Домашний оркестр.
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лычагина Мария Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства.

При обучении детей пению развиваются вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации.

     К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка:

* активизирует умственные способности,

* развивает эстетические и нравственные представления,

* развивает слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление,

* укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

      На музыкальных занятиях в детском саду музыкальный руководитель следит за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсировали звуки, в удобном диапазоне;

использует упражнения для развития певческого голоса детей и слуха.

Подготовить голосовой аппарат ребенка помогают песенки-распевки, артикуляционные зарядки, различные дыхательные упражнения, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

Вот некоторые здоровье-сберегающие технологии.

                       Валеологические песенки-распевки:

Несложные, добрые, позитивные, подготавливают голос к пению.

Задача: Предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

 

Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Поворачиваются друг к другу.
Разводят руки в стороны.
Хлопают в ладоши.
 
Выполняют движения по тексту. 

Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики".
Движения по тексту

 

 

 

 Потирают ушки

Разводят руки в стороны

                                    Дыхательная гимнастика.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный вдох.

«Машина»  (обучение постепенному выдоху воздуха)

Дети делают вдох через нос («наливает бензин») и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком  «тр-р-р» , копируя работу мотора.

Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

«Цветок». (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

Дети стоят в исходном положении, руки опущены, глаза закрыты.

Делают медленный вдох, будто вдыхают аромат цветка.

Выдыхают через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.

«Собачка» (закаливание зева)

Дети стоят в исходном положении. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как дышит собачка)

 

                                 Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом.

Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

Музыкотерапия - важная  составляющая  музыкально – оздоровительной работы с детьми.  Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание, поднимает настроение, создает радостную комфортную обстановку.

Музыка прочно вошла в быт детей. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи. Использование здоровье- сберегающих технологий не только на занятиях в детском саду, но  и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности, сохранять и укреплять здоровье дошколят.

Поэтому, вдвойне полезнее для наших детей будет повторение этих игр дома, вместе с семьей.



Предварительный просмотр:

Слушаем и поем вместе.

Классика:

1.     И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

2.     И.С.Бах. "Шутка".

3.     И.Брамс. "Вальс".

4.     А.Вивальди "Времена года"

5.     Д.Кабалевский "Клоуны"

6.     Д.Кабалевский "Петя и волк"

7.     В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

8.     В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

9.     И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

 

1.     "Антошка" В.Шаинский

2.     "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

3.     "Будьте добры" А.Санин

4.     "Веселые путешественники" М.Старокадомский

5.     "Все мы делим пополам" В.Шаинский

6.     "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин

7.     "Если добрый ты" Б.Савельев

8.     "Настоящий друг" Б.Савельев

9.     "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

 

 

 

Музыка для релаксации

 

1.     Э.Григ "Утро"

2.     Ф.Лист "Утешения"

3.     Ф.Мендельсон "Песня без слов"

4.     М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

5.     М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

6.     А.Дворжак "Славянский танец"

7.     А.Дворжак "Славянский танец"

8.     К.Сен-Санс "Аквариум" А.Дворжак "Славянский танец"

1.     Т.Альбиони "Адажио"

2.     И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

3.     Л.Бетховен "Лунная соната"

4.     К.Глюк "Мелодия"

5.     Э.Григ "Песня Сольвейг"

6.     К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

 

1.     Н.Римский-Корсаков "Море"

2.     Г.Свиридов "Романс"

3.     К.Сен-Санс "Лебедь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шумовые музыкальные инструменты своими руками

Слайд 2

Музыкальные инструменты для детей – символ музыки. А тот, кто играет на нём – практически волшебник! В процессе музицирования у детей проявляются индивидуальные черты: Наличие воли Эмоциональность Сосредоточенность Воображение

Слайд 3

Шумовые инструменты – это устройства для получения шумов, создающих определенный ритмический и тембровый колорит.

Слайд 4

Шум не имеет точной высоты (треск, скрип, шелест, дребезжание и т д.)

Слайд 5

Сделанный своими руками инструмент поможет Вам приучить ребенка к совместному труду. Нужно всего лишь желание и чуть-чуть выдумки. Итак, предлагаю Вам проявить себя и пофантазировать…

Слайд 6

Главное – чтобы могло ЗВУЧАТЬ или ШУМЕТЬ

Слайд 7

Можно использовать любые подручные материалы

Слайд 8

Приветствуется: Необычность исполнения; Оригинальность названия; Специфическое звучание; Совместная деятельность ДЕТЕЙ и родителей; Использование осеннего природного материала;

Слайд 9

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СВОИМИ РУКАМИ – Занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте…

Слайд 10

Делайте музыку вместе. Тогда она и ребенку и Вам будет приносить отличное творческое настроение! Удачи!



Предварительный просмотр:

            "Пойте детям перед сном"

"Баю-баюшки-баю,

Баю милую свою, баю славную свою..."  

                                                                                     

     Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери.
    Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа.

    Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание.

   С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам.

Особое значение в песнях уделено колыбели - первому собственному месту ребенка в этом мире.
                                         Висит колыбель 
                                        на высоком крюку. 
                                       Крюк золотой,
                                       ремни бархатные, 
                                      Колечки витые,
                                      крюки золотые.
 
В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной.    

     Кроме осознания собственного "Я" колыбельная пеня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием "край":
                                 Баю, баюшки-баю, 
                                Не ложися на краю. 
                                Придет серенький волчок. 
                                И ухватит за бочок, 
                                И потащит в лесок, 
                                И положит под кусток.

    Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели самостоятельный опыт познания реальных краев, опыт собственных падений и переступания через "край", познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.
    Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.
Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.
    Но самое важное в колыбельной песне - это сама
материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!
    А как важна привычка постоянного общения с матерью!
Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребе нок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий.

А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

     Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.



Предварительный просмотр:

                                       «Праздник в детском саду».

«Счастливая, счастливая неповторимая пора детства!

Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?»  

                                                                                          Л. Н. Толстой.

     Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь.

Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

В общую цепь настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.

     Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

     Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка!

Праздники и культурно-досуговая деятельность в детском саду рассчитаны на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально-педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении.

     Эффективному проведению праздника способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
  • отбор художественного материала;
  • выбор эмоционально-выразительных средств;
  • подбор исполнителей;
  • тематическое оформление мероприятия.

     Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, мы тщательно работаем над средствами эмоционального воздействия. Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Она создает общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

     Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье. Слово, как средство информации, несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках оно воодушевляет участников.

     Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов — разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске — соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения.  

     Задача любого праздника или развлечения – доставить радость детям, порадовать их сюрпризными моментами, выступлениями детей. Песни, пляски и игры вполне могут повторяться многократно и с каждым разом исполняться все более выразительно.

Большое значение имеет время проведения праздника. Праздник лучше проводить в утренние часы, а если он назначается во вторую половину дня – то для старшего дошкольного возраста и не позднее 16 часов, так как дети к вечеру утомляются.

     В детском саду проводят следующие праздники: Осенины, День матери, Новый Год, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал.

     Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, в каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев.

     В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.

Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.

     Формируя вкус детей, хорошо продумывается цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству,чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.

     Теперь хотелось бы рассказать о тех проблемах, которые порой возникают:

1. Это обувь и наряды детей.

2. Количество и качество стихов, исполняемых детьми на утренниках.

3. Культура поведения присутствующих на утренниках.

  1. Поскольку на музыкальную деятельность 50% времени отводится движениям,

детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, лёгкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант – чешки или легкие балетки.

  1. Вторая проблема – обиды родителей по поводу распределения стихов, участия в

 индивидуальных номерах. Важно понимать, что прослушивание множества стихотворений на празднике не доставляет радости ни детям, ни родителям. Спросите вашего ребёнка, что ему больше хочется – играть, петь, танцевать или сидеть и слушать стихи. Некоторые родители упускают из виду тот момент, что они пришли на праздник для детей, а не на представление для родителей.

       

         Сценарий составляется с учётом детской физиологии – ребёнок не может долго сидеть. На празднике чередуются разные виды детской деятельности. Если вашему ребёнку не пришлось рассказать стихотворение в этот раз, значит, его пригласят на игру или сценку, или же ему уделили большое внимание при разучивании танца, или песни. А стихотворение он обязательно расскажет на втором или третьем празднике.

Практика показывает, что чаще ребёнок, особенно эгоцентрического характера, чувствует себя задетым. И в этом случае хотелось бы попросить вас, уважаемые взрослые не разжигать честолюбия ни в себе, ни в детях.

     Не вините в этом ни детей ни педагогов.  Постарайтесь объяснить своему ребёнку, особенно если он привык  к лидерству, что он уже научился выступать, пусть поучаться и другие, и что в этом случае уступать очень почётно.

   Эта сознательная уступка в деле воспитания стоит очень дорого. Она обернётся в вашем ребёнке добротой и способностью к сопереживанию. Это вы со временем почувствуете на себе.

  1. Давайте поговорим и о культуре поведения на утренниках.

Опоздания. К чему они приводят? На праздник ребёнок заходит с испорченным настроением, потому что мама не пришла. Во время праздника заходит мама или папа – у ребёнка непроизвольный всплеск радостных эмоций, он машет рукой, чтобы мама его заметила, выкрикивает. Внимание всех детей переключается на это событие, И ведущему теперь нужно очень постараться, чтобы дети вспомнили, зачем они сюда пришли. Хорошо, если это последний отвлекающий момент.

     

Телефонные звонки. Не забывайте, пожалуйста, отключать мобильные

телефоны. Не заводите разговор по телефону на утреннике, а если возник

срочный разговор, лучше тихо выйти из зала. Уважайте и педагогов и своих

детей.

Разговоры друг с другом тоже следует исключить. Если не интересен момент утренника вам, то помните, что он интересен тем родителям, чей ребёнок сейчас выступает. Проблемы всегда можно решить после праздника. Не позволительны хождения родителей во время утренника.

     Поддержка, аплодисменты так необходимы детям! Без доброжелательных, благодарных зрителей, без аплодисментов не могут обойтись даже взрослые профессиональные артисты. А малыши - тем более. Не жалейте ладошек. Нуждаемся в вашей поддержке и мы, педагоги. Нам всегда хочется услышать ваши отзывы об увиденном и услышанном и пожелания.

   В заключении хочется пожелать всем нам, чтобы к концу пребывания в детском саду наши дошколята были все музыкальными, артистичными, активными, смелыми, уверенными в себе, чтобы в каждом ребёнке зародилась искра таланта и освещала ему дорогу всю жизнь!

Методическая литература:

1. Картушина М.Ю. «Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы». — М.: «ТЦ Сфера», 2007.

2. Картушина М.Ю. «Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст». — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Ромашков Е.И. Веселые утренники в детском саду. — М.: «АСТ пресс», 2005.

4. Зинина И. «Сценарии праздников в детском саду и дома. Подготовка и проведение». — Минск: «Современная школа», 2007.

5. Хворостутина С.А. «Праздники в детском саду»- М.: «ЛитРес», 2009.

6. А.Н. Зимина. Основы музыкального воспитания и развития. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.



Предварительный просмотр:

     Ритм -  чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку,  чувствовать 

эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Чувство ритма - неотъемлемая часть не только творческого развития, но и всей жизни человека. Его, как и слух, можно отнести к врожденным чувствам, которые нужно развивать.  

Почему  же развитие ритма так важно?

Если чувство ритма несовершенно - у ребенка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма не только способствует развитию речи, но и помогает более легкому запоминанию стихотворений, развивает  интеллектуальные способности ребенка.

Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот. Развитие чувства ритма участвует в формировании фонематического  слуха.

Как развивать чувство ритма в домашних условиях?

Для малышей: напевайте ребенку и разучивайте с ним песенки, стишки, вместе издавайте различные звуки во время повседневных занятий, игр, гимнастики и т.д.

Для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста: рассказывайте стихи с ударением на сильную долю, с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочередно, маршируйте, выполняйте танцевальные движения под различную музыку.

     Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Самое главное, это начать как можно раньше, используя речевые и музыкальные игры, пальчиковую гимнастику, ритмические упражнения.

Словесно - ритмические игры:

- Игры с именами («Назови и прохлопай своё имя», «Назови и прохлопай имя своего друга»). Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д.

- Игры по типу «Вопрос - ответ».

(взрослый задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).  Например: «Отгадай, из чего сегодня супчик:100 одежек, и все без застежек?» Ребенок отгадывает загадку. Ответить попросите  ритмически (прохлопать, прошлепать, протопать, прощелкать и пр)Можно сопровождать движения пением, даже сочинить небольшую песенку про капусту. Главное, что ребенок будет придумывать свои ритмы  и по-разному их озвучивать.

- Ритмическое озвучивание стихов. Отхлопывать по показу взрослого сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).

Ритмические игры с предметами:

- С деревянными палочками, кубиками, картинками, различными видами театральной куклы (прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).

- Чтение ритмических цепочек и партитур.

Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами).

Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения);использовали как самомассаж и массаж в парах;

Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.

Пальчиковые игры в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению.

                                          Например:

Словесно-ритмическая  игра «Здравствуйте, ладошки»

Цель: воспитание речевой и двигательно - ритмичнойактивности

- Здравствуйте, ладошки!  - говорим и качаем головой вправо –влево 4 раза

- Хлоп, хлоп, хлоп!             - хлопки 3 раза
- И конечно, ножки            
- говорим и качаем головой вправо-влево 4 раза

- Топ, топ, топ!                    - притопы 3 раза
- Здравствуйте, щечки      
 - говорим и качаем головой 4 раза

- Плюх, плюх, плюх!           - ладошками по щечкам 3 раза
- Пухленькие щечки            - качаем головой

- Плюх, плюх, плюх!           - по щечкам 3 раза
- Здравствуйте, губки          -
качаем головой 4 раза

- Чмок, чмок, чмок!             - Смыкаем и размыкаем губки, как «рыбки»  3 раза
- Здравствуйте, зубки          - качаем головой

–  х…х…х…                         - слегка щелкаем зубами 3 раза         
- Здравствуй наш носик      -
снова качаем головой 4 раза

- бип, бип, бип!                    - указательным пальцем  дотрагиваемся до носика 3р 
- Здравствуйте, ребятки       - качаем головой

- Всем привет!                      - машем ручками вверху над головой.

               

Ритмическая пальчиковая игра «Цыплята»

Учить выполнять ритмические движения по показу. Развивать чувство ритма.

Цыпы по лесу гуляли,                 стучат указательными пальцами по столу

Цыпы зёрнышки искали.       

Клю-клю, клю-клю–            - «клюют» птенчики  (клювик из сложенных пальчиков)

Так я зёрнышки клюю.

Вышла Маша на дорожку,         Пальчики ритмично «шагают» по столу

Накрошила цыпам крошки.

Клю-клю-клю-клю, клю-клю-клю –            -  ритмично «клюют»    

Быстро зёрнышки клюю. (М. Картушина)

Музыкально – ритмическая игра «Кубик-дирижер».

Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Игра развивает также музыкальную фантазию, самостоятельность, находчивость, коммуникативные навыки. Для игры потребуется 2 кубика.

Участники игры стоят  в кругу, передают кубик  из рук в руки по кругу, дружно и ритмично проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу,

Кубик может показать,

Как сейчас нам поиграть!

Тот у кого остался кубик в руках – выходит в центр круга, берет 2-ой кубик.

Он – дирижером, который будет задавать «ритм» всему «оркестру».

Звучит музыка (любая, по желанию участников игры). «Дирижер»  простукивает любой ритм – «оркестр» повторяет за ним хлопками в ладоши.

Марш «Бойцы идут».

Ребенок ритмично шагает сам; пальчики-солдаты шагают по столу; шагает игрушка; ритмичная игра на барабане; любая демонстрация ритма (хлопки, шлепки, щелчки, движение под музыкуи пр)

                                                   



Предварительный просмотр:

                       Сказка-шумелка «Рукавичка».

Шел дед лесом:  (хлопки ладошками по столу)

За ним бежала собачка  (хлопки ладошками по коленочкам)

Шел дед шел, да и обронил рукавичку  (хлопок в ладошки)

Бежала мимом мышка (любая свистулька)

                                       (подуть в пустую трубочку от фломастера)

Влезла она в рукавичку и говорит: Тут я буду жить!

А в это время лягушка, прыг-пры: (стучать чайной ложкой о ложку)

Спрашивает: кто в рукавичке живет?

- Мышка-постригушка (свистулька)

А ты кто? – Я лягушка-попрыгушка (ложка о ложку)

Пусти меня!

Иди. Вот их уже двое (2 щелчка пальцами)

Бежит заяц: (удары ладошками по дну маленький кастрюльки)

Подбежал к рукавичке  и спрашивает: Кто в рукавичке живет?

А ты кто? А я заяц-побегаец! Пустите мня к себе жить!

- Иди. Вот их уже трое (3 щелчка пальцами)

Бежит лисичка (палочкой легко поболтать внутри пустого стакана)

- Кто-кто в рукавичке живет?

Мышка-постригушка! (свистулька)

Лягушка-попрыгушка! (ложки)

Заяц-побегаец!(ладошками о кастрюльку)

А ты кто?

 – А я лиса-всем краса! (палочкой легко поболтать внутри стакана)

Пустите меня! – Иди. Вот их уже четверо  (4 щелчка пальцами)

Бежит мимо волчок (ложкой о терку)

Подбежал к рукавичке, спрашивает: Кто в рукавичке живет?

Мышка-постригушка! (свистулька)

Лягушка-попрыгушка! (ложки)

Заяц-побегаец!(ладошками о кастрюльку)

Лиса-всем краса! (палочкой легко поболтать внутри стакана)

А ты кто?

 – А я волчок-серый бочок! (ложкой о терку)

Пустите меня! – Иди. Вот их уже пятеро (5 щелчков пальцами)

Вдруг затрещали сучья… (шуршащий пакет)

Это идет-бредет медведь (половником о дно таза)

Подошел он к рукавичке и спрашивает: Кто в рукавичке живет?

Мышка-постригушка! (свистулька)

Лягушка-попрыгушка! (ложки)

Заяц-побегаец!(ладошками о кастрюльку)

Лиса-всем краса! (палочкой легко поболтать внутри стакана)

Волчок-серый бочок! (ложкой о терку)

А ты кто? – А я медведюшка-батюшка! Пустите меня!

Да как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно…

Да как-нибудь… - Ну влезай, только скраяшку.

Влез и тот. Шестеро их стало (6 щелчков пальцами)

Да так тесно, что рукавичка того и гляди разорвется!

А тем временем, дед хватился…нет рукавички!

Вернулся дед назад (ладошками по столу)

И собачка за ним (ладошками по коленям)

Смотрят… лежит рукавичка и пошевеливается.

Собачка как залает: гав-гав!

Звери испугались да и выбежали все из рукавички!  (звучат все предметы) 



Предварительный просмотр:

Мастер-класс.  Сказка-шумелка «Рукавичка».

https://www.youtube.com/watch?v=fiM2UqHPbI8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкально – дидактическая игра « Лесная прогулка »

Слайд 2

1,2,3,4,5 – отправляемся гулять! Как погода хороша, мы шагаем не спеша… В небе солнышко блестит, Речка синяя бежит, Птички весело поют, Танцевать с собой зовут! танцуем вместе «На лесной полянке».

Слайд 3

Кто в лесу живет? Что в лесу растет? Ну-ка, слушай, Не зевай! Поскорее отгадай? поем вместе «Птичка»

Слайд 4

У пенечка, за кустом, Он построил себе дом. А зовется дом – нора, Отгадать пришла пора: Он на елочку похож, Он колючий, этот …. Мульт- песенка «Ежик»

Слайд 5

Это что за зверь лесной, Встал как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы? Слушание музыки «Зайчики»

Слайд 6

Солнышко смеется Весело с небес, И ладошкой теплой Нежно гладит лес! Тропочкой знакомой, Мы домой идем, Вместе с папой, мамой Песенку поем! «Вместе весело шагать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний оркестр

Весело и с пользой провести, время помогут простые музыкальные инструменты. В домашнем оркестре каждый может побыть и слушателем, и дирижёром, и "первой скрипкой".......

Советы родителям (фонотека , домашний оркестр ,чтение стихов и т.д.)

-Создайте фонотеку из записей классической музыки, детских песенок, песен из мультипликационных фильмов, плясовых, маршевых мелодий и др...

Беседа-консультация для родителей "Домашний оркестр"

Материал беседы-консультации с родителями пригодится в работе  моим коллегам- музыкальным руководителям....

ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР

Рекомендации для родителей по созданию в домашних условиях шумовых инструментов из подручного материала....

Консультация "Домашний оркестр"

Материалы для родителей...

Консультация для родителей "Домашний оркестр".

Предлагаю материал, который музыкальный руководитель может разместить в тематических уголках для родителей....