Музыкальное занятие "Королевство Пения"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Тарасова Ольга Александровна

Цель: создание оптимальных условий для развития  певческих навыков 

           и умений через игровую деятельность.

 

Задачи:   

образовательные:

  • обучить первоначальным навыкам подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
  • умение  правильно и быстро  проговаривать  скороговорки;
  • правильность звукообразования;                       
  • точность, внятность, ясность певческой дикции;                    
  • правильность дыхания;                                                                                  
  • учить слышать начало и окончание   музыкальных фраз в музыке;
  • учить  различать движения мелодии и звуки различной высоты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     МАДОУ Кугесьский  детский сад «Крепыш»

Чебоксарского района Чувашской Республики

КОНСПЕКТ НОД

по развитию вокально-хоровых умений старших дошкольников

        на тему:

«Путешествие в Королевство пения»

для детей 6-7 лет

Подготовила и провела:

Тарасова Ольга Александровна,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

пос. Кугеси, 2021г.

Цель: создание оптимальных условий для развития  певческих навыков  

           и умений через игровую деятельность.

Задачи:    

образовательные: 

  • обучить первоначальным навыкам подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
  • умение  правильно и быстро  проговаривать  скороговорки;
  • правильность звукообразования;                      
  • точность, внятность, ясность певческой дикции;                    
  • правильность дыхания;                                                                                  
  • учить слышать начало и окончание   музыкальных фраз в музыке;
  • учить  различать движения мелодии и звуки различной высоты.

развивающие:      

  • развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • развивать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, дикцию, чистоту интонации, умение петь в коллективе;
  • развивать  музыкально – сенсорное восприятие (и воспроизведение голосом) основных выразительных отношений музыкальных звуков;
  • продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон;                                                                            

воспитательные:                                                                                                

  • воспитывать желание петь;
  • прививать эстетический вкус.

Музыкальный репертуар

  1. Музыкальное приветствие «Колокольчик»
  2. Упражнения на дыхание
  3. Упражнение «Музыкальный полет»  «Вальс-шутка»

           муз. Д. Шостаковича

  1. Пьеса «Баба-Яга»  из «детского альбома» П. И. Чайковского
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Проговаривание  скороговорки
  4. Пропевание звуков А-Э-И-О-У
  1. Распевание: распевки «Колокольчик»,  «Курочка», «Чистоговорки», «Гуси» М. Картушиной
  2. Повторение и исполнение   песни «Весенний хоровод» С. Насауленко., «Бабушка, испеки оладушки»

Оборудование

  1. Фортепиано
  2. Ноутбук
  3. Проектор
  4. Цветы
  5. Бабочки
  6. Мольберт
  7. Гномики  с эмоциями

Дети входят в музыкальный зал и встают полукругом, лицом к экрану

Муз. рук. Дорогие ребята! Музыкальное занятие начнем с музыкального приветствия.

Музыкальное приветствие

Муз. рук.  Сегодня я получила открытку.  Не простая открытка, это открытка  – приглашение. Как вы думаете от кого она? (Ответы детей). Куда же нас приглашают? Нас приглашают в удивительное путешествие  по «Королевству Пения».

Слайд «Королевство пения»

Это огромная страна! Хотите побывать в этой стране? (Ответы детей). 

Муз. рук.  А вы готовы выполнить задания  жителей музыкальной страны?

Дети. Да!

Муз. рук. Тогда в путь. Это  волшебная  и необыкновенная страна! Ее нет на карте, она существует  в нашем воображении! А чтобы попасть в королевство, нам поможет что – то волшебное! Как вы думает, что поможет? (Ответы детей).   Поможет -  волшебный шар.

Слайд «Волшебный шар"

Муз. рук.   Нужно, ребята произнести волшебные слова: Раз, два, три - волшебный шар  волшебную музыкальную поляну  покажи!

Слайд «Волшебная музыкальная поляна»

Муз. рук.   Какой здесь чистый, свежий воздух! Давайте с вами подышим.   Делать мягкий вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.

Сделал вдох - замри потом.

Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа -

Вот и выйдет песня славной, и свободна, и чиста!

Дыхательное упражнение(4 раза).

(На вдох –  руки на поясе, на выдох – дуем.)

Слайд «Роза»

Муз. рук.   А вот какие розы красивые!   Ах, как они благоухают!  

Дыхательное упражнение(4 раза).

(На выдохе произносим слог –«Ах!»

Муз. рук.  На волшебной поляне расцвели цветы, а на них сидят бабочки.

                  Пройдите к цветам и  присядьте возле них, а бабочку наденьте на

                  палец.

Дети занимают места.

Муз. рук. У каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной

фразы есть начало и конец.  Мы сейчас с вами изобразим полет бабочки. На начало музыкальной фразы  бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок. Нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

Игровое упражнение «Музыкальный полёт» под музыку Д. Шостаковича

 «Вальс-шутка»

(У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резинки крепится на одном или нескольких пальцах.

На полу лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.)

Муз. рук. Молодцы, ребята! Очень похожа музыка на полёт бабочки. Справились с этим заданием. (Проходят на свои места)

Ребята, вы слышите?  Что за шум, грохот?

Слайд Баба-Яга летящая на ступе

Дети слушают пьесу «Баба-Яга»

из «детского альбома» П. И. Чайковского

Муз. рук.   Ребята, что же случилось? (Ответы детей)

Муз. рук.   Да, вы правы. Это Баба Яга  летит в своей ступе. Какая  по

                  характеру была музыка?

Дети.  Тревожная, стремительная, быстрая, сказочно-страшная, сердитая,

            темная, пугливая, громкая, завораживающая.

Муз. рук.  Называется эта музыкальная пьеса  «Баба Яга». А написал ее  русский композитор П. И. Чайковский  (портрет композитора).   Летит  Баба Яга  помелом себе помогает.  А ветер  свистит, поет страшную песню.  Давайте вместе прогоним Бабу Ягу вот так …

Дети голосом делают волну, глиссандируя вверх и вниз,

и показывая высоту звука рукой

Слайд Бабы Яги  убирается

Слайд музыкальной поляны

Муз. рук.  Ну вот, кажется, мы испугали Бабу-Ягу и она улетела.

 А мы отправляемся дальше. Произнесем волшебные слова: Раз, два, три - волшебный шар город.  Говорунов  нам покажи!

Слайд «Волшебный шар"

Слайд  «Город Говорунов» и Гномы

Муз. рук.    Это Гномы - ужасные болтуны, они умеют очень быстро говорить и

                     хотят также  нас научить. В этом городе проходят состязания на лучшее произношение скороговорк, на лучшую дикцию. Если мы не внятно будем петь, разве нас услышат и поймут зрители? (Ответы детей). Но, прежде чем проговаривать скороговорки, мы с   вами сделаем необычную зарядку для губ, щек и языка.
А я знаю сказку про язычок. Хотите послушать?
(Дети отвечают).
Жил-был язычок. Он просыпался очень рано и всегда свой день начинал с зарядки. Вот однажды он проснулся, и никак не мог выйти из своей комнаты. Постучался  влево- вправо, влево-вправо. Щечки не выпускли. И зубки не хотели  его выпустить.
( слегка кусают язычок). И губки не выпускали. (покусывают язычок губами).  

                      А губы то хохочут,
То сильно обижаются,
То весело хохочут,
То снова обижаются.
Язычок вежливо попросил его выпустить.
(проводят язычком зубки, затем губы). Зубки, губки, успокойтесь.
Хорошенечко умойтесь,
Не сердитесь, не кусайтесь,
А вместе с нами улыбайтесь!
Пожалели они язычка и отпустили его.

Язычок освободился и побежал по дорожке как  маленькая Лошадка.  Вот так. (Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко)).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. (Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко)).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. - Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком.
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. - Долгий звук “ш-ш-ш”
“Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка . -“Щелкать” высоко.
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. -  Звук “ш” короткий по 4 раза.
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Пролетел жук -Звук “ж” продолжительный
За ним – комар -Звук “з” продолжительный
А ветер дул все сильнее и сильнее Продолжительный выдох
И побежала домой .- “Щелкать” высоко
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама.-  “Щелкать” низко медленно. Мама сказала лошадке:  «Хватит гулять. Посиди дома и играй с машинками». – (Тоническое трезвучие по полутонам на звук моторчика

                     Ребята, я думаю мы готовы к правильному произншению скороговорок. Послушайте и повторяйте за мной.

Муз. рук.    Думал-думал, думал-думал, думал-думал.

                     В это время ветер дунул, и забыл, о чём  я думал.

                   

                     Король – орел – 3 раза

                     Король – орел - быстро

Дети проговаривают скороговорки

(Дети говорят хором, индивидуально, шепотом)

Муз. рук. Молодцы! Думаю гномам понравилась ваше произношение. Можем теперь продолжить путь. Попросим волшебный шар, еще раз нам помочь. Запомнили волшебные слова? (Да).

Слайд «Волшебный шар"

Муз. рук. Раз, два, три -  волшебный шар пещеру  гласных звуков покажи!

Слайд «Пещера гласных»

Муз. рук.  Посмотрите, вот они звуки гласные -А-Э-И-О-У! (поёт)

Муз. рук. Давайте и мы эти звуки: А-Э-И-О-У споём по моей руке. Сначала берем

                  дыхание, затем поём  (Показ).

Дети поют гласные звуки по полутонам,

начиная от ми первой октавы и выше

Муз. рук.  Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом,

                   таинственно.

Дети произносят гласные таинственным низким голосом

Муз. рук.  Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул.

Дети. Ап-ч-хи!

Муз. рук. Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру.                                  Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!»«О!»«А!»«Э!»«И!».

Дети берут воображаемые камни и бросают,

глиссандируя гласные снизу вверх

Муз. рук.   Мы освободили дорогу и выбрались из пещеры. А в  небе птицы налету поют красивую мелодию: «А-Э-И-О-У». Ребята, скажите что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? (Лицо). А что мы прежде всего слышим, когда слушаем песню? (Мелодию). Мелодия – это душа музыки, лицо песни.               

 Слово мелодия означает «петь песню». Но прежде чем спеть песню, мы с вами погреем наши голосочки.  Слушайте внимательно и повторяйте. И не забывайте про дыхание.

Выполняется упражнение «Колокольчик»,  «Курочка», «Чистоговорки», «Гуси» М. Картушина

Муз. рук.   Молодцы. Переходим к следующему упражнению.

Педагог исполняет распевку «Мы поем, хорошо поем»,  начиная в тональности С - dur.

Пропевает вместе с детьми 3 раза, с каждым разом поднимая тональность на полтона выше.

Муз. рук. Петь распевки интересно.

            Но всего важнее песня.

 Все жители Королевства любят петь песни.

 Попросим наш волшебный шар отправить нас во Дворец Песни, где разучиваются  песни?

Дети: Да!

Слайд «Волшебный шар»

Муз. рук. Раз, два, три – волшебный шар Дворец Песни покажи!

Слайд «Дворец Песни»

Муз. рук. Все жители Королевства Пения любят петь песни. Сегодня во Дворце Песен разучивается песня С. Насауменко «Весенний хоровод»

песня «Весенниц хоровод»

О чем эта песня?

Характер песни.

Выделить ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками.

Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.

Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я то включаю, то выключаю звук.

одна фраза - вслух;

вторая фраза - «про себя»;

третья фраза – вслух;

четвертая – «про себя».

Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.

Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте или с движением? Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и мимику, песня прозвучит гораздо интереснее.

(Проигрывание песни с движением)

Муз. рук. Ребята,  посмотрите у Дворца Песен,  расположена Концертная Площадь.

Слайд Концертной площади

Здесь и выступают жители королевства. А  вы готовы  выступить на концертной площади?

Дети. Да!

Муз. рук. Отлично! Песню исполняем  плавно, дружно.

Дети исполняют песню «Весенниц хоровод»

Муз. рук. Ребята, предлагаю исполнить еще одну песню. Скоро праздник всех женщин, праздник девочек, праздник бабушек. Для жителей королевства исполним песню «Бабушка, испеки оладушки». А для того чтобы наша песня прозвучала ярче и интересней, добавим игру на деревянных ложках.

Исполнение песни «Бабушка, испеки оладушки».

Муз. рук.   Молодцы. Вы замечательные ребята. По стране «Королевство пения» можно путешествовать долго, в ней еще многое можно узнать и многому научиться. Но, к сожалению, наше путешествие завершается.

Слайд «Волшебный шар»

                     Попросим волшебный шар вернуть нас обратно в детский сад!  Произносим волшебные слова: «Раз, два, три - волшебный шар, обратно в детский сад нас верни!»

  • Ребята, давайте вспомним, каким музыкальным  произведением  мы  познакомились  и слушали? Как называется это произведение?

 Ответ детей.

  • А кто написал? Ответ детей.
  • Какую песню мы с вами вспомнили, повторили? Ответ детей.
  • Чему  вы научились? (Произносить скороговорки, правильно брать дыхание, делать гимнастику для язычка, правильно петь звуки).
  • Вам понравилась страна «Королевство пения?»  

Ответ детей.

  • А что вам понравилось больше всего? Ответ детей.

 Мы  с вами   побывали  на волшебной музыкальной полянке; заглянули в город Говорунов; спустились в пещеру гласных звуков; исполнили песню во Дворце для жителей сказочного города.

Слайд «Королевство пения»

Муз. рук. Я предлагаю подарить  своё настроение жителям королевства. Я приготовила для вас веселых гномиков с эмоциями. Если вам было    интересно путешествовать, то вы подарите  весёлых гномиков,  а если вам было грустно, не интересно, то грустных.

Дети прикрепляют к мольберту гномиков с эмоциями

Муз. рук. Дорогие ребята! Вы были для меня замечательными попутчиками. Не забывайте дорогу в прекрасную страну  «Королевство пения». Я с вами прощаюсь. (музыкально) До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к музыкальному занятию "Урок пения в Цветочном городе" "Цветные нотки"

Данная презентация поможет  закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о нотах ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

конспект открытого занятия вокального кружка "Королевство пения"

конспект открытого занятия вокального кружка "Королевство пения"...

презентация к занятию "Королевство пения"

презентация к занятию "Королевство пения"...

Конспект. Доминантное музыкальное занятие по пению с детьми дошкольного возраста. (средняя группа)

Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования....