Сценарий интегрированного занятия по художественно-эстетитческому развитию. Золотая хохлома.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

 

В  ходе занятия идет процесс воспитания художественно-эстетического вкуса старших дошкольников и интереса к декоративно-прикладному искусству через художественную деятельность;  развитие предпосылок к: ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений искусства, (словесного, музыкального, изобразительного); реализации самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, изобразительной).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного занятия

 по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет

«Золотая хохлома»

                                                    Воспитатель 1 категории:

                                                                Благова Наталия Александровна

Тамбов

2019

 

Цель: Воспитание художественно-эстетического вкуса старших дошкольников и интереса к декоративно-прикладному искусству через художественную деятельность.

Задачи:

Образовательные: 

1. расширить знания:

- о народном промысле «хохлома»

- о особенностях росписи посуды (элементах росписи)

2. получить навыки:

- слушания русской народной музыки;

-двигательной импровизации под народную музыку.

3. закрепить умение:

- подбирать определения, создавать образы к предложенным произведениям;

- расписывать деревянные ложки средствами нетрадиционной техники рисования (ватными палочками, зубочистками, ластиком);

- смешивать краски для создания оттенков.

Воспитательные:

- вызывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины, к труду народных мастеров- умельцев;

- создавать своими руками эстетически ценные детские работы.

Развивающие:

- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

- учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.

- познакомить с новым элементом- завиток. Закрепить умение рисовать ягоды (штампом), листья, травку.

-совершенствовать навыки составления узора в круге.  

Планируемые результаты (целевые ориентиры)

Виды детской деятельности:

-игровая (виртуальная экскурсия)

-музыкальная (слушание музыки)

-двигательная (импровизация под музыку)

-изобразительная (роспись по дереву)

-исследовательская (смешивание красок)

-коммуникативная (общение с педагогом)

-познавательная (знакомство с изготовлением и росписью ложек)

Методы и приемы реализации содержания занятия:

- словесный

- наглядный

-практический

-метод проблемного обучения

Педагогические технологии (приемы):

- ИКТ- технологии

- игровые технологии

- личностно-ориентированные технологии

- исследовательские технологии

- здоровьесберегающие

Активизация словаря:

- старинное предание

- алюминиевый и оловянный порошок

- трилистник

- завиток

- «лавка» мастера

Подготовка к занятию. Предварительная работа.

- чтение русской народной сказки « Жихарка»

-беседа о возникновении промысла, разучивание стихов о « хохломе», пословиц и частушек.

- знакомство с иллюстрациями и изделиями с хохломской росписью.  

- рисование элементов хохломской росписи.

- игра на ложках

- прослушивание русских народных песен.

- Знакомство с правилами поведения в общественных местах: в музеях, на выставках, театрах.

Материал демонстрационный: выставка изделий хохломской росписи, репродукции изделий Хохломы; стенд, с развешенными листами А4, на которых изображены крупные элементы хохломы; гость «хохломская игрушка» (ребенок в сарафане с росписью элементов хохломы); аудиозапись (песня “Хохлома”), аудиозапись «Звуки леса», презентация «Изготовление ложек».

Материал раздаточный:

деревянные ложки, деревянные палочки (зубочистки), кисточки, ватные палочки, влажные салфетки, простые карандаши с ластиком, гуашь ( черная, красная, желтая, зеленая)

 мастер).

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы посетить выставку народных мастеров?  А отправимся мы сейчас в чудесный округ города Нижний Новгород. Для этого нужно крепко закрыть глаза, повернуться два раза вокруг себя, при этом сказав: «Раз, два, три вокруг себя повернись и на выставке окажись!»

Посмотрите, мы здесь не первые. На выставку пришли посетители, которых вы знаете, поздороваемся с ними!

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные изделия здесь представлены. Вы узнаете, что это за промысел?

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Дети, а как одним словом можно назвать все эти предметы?

Дети: Посуда

Дети рассматривают экспонаты. Неожиданно появляется в зале гость: кружит с частушками «хохломская игрушка»  в расписном сарафане с элементами хохломы (ребенок).

Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди

Называют Хохломой!
Хохлома, да Хохлома –
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха, да курицу.
Ой, Россия, ты, Россия,

Слава не убавилась:

Хохломскою росписью

На весь мир прославилась.

Воспитатель: Вот и хозяюшка « хохлома» нас встречает на выставке.  

Гость: Здравствуйте, подружки! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада очень я!  Добро пожаловать на дивную выставку  народных мастеров Хохломы! Взгляните на мой сарафан, вам нравится мой наряд? Какие элементы Хохломы можно  разглядеть на моём праздничном сарафане?

Дети: ягоды, завитки, травинки, листочки и т.д.

Гость: Да, всё верно. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и веточки, листочки. (проходит мимо детей показывая названное).

Воспитатель: Ребята, а какие главные цвета Хохломы вы можете назвать?

Дети: красный, желтый, черный и зеленый.

Гость: Да, главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный, чёрный, желтый.

Воспитатель: А вы знаете, почему Хохлому называют золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одном предмете — это фон, на другом листья, ягоды, цветы в узорах).

А откуда к нам пришла роспись хохломская? Кто знает?

Дети: Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

Воспитатель: Дети, а какие стихи о хохломе вы знаете?

1 ребенок

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ - АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.
ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ.
2 ребенок
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ,
СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ,
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ
НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
Гость:
- Ах, какие красивые стихи знают ребята о моей любимой Хохломе. Посмотрите, какие красивые ложки я вам принесла

Воспитатель: Дети, как вы предполагаете, а всегда ли люди ели ложками?

Воспитатель: Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди  сделали из камня.

Она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Затем стали делать ложки из глины, но они ломались и крошились.

Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки.

Воспитатель: Хотите узнать, как изготавливают ложки?

Дети: Да!

Презентация  « Изготовление ложки»

Воспитатель: Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую ложку. Потом сушит ее и пропитывает льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Затем ложку покрывают лаком и ставят в печь для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная ложка становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Дети: Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды!

Воспитатель. Ребята, а для чего еще используют  ложки? Для того, чтобы вы немножко отдохнули перед ответственным делом, я предлагаю вам потанцевать с ложками.

Танец с ложками « Ложка - лучший сувенир»

Воспитатель: А вы хотите сейчас побыть мастерами по росписи хохломских ложек? Тогда  проходите  в «мастерскую» мастера, одевайте фартучки и нарукавники и за работу.(дети рассаживаются)

Воспитатель: Вы знаете,  что хохломские мастера пользуются не только кисточками, но и специальными "тычками", они у нас тоже есть и ими  можно быстро нарисовать много ягод. (дети начинают расписывать ложки). С чего начнете? (с фона изделия и с каймы вверху и внизу)

Что будете рисовать после? (завиток - главный элемент хохломской росписи, потому что на нем рисуют все остальные элементы)

Что будем изображать на завитке сначала, что потом? (сначала крупные элементы: листочки, ягодки, затем - мелкие элементы: капельки, травку, завитки).

После окончания работы, дети раскладывают  свои расписные ложки.

Воспитатель подходит, помогает и советует затрудняющимся детям.

Во время выполнения работы негромко звучит русская народная музыка.

Все ложки раскладываются на одном столе и рассматриваются.

Воспитатель: Понравились тебе, хохлома, наши работы?

По окончании работы, дети подносят свои ложки Хозяюшке Кладут на поднос. Хозяйка вместе с воспитателем отмечает все узоры, выбирает самые яркие, легкие, нежные завитки, красивые ягоды.

Воспитатель. Справились наши ребята с задачей,  какие же они молодцы. Ложки - просто чудо. Теперь наша выставка пополнится хохломскими ложками.

Ребята,  что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего на занятии?  (Узнали, как изготавливают ложки, как расписывают хохломскую посуду; ее назначение, наконец, сами расписали ложки).

Звучит русская народная музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Проект по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома»

Знакомство с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"

Конспект в старшей группе по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"...

Сценарий интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию "У Осени в гостях"

Данное интегрированное занятие направлено на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(музыкальная импровизация, стихосложение, изобразительная деятельность)поможет раскрыть самостоятел...

Сценарий интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию "Весёлая рифма"

Это занятие поможет в интересной форме познакомить детей с рифмами, развивать мышление при отгадывании загадок и развивать чувство юмора у детей, воспитывать интерес к чтению и инсценированию  зн...

Сценарий интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию "Весенние воды"

Интегрированное занятие по  художественно - эстетическому развитию для детей 6-7 лет "Весенние воды" в увлекательной форме знакомит детей с рифмами,  способствует развитию интереса...