Конспект НОД "Мажор и минор в поэзии, живописи и музыке"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Середенко Надежда Николаевна

Формирование представлений о мажорном  и  минорном ладах на  основе  взаимодействия различных видов искусств. Использование ладового  наклонения в своих музыкальных импровизациях, развитие художественного-ассоциативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД Музыка36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно – образовательной  деятельности

Тема: «Мажор  и  минор  в  поэзии, живописи,  музыке».

                                                                   Музыкальный руководитель

                                                                            Середенко Н.Н.  

     

                                                   

                                                    2012г.

Задачи:

Формировать у детей представления о мажорном и минорном ладах на основе взаимодействия различных видов искусства.

Научить использовать ладовое наклонение в своих музыкальных импровизациях; развивать художественно-ассоциативное мышление.

Обогащение словаря: мажор, минор, свет, тень.

Материал:

Различные картины с изображением радости или грусти: «Дождливый день», «Игры на песке», «Зимние забавы», «Радуга» и др.

Синтезатор. На клавишах изображения «Тучки» и «солнышки».  

Музыкальные инструменты. Султанчики, ленты для ритмических движений. Куклы би-ба-бо «Мажор» и « Минор»

             

Ход:

Музыкальный  руководитель: Музыка – это движение звуков. Слушая или исполняя песню, мы замечаем, что звуки связаны между собой. Сплетаясь, они образуют красивый узор. Все звуки в пьесе или песне «ладят». Эту дружбу между звуками называют ладом.

В зависимости от того, какой образ хочет передать композитор, он и пользуется тем ладом, какой ему нужен. Если он хочет изобразить грустную картину осени, он пишет песню в грустном ладу. Если он хочет передать весёлое настроение ребят, он пользуется весёлым ладом.

Ладов очень много, особенно  в музыке разных народностей. Чаще всего встречаются два лада: мажорный и минорный.

Мажор звучит бодро и весело. Минор – грустно и задумчиво.

Послушайте фрагменты двух произведений: «Осенняя песня» П.И. Чайковского  и  «Весна» А. Вивальди.

(дети слушают)

Какое произведение мажорное, а какое минорное?

(ответы детей)

Не только композиторы, но и поэты, и художники передают в своих произведениях настроения радости и грусти, т.е. мажорное настроение или минорное.

(приглашаю детей ближе подойти картинам, рассмотреть их)

Какие картины мажорного настроения? (ответ)

Да, художник в этой картине передал настроение радости, подобрал яркие краски.

Какие картины минорного настроения? (ответы)

Поговорим о поэтах. Они также передают настроение радости или грусти в своих стихах. Послушайте строчки стихотворения поэта Плещеева:    

                    Травка зеленеет,  солнышко блестит,

                    Ласточка с весною в сени к нам летит.

Какое настроение передал поэт?  (мажорное)

                    Скучная картина! Тучи без конца.

                    Дождик так и льётся, лужи у крыльца…

 Какое настроение в этих строчках? (минорное)

Многие  поэты сочиняют стихи, слушая музыку, всматриваясь в картину.

Попытайтесь и вы сочинить стихи. Сначала нужно вслушаться в музыку, подобрать соответствующую картину и сочинить небольшое стихотворение.

(звучат фрагменты музыкальных произведений  «Времена года» В.Вивальди,  дети подходят к картине, сочиняют стихи).

Музыкальный руководитель: Дети, обратите внимание на изображения на клавишах. Вы видите «тучки» и «солнышки».

Послушайте звуки – тучки (играю). Как вы думаете, какое настроение в этих звуках?  (ответ)

Послушайте звуки с изображением солнышка (играю)

Какое настроение в этих звуках? (ответ)

Попробуем сочинить свою мелодию, т.е. попытаемся стать композитором. Предлагаю вам  такие строчки:

                      Утром просыпаюсь, улыбаюсь я,

                      Солнышко целует ласково меня.

                      Я смотрю на солнце – маму вижу я.

                      Моё солнце – мама, милая моя!

На каких клавишах будем сочинять мелодию? (ответ: на клавишах с изображением солнышка)

(дети  сочиняют мелодии, играют на синтезаторе)

Послушайте другие строчки:

                      Зайку бросила хозяйка,

                      Под дождём остался зайка.

                      Со скамейки слезть не мог,

                      Весь до ниточки промок.

На каких клавишах будем сочинять эту песенку? (ответ: на клавишах с изображением тучек) (2-е, 3-е  детей  сочиняют свои мелодии)

Музыкальный руководитель: Дети, вы знаете много песен, написанные в мажорных и минорных ладах. Назовите  минорные песни.

(дети называют) Предлагаю исполнить песню  «Мамина  песенка» муз. М.Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского  (Если  в небе  туча хмурится)

Назовите песни мажорного лада. (называют)

Исполните, пожалуйста,  попурри из ваших любимых песен мажорного настроения. (исполняют «Попурри мажорных песен» - «Песенка  о  весне»

муз. Г.Фрида, сл. Н.Френкель; «Улыбка» муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского;«Здравствуй  лето» муз.М.Иорданского, сл.И.Черницкой.)

Музыкальный руководитель: К нам в гости пожаловали  господа «Мажор» и «Минор» (куклы би-ба-бо, рассказывают каждый о себе)

Дети, кто желает для гостей прочесть стихи?

Напоминаю вам, что стихи с весёлым содержанием читаем для «Мажора», а с грустным – для «Минора»

(дети читают стихи)

Дети,  Мажор и Минор хотят с вами поиграть. А вы хотите?

(дети высказываются,  кто желает играть с Мажором, Минором, подходят к ним)

(проводится игра – психогимнастика «Сочувствие»: дети изображают мимикой   грусть,  печаль,  испуг,  радость,  восторг, удивление)

 Музыкальный руководитель: Дети, настроение мажора и минора можно выразить и в движениях. Я вам предлагаю сначала послушать музыку, затем придумать свою композицию танца, выбрав предмет.

(звучит «Итальянская полька» Рахманинова ; «Осенняя песня» Чайковского)

Музыкальный руководитель: Дети, как вы думаете, какие музыкальные инструменты  больше всех  понравятся нашим гостям? (называют инструменты)

Порадуем  наших  гостей  оркестром.    

(звучит «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова, дети подыгрывают на соответствующих музыкальных инструментах)

(Мажор  и Минор благодарят детей; музыкальное прощание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Мажор и Минор» в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с понятиями  мажор и минор....

Конспект музыкального занятия для детей средней группы "Сказка о том, как мажор и минор в прятки играли"

Занятие знакомит детей с музыкальными терминами в игровой форме. В знакомстве с такими понятиями, как мажорная и минорная музыка, главным помошником выступает сказка. Часть сказки сочиняняют сами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Минор и мажор" (с использованием ИКТ)

Цель. Формировать представление о ладе в музыке, развитие ладового слуха. Установление...

конспект музыкального занятия "Знакомство с мажором и минором"

конспект музыкального занятия "знакомство с мажором и минором"...

Конспект ООД по музыке тема: « Проделки Минора» для детей старшей группы

Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкально-сенсорных  способностей, научить  различать...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....