Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Цибирева Наталья Андреевна

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_hohlome.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 

Воспитательные: воспитание интереса к народному быту, к изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, положительно эмоционального настроя, интереса к продуктивной деятельности,

Развивающие: развитие связной речи, творческого восприятия и воображения, развитие эстетических чувств, Развитие умения видеть красоту растительно – травного орнамента; развитие навыка рисования лёгкими формообразующими движениями веточки с травным орнаментом и ягодками.

Образовательные: формирование представлений об элементах хохломской росписи, изделиях  хохломских мастеров активизация словаря детей; 

словарь: народные промыслы, мастера – умельцы, хохломская роспись, «золотая» хохлома, элементы росписи, «криуль», «осочки».

Материал: Чашка черного цвета; карточки с изображением элементов росписей разных промыслов (дымковской, хохломской,  городецкой и т.д.); полоски из бумаги черного цвета и раздаточные карточки-кружочки разных цветов; ватные палочки, альбомные листы (по количеству детей) с тонированными силуэтами посуды.

Предварительная работа: организовать выставку изображений посуда расписанных в технике Хохлома, привлечь детей к рассмотрению изображений.

         Дидактическая игра «Отбери элементы хохломского узора»

Дидактическая задача: закрепить представления детей об основных элементах хохломской росписи, учить узнавать роспись по отдельным элементам, развивать внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Игровые правила: выбрать карточки с изображением элементов узора хохломской росписи и назвать эти элементы.

Физкультминутка. (дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении.)

В понедельник я купался,

А во вторник - рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье -

Целый день я отдыхал.


Дидактическая игра «Подбери цвет»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о колорите хохломского узора.

Игровые правила: подобрать к данному фону карточки кружочки нужного цвета.

Организационный момент: Во время завтрака услышали плач. Выясняем, что это -  Чашечка-милашечка (она хочет быть нарядной, но у нее нет платьица).Где же нам взять наряд для нашей чашечки? Чем мы можем ей помочь? (ответы детей и останавливаемся на том, что нарисуем много нарядов, чтоб чашечка могла их менять, и каждый день была нарядной.)

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда мы  завтракали, к нам пришла чашечка?(да)

-Вы помните, что с ней случилось?(она плакала)

 -Почему она плакала? (она хотела быть нарядной, у нее нет платьица)

-И как мы решили ей помочь?(нарисовать нарядные платья)

-Все правильно, но какими узорами мы можем с вами украсить платье, чтоб оно стало ярким, праздничным? (ответы детей)

-Давайте у Чашечки-Милашечки спросим, может быть она какое-то особое платье хочет?

Чашечка-Милашечка:Я очень люблю ягоды, особенно смородинку и клубничку.  Можно, чтоб они появились на моем платьице

Воспитатель:У нас на группе организовать небольшую выставку,  расписных предметов. Ребятки, давайте покажем Чашечке-милашечке нашу выставку?

(Подходят к стенду «Золотая хохлома» и один из детей рассказывает об одном-двух предметах, которые изображены)

Чашечка-Милашечка:какие они яркие, праздничные! Мне бы очень хотелось наряд с таким узором.

 Воспитатель:Все эти предметы украшены росписью, которая называется хохломской. Люди всегда хочется украсить предметы, которые их окружают .Посмотрите на нашей группе:

-Чем украшены ваши стульчики, чашки, стены? (ответы детей)

-и хохломские художники, мастера – умельцы украшали посуду, из которой они ели и пили

Воспитатель.А хотите узнать, как началось это удивительное хохломское художество? 

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой-рекой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно же сказка. А начало  золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. 

Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, листочки, травка и  ягоды, которые так нравятся наше Чашечке-милашечке). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую». Стали хохлому называть во всём мире «золотой». (Читает стихотворение)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы 

Удивительной красы.

Блестят они как золотые, 

Как будто солнцем залитые. 

Все листочки, как листочки,

Здесь же - каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Воспитатель:А хотите побыть мастерами – умельцами? А для этого надо выполнить несколько заданий. Справитесь?(да)

-Задание первое:

Дидактическая игра «Отбери элементы хохломского узора»

Воспитатель: Молодцы, справились, мы почти стали мастерами-умельцами. Но надо еще немного подучиться:

Посмотрите, хохломская роспись состоит из нескольких элементов:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент. Он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - брусничка, смородинка, рябинка рисуются печаткой-тычком  (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку, ватная палочка), а  ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.


Обратите внимание на цветовую гамму, которая используется в хохломе: сочетание золотого (жёлтого), красного и чёрного цветов. От этого посуда получается праздничной, яркой, торжественной.

Вот вам и второе задание: проверим как вы запомнили какие цвета используются в хохломской росписи, ведь они нам понадобятся, чтоб украсить платьице для нашей Чашечки-милашечки:

Дидактическая игра «Подбери цвет»

Воспитатель: Видишь, Чашечка-милашечка, какие у нас внимательные ребятки. Справились и с этим заданием. Они у нас еще много чего умеют, вот посмотри:

Физкультминутка «Что я делал?»

Воспитатель: Ну, вот мы и справились со всеми задания, теперь можете стать мастерами – умельцами. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три, мастерами стали мы».

Дети проходят к своим столам, и воспитатель показывает приёмы и способы изображения ягодного орнамента. (Показ приёмов и способов изображения)

Посмотрите, какая красота у нас получилась!

- Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры? 

- Где живут хохломские мастера? (за Волгой - рекой). 

- Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду).

- Из чего делают эту посуду? (из дерева).

- Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки).

- Какие цвета сочетаются в Хохломе? (золотой (жёлтый), красный, чёрный).

- С помощью чего расписывают художники посуду? (кисти, печатки-тычка).

-Скоро наши расписные полоски просохнут, и из них можно будет сделать платьица. Как вы думаете, куда Чашечка-милашечка может в них пойти? (ответы детей)

Чашечка-милашечка:Спасибо, вам. У меня теперь так много нарядов. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие с использованием ЭОР "Золотая осень"

Цель: формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности. 6.Предварительная работа: экскурсия в парк; беседы об осени;чтение художественных произведений: «Ли...

конспект интегрированного занятия по лепке "Осень золотая, что нам принесла?"

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Осень золотая, что нам принесла?»Интеграция областей: познание, развитие речи, развитие художественных умений (лепка),математическое развитие, знако...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ "Золотая осень"

Конспект занятия с использованием ИКТ "Золотая осень"...

Открытое интегрированное занятие "Друзья для рыбки золотой"

Интегрированное занятие для детей 2 младшейгруппы по нетрадиционному рисованию (техника - рисование пальчиком)...

Конспект интегрированного занятия по лепке для детей второй младшей группы «Домик для золотой рыбки»

Познакомить детей с золотой рыбкой и ее домиком –  аквариумом;Рассмотреть, что есть в аквариуме (вода, камушки);Развивать умение отщипывать кусочек пластилина от большого куска;Учить прижим...