Песенку, песенку.

Воспитатель: Вот подул ветерок      дети дуют на свой кораблик

                          Тихо, тихо, тихо

                          Вот подул ветерок

                          Тихо, тихо, тихо.

                            А сейчас, а сейчас            воспитатель размахивает

                             Сильный ветер сдует вас!        султанчиком

(убегают с корабликом на стульчики, а воспитатель с султанчиком бежит за детьми.)

ИГРА :«Бери бубен»

Бубны лежат на полу по количеству детей. Дети стоят врассыпную по залу.

Мы гуляем, мы гуляем         дети идут врассыпную 

Себе бубен выбираем.

Мы гуляем, мы гуляем,

Себе бубен выбираем.

1,2,3, бубен ты себе бери!       дети берут любой бубен 

Дети играют на бубне сначала ладошкой ударяя по бубну, потом, поняв бубен, играют tremolo.

ИГРА-ТАНЕЦ :«ЛОЖКИ  ДЕРЕВЯННЫЕ»

(на мелодию «Жили у бабуси.»)

  1. Взяли в руки ложки

Постучим немножко           стучат

Постучим от души

Наши ложки хороши!

  1. Побежали ножки     бегут

По лесной дорожке

Побежали малыши

В ручках ложки хороши.

  1. Детки приседают          делают «пружинку», крутят ложками

Ложки отдыхают                  на уровне груди

Как же детки хороши

Это наши малыши.

  1.  Где же ложки у ребят       спрятали за спину     

За спиною тихо спят.

Просыпайся, ложка,

Постучи немножко!     На проигрыш снова стучат

ИГРА: «Кто живёт у бабушки Маруси?»

  1. Кисонька- мурысонька,       сидят, сложив ручки под щёчку

В уголке сидит.

Кисонька- мурысонька,

Мышек сторожит.

Мя-у, мя-у, мя-у.            мяукают

  1. Рыжая корова                 подставляют пальчики к голове и гуляют

У бабушки живёт.

Рыжая корова

Молочка даёт.

Му-у, му-у, му-у.                мычат

  1. Петушок весёлый       идут, поднимая ножки по залу,

Высоко сидит.               размахивая «крылышками»

Петушок весёлый

На ребят глядит.

Ку-ка-ре-ку!          Кричат: ку-ка-ре-ку!

  1. Жёлтые цыплятки      стучат пальчиками по ладошке

У бабушки живут.

Жёлтые цыплятки

Зёрнышки клюют.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.   пищат

  1. Тут собачка прибежала      воспитатель с игрушкой догоняет детей.

И зверюшек напугала.

Гав-гав-гав!

ИГРА-ТАНЕЦ: «Весёлые строители» Г.Ф. Вихаревой.

  1. Заработала пила          «пилят» ручками

И пошли у нас дела.

Пилим, пилим и поём

И совсем не устаём.

  1. Колем, колем топором   сложив 2 руки «колют» дрова

Мелкие дровишки

Будут строить птичкам дом

Наши ребятишки.

  1. Молоточком тук да тук    кулачок о кулачок стучат

Гвозди забиваем.

Мы для птичек строим дом,

Мы им помогаем.

  1. Птичек крошками кормлю   сыплют крошки 

Птичек угощаю.

И сейчас на новоселье

В домик приглашаю.   Зовут ручками

ИГРА: «Колобок».

Дети передают игрушку Колобка из рук в руки и приговаривают в ритме.

Лады, лады, ладушки,

Колобок для бабушки.

Колобок румяный

Получился славный.

Мы старались, мы пекли.

Ты его скорей лови.

(Под музыку дети продолжают передавать Колобка, а Лисичка в руках воспитателя, пытается его догнать)

В конце воспитатель говорит, что детки очень быстро передавали Колобка и Лисичка его не поймала. Или Колобок говорит:

 «Спасибо, вам, детки, что помогли убежать от Лисички.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста.

Статья посвящена развитию речи детей раннего (2.6-3лет). В ней вы узнаете о том, как развивая речь детей, можно использовать игры-иммитации, театрализованные игры, фольклор, пестушки. Тем самым в игро...

"РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....

Роль художественною слова в развитии речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется ...

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Введение:Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.Из...

Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Роль фонематического слуха в развитии речи детей дошкольного возраста"

Конспект консультации - практикума для родителей, в которой рассказывается о том, какую роль в развитии речи играет фонематический слух...