Нетрадиционные приёмы в развитии дошкольников на музыкальном занятии
материал по музыке

Кузнецова Светлана Дормидонтовна

Нетрадиционные приёмы в развитии дошкольников на музыкальном занятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_priyomy_v_razvitii_doshkolnikov.docx25.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные    приёмы   в      развитии музыкальности    дошкольников.

   Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира,  познать себя. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

   Музыка сопровождает человека всю жизнь, непосредственно воздействует на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Музыкальным воздействием можно исправить даже ранее сформированные негативные черты характера. Музыка помогает в создании благоприятной психологической атмосферы, даёт возможность создать радостное настроение у детей, утешить в момент отрицательных эмоций, повысить активность детей, привлечь внимание или переключить с одного вида деятельности на другой. Музыка способствует привитию ребёнку первых навыков восприятия информационной нагрузки.

    Детские музыкальные инструменты призваны нести детям радость, помогают развивать у ребенка музыкальные способности (ритм, тембр, темп), развивают мелкую моторику рук, а значит, улучшают мозговую активность, формируют музыкальный слух.

Музыкальное движение -это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Задачи развивающие:

- Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук.

- Развивать межпредметные связи («Музыка» и «Окружающий мир»).

- Развивать умение переключаться с одного вида движения на другой.

Задачи воспитательные:

- Формировать доброе отношение друг к другу.

- Воспитывать нормы культуры поведения.

- Прививать любовь к родной природе.

   Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности — прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.
Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».
     Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам — де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка). 
Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей, восьмых. 
   На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)
Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв — слоги,  записанные большими буквами  следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.
Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели. Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее (А. Журавлев. Звук и смысл. Стр. 18). Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.

 Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
— любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
— ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
— с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
— ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
— ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей

   Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ребенка. Конструируя современный урок, занятие, не следует упускать из виду того, что наш воспитанник - это личность, хранящая значительную часть знаний о мире в разрозненном виде, образной форме.

   В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи.

   Сейчас термин "нетрадиционный" получил довольно широкое распространение. Это "нетрадиционная медицина", "нетрадиционные подходы в экономике" и др. Особое место в этом перечне мы отводим "нетрадиционным формам" организации учебного процесса. В толковом словаре В. Даля «традиционный» от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный - это необычный. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут соответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычное занятие, а необычность такого урока проявляется в форме построения и ведения НОД "Музыка", которая основана на творческом воображении ребят и фантазии музыкального руководителя. Когда педагог стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого воспитанника, опираясь на непроизвольное внимание, а самих детей активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

   Занятие - основная форма организации музыкального воспитания в детском саду, которое включает разные виды музыкальной деятельности. Для занятия музыкой необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждое занятие отличается своеобразием и неповторимостью. Продумывая эмоциональный рисунок занятия, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания детей.

   XXI век - это век компьютеров. Нет ни одного ребенка, который бы не сталкивался с компьютером, дети очень рано начинают использовать его как источник познания окружающего мира. Современный ребенок требует современного воспитания.

   Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ребенка. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Информационно-коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации детям, с помощью компьютера.

   Использование  мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, анимация, графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (музыка, речь, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

   ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:

- Источник обучающей информации;

- Наглядное пособие;

- Средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;

- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;

- Средство подготовки выступлений, развлечений, праздников.

   Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях задействуются все виды памяти: зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

   Использование ИКТ подразумевает под собой: звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды. Таким образом, организуется единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности малышей.

   Использование ИКТ способствует развитию у детей дошкольного возраста образного мышления, умению выделять особенности средств выразительности, формировать представления об одном и том же художественном образе в различных видах искусств, привитию эстетического вкуса.

   На занятиях   при  использовании ИКТ, детям проще, понятнее и доступнее образы  персонажей, средства музыкальной выразительности.

   Например, при знакомстве с  музыкальными произведениями  «Капризуля» и «Резвушка» музыка Волкова, произведения совершенно отличные, друг от друга по характеру, в помощь музыкальному руководителю и на радость детям - ИКТ, выбрать отрывки из мультфильмов про капризную, угрюмую и радостную, веселящуюся девочек, наложить на отрывки музыкальные произведения, дети не только услышали эмоциональное отличие музыкальных произведений, но и увидели разные эмоции и поведение девочек, обсудили, какая из девочек понравилась детям больше, а какая меньше, подвели итог, вспомнив правила поведения и вежливые слова.

   Так же на интегрированном занятии можно использовать разные по характеру слайды с музыкой, например: картинку с грустным снеговиком-музыка грустная, дети сразу же анализируют, вспоминают, что пришла весна и снеговик тает, поэтому ему грустно, показать слайд с улыбающимся солнышком – музыка веселая, тем самым мы в будущем свободно переведем детей к музыкальным понятиям  «минор» и «мажор».

  Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях дети из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса, занятие становится более насыщенным и интересным. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, познакомиться с миром природы, закрепить представления о себе, семье, обществе, искусстве.

   Однако отмечу, что использование компьютерных заданий никогда не заменит привычных методов и технологий работы, а будет являться лишь дополнительным, удобным источником информации, наглядности, благодаря которому будет создан положительный эмоциональный настрой, ребёнка, и педагога; ускорит процесс достижения положительных результатов в работе.

   Главная роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за живым общением детей с музыкальным руководителем и друг с другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях"

В статье описан опыт работы музыкального руководителя дошкольного отделения по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников"...

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития  дошкольников на музыкальных занятиях»...

Гармоничное развитие дошкольников на музыкальных занятиях

Консультация для родителей и педагогов ДОУ...

"Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников на музыкальном занятии и вне его"

Консультация музыкального  руководителя для воспитателей...

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"

Статья рассказывает о таком современном направлении работы музыкального руководителя с дошкольниками, как коммуникативные игры и танцы...

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях...