Дидактическое пособие "Ножки-ладошки"
методическая разработка по музыке

Асиновская Мария Владимировна

Это пособие будет интересно музыкальным руководителям ДОУ, педагогам и родителям. В нем описано несколько игр, способствующих развитию музыкальных способностей.На практике- очень быстро дети вникают в суть игры и легко справляются с достаточно сложними педагогическими задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nozhki_ladoshki.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Дидактическое пособие

«Ножки и ладошки»

   для детей  3-7 лет.

Автор:

Асиновская В.М.

Музыкальный руководитель

МБДОУ №102

Красноярск, 2020

  Пояснительная записка:

  1. Актуальность

Музыкальное развитие ребенка с первых дней жизни- это залог успеха в разных видах деятельности, формирование разных его способностей. От музыкального развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, воспроизводит, сопереживает зависит успешность его умственного и эстетического воспитания. Поэтому важно, чтобы музыкальное воспитание систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

 В соответствии с ФГОС ДО музыкальное развитие в образовательных областях происходит:

* Познавательное развитие- через освоение музыкальных ритмов, жанров, тембров звучания музыкальных инструментов;

* Речевое развитие- через активацию словарного запаса, артикуляцию звуков;
*Художественно-эстетическое развитие- через восприятие, развитие     художественного вкуса;

* Социально-коммуникативное развитие- через взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе игр с дидактическими пособиями;

* Физическое развитие- через развитие моторики рук, координации.

Значение музыкального воспитания очень высоко, т.к. является основой для развития воображения, слуховой памяти, оказывает влияние на развитие словарного запаса ребенка, дает возможность овладеть способами для самовыражения ребенка.

Дидактические игры. 

Все чаще у детей в детском саду пользуются популярностью игры и игрушки, сделанные собственными руками. Среди таких игр выделяются пособия, игры и даже книги, сшитые из фетра.

     Почему именно фетр? Пособия из этого материала способны привлечь внимание ребенка. Это безопасный, теплый, яркий, приятный на ощупь материал. Также он удобен при создании дидактических пособий.

Для ребенка игра, элементы которой выполнены из фетра становится самой любимой. Эта игра - яркая, простая в использовании, многофункциональная, мобильная, может наполняться разным содержанием.

                        2 Цель и задачи дидактического пособия

Цель: Развитие музыкальных способностей: динамического слуха, ощущения темпа, ритмического слуха, речевой координации (координации слова с ритмом).

Задачи:

1.Формировать представление у детей о динамических оттенках, ритмических структурах, темповых различиях.

2.Развивать координацию рук и ног.

3.Продолжать развивать зрительное восприятие, внимание, память.

4.Формировать у детей понятие громко-тихо, быстро- медленно; о слоговой структуре слова, об ударном звуке в слове.

Возрастная категория 3-7 лет:

Младшая группа (3-4года).Формировать представление у детей: о динамике (громко-тихо), о темпе (быстро- медленно), развивать координацию(рука-нога).

Средняя группа (4-5 лет) Закреплять знания о темпе и динамике. Формировать представление о ритмических длительностях( четверть-восьмые: I I / П П )

Старшая группа (5-6 лет) Закреплять знания о ритмических структурах. Их чередованиях. Формировать представление о связи ритма и слова (слог-топанье ногой, ударный слог- хлопок и п.т.)

Подготовительная группа (6-7 лет) Закреплять представление детей о ритмических структурах, о связи музыкального ритма и речи.

 3 Дидактическое пособие в интерьере музыкального зала МБДОУ.

Чтобы организовать развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей и создать условия для упражнений в практической деятельности требуется немало усилий, в том числе и в изготовлении игр и дидактических пособий своими руками.

Дидактическое пособие «Ножки и ладошки» является неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и дает возможность развивать детей в различных областях образовательной деятельности.

4. Ожидаемые результаты использования дидактического пособия                               «Ножки и ладошки»

Для детей

  • Обогащение представлений о темпе и ритме, о связи ритма и слоговой структуре слова.
  • Улучшение координации рук и ног, внимания, памяти, речи.
  • Развитие творческих способностей.

Для педагога

  • Создание дополнительных условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей,
  • Обогащение методов по развитию музыкальных способностей детей,
  • Накопление опыта в создании дидактических пособий,
  • Передача опыта педагогам для наполнения музыкальных уголков группы.

Для родителей

  • Привлечение родителей к совместному изготовлению игр
  • Повышение родительской компетенции в совместных играх с детьми

Список игр дидактического пособия «Ножки и ладошки»

1 «Хлопки в ладоши» («Громко-тихо»)

Цель игры: развитие темпа и ритма речи.

Ход игры: Педагог предлагает детям карточку( или выложенный на коврике рисунок) прохлопать. Здесь: большая ладошка- громкий хлопок, маленький- тихий.

 *Хлопки сопровождаются стишками. Пример: Ежик в лес пришел,

Там грибок нашел.

На пенёчек сел

И грибочек съел.

Впоследствии, дети могут самостоятельно выложить рисунок и прохлопать его.

2 «Быстро-медленно»

Цель игры: развитие темпового ощущения.

Ход игры: Педагог, по своему желанию, может использовать « ножки» и «ладошки». Или «ладошки» разного размера.

 Звучат музыкальные фрагменты разного темпа и дети должны угадать, прохлопать и выложить этот темп. Педагог сопровождает музыку пояснениями.
Пример: Ножки- Ходит мишка косолапый(медленный темп -Ларго, Адажио).

                                Большие ладошки-Вот и кошка моет лапы (средний- Анданте, Модерато).

Маленькие ладошки- Это мышка к нам бежит, быстро лапками шуршит (быстрый темп- Аллегро, Престо)

3 «Звонкие ладошки и быстрые ножки»

Цель игры: развитие темпа и ритма у детей, внимательности.

Ход игры: Педагог предлагает детям коврик и «ножки-ладошки».

Они выкладывают по своему желанию рисунок и демонстрируют его под музыку.

*Здесь: ножка-топ, большая ладошка- долгий хлопок, маленькая ладошка- быстрый хлопок.

4 «Веселое слово»

Цель игры: развитие ритма, формирование представлений о связи речи (слоговой структуре слова) и ритма, об ударном звуке в слове.

Ход игры: Педагог предлагает карточку со словом (иллюстрацию животного, предмета и т.п.) Затем, прохлопывает его, соответственно с количеством слогов, выделяя ударный слог громким и продолжительным хлопком.

Выкладывает, или предлагает выложить детям схему этого слова.

(Здесь можно использовать круги или ладошки).

Вариант 1: Можно составить схемы нескольких слов и прохлопать их под музыку. Получится сложный ритмический рисунок.

Вариант 2: Можно составить несколько схем (по предложенным картинкам) и попросить детей подобрать правильную иллюстрацию к схеме.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....