Сценарий музыкального часа «Светлый Китеж» для детей подготовительной к школе группы
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

Сценарий «Светлый Китеж» разработан для детей подготовительной к школе группы. В современном стремительном мире, где дети, зачастую слышат музыку только в СМИ, необходимо учить детей слушать и слышать духовную музыку, принося им глубинную пользу, питая их душу, и ум на раннем этапе взросления. Обогащая их духовно и нравственно.
В основе данного сценария лежит легенда о славном древнерусском городе "Китеж", располагавшемся на озере Светлояр, Нижегородской области. Это мероприятие знакомит ребят с древнерусской культурой, обычаями и конечно музыкой своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlyy_kitezh.docx26.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел «Сценарии праздников и развлечений»






Сценарий музыкального часа

«Светлый Китеж»

(для детей подготовительной к школе группы)

Тематика: знакомство детей с традициями, культурой и бытом православного народа древней Руси.

Автор: Девятых Мария Леонидовна

МБДОУ «Детский сад №152» г. Нижний Новгород

Цель

Знакомство и приобщение детей к традициям своего народа, духовно-нравственным ценностям

Задачи 

1. Познакомить детей с колокольным звоном – одним из видов народного творчества;

2. Развивать тембровый, ритмический и звуко-высотный слух.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, его истории.  4. Обогащать музыкальные знания и впечатления, знакомить детей с творчеством композиторов и музыкантов.

Оборудование

Зал оборудован в виде русской горницы: стоит деревянная утварь, лавка, на стенах висят рушники. Выделено место для того, чтобы повесить репродукции с икон русских мастеров. На заднем плане (на экране видеопроектор) изображен город Китеж.

- колокольчики

Музыкальный материал:

«Утренняя молитва» П.И.Чайковского

Русская народная песня «Пряха»

Запись колокольного звона

Обрядовая музыка «Славление хлебу»

Русская народная песня «Во кузнице»

Русская народная песня «А мы сеяли, сеяли лен»

Русская народная песня (хор девушек) «Ой, рано-рано»

Русская народная песня «На горе-то калина»

Отрывки из оперы «Хованщина»: тема татар, тема воинов (муз. Римский-Корсаков)

Кант «Плачь Богородицы»

Отрывок из оперы «Борис Годунов», «Колокольный звон» (муз. М. П. Мусоргского).

  

Ход мероприятия

 В зал детей приводит ведущий, который обращает внимание на убранство зала.

Вед.: Ребята, посмотрите вокруг. Как вы думаете, где мы с вами оказались? Может быть в сказке? (дети отвечают) какие вы знаете сказки?(дети отвечают)

Вед.: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривают, люди пользуются волшебными предметами. Сказка является выдуманной историей. Но кроме сказок существуют еще былины и сказания. Сказания и былины – это то, что было на самом деле. В нем настоящее и фантастическое тесно переплетаются между собой, и бывает совсем не просто отличить выдумку от реальности. Сегодня я приглашаю вас в послушать сказание о невидимом граде Китеже.

Звучит музыка «Утренняя молитва», муз. П.И.Чайковского

Ведущий: В Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно и днем, и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится протяжное пение и слышится далекий колокольный звон.

Звучит запись колокольного звона

Ведущий: Ребята, вы хотите узнать, откуда доносилось пение и звон колоколов? (ответы детей)

- Тогда слушайте… Давным-давно, на месте озера стоял славный город Китеж. Возможно, он был таким как на этих картинах русского художника Левитана:

На экране демонстрируются две картины худ. И.И.Левитана «Озеро» и «Вечерний звон»

Ведущий: Жили в этом городе трудолюбивые, веселые люди. Все у них спорилось: и работа, и веселье (пауза).

- Ребята, а как вы думаете, нельзя ли нам как-нибудь попасть сейчас в этот древний русский город, чтобы узнать, как жили-поживали китежане? (ответы детей)

Ведущий: Я думаю, что нам могут помочь музыка и наше воображение. Закройте глазки, представьте белые стены города, храмы, дома и посмотрим что будет.

Звучит русская народная песня «Пряха»

С окончанием музыки появляется дева Феврония

Феврония: Доброго здоровья, люди добрые (кланяется)

Ведущий: Доброго здоровья. Кто ты, красна девица?

Феврония: Я – дева Феврония.

Ведущий: Какое интересное имя, правда ребята? А где живешь ты, Феврония, откуда родом-племенем?

Феврония: Как откуда? Из славного града Китежа (показывает рукой на стену с росписью Китежа). А вы кто такие? Как здесь оказались? И одеты вы как-то не по-нашему! Ведь сюда ведут дороги не простые, неведанные. Не каждому дано попасть в зачарованный Китеж. Что за чудо вам помогло?

 Ведущий: Ребята, расскажите Февронии, что помогло нам? (ответы детей)

Ведущий: Да, Феврония, привела нас сюда волшебная музыка, да желание наше крепкое. Встречай-привечай нас.

Феврония: ну, так и быть посему. Согласно обычаю, что из покон веку на Руси ведется, гостей принято встречать хлебом-солью. Вот и  так поступлю. Но прежде скажите, знаете ли вы, от куда пошел такой обычай? (ответы детей)

Феврония: (уточняет): правильно. Ведь хлеб считается символом солнца, а без солнца нет жизни, поэтому и славят люди хлеб, как солнце жизнь, пели о нем, сказывали в приданиях, да пословицах с поговорками. Может, уж сейчас люди не так живут и хлеб не величают? Что вы знаете о хлебе? (ответы детей)

Звучит в записи обрядовая музыка «Славление хлебу»

Под музыку дева Феврония обносит хлеб-соль по залу и отдает ведущему. Ведущий ставит хлеб на почетное место.

Ведущий: Дева Феврония, расскажите нам о своем городе, как тут люди живут-поживают? Почему этот город стал невидимым?

Феврония: Что ж, пожалуйте, милости просим в наш город.

Звучит русская народная песня «Во кузнице»

Феврония: Слышите, песня звучит? У нас завсегда все с песней делают: и хлеб убирают, и скотину загоняют, и в кузне работают. Да вот,        хоть наши кузнецы. Григорий да Гаврила. Это они песню сейчас пели.

Входят кузнецы

Кузнецы: Доброго здоровья вам.

Григорий: Эх-ма, Февроньюшка, гостей-то сколько с тобой!

Феврония: Это гости нашего славного града Китежа. Вот хотят распознать, как живем, да веселимся.

Кузнецы: Ну, это можно. Да только веселиться-то пока некогда. Работать надо. Помог бы кто.

Ведущий: Может вам песня поможет в работе?

Гаврила: И верно. Да петь тоже умеючи надо. Вот сначала узнайте по песне, охотно ли мы работаем, может, ленимся, да время ведем? (стучат молоточками ритм песни, дети отвечают)

Григорий: Ну, молодцы, ну умные какие, не проведешь вас.

Гаврила: Мы кузнецы. Григорий, да Гаврила. Умеем все, что нас ни попроси.

Григорий: Работать быстро будем, друг,

                     Чтоб сделать молот, серп, и плуг.

Гаврила: Кузнец, кузнец. Расковался жеребец.

Григорий: Вот гвоздь, вот подкова,

                    Раз, два, и готово.

Кузнецы и Февронья исполняют песню «Во кузнеце» (р.н.п.)

Гаврила: Ну что ж, мы спели. А теперь пора и лен сеять. Поможете нам, гости Китежские? Каблучки у вас не сносились? Тогда это дело поправимое.

Ведущий: Нет, кузнецы. Не сносились у нас каблучки, и работать мы любим.

Игра «А мы сеяли, сеяли лен», (р.н.п.)

Кузнецы:(чешут в затылке) Да, работать у нас в Китеже каждый любит. Порадовали нас, гости, спасибо. Теперь и работать веселее будет.

(Кузнецы уходят)

Слышится аудиозапись хора девушек «Ой, рано-рано» (р.н.п.)

На экране появляются репродукции картин девушек в русских народных костюмах, сидящих за рукоделием

Ведущий: Февроньюшка, а это что за песня?

Февронья: Это поют-распевают девицы-красавицы. У нас парни в кузне или в поле. А девушки все как одна рукодельницы. А чтоб дело спорилось – песни поют. Особенно по вечерам. Собираемся вместе и работаем: кто рубашку суженному вышивает, кто пряжу мотает, кто кудель прядет. С песней-то время незаметно проходит

Ведущий: Да, музыка во все времена помогала людям работать. Вот, мы с ребятами тоже русские народные песни знаем, да еще и на инструментах играть умеем. Хотите послушать?

Февронья: С удовольствием!

Дети исполняют оркестр на детских музыкальных инструментах

«Я на горку шла» (р.н.мел.) [3, c.189]

(Слышится стук в дверь, входят кузнецы)

Кузнецы: Не соскучились ли, красны девицы, да добры молодцы? Самое время погулять, после работы ноги так в пляс и несут

Февронья: Скажите-ка нам, гости добрые, а теперь-то хороводы водить умеют? Или уж разучились?

Ведущий: что нам ответить, ребята? (ответы детей) Приглашайте наших хозяев в хоровод.

Дети исполняют хоровод «На горе-то калина» (р.н.п.) [3, с.203]

Ведущий: Ребята, а сейчас самое время узнать, что же стало с Китежем, что случилось с его веселыми, работящими жителями. Расскажи нам, Февронья, прочему на месте красивого города стало озеро?

Февронья: Это история длинная, но раз хотите слушать – слушайте. Славен был наш город не только людьми работящими, песнями звонкими, но и церквями высокими. Целых шесть церквей возвышалось над Китежем. И всегда-всегда звонили колокола. Если беда какая случалась, колокола звонили тревожно, будто говорили «Беда, беда». (Звонит в такт колокольчиком).

Если на работу народ созывали, то колокола приговаривали: «Работать, работать».

- А если праздник великий, то пели, ли ковали колокола: « Весело всем, весело всем!»

Ведущая: Как интересно ты рассказываешь, Февронья. Получается, что у колоколов свой язык, и его можно понимать?

Февронья: А как же, вот попробуйте (раздает детям колокольчики).

Февронья вместе с детьми звонит по-разному, проговаривая слова с разными ритмическими рисунками: «беда», «Работать», «Весело всем».

Ведущий: А теперь, послушайте настоящий колокольный звон и скажите, о чем звонят колокола?

Звучит запись с отрывком из оперы «Хованщина» с колокольным звоном

(дети отвечают)

Февронья: Вот однажды и в Китеже также зазвонили колокола, как будто плакали: «Беда, беда!»

- на Русь напали  татары. Многие земли завоевали, услышали и про город Китеж и устремились к нему ордами своими. Точно туча черная покрыла город.

Ведущий:  Я тоже знаю об этом, Февронья. Многие писатели, композиторы и поэты сочиняли свои произведения о Китеже. Так вот и композитор Римский-Корсаков сочинил целую оперу об этом. Послушайте, ребята, какую музыку он написал о нападении татар.

Звучит отрывок из оперы «Хованщина»: тема татар (муз. Римский-Корсаков)

Ведущий: Этот композитор видел свою музыку в цвете, и я хочу спросить у вас: Ребята, как вы думаете, какой цвет видел композитор, когда сочинял тему татар?

На экране представлены несколько цветов

(дети отвечают)

Звучит отрывок из оперы «Хованщина»: тема войнов

Ведущий: Слышите, ребята? Это звучит тема войнов, написанная тем же композитором. Какой цвет вам представляется? (ответы детей)

Ведущий выбирает на экране названные цвета (черный, коричневый и красный.)

Ведущий: Видите, ребята. Столкнулись две силы – черная – сила смерти, и красная – сила отваги и мужества.

Феврония: Правду вы говорите, храбрые были войны. Да только не удалось им остановить их. Ворвутся татары в город – всех погубят: и старого и малого. Что делать Где искать защиты?

Ведущий: И правда, ребята, как вы думаете, что осталось делать жителям? Как бы вы поступили на их месте? Когда всем страшно вы к кому обращаетесь за помощью? (ответы детей)

Феврония: Так и жители Китежа. Они обращались к Отцу небесному, Матери Пресвятой Богородице. И стали просить защиты, молиться о спасении, чтоб помогли нам сокрыться от врага ненасытного.

Звучит аудиозапись канта «Плачь Богородицы»

На экране появляются картины, фотографии древнерусских церквей

Ведущий: Что же было дальше?

Феврония: А вот, что. Как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники. Услышали нас силы небесные, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала…

Звучит отрывок из оперы «Борис Годунов», «Колокольный звон»

(муз. М. П. Мусоргского).

Ведущий: Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест. Теперь на месте славного города находится озеро «Светлояр».

Феврония: Наш город стал невидим, но цел. А особым, праведным людям иногда можно услышать таинственный звон его колоколов. Вот и вам открылся, показался сегодня наш город. Каким он вам показался? (ответы детей) 

Ведущий: Ребята, попробуйте дома нарисовать каким предстал перед вами славный город Китеж.

А нам пора возвращаться из нашего удивительного путешествия.

Феврония: Что ж гости дорогие, и мне пора. А на прощанье, примите от наших мастеров эти колокольчики. Пусть они напоминают вам о знакомстве с градом «Китеж» (раздает колокольчики)

- Прощевайте, да о нас не забывайте! (машет рукой, уходит)

Источники:

  1. «Как у наших у ворот», И.Каплунова, И.Новоскольцева,// изд. «Композитор», 2016 г., с.
  2.  «Праздник каждый день», подготовительная группа И.Каплунова, И.Новоскольцева,// изд. «Композитор», 2016 г., с.203
  3. Сайт «Славяне», https://славяне.сайт/obryadovye-pesni/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий физкультурного праздника "Зимняя олимпиада" для детей подготовительной к школе группы

Предлагаю сценарий физкультурного праздника "Зимняя Олимпиада", который можно провести в предверии Олимпиады в Сочи-2014....

Сценарий праздника, посвященного 8 марта для детей подготовительной к школе группы "Милее мамы друга в мире нет"

Собрались дети, мальчики поздравляют девочек,но на празднике появляется Вредина. Она всем мешает и всех передразнивает, не давая проводить праздник.Но ребята продолжают веселиться и шутить. В какой-то...

Сценарий совместного развлечения для родителей и детей подготовительной к школе группы с элементами лего-конструирования "Папа может"

Сценарий будет полезен как воспитателям, работающим по образовательной прогграмме дошкольного образования (разработанной с учётом комплексной программы "От рождения до школы", так и специалистам ДОУ....

Сценарий музыкально-спортивного праздника в старшей и подготовительной к школе групп "День России"

Цель: Формировать чувство уважения к своей стране и символам власти: флагу, гимну, гербу.Задачи:1.       Знакомить детей с традицией празднования Дня России2....

Тема: «Музыкальная палитра весны» КОНСПЕКТ НОД детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

КОНСПЕКТ НОДдетей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностиТема: «Музыкальная палитра весны»Музыкальный руководитель: И.Е. Капранова...

Сценарий музыкального праздника ко Дню России в подготовительной к школе группе

Сценарий музыкального праздника ко Дню России в подготовительной к школе группе...

Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.

Дорогие посетители  сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку  получить опыт индивидуа...