ПРОЕКТ В ДОУ
проект по музыке (подготовительная группа)

Джикия Светлана Кимовна

ПРОЕКТ "ВРЕМЕНА ГОДА" ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОЕКТ В ДОУ340.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Времена года в поэзии, живописи и музыке»

Актуальность.

 Сочетание трёх видов искусства: поэзии, живописи и музыки отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.

В подобном сочетании мир искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях  реализации ФГОС ДО:  в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях соответственно русских поэтов, композиторов, художников.

Особенно ценно такое сочетание при проведении с детьми тематических досугов и праздников, связанных со временами года. После прослушивания лучших произведений, например, по программе  О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», а также цикла П.И.Чайковского «Времена года», перед исполнением которых прозвучат стихотворения знаменитых русских поэтов и наглядно будут представлены пейзажные иллюстрации  к тому или иному времени года известных русских живописцев – можно побудить дошкольников старшего возраста выразить свои впечатления словесно, в рисунках, поделках  т.е. проявить творческую активность.

Цель – вызвать у дошкольников познавательный  интерес к данным видам искусства, приобщить детей к основам русской, в т.ч. народной, поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативу.

Задачи:

1.Познакомить детей с известными русскими поэтами-классиками и их произведениями.

2.А также с яркими образцами музыкальных произведений, отражающих природу, времена года.

3.Закрепить у дошкольников знание характерных примет каждого времени года.

4.Познакомить детей с биографией  и творчеством (в краткой и доступной форме)  выдающихся русских и зарубежных композиторов.

5.А также с лучшими русскими художниками-пейзажистами (такими как, например, Поленов, Шишкин, Саврасов, Левитан и др.).

6.Провести тематические беседы о знаменитых отечественных поэтах-классиках ( таких, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов и др.)

Участники проекта: дети старших групп, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители воспитанников.

Форма проведения: познавательные занятия, беседы,  досуги, развлечения, дидактические тематические игры, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

Продолжительность – долгосрочный.

Ожидаемый результат – устойчивый интерес детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений поэтического, художественного и музыкального жанров. Привитие детям хорошего эстетического вкуса, желания слушать, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться.

Примечания:

  1. На протяжении работы  над проектом предполагается использование папок  с  накопительным материалом: «Симбиоз поэзии, живописи и музыки», «Русские и зарубежные композиторы-классики и их творчество», «Сказка в музыке и  в творчестве дошкольников».

2.Проведение выставок рисунков и поделок  детей в совместном творчестве с родителями в конце каждого сезона года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

3.Консультации для родителей дошкольников в художественно- эстетической области познания по тематике Проекта (в форме бесед с использованием ИКТ).

4.Помимо представленных авторов в поэтическом, художественном и музыкальном  жанрах искусства в данном проекте рекомендуется использовать в работе  с детьми  примеры творчества и  других знаменитых русских поэтов, художников и композиторов (о ком было сказано выше в задачах эстетического воспитания дошкольников).

               

          Проект «Времена года в звуках, в красках и в словах»

Введение

 В данной работе мной будет сделан краткий анализ отображения природы в творчестве выдающихся российских деятелей искусств: И.А. Бунина, И.И. Левитана, П.И. Чайковского.

Все мастера, выбранные в качестве темы данной работы, были представителями разных поколений, и расцвет их творчества приходился на два известнейших века русской культуры, однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и в музыке и в живописи и в поэзии.
Все они обращались к теме «Времена года», да и вообще к теме «Природы»,  достаточно широко распространенной в мире искусства.

В данной работе я надеюсь  найти и представить тот образ русской природы, который запечатлели эти художники разных поколений, используя средства разных видов искусства – поэзии, живописи и музыки.

Глава 1.Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана

1.1. ОСЕНЬ

В пьесе “Осенняя песня” («Октябрь»). Чайковского из цикла “Времена года” слышится  не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Интонации мелодии похожи на вздохи, отражающие душевную боль и безысходную печаль. Вот эту тишину осени,  задумчивость природы  передал  Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне». 

Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты,  музыканты,   художники.  Чтобы нарисовать картину:  у художника есть краски,  у поэтов - слова, у композитора - только звуки.  Но  ими  можно  прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.
Как же сильно созвучно по своему настроению с музыкой Чайковского стихотворение Бунина «Листопад».  Возможно ли  поэзией передать мучительную жалость расставания природы с ее великолепием перед приходом долгой суровой зимы? Вот его фрагмент:

«ЛИСТОПАД
 Лес, точно терем расписной,
 
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
 
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
 
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца..
1366x768 масло, левитан, холст, золотая осень, Levitan, живо…

Очень точно зрительно передает красоту осеннего леса Левитан своим полотном «Золотая осень» или  картиной «Осень» .                           

А как невообразимо сочетаются картина Левитана «Осень. Охотник» со стихотворением  Бунина   «Не видно птиц».                   

* * *
Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
 Все доступные для покупки картины репродукции картин художников на сайте картин.нет

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
 Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

1889 г.

Словно один и тот же сюжет изображали «певцы» природы, рожденные с разницей в десять лет.
В работах трех этих мастеров, не только можно услышать трепетную тишину осеннего леса, увидеть щедрую осеннюю позолоту на всём, чего коснулось лёгкое и прозрачное дыхание “вдовы”, но и почувствовать светлую грусть и умиротворение.

1.2. ЗИМА

Вслед за неповторимой русской осенью наступает непредсказуемая, вьюжная зима, которую представил в музыкальной пьесе “У камелька” П.И. Чайковский.

Сменяющие друг друга музыкальные образы этой мелодии отражают переменчивость русской зимы: от ясного морозного дня до буйствующей метели. Нежные, мягкие звуки, противопоставленные тревожным, резким и энергичным, помогают представить ощущения человека, сидящего в кругу близких и дорогих людей у камелька и слушающего, как за окном воет и беснуется пурга.
Подобным настроением проникнуто и стихотворение И.А. Бунина “Сумерки.

СУМЕРКИВсе доступные для покупки картины репродукции картин художников на сайте картин.нет

Всё - словно в полусне. Над серою водою
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой, зловеще расстилаясь,
А темных голых скал прибрежная стена,
 
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле небес теряясь.
Суров и дик ее могучий вид!
Под шум и гул морской она в дыму стоит,
Как неугасший жертвенник титанов,
И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,
Где мрачный хор поет в седых клубах туманов
Торжественный хорал неведомым богам.
1900

Удивительно перекликаются интонации стихотворения, музыкальной пьесы и картин Левитана “Зимой в лесу. Волк»” и «Лес зимой».
А в своем стихотворении «Родина» Бунин словно описывает картину Левитана «Зимой в лесу. Волк».

Вмете с поэтом, композитором и художником невольно ощущаешь таинственность и прелесть долгих зимних вечеров, слышишь мелодии зимней метели и потрескивание дров в печи, почувствуешь холод и зимний сон природы в скромном пейзаже.

  1. ВЕСНА

После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа,о чём свидетельствуют его воспоминания: “...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!” Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А. Бунина “Бушует полая вода...”.

* * *
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно.
Гении русского пейзажа. . Левитан Картины и живопись художников. . Графика и галереи.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

1892 год.

Насколько перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана “Весна. Большая вода”!
Радость пробуждения природы, пронизывающая произведения великих мастеров, вызывает непередаваемый душевный отклик, ощущение сопричастности этой вечной красоте земли.

1.4. ЛЕТО

Но вот и долгожданное лето. Его скромное очарование отразилось в музыкальной пьесе Чайковского “Баркарола”. Насколько лирична, светла и трогательна эта мелодия лета, которая звучит мягко, блаженно и безмятежно. Поэтичность созданного музыкального образа очень близка образному строю приведенного стихотворения И.А. Бунина  «Ночные цикады».

Удивительно передают безмятежность, покой, апофеоз расцвета и силы природы в самое время её расцвета, её триумфа – «лета природы» картины Левитана: «Над вечным покоем» ,  «Луг на опушке

леса» (иллюстрация 11).

Картину Левитана «Сумерки. Стога» (иллюстрация 10) возможно изложить поэзией Бунина, выразившейся в стихотворении «Месяц задумчивый…»

             * * *

Месяц задумчивый, полночь глубокая...

Хутор в степи одинок...
Левитан сочинение по картине над вечным покоем :: Academy

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тепел ночной ветерок.

Желтые ржи, далеко озаренные,

Морем безбрежным стоят...

Ветер повеет - они, полусонные,

Колосом спелым шуршат.

Ветер повеет - и в тучку скрывается
Art-каталог: живопись и графика - Левитан Исаак Ильич - Сумерки. . Стога. . 1899

Полного месяца круг;

Медленно в мягкую тень погружается

Ближнее поле и луг.

Зыблется пепельный сумрак над нивами,

А над далекой межой

Свет из-за тучек бежит переливами -

Яркою, желтой волной.

И сновиденьем, волшебною сказкою

Кажется ночь,- и смущен

Ночи июльской тревожною ласкою

Сладкий предутренний сон... 

1886

Заключение

Природа – это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекал художников, за многими из которых в течение творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста», ибо как можно прекратить восхищаться или черпать вдохновение в том, что устроено как живой организм и функционирует настолько совершенно!
В русской природе нет вечных, неменяющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес.


В России континентальный климат, и он создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Буниным, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

Русская поэзия, как и живопись, тоже откликается на все это многообразие.
Следует отметить, что соединение трёх великих имён не случайно. Пётр ИльичЧайковский, Исаак Ильич Левитан, Иван Алексеевич Бунин – художники разных поколений. Но их объединяет характерное для второй половины XIX века обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое критики назвали “великим походом” “в поисках истинной красоты переживаний и состояний, единящих человека с природой”. Именно “созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла... в дереве, цветке” помогают увидеть в жизни “светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина.

К тому же известно, что Левитан очень любил музыку и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность, тяготение к “лирическому раскрытию длящегося как песня состояния природы в русских вёснах и осенях”. В свою очередь, М.Волошин писал, что стихотворения И.А. Бунина очень близки “тонкому и золотистому, чист        левитановскому        письму”.

Познакомившись с прекрасными стихами Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажами Левитана осознаёшь, как необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы.

Но не каждый умеет воспринимать красоту мира. Вслед за Буниным надо услышать напряжённый зов земли, наполнить свою жизнь счастьем и радостью бытия. Поспешим “любить, творить, пьянить себя мечтой”!

Левитан И.И. "Март". . Описание картины. . Художники-передви…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...