«Осень и её волшебные музыкальные краски»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Методика проведения ОД с детьми старшей группы коррекционной направленности (логопедическая)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика проведения ОД с детьми старшей группы коррекционной направленности (логопедическая)

Тема: «Осень и её волшебные  музыкальные краски»

Виды деятельности: музыкальная, коммуникативная.

Образовательные области: художественно - эстетическое развитие.

Цель: комплексное развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИК - технологий и  многофункционального развивающего дидактического панно «Осень».

Программное содержание.

Пробуждать у детей желание слушать музыку, формировать умение высказываться о музыке и песнях, отвечать на вопросы. Продолжать совершенствовать певческие навыки; учить выполнять движения по показу педагога. Формировать умения начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки. Учить двигаться  в соответствии с характером музыки и  передавать  характерные особенности животных и их повадки с помощью музыкально - ритмических движений. Продолжать развивать чувство ритма и   умения ритмично хлопать в ладоши. Закреплять полученные навыки - петь всем вмести. Продолжать знакомить с творчеством советских композиторов. Расширять представления о красивейшем времени года – осени. Развивать любовь к природе средствами музыки, художественного слова и изобразительного искусства. Поддерживать творческую инициативу, развивать эмоциональную сферу, умения откликаться на события, продолжать приобщать к  художественно эстетической культуре.

Побуждать создавать сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. Развивать мелкую моторику рук  и тактильное ощущение с помощью дидактического материала. Продолжать развивать умение работать коллективно.

Оборудование и материалы: многофункциональное развивающее дидактическое панно «Осень»; предметы из фетра: листочки, тучки, грибочки (по количеству детей); детские музыкальные инструменты; карточки с изображением музыкальных инструментов; осенние листья (по два на каждого ребенка); портрет композитора П.И.Чайковского. Презентация тематических картин; стих на тему «Осень».

Репертуар. «Приветствие», муз. и сл. М. Федоровой. «Звери шли на водопой» (автор не известен). «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года», муз. П.И. Чайковского. «Полька», укр. нар. мелодия для игры. «Осень – проказница», сл. и муз. Т.В.Бокач. «Листочки - самолетики», муз. и сл. А.Чугайкиной. «Осень наступила», муз. и сл. С. Насауленко. «Прощание», муз. и сл. М.Федоровой.

Игры: Подвижная музыкально - дидактическая игра «Повесь листик на дерево», дидактическая игра «Найди место для тучки», дидактическая игра «Грибочки».

Игра на детских музыкальных инструментах.

Ход образовательной деятельности

I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Приветствие

Дети входят в музыкальный  зал друг за другом под музыку  «Приветствие»  (Муз. и сл. М.Федоровой )

Музыкально-ритмическое упражнение «Звери шли на водопой»

    Муз.р.: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Я  вас очень         ждала и подготовила что - то интересное. А может вы, хотите гулять?            А прогуляться в лесу хотите? А вы знаете лесных жителей? А покажете мне их?

Звучит музыка, дети выполняют  упражнение «Звери шли на водопой» выполняя движения в соответствии со словами, и садятся. Во время упражнения педагог обращает внимание на правильность выполнения движений.

   

Слушание музыки  «Октябрь. Осенняя песнь» 

          Муз.р.: Ребята, я нарисовала картину, как вы думаете, что изображено на ней, попробуйте отгадать. Давайте послушаем музыкальное произведение.

         Муз.р.: Ребята, вам понравилось произведение. Вы, наверное, уже догадались, о чем оно?         

         Муз.р.: Да, верно! Написал эту прекрасную музыку советский композитор Петр Ильич Чайковский и назвал «Октябрь. Осенняя песнь», это одна из лучших пьес.                  

Какая эта мелодия по настроению?

Звучит музыкальное произведение  П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года», на экране идет демонстрация  осенних картин. Дети определяют темп, настроение песни, музыкальный руководитель побуждает их высказываться.  

         Муз.р.:  Вы правильно отметили, что произведение жалобное, грустное, задумчивое, тоскливое. Мелодия звучит не торопливо, печально, медленно. Листья, шурша, кружатся и падают на землю, наступают холода, и  мы слышим как бы песню ветра. Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.  

В своих картинах, художники изобразили  дождливую, золотую осень, а композитор отобразил её печаль и грусть.

А это значит, что  музыка тоже может рисовать. Только художники пользуются красками, а композиторы – музыкальными звуками.

     

Игра «Листопад»

          Муз.р.: Такое же настроение можно передать в стихах. Хотите выучить стихотворение об осени?  Давайте попробуем рассказать его вместе.  

Проводится речевая игра со звучащими жестами на развитие чувства ритма и музицирование «Листопад».

Дети выходят на середину зала и встают в рассыпную. Музыкальный руководитель показывает движения и произносит текст, дети повторяю.

   

Муз.р.: 

Громко: Осень! Осень! Листопад! – ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. – 
щелчки пальцами.

Тихо: Листья рыжие шуршат – трут ладошкой о ладошку.
И летят, летят, летят! –
 качают руками.

Громко: Дождь, дождь, дождь с утра – шлепками по коленям.
Веселится детвора. –
 легкие прыжки на месте.

Тихо: Дождик, нас не поливай, – грозят пальцем.
Лучше капельки считай. – 
стучат пальчиком левой руки по ладошке правой руки

II. Основная часть

       Муз.р.:  А вот ребята картина, которую подготовила для вас я, подойдите все ко мне, посмотрите.

Показывает картину (дидактическое  панно), на которой только деревья, птицы и больше  ничего нет.

       Муз.р.:  Ой,  что с ней случилось?  Кто же это здесь нахулиганил? Ребята, как вы думаете, чего здесь не хватаем?  Что же нам делать?

Дети предлагаю.

        Муз.р.:  Ну конечно, дорисовать картину! И вы мне в этом поможете. Поможете?

         Муз.р.:  Может, мы попробуем наполнить картину музыкальными красками. Вспомните наш разговор о том, что музыка – это тоже художник, и у музыки свои краски.  Как вы думаете, вы сможете  это сделать? С  чего нам начать? 

          Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь на столе есть множество разных предметов, может это сможет вам как-то помочь.

Дети проходят к столу, рассматриваю предметы. Ответы детей        

Музыкально- ритмические движения «Листочки - самолетики» 

          Муз.р.:  Я думаю, вы уже можете приступать к работе, быстрее возьмите осенние листочки и потанцуйте.

Звучит музыка, дети выполняют упражнение «Листочки - самолетики» (муз. и сл. А.Чугайкиной) выполняя движения с предметами  в соответствии со словами.

Игра «Повесь листик на дерево»

         Муз.р.: А теперь можно поиграть и посоревноваться.

Проводится подвижная, музыкально – дидактическая игра, для развития  мелкой моторики «Повесь листик на дерево».

Звучит украинская народная музыка, дети делятся на две команды и по очереди вешают листочки на панно.

 Исполнение песни «Осень наступила» 

           Муз. р.:  Посмотрите, ребята, на картину (обращает внимание детей). Что в ней изменилось? (ответы детей)  Да, деревья на ней обрели свой цвет, значит вы, силой музыкальных движений передали настроение, и произошло настоящее волшебство! Молодцы!

Я восхищена вами, мне так с вами радостно и интересно. Вы такие талантливые!

Но вот беда, картина ещё не совсем готова. Что мы будем делать дальше?

Как мы можем с помощью музыки передать мелодию дождя?

Ответы детей (мы споем про него веселую песню)

Дети поют песню «Осень наступила»(С. Насауленко),

Игра «Найди место для тучки»

Проводится дидактическая игра на развитие мелкой моторики «Найди место для тучки»

                

      Муз. р.:  Какие вы молодцы! Смотрите, что получилось: появились тучки на небе, произошло еще одно волшебство, картина становится все ярче и ярче!

       

Игра на детских музыкальных инструментах

Оркестр «Осень – проказница» сл. и муз. Т.В.Бокач

         

Муз. р.: Ребята, осень приходит к нам с криком улетающих журавлей, шуршанием листьев, шумом дождя. Прислушайтесь, кругом тишина. Вы хотите, чтобы картина зазвучала?

Попробуйте наполнить свою картину звуками, а в этом вам помогут музыкальные инструменты.

 

Звучит музыка, педагог показывает картинки, соответствующие тем музыкальным инструментам, что  выбрали дети, дети играют в  оркестре.

      Муз. р.: Какая красота у нас получилась! Я как будто очутилась в осеннем лесу, который наполнен красками, звуками. Спасибо, ребята, благодаря вам картина восстановлена и стала ещё красивее, чем была.

III. Заключительная часть.

          Муз. р.: Ребята, вам нравится наша картина?  вы сегодня такие молодцы, справились со всеми заданиями! Расскажите, что нам сегодня удалось сделать? Что же вам запомнилось и понравилось больше всего? А что было необычного?

А скажите, какая осень вам больше всего запомнилась на сегодняшнем занятии - печальная или радостная?

Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года». Музыкальный руководитель предлагает детям присесть возле картины и проанализировать проделанную работу. Дети делятся своими впечатлениями.

          Муз.р.:  Ребята, у  меня есть ещё для вас один сюрприз. Вот грибочки.  Я предлагаю с ними тоже поиграть, если осень показалась вам печальной – берите белый гриб, если радостной –  возьмите, гриб поярче, мухомор.

Проводится дидактическая игра «Грибочки». Детям выбирают грибы и располагают их на панно. Рефлексия занятия.

Прощание

          Муз.р.:Вот и подошла наша встреча к концу и нам пора прощаться, большое вам спасибо! Мне было очень с вами интересно и весело.

Звучит музыка «Прощание» (муз. и сл. М.Федоровой ). Дети уходят в группу.

Литература:

  1.  «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования/  Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой . -6-е изд.доп. – М.: Мозайка –Синтез,2020
  2. Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. «Музыкальное воспитание в детском саду» старшая группа. Конспекты занятий. –М.: Мозайка –Синтез,2020
  3. Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. «Музыкальное воспитание в детском саду» старшая группа. Конспекты занятий. –М.: Мозайка –Синтез,2018
  4. Радынова О.П. «Слушаем музыку» – М.: ТЦ Сфера, 2020
  5. «Праздник каждый день»: конспекты музыкальных занятий, старшая группа/ И.Каплунова, И новосколцева. – СПб.: Композитор, Санкт-Петербург,2019.- (Ладушки).

Интернет ресурсы:

  1. https://mp3cc.biz/m/4802607-marina-melnik/62533463-listochki-samolyotiki-a.chugajkinoj/ 
  2. https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2019/08/osen-prokaznitsa-sl-i-muz-t-bokach-aranzhirovka-e-firsova-elektronnyy
  3. https://chudesenka.ru/1363-osen-nastupila.html

Музыкальные ресурсы:

  1. О.П.Радынова «Музыкальная шкатулка», диск 8, дорожка 38.

«Осень наступила» С. Насауленко 

Осень, осень наступила,

Листья осыпаются.

Солнца нет и потемнело,

Дождик начинается.

Припев:

Кап-кап на дорожки,  (марш на месте)

Кап-кап на ладошки.  (сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождик землю поливай, (взмахи руками)

С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки

Прячутся, скрываются,

И в далекую дорогу

Птички собираются.

Припев.

Кап-кап на дорожки,  (марш на месте)

Кап-кап на ладошки.  (сжимаем и разжимаем кулачки)               2 раза.

Дождик землю поливай, (взмахи руками)

С нами поиграй.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению ОД  по ФГОС  с детьми старшей группы коррекционной направленности (логопедическая)

1. Продумывание  организации детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

3. Соблюдение структуры занятия:

Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия).

Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе.

В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (от своего лица или с помощью других детей) это требование.

В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка.

На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте», «Хотите», «Знаете» и т.п.

Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости от вида детской деятельности и от поставленных задач  ОД).

Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия).

4. Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

5. Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в то же время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, педагог показывает детям картину, но кто -то похулиганил и на картине исчезли листочки, облака, после чего  предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная работа) Что теперь делать? Как быть? Кто нам поможет? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для творчества, а также решила воспитательную задачу: вызвала у детей желание помочь.

   

    Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Советы музыкальным руководителям по организации ОД.

-  Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.

- Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать  готовый ответ сами.

-  Подводите детей к выводам, обобщениям.

- Не забывайте об обеспечении активности детей.

- Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую  очередь  влияют на развитие детей.

- Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.

- Чаще  обращайтесь к детям  с просьбой -  уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.

- После выполнения детьми заданий  поговорите с ними о том, что им удалось добиться, как у них это получилось и почему.

Методическую разработку по проведению ОД с детьми старшей группы коррекционной направленности по теме: «Осень и её волшебные  музыкальные краски» можно использовать во взаимодействии с такими видами деятельности, как музыка, рисование, аппликация, с предварительной работой по изготовлению дидактических пособий самими детьми.

Используемое в музыкальном занятии многофункциональное развивающее дидактическое панно «Осень» предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.  Оно способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения). На панно расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними,  создавая опыт тактильных ощущений. Развивает мелкую моторику рук, цветовосприятие, улучшает эмоциональное состояние.

Дидактическое пособие позволяет решать многие образовательные, воспитательные и общеразвивающие задачи.

Его могут использовать в работе воспитатели разных возрастных групп, логопеды, музыкальные руководители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего развлечения для детей 1 и 2 младшего возраста "Осенние краски"

Сценарий осеннего развлечения для детей 1 и 2 младшего возраста "Осенние краски" Цели и задачи:1. Совершенствовать и пополнять запас навыков музыкально-ритмических движений.2. Активизироват...

"От зимы до осени" (времена года в красках)

Творчески-информационный проект по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы,...

Щедра на подарки осень! Тут и яркие краски природы, и богатый урожай! Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей является совместная деятельность. Тема проекта: «Эти удивительные овощи».

Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять мини - доклады; формировать интерес к книге как к источнику знаний....

Тема недели: Краски осень Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Тема: «Наша осень хороша»

Цель: Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной дл...

Использование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect по теме: «Осенняя фантазия» «Краски осени» «Осенняя одежда»

Цель:расширить представления детей о растениях, деревьях, кустарниках; развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; закрепить знания детей об одежде, ...

Мастер-класса для родителей с детьми по теме: «Осень на окошке (витражные краски своими руками)»

Мастер-класса на тему: «Осень на окошке" для родителей с детьим по созданию витражных красок своими руками.Цель данного мастер-класса - ориентация родителей на отношения сотв...