Основная образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Музыкальные инструменты».
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

С целью расширения представлений детей о музыкальных инструментах и об оркестре, а также знакомства детей с историей возникновения музыкальных инструментов, формирования у них умения классифицировать музыкальные инструменты предлагаем вашему вниманию конспект ООД со старшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_muz_instrumenty.docx24.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основная образовательная деятельность  по художественно эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширить представления детей о музыкальных инструментах и об оркестре.

Образовательные задачи:

- закрепить обобщающее понятие «музыкальные инструменты», «оркестр»;

- познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов;

- формировать умение классифицировать музыкальные инструменты;

- развивать творческие способности, внимание и память,

- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и уважение к труду дирижера.

Оборудование: запись мультфильма «Видеть музыку», иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.

Предварительная работа: рассматривание музыкальных инструментов, прослушивание записей звучания музыкальных инструментов, просмотр мультфильма «Видеть музыку» (2014 г., режиссера Е. Курковой).

Ход ООД

  1. Орг. момент.

Беседа по содержанию мультфильма «Видеть музыку»:

  1. Ребята, расскажите, где побывали дети из мультфильма со своими родителями? (в оперном театре).
  2. Какие правила поведения нарушили Катя и Тёма, находясь в общественном месте? (шумно себя вели, ели конфеты и мусорили, бегали по оркестровой яме, игрались смычками и дирижерской палочкой и др.).
  3. Что произошло в театре во время антракта? (дети не по назначению использовали муз. инструменты и они обиделись и покинули оркестр)
  4. Кто помог детям вернуть в оркестр обидевшиеся инструменты? (сверчок, музыкальный хранитель).
  5. Куда отправились дети вместе со сверчком, чтобы вернуть инструменты? (в музыкальный город).
  6. К каким муз. инструментам в начале путешествия пришли в гости дети и сверчок? (к медным духовым).
  7. Какие муз. инструменты к ним относятся? (трубы, тромбон, валторна).
  8. Перед какими муз. инструментами извинялись дети? (деревянными духовыми, струнно-смычковыми и ударными инструментами).
  9. Почему были рассержены на детей контрабас и виолончель? (дети потеряли их смычки).
  10.  Что произошло с арфой по вине детей? (лопнула 1 струна).
  11.  Удалось ли детям вернуть муз. инструменты в оркестр? Почему? (дети попросили прощение и исправили свои ошибки при помощи сверчка).
  12.  Какое место захотели посещать дети и попросили об этом родителей в конце мультфильма? (муз. школу).
  13. Что вам больше всего понравилось и запомнилось в этом мультфильме? (музыка, история возникновения муз. инструментов).
  14.  Кто из вас запомнил, что такое оркестр? (Коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах).

II. Игра с мячом: «Назови профессию музыканта»

Каждый музыкант, играющий на определенном музыкальном инструменте,

имеет свое название.

Кто играет на баяне? – Баянист.

Кто играет на гармони? – Гармонист

Кто играет на гитаре? – Гитарист.

На пианино? – Пианист.

На контрабасе? – Контрабасист.

На флейте? – Флейтист.

На трубе? – Трубач.

На скрипке? – Скрипач.

На барабане? – Барабанщик.

На балалайке? – Балалаечник.

На арфе? – Арфист.

На аккордеоне? – Аккордеонист.

Виолончель? – Виолончелист.

Коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах, называется оркестром. Из мультфильма вы узнали, что все исполнители расположены в определённом порядке: впереди струнные, далее духовые, затем - ударные. В оркестре есть челеста, арфа, рояль. Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. (Показ иллюстрации.) Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

Динамическая пауза. Подвижная игра «Оркестр».

Дети с погремушками встают в круг, в центре – ребенок-дирижер. Под громкую музыку «дирижер» управляет оркестром, дети играют на погремушках. Под тихую музыку ребята кладут их на пол, «дирижер» встает в общий круг, и все бегут друг за другом на носочках. С окончанием музыки дети поднимают с полу погремушку. Не успевший сделать это, становится новым «дирижером».

III.  Закрепление знаний о музыкальных инструментах.

1. Детям предлагается рассмотреть вывешенные на доске картинки с

изображение музыкальных инструментов и назвать их.

- Ребята, скажите, как вы понимаете, что такое музыкальные инструменты?

(Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки).

2. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов

А) Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек, его тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди, бедру, хлопки в ладоши…). Первую в мире мелодию воспроизвел человеческий голос. А для того, чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то притопывал. В дальнейшем первобытные люди стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой, ударами палкой по корягам, пням (причем стали замечать, что разные по размеру, толщине коряги издают разные по высоте, громкости звуки). Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Итак, звуки издавались в результате удара одного предмета о другой.

- Ребята, вы догадались, как назвали эти инструменты? ( Это ударные музыкальные инструменты).

- Какие современные ударные инструменты вы можете назвать? (Барабаны, литавры, ксилофон, бубен, треугольники).

- Выберите картинки с изображением ударных музыкальных инструментов? (Картинки собираются в отдельную группу)

Б) Много веков назад люди научились пользовать для охоты луком и стрелами. И вот однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию.

- Ребята, посмотрите на картинки и найдите музыкальный инструмент, который похож на лук с тетивой. (Это арфа).

-  Правильно, это арфа. Арфа стала первым инструментом, у которого были струны. Назовите современные музыкальные инструменты, у которых есть струны (скрипка, контрабас, виолончель, альт, гитара).

- Как можно назвать все эти инструменты, если у них есть струны? (струнные инструменты).

- А что еще необходимо для игры на скрипке, виолончели, альте, контрабасе? (Нужен смычок).  Правильно. Это струнные смычковые музыкальные инструменты.

Но для каждого из этих инструментов нужен свой специальный смычок.

Упражнение: « Какой это смычок?»

Альт – альтовый смычок

Скрипка – скрипичный смычок

Виолончель – виолончельный смычок

Контрабас – контрабасовый смычок

Для игры на арфе, гитаре, балалайке не требуется смычок. Музыкант перебирает струны пальцами, как будто их пощипывает (щиплет), отсюда и название этих музыкальных инструментов – струнные щипковые (Картинки собираются в отдельную группу – струнные музыкальные инструменты)

В) Первобытные люди изобрели не только ударные, струнные музыкальные инструменты, они также заметили, можно извлекать звук, подув в стебель тростника, камыша или в рог животного. Звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух. Позднее человек просверлил в трубке отверстия и стал извлекать различные звуки — низкие и высокие.

Так появились духовые музыкальные инструменты.

Материалом для них были стебли тростника, камыша, толстые птичьи перья, даже раковины, а позже - дерево и металл.

- Посмотрите на картинки, назовите и выберите духовые музыкальные инструменты. Дети называют и отбирают картинки с изображением духовых музыкальных инструментов.

Воспитатель: Если вы посмотрите на все эти инструменты, то вы заметите, что их можно разделить на две группы. Первая группа – это инструменты, которые делали из разных видов дерева – деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот). Вторая группа – это музыкальные инструменты, которые изготовляли из меди – медные духовые инструменты (труба, валторна, туба, тромбон).

Г) Детям предлагается рассмотреть картинки с изображение рояля и пианино.

И рояль и пианино можно назвать одним словом – фортепиано (форте – громко, пиано – тихо). Это клавишно-ударные музыкальные инструменты. Играя на этих инструментах, музыкант нажимает на клавиши. Они приводят в движение молоточек, который ударяет по струнам, спрятанные за крышкой инструмента. Отличие: у рояля – струны расположены горизонтально, у пианино – вертикально.

       Сегодня мы с вами говорили о разных музыкальных инструментах по отдельности, но когда они собираются вместечто получится? (Оркестр) Ребята, хотите сыграть в оркестре?  (Затем воспитатель предлагает детям импровизацию игры в оркестр. Одному из детей дается роль «Дирижёра», остальным роль «музыкантов». «Музыканты» рассаживаются на свои места, включается аудиозапись выступления оркестра. Дети импровизируют.)

- Аплодисменты нашему оркестру! Уважаемые музыканты, расскажите нам, на каких музыкальных инструментах вы играли? Понравилось ли вам, как управлял оркестром дирижёр? (Ответы детей.) Дирижёр (имя ребенка) понравилось ли тебе управлять оркестром? Почему? (Ответ ребенка.)

Подведение итогов.

- Ребята, вам понравилась история про музыкальные инструменты?

- Что нового вы о них узнали?

- Что было бы, если бы не было дирижера в оркестре? (Ответы детей.)

Поощрение всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Пасхальная коробочка» (аппликация)

В конспекте описано занятие по аппликации по теме: "Пасхальная коробочка" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Музыкальная семья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме" Музыкальная семья"...

Парциальная образовательная программа художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «ПАЛИТРА КРАСОК»

Парциальная образовательная программа «Палитра красок» является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Разработана на основании программы художе...

Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей старшего дошкольного возраста».

Цель и задачи проекта:Цель -  формирование творческих способностей в области художественной культуры у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, а также укрепление мелкой моторик...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Балерина» (лепка из фольги)

Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.                ...

Воспитательное мероприятие интегрированного характера по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Город эмоций»

Воспитательное мероприятие интегрированного характера по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Город эмоций»...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛИТРА КРАСОК» 2022 год

Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного ра...