Игровые технологии на музыкальных занятиях
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Филиппова Елена Викторовна

Методы и игровые приемы для успешного освоения детьми музыкального материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx19.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиппова Елена Викторовна музыкальный руководитель ГБДОУ ЦРР детский сад № 29 Красносельского района СПб

Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

Дети играют, потому что развиваются и развиваются потому, что играют. Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: « не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило. такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Музыкально-игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и игровые технологии не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал. Творческие проявления детей в игровой деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка.

Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть не похожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости. Обучения чувствованию и воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может быть музыкально-игровая деятельность. Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредоточивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребёнка.

Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС( федеральными государственными  образовательными стандартами). Т.е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов игровых технологий, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый-педагог, в данном случае- я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в кружках и секциях.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкально-игрового искусства, в разработке форм и методов работы с детьми по музыкальному воспитанию, в обозначении основных направлений организации музыкально-игровых технологий.

Понятия «игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы. Выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Все мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства - игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное состояние.

Отними игру – и получишь личность, не подготовленную к жизни. Т.к. в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела.

В игре ребёнок самосознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует , творит, у него развиваются - инициатива, изобретательность, организаторские способности.

Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и  активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной игровой деятельности.

Цели и задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик.  Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп. динамику, ритм), координации их темпа и ритма;

Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

Укрепление сердечно – сосудистой, двигательной систем, костно – мышечного аппарата;

Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Развитие «мышечного чувства»( способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Формирование умственных  умений и действий.

Воспитательные:

Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

 Эстетическое отношение к окружающему;

Развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Развивающие:

Познавательную активность;

Устойчивый интерес к действованию;

Саморегуляцию и самоконтроль;

Внимание, память, мышление;

Ориентировку в пространстве.

Можно выделить три группы музыкальных игр.

  • Первая группа – игры на развитие внимания.
  • Вторая группа – игры на развитие памяти.
  • Третья группа – игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания:

Наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти6 зрительную, двигательную, образно – слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют  свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

Игры на развитии внимания

«Небо, воздух, земля»

Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры: Дети двигаются под марш по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо» - поднимают руки вверх, «Воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле чёткого марша. После усвоения лучше проводить его в чередовании с лёгким бегом.

Игры на развитие памяти

«Заяц с барабаном»

Цель: Развивать зрительную и двигательную память.

Ход игры: Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.

Барабан зайчишка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по – разному играл,

Зайчихе – маме подражал.

Взрослый исполняет роль Зайчихи – мамы. Под весёлую музыку «Польки» М Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями.

Список литературы: Анисимова, Г.И. 100 муз. игр для развития дошкольников, 2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, вол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных  способностей дошкольников через все виды  музыкальной деятельности.Самый короткий путь эмоциона...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Цель:Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр.  Использование в играх всех видов музыкальной деят...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...