Конспект занятия "Мажор и минор"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Ярлыкова Ольга Михайловна

 

 

 

Пояснительная записка

Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие».

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательное развитие»».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель. Формировать представление о ладе в музыке, развитие ладового слуха. Установление

ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений. Расширение

словарного запаса детей (мажор и минор).

Задачи.

1. Развивать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.

2. Дать детям представление о понятиях «мажор» и «минор».

3. Создать условия для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с

музыкальными понятиями «мажор» и «минор».

Материал и оборудование. Шкатулка, сундучок, куклы, выражающие настроение грусти и радости, репродукции картин контрастного эмоционального содержания.

Ход занятия

Дети входят в зал, где их встречает Музыкальный руководитель (далее МР:).

МР: Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Соберёмся в дружный круг (все собираются в круг). Справа – друг, и слева – друг!.. Здравствуйте, мои друзья! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? Правильно, все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят… «Здравствуйте». И сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычно, музыкально. Наше музыкальное приветствие это песенка - эхо. Где можно встретить эхо? (ответы детей) Что эхо делает? (ответы детей) Правильно, оно все повторяет. Сейчас вы станете моим эхо. Я буду петь музыкальную фразу, а вы ее повторите как эхо. А когда я подниму наши сцепленные руки вверх, мы все вместе громко крикнем «Ура!». Задание понятно?

1. Музыкальное приветствие «Как здорово!» (автор слов Е. Плахова)

(a-capella)

МР: Как здорово, что все мы здесь собрались, собрались!

Дети: Как здорово, что все мы здесь собрались, собрались!

МР: Друзьям своим ты улыбнись, улыбнись, улыбнись!

Дети: Друзьям своим ты улыбнись, улыбнись, улыбнись!

МР: Все друзья собрались вместе!

Дети: Все друзья собрались вместе!

ВсеУра!

МР: Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга! Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение?

Предполагаемые ответы детей:Настроение веселое, радостное.

МР: Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет 1-ю строчку приветствия в миноре.)

Предполагаемые ответы детей:Настроение грустное, печальное.

МР: Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания. Грусть, нежность, обиду, плачь, задумчивость, волнение, радость, озорство, задор, загадочность, волшебство, решимость, бодрость…Сегодня я приглашаю вас в сказку.

Мажор и минор

Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили,
Только каждый — как умел,
У обоих — куча дел.

МР (обращает внимание на экран): Вот волшебство и началось. СЛАЙД 3

МР : Этот необыкновенный сундучок подарила нам королева Музыка. Давайте попробуем открыть волшебный сундучок.

Играет музыка из музыкальной шкатулки «К Элизе»

Крышка волшебного сундучка открывается. Педагог достает куклу с грустными глазами. Сл2

МР: Какой красивый клоун. Но почему у него такие печальные глаза?

Клоун Минор: Меня зовут синьор Минор.

Я вот что вам скажу:

Со смехом мне не по пути,

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая, слёзы лить

И предлагаю вам.

Давайте вместе погрустим –

О чем – не знаю сам.

Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить знакомые произведения печального характера («Болезнь куклы», «Старинная французская песенка» П. Чайковского).

Минор: Друзья, вы назвали мои любимые произведения. Я люблю их слушать.

МР: Тогда послушай, вместе с ребятами, печальную грустную музыку.

Исполняется песня «Болезнь куклы» П. Чайковского

Минор: Как грустно, хочется плакать. Ребята, о чем эта музыка? (ответы детей)

МР: Раз тебя зовут Минор, значит и песни, которые ты любишь, минорные. Ребята, а когда нам грустно бывает?

Дети L Ответы)?Когда идет дождь.

МР: Дождь идет по всей земле, мокрая дорога... Много капель на стекле, а тепла немного…

Массаж спины «Дождь» французская народная детская песенка. [1]

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек,

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Поглаживание спины ладошками

Минор: Спасибо вам, мои друзья.

МР:СиньорМинор, у наших детей не всегда грустное настроение, но, и веселое

Минор: Друзья, вы меня удивляете! Веселая музыка режет мне слух, она чересчур звонкая, радостная. Я знаю, кому она придется по вкусу. Мой любимый брат счастлив будет их услышать.

МР:Где же он? Неужели мы не заметили твоего братца в шкатулке?

Педагог достает из шкатулки яркую веселую куклу.

Кукла Мажор: Друзья, представиться спешу –

Знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор.

Я лучший друг ребят.

С собой когда я прихожу

Улыбку, шутки, смех.

И если дружен ты со мной,

То ждет тебя успех.

Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

То ждет тебя успех.

Невероятно! Какие вы все веселые и шумные! Как радостно, как весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым!

МР: А какие песни ты любишь, синьор Мажор?

Мажор: Конечно же, мажорные – яркие, энергичные. Радостные.

Вы знаете такие песни? (Ответ)

Дети исполняют песню « Песенка чудесенка»

МР: Синьор мажор! Я думала, что ты не любишь сидеть на месте?

Мажор: Конечно! Я всегда в движении!

МР: Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами.

Исполняется «Веселый танец с деревянными ложками» (р.н.м.)

«Покажи ладошки»

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки» М.Ю. Картушиной[1].

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких – две штучки,

Тяжелых три штучки.

Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.

Тучки попрятались, тучек не стало

Закрыть глаза ладонями

Солнце на небе вовсю засияло.

Поморгать глазками

МР: Ну вот, наши глаза и отдохнули.

Мажор: Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, веселых ребят!

Минор: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.

М.р.: Именно музыка делала вас, то озорными, то печальными.Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас принарядили вот это деревце. Если у вас сейчас плохое, сердитое настроение, прикрепите на деревце желтый листик. Если настроение отличное – прикрепите красный.

Дети выбирают по цвету осенний лист, соответствующий их настроению, и украшают деревце.

МРЯ бы хотела, чтобы музыка всегда была вашим другом.

МР: Ребята, понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось больше всего? (ответы детей) Давайте ещё раз улыбнемся друг другу!

В волшебном мире музыки нет места серым будням!

МР: Ребята, мне было очень приятно снова встретиться с вами, и я опять убедилась в том, что вы у меня самые музыкальные и внимательные дети. Я говорю вам «спасибо» и «до свидания»!

Дети покидают зал

Литература:

Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду",


 


 


 


 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие».

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательное развитие»».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель. Формировать представление о ладе в музыке, развитие ладового слуха. Установление

ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений. Расширение

словарного запаса детей (мажор и минор).

Задачи.

1. Развивать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.

2. Дать детям представление о понятиях «мажор» и «минор».

3. Создать условия для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с

музыкальными понятиями «мажор» и «минор».

Материал и оборудование. Шкатулка, сундучок, куклы, выражающие настроение грусти и радости, репродукции картин контрастного эмоционального содержания.

Ход занятия

Дети входят в зал, где их встречает Музыкальный руководитель (далее МР:).

МР: Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Соберёмся в дружный круг (все собираются в круг). Справа – друг, и слева – друг!.. Здравствуйте, мои друзья! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? Правильно, все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят… «Здравствуйте». И сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычно, музыкально. Наше музыкальное приветствие это песенка - эхо. Где можно встретить эхо? (ответы детей) Что эхо делает? (ответы детей) Правильно, оно все повторяет. Сейчас вы станете моим эхо. Я буду петь музыкальную фразу, а вы ее повторите как эхо. А когда я подниму наши сцепленные руки вверх, мы все вместе громко крикнем «Ура!». Задание понятно?

1. Музыкальное приветствие «Как здорово!» (автор слов Е. Плахова)

(a-capella)

МР: Как здорово, что все мы здесь собрались, собрались!

Дети: Как здорово, что все мы здесь собрались, собрались!

МР: Друзьям своим ты улыбнись, улыбнись, улыбнись!

Дети: Друзьям своим ты улыбнись, улыбнись, улыбнись!

МР: Все друзья собрались вместе!

Дети: Все друзья собрались вместе!

ВсеУра!

МР: Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга! Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение?

Предполагаемые ответы детей:Настроение веселое, радостное.

МР: Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет 1-ю строчку приветствия в миноре.)

Предполагаемые ответы детей:Настроение грустное, печальное.

МР: Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания. Грусть, нежность, обиду, плачь, задумчивость, волнение, радость, озорство, задор, загадочность, волшебство, решимость, бодрость…Сегодня я приглашаю вас в сказку.

Мажор и минор

Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили,
Только каждый — как умел,
У обоих — куча дел.

МР (обращает внимание на экран): Вот волшебство и началось. СЛАЙД 3

МР : Этот необыкновенный сундучок подарила нам королева Музыка. Давайте попробуем открыть волшебный сундучок.

Играет музыка из музыкальной шкатулки «К Элизе»

Крышка волшебного сундучка открывается. Педагог достает куклу с грустными глазами. Сл2

МР: Какой красивый клоун. Но почему у него такие печальные глаза?

Клоун Минор: Меня зовут синьор Минор.

Я вот что вам скажу:

Со смехом мне не по пути,

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая, слёзы лить

И предлагаю вам.

Давайте вместе погрустим –

О чем – не знаю сам.

Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить знакомые произведения печального характера («Болезнь куклы», «Старинная французская песенка» П. Чайковского).

Минор: Друзья, вы назвали мои любимые произведения. Я люблю их слушать.

МР: Тогда послушай, вместе с ребятами, печальную грустную музыку.

Исполняется песня «Болезнь куклы» П. Чайковского

Минор: Как грустно, хочется плакать. Ребята, о чем эта музыка? (ответы детей)

МР: Раз тебя зовут Минор, значит и песни, которые ты любишь, минорные. Ребята, а когда нам грустно бывает?

Дети Λ Ответы)?Когда идет дождь.

МР: Дождь идет по всей земле, мокрая дорога... Много капель на стекле, а тепла немного…

Массаж спины «Дождь» французская народная детская песенка. [1]

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек,

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Поглаживание спины ладошками

Минор: Спасибо вам, мои друзья.

МР:СиньорМинор, у наших детей не всегда грустное настроение, но, и веселое

Минор: Друзья, вы меня удивляете! Веселая музыка режет мне слух, она чересчур звонкая, радостная. Я знаю, кому она придется по вкусу. Мой любимый брат счастлив будет их услышать.

МР:Где же он? Неужели мы не заметили твоего братца в шкатулке?

Педагог достает из шкатулки яркую веселую куклу.

Кукла Мажор: Друзья, представиться спешу –

Знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор.

Я лучший друг ребят.

С собой когда я прихожу

Улыбку, шутки, смех.

И если дружен ты со мной,

То ждет тебя успех.

Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

То ждет тебя успех.

Невероятно! Какие вы все веселые и шумные! Как радостно, как весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым!

МР: А какие песни ты любишь, синьор Мажор?

Мажор: Конечно же, мажорные – яркие, энергичные. Радостные.

Вы знаете такие песни? (Ответ)

Дети исполняют песню « Песенка чудесенка»

МР: Синьор мажор! Я думала, что ты не любишь сидеть на месте?

Мажор: Конечно! Я всегда в движении!

МР: Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами.

Исполняется «Веселый танец с деревянными ложками» (р.н.м.)

«Покажи ладошки»

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки» М.Ю. Картушиной[1].

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких – две штучки,

Тяжелых три штучки.

Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.

Тучки попрятались, тучек не стало

Закрыть глаза ладонями

Солнце на небе вовсю засияло.

Поморгать глазками

МР: Ну вот, наши глаза и отдохнули.

Мажор: Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, веселых ребят!

Минор: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.

М.р.: Именно музыка делала вас, то озорными, то печальными.Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас принарядили вот это деревце. Если у вас сейчас плохое, сердитое настроение, прикрепите на деревце желтый листик. Если настроение отличное – прикрепите красный.

Дети выбирают по цвету осенний лист, соответствующий их настроению, и украшают деревце.

МРЯ бы хотела, чтобы музыка всегда была вашим другом.

МР: Ребята, понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось больше всего? (ответы детей) Давайте ещё раз улыбнемся друг другу!

В волшебном мире музыки нет места серым будням!

МР: Ребята, мне было очень приятно снова встретиться с вами, и я опять убедилась в том, что вы у меня самые музыкальные и внимательные дети. Я говорю вам «спасибо» и «до свидания»!

Дети покидают зал

Литература:

Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду",







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Мажор и минор в поэзии, живописи и музыке"

Формирование представлений о мажорном  и  минорном ладах на  основе  взаимодействия различных видов искусств. Использование ладового  наклонения в своих музыкальных импровизац...

Конспект НОД «Мажор и Минор» в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с понятиями  мажор и минор....

Конспект музыкального занятия для детей средней группы "Сказка о том, как мажор и минор в прятки играли"

Занятие знакомит детей с музыкальными терминами в игровой форме. В знакомстве с такими понятиями, как мажорная и минорная музыка, главным помошником выступает сказка. Часть сказки сочиняняют сами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Минор и мажор" (с использованием ИКТ)

Цель. Формировать представление о ладе в музыке, развитие ладового слуха. Установление...

конспект музыкального занятия "Знакомство с мажором и минором"

конспект музыкального занятия "знакомство с мажором и минором"...

Конспект ООД по музыке тема: « Проделки Минора» для детей старшей группы

Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкально-сенсорных  способностей, научить  различать...