"Образные упражнения и музыкально-пластические импровизации в детском саду"
статья по музыке

Самсонова Юлия Александровна

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzobraz.docx24.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Образные упражнения и музыкально-пластические импровизации
в детском саду"

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.
ОБРАЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.
Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:
а) знакомые детям животные и птицы;
б) интересные предметы;
в) растения и явления природы;
г) люди, профессии.
В младших группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений  (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). В старших группах появляются повышенные требования к сходству, переживанию образа, требуется более эмоциональная выразительность движений.
На музыкальных занятиях я использую образные рассказы, которые предлагаю детям проинсценировать. Например: 
"Сейчас я расскажу вам одну историю. Жили-были на дворе курочки и петушок. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем курятнике, проснулся петушок, выглянул на улицу: Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: "Ку-ка-ре-ку!" Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку" Исполняю произведение "Курочки и петушок" (русская народная мелодия в обработке Г.Фрида) Говорю детям: "Теперь вы все превращаетесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золотым гребешком?"  Показываю шапочку петушка. Выбирается петушок. Игра проводится 2-3 раза, каждый раз с новым исполнителем роли петушка. Вместе с детьми оцениваю действия исполнителей. Всегда стараюсь не пропустить, отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

Упражнение "МАЛЕНЬКИЕ КУСТИКИ"

Музыкальный руководитель показывает зайца, который ищет кустики, чтобы спрятаться от лисы. Детям предлагается помочь зайчику - сделать так, чтобы было много кустиков. Музыкальный руководитель спрашивает: "Кто хочет стать кустиком?.. Где у тебя, кустик, веточки? Как они на ветру качаются? Как ты укроешь зайчика от лисы?"  Упражнение выполняется под "Вальс" Ф.Шопена.

Упражнение  "СВАРИМ КАШУ"

Музыкальный руководитель спрашивает детей, какую кашу каждый любит, и предлагает сварить кашу "Ассорти". Дети "превращаются" в выбранную каждым крупу, воспитатель - вода. Имитируя "кипящую воду", воспитатель приглашает в кастрюлю (ею может быть обруч) "крупу", которая "пыхтит":
Данное упражнение можно проводить, используя стихотворение И.Мазина "Гречневая каша": Если печка, то печет.
Если сечка, то сечет.
Ну, а гречка? То гречет?
Вот и нет, она растет.
Если гречку собрать
И в горшок положить,
А потом эту гречку
Водою залить.
А потом еще долго,
Долго варить.
То получится каша,
Любимая каша!
В стихотворении, по желанию детей, меняется название крупы.
Упражнение можно выполнять под "Польку" М.Глинки.
----------------------------------------

В старшем дошкольном возрасте коллекция музыкальных образов значительно пополняется:

 

Упражнение  "КЛОУНЫ"
("Канкан", муз. Ж.Оффенбаха)

Поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители.   Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую - с красными.

Упражнение  "ПТИЦЫ"
("Очарование", муз. Ф.Маршетти)

Повторить с детьми движения, характерные для птиц:

  1. плавные махи руками в стороны-вверх, вперед-назад;
  2. энергичные махи руками;
  3. легкие потряхивающие движения кистями, опустив руки-крылья вниз назад;
  4. волнообразные движения поочередно каждой рукой и двумя одновременно;
  5. плавные движения одной рукой (как бы рисуя узор в воздухе), затем другой, обеими руками;
  6. выполнять все вышеперечисленные движения руками, одновременно делая полуприседания, небольшие пробежки, легкое кружение на носочках;
  7. движение "ласточка" с последующей пробежкой, кружением, приседанием;
  8. кружение друг с другом парами;
  9. резко подниматься и опускаться на носочках; опускаться вниз, одновременно стремительно взмахивать руками ("взмывать в небо")

Предложить детям "превратиться" в птиц и под музыку отправиться в дальнее путешествие.

Упражнение  "ПЬЕРО"
("Песня без слов", муз. Ф,Мендельсона)

Вспомнить с детьми сказку А.Толстого "Золотой ключик"  и одного из героев - Пьеро. Что может делать Пьеро?

  1. Ходить, безвольно опустив руки (как две веревочки), плечи и голову.
  2. Прижимать руки к сердцу, возносить их к небу, как бы моля о том, чтобы на него обратили внимание.
  3. Держась руками за голову, раскачиваясь, передавать грусть и безысходность.
  4. Прижимать поочередно ладони тыльной стороной ко лбу, подчеркнуто горестно вздыхать.
  5. Закрывать лицо руками, покачиваться из стороны в сторону.
  6. Делать грустное, печальное выражение лица.

Перед выполнением образного упражнения музыкальный руководитель читает текст -  историю несчастной любви Пьеро:        "Давным-давно в сказочном кукольном королевстве жил очень добрый и хороший мальчик по имени Пьеро. Его все любили за то, что он был самый вежливый, послушный и застенчивый мальчик во всем королевстве. Однако его очень жалели, потому что этот вежливый и послушный мальчик всегда был чрезвычайно грустный и печальный. Из его прекрасных глаз без конца капали горькие-горькие слезы. Пьеро ходил, плакал и пел печальную песню: "Мальвина, Мальвина, принцесса моя! Мальвина, Мальвина, мне жизнь не мила!" Пьеро (а об этом знало все королевство) был влюблен в прекрасную девочку с голубыми волосами, которую звали Мальвина. Но он не мог признаться ей в любви, потому что был очень застенчивый. Что ему оставалось делать?! Только петь и плакать, плакать и петь:"
                                --------------

Мои дети из подготовительной группы очень любят передавать образ "оживающего цветка": дети приседают, голова наклонена вперед, руки свободно опущены. Вдруг закапал дождь, цветок начал оживать: Мне нравится делать это упражнение под музыку Э.Грига "Утро".
Или каждый ребенок по очереди изображает бытовые предметы: например, закипающий чайник со свистком, скрипучую дверь, настольную лампу или торшер.
В старшем дошкольном возрасте можно также использовать один и тот же образ, но уже разного характера. Например:  "Кукла-балерина" и "Кукла-робот"; "Тигр дрессированный" и "Тигр дикий".  На таком контрасте дети острее чувствуют и точнее передают нюансы характера образа.
=================
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (зажим) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому важно использовать упражнения на попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Например:
- упражнение 
"Кукла-марионетка" (Ребята представляют, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол). Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.
- упражнение 
"Шалтай-Болтай" (Руки свободно, расслабленно следуют за движением корпуса)
- упражнение 
"Большие камни"  (Ребенок имитирует поднятие большого камня, напрягая все тело, затем "бросает" его, расслабляясь)

Добившись определенных результатов в этом направлении, в старшем дошкольном возрасте можно переходить к музыкально-пластическим импровизациям.

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Цель:  Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Латинское слово "improvisus" - означает "непредвиденный". Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.
Я предлагаю детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соответствующий характеру музыки.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
("Осенний сон", муз. А.Джойса)
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

БАБОЧКИ
("Мотылек", муз. Д.Кабалевского)
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

В СТРАНЕ  ЦВЕТОВ
("Вальс цветов" из балета "Щелкунчик", муз. П.Чайковского)
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
("Аквариум" из "Карнавала животных", муз. К.Сен-Санса)
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб:

 

В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
("Романс", муз. Д.Шостаковича)
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать
--------------------------------
В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях с помощью игры и сказки я учу их раскрепощаться. Учу их самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, немузыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов. И после каждого выполненного задания обязательно хвалю его, хвалю за самую малость. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!)

Известный детский писатель Джанни Родари писал: "Надо развивать  творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему:"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения с мячом для подготовительной группы детского сада

Подбор упражнений с мячом, игр соревновательного характера, работа в парах. Упражнения редко встречаются  в конспектах по физической культуре, разработанных для детей детского сада. Этот материал...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Образные упражнения и музыкально-пластические импровизации в детском саду»

Использование образных упражнений и музыкально-пластических импровизаций в музыкальной образовательной деятельности, их роль в развитии дошкольников....

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"...

Презентация для педагогов на тему "Сюжетно-образные танцы в детском саду"

В презентации даются следующие понятия: что такое сюжетно-образный танец, в чем привлекательность сюжетно-образного танца для детей, структура сюжетно-образного танца, методика постановки сюжетно-обра...

Кинезиологиеские упражнения для релаксации после занятий в детском саду. Рекомендации родителям.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения....

Практикум для воспитателей детского сада на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и создание психологически-благоприятной атмосферы в группе детского сада через использование малых музыкальных форм и музыкальной импровизации»

Как естественным образом решать вопросы духовно-нравственного воспитания, как создать доброжелательную атмосферу в детском саду и заложить основы нравственных ценностей у ребенка? Как привить бережное...