конспект занятия «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Ахметжанова Диана Миратовна

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по приобщению к русскому фольклору

«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_samovara_ne_skuchaem_razgovor_vedyom_za_chaem.docx842.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по приобщению к русскому фольклору

«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»

Выполнила:

Ахметжанова Диана Миратовна

Музыкальный руководитель

МАДОУ города Нижневартовска  

ДС № 77 «Эрудит» 

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».

Г.С. Виноградов

Пояснительная записка

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком, культурой является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Общество нуждается в нравственной эволюции. Чтобы направить усилия в решение этой проблемы, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовав их, прежде всего в воспитании подрастающего поколения. По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодёжи достаточно высок. Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

О важности присутствия в жизни ребёнка огромного пласта народной педагогики, а именно, – детского фольклора, пишет Г.С. Виноградов.

Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, необходимо использовать приёмы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль может сыграть фольклор, все жанры которого в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции. Без правильно сформированного аппарата у детей происходит срыв адаптации в виде неврозов, неадекватного поведения.

Возник вопрос: - Как донести до понимания воспитанников особенности  обычаев и традиций русского народа, историю народной культуры?  Поэтому были разработаны занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений, что и определило актуальность моей направленности.

            Ниже представлено интегрированное занятие «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»

Цель занятия: приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор.

Задачи:

- формировать: представления детей о русском фольклоре, пробудить интерес к изучению народных песен с использованием игровых действий;

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству возрождая старые традиций;

- развивать музыкально-творческие способности через практическое освоение воспитанниками русских народных песен, колядок, закличек, потешек, игр и хороводов;

- способствовать познавательному, речевому, нравственному и эмоциональному развитию воспитанников.

Фольклорное содержание занятия.

 - использование на занятии русского народного костюма;

 - русского самовара;

 - исполнение частушек, песен с элементами плясок.

 - устное народное творчество: загадки, пословицы, поговорки;

 - русские музыкальные инструменты.

          Наглядный материал:

 - самовар разных размеров;

 - атрибуты для церемонии заваривания чая;

 - дидактический материал для игры «Громко  - тихо»

         Предварительная работа:

разучивание песни, частушек, плясок, стихов, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки в разном регистре, слушание музыки разной динамики, проведение ритмических игр.

Словарная работа: самовар, рушник, пиано, форте.

Оборудование: 

  • набор детских музыкальных инструментов;
  • ленты для определения пары;
  • карточки с музыкальными инструментами
  • карточки для дидактической игры;

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть. Вводная

Хозяйка (педагог). Дорогих гостей встречаюE:\фото\SNV31728.JPG

                 Круглым, пышным караваем.

                 Он на блюде расписном

                 С белоснежным рушником.

                 Каравай я подношу,

                 И отведать попрошу.

          В гости всех я вас зову,

          И чайку я вам налью.

          С верху пар и снизу пар,

          Вот он русский самовар!

      Пока наш самовар холодный,  он потихоньку будет греться, мы с вами повеселимся, поиграем, пошутим и побеседуем. Проходите присаживайтесь, на лавочки.

II часть.  Основная

      В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне  работу на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей поглядеть да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего, бодрящего. Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки!

Вот и мы собрались сегодня в нашей горнице на весенние чайные посиделки.

Ребенок. Тары-бары-растобары,

Выпьем чай из самовара

С сухарем, и с сушками,

Со сладкими ватрушками,

С бубликами вкусными,

С пирогами русскими!

        А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Хотите, расскажу? Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки, шишки. Делали самовар из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов, и других животных. Делали на самоваре и надписи: «Самовар кипит, уходить не велит». По красоте и украшениям самовара можно было судить о достатке в семье. Чем больше доход у семьи, тем богаче был украшен самовар.

       Самовары бывают разного размера большого, среднего и маленького. И звук при закипании у них разный и звучит в разном регистре. А что такое регистр? ( Ответы детей). Сколько регистров на нашей клавиатуре существует? (Ответы детей)

Большой самовар пыхтит низко в низком регистре и наши голосовые связки напрягаются. Маленький самовар, пыхтит тоненьким, и тихим звуком в высоком регистре и наши голосовые связки тоже напрягаются. Среднего размера самовар пыхтит в среднем регистре, где наши голосовые связки не напрягаются, потому, что в этом регистре мы с вами разговариваем

Распевочный материал для подготовки

голосового аппарата к пению

       Молодцы, теперь наш певческий голос готов, но прежде я хотела бы узнать, знаете ли вы, что такое ритм( ответы детей). Ритм - это музыкальное время. Мы с вами поиграем в ритмическую игру. Ваша задача, сохранить заданный ритм, и не сбить его. Готовы?

Ритмическая игра «Ключи от буфета

Дети отвечают различными интонациями (восклицательными, вопросительными, утвердительными), используя различную мимику лица (удивление, испуг, возмущение, обида, неожиданность). В подтверждение интонации голоса используется соответствующая жестикуляция.

- Зум, зум, зум, зум (ритмично ударяем улочками)

Здесь гам и шум (дети повторяют эти слова)

Кто взял ключи от буфета (развернуть ладошки)

В котором на полке лежали конфеты.

- Надя взяла

- Кто я? ( удивляется)

Все: Да ты.

- Я не брала.

- А кто?

(с рукой показывает на того, кого хочет)

- Лена взяла!

И т.д.

Зум, зум, зум, зум (ритмично ударяем улочками)

Стих гам и шум. (замедляя и переходя на шепот)

Пока мы искали ключи от буфета,

Мыши на полке съели конфеты.

Хозяйка:  Вот мы с вами настроили свой ритмический слух, а сейчас поиграем на музыкальных инструментах, да запоём весёлые частушки, а чтобы вы не спорили, кто на каких инструмента будет играть,  для этого нужно разделиться на пары.  Я вам предлагаю выбрать себе ленточку и держать ее пока я их не отпущу.

А теперь, посмотрим, кто с кем будет в паре сегодня на занятии.

Ну что, пары нашлись, сейчас подойдите к столу и решите небольшой ребус. Кто решил, может подойти и взять свой инструмент.

       А вы знаете, что инструменты делятся на два вида, ритмичные и неритмичные, ритмичные - это те инструменты, которые отстукивают определенный ритм, а неритмичные – это те инструменты, у которых звук извлекается путем легкого встряхивания. Сейчас, чтобы нам было интереснее играть мы с вами споем частушки, и сами себе подыграем. А поскольку у нас сегодня, чайный день, частушки будут о чае. Готовы?

Частушки и игра на музыкальных инструментах

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

Чайные частушки!

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день - денёчек

Подавай мне чашку чая.

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

        Молодцы, здорово пели, играли, присаживайтесь. А вы знаете, наш самовар может пыхтеть с разной силой звучания. Может тихо, потом не очень громко, а может громко. А вы знаете, как в музыке обозначают силу звука? p, mf , f

Дидактическая игра «Громко-тихо»

        Ну, что присаживаемся. Самовар у нас скоро закипит, и мы с вами отправимся пить чай, а пока послушайте о чае.

       Чай – это вечнозеленое растение. Он растет на кустах и небольших деревьях. Собирают чай вручную. В нем есть много витаминов и других полезных веществ. Но не надо забывать: пить следует только свежезаваренный чай. Не зря говорят: «Свежезаваренный чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее». Старую вчерашнюю заварку лучше использовать для полива домашних цветов. Цветам он не повредит. Но мы с вами не цветы, мы будем пить только свежеприготовленный чай.

        А кто из вас знает, как надо заваривать чай?

Дети. - Сначала надо сполоснуть чайник кипятком.

- Потом положить несколько ложек сухой заварки.

- залить заварку крутым кипятком и накрыть чайник специальной куклой-барышней. А если нет такой куклы, можно накрыть просто полотенцем.

- Чай должен настояться некоторое время.

Хозяйка. Все - то вы знаете! А вот какой бывает чай?

Дети. – Чай бывает зеленым и черным.

            - Он бывает гранулированным и листовым.

            - листочки в чае могут быть средними и крупными.

            - а еще есть чай в пакетиках.

            - Из полезных растений тоже заваривают чай.

Хозяйка. Кто из вас, знает, из каких растений можно приготовить полезный, бодрящий, целительный напиток?

Дети. Из цветков липы, из мяты, из малины, из шиповника.

Хозяйка. Правильно, ребята. Все эти травы очень полезны.

                 Милый друг, не позабудь:

                 Коль беда случится,

                 Вполне можно вкусным чаем

                 С травами лечиться!

А теперь отгадайте загадку: Стоит толстячок,

                                                 Подбоченивши бочек,

                                                 Шипит и кипит,

                                                 Всем чай пить велит.

Что это?

Дети. Самовар.

Хозяйка. Ребята. Посмотрите, какой у нас самовар пришел, ну, что давайте нашему самовару песню споем, берите большие чашки, да подходите поближе к самовару.

«Самовар»

Жил, поживал самовар. Самовар!

Был он не молод, не стар. Самовар!

Он на работе кипел. Самовар!

Песню такую он пел.

Припев:

Пых-пых, тумба-тумба самовар.

Тумба-тумба-тумба-тумба

Русский самовар.

Пусть неуклюж он на вид. Самовар!

Но на Руси знаменит. Самовар!

Чайник с почтеньем большим. Самовар!

Робко стоит перед ним.

Припев.

Всем он приносит тепло. Самовар!

Много воды утекло. Самовар!

Медью сверкают бока. Самовар!

Топает через века. Самовар!

III часть. Заключительная.

Хозяйка. Ну, что пока мы пели и играли наш самовар закипел, чай настоялся, пора и за стол садиться, побеседовать за вкусным, ароматным чаем.

Дети пьют чай с угощением

Рефлексия. Итог занятия.

Хозяйка: ребята, чайная церемония подошла к концу. Что вы узнали нового сегодня? (ответы детей)

Ребята, теперь мы с вами узнали, как люди отдыхали в старину после трудной работы.

Узнали откуда взялся самовар, из чего сделан и чем самовар растапливали, чтобы попить вкусный и полезный чай.

Мы многое узнали о чае, как его добывают и как его правильно заваривать

А также мы узнали много музыкальных терминов. Что такое регистр, форте, пиано.

Вам я говорю: «До свидания!»

Педагог прощается с детьми и уводит их из зала.


Самоанализ

Для раскрытия темы занятия была использована игровая мотивация, приглашение погрузиться к истокам русской народной культуры, тем самым развивая музыкально-творческие способности через практическое освоение воспитанниками русских народных песен, частушек, игр и хороводов, неразрывно связанных с музыкой, словом и движением.

Интерес воспитанников к русским народным традициям дал положительный эмоциональный отклик. Проявляется интерес к  исполнительским  навыкам и умениям в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий.  Дети используют в повседневной жизни пословицы, поговорки, заклички. Данное занятие способствует познавательному, речевому, нравственному и эмоциональному развитию наших воспитанников.

Развитию психических процессов, способности чувствовать настроение и характер музыки, чувства ритма, двигательных качества и умений способствовали все используемые ритмические упражнения и дидактические игры.

В соответствии с образовательными задачами была создана наглядно - развивающая  среда «Горница»

Структура занятия соответствует теме, цели и поставленным задачам. Последовательно представлены основные этапы, которые чётко прослеживаются, логически взаимосвязаны.

Учебное время на занятии распределено по этапам:

1. Организационный этап – 2 мин.

2. Основной этап – 15 мин.

3. Итог занятия – 3 мин.

Объем учебного материала обеспечил активность детей в течение занятия.

Считаю:

  • использование игровых приемов, устного народного творчества позволили повысить интерес к русскому народному фольклору и сформировать представление о народных традициях.
  • Поставленные задачи реализованы в полном объёме.

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

«29» октября 2020                 _        Ахметжанова Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семейные посиделки "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем"

Развлечение, проведённое с участием родителей на основе русской народной музыки и русской традиции чаепития....

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...

Конспект занятия "Русский самовар"

Цель: формировать у детей интерес и уважение к русской народной культуре....

Конспект занятия в первой младшей группе. Тема: «Угостим кукол чаем».

Цели: расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, учить выполнять поручения, развивать речь....

Посиделки: "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!"

Продолжать знакомство детей  с негласными символами России....

Конспект занятия "Русский самовар"

Конспект занятия Русский самовар...

Конспект занятия «У самовара»

Цели:   Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, танцев, потешек, костюмов, обрядов)  Развивать художественно – эс...