Музыкально-речевые игры.
материал по музыке (младшая группа)

Никонова Елена Анатольевна

Развивают в детях музыкальность, ритмический слух, певческие навыки, эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016igry.docx52.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Музыкально-речевые игры

                          “Солнышко и дождик”  3-5 лет        

Цель: развитие навыков выразительного движения.

                                            Ход игры:

Звучит веселая, легкая музыка (по выбору музыкального руководителя куплетной формы)

М.Р.             Засветило солнышко, все пошли гулять

                     Топать, хлопать весело, дружно танцевать

 Малыши стоят в кругу,   дети постарше  парами, лицом  друг к другу врассыпную по залу.

1К. Дети «играют на барабане» ударяя ритмично пальчиками с пружинкой

Пр.  Кружатся “лодочкой”, дробным шагом

2К. Фонарики с пружинкой

Пр. Движения те же

3К. Выставляют то правую, то левую ногу на пятку. Мальчики держат руки на поясе, девочки за юбочку.

П.Р. Движения те же.

Звучит музыка звонкая, быстрая и легкая (по выбору)

М.Р.                   Вдруг пошел из тучки дождик.

                           Дети, убегайте в домик.

  М.Р. пугает малышей дождиком из полиэтилена. Средние ребята убегают от дождя  под зонтики в руках взрослых.

                               «Картошка»  5-7 лет        

Цель: Развитие коммуникативных отношений посредством музыкально-ритмических навыков.

Ход игры:  Считалкой выбрать водящего - картошку. Дети становятся парами лицом в круг. Водящий берет картошку и выходит за круг. Ребята, которые стоят во внешнем кругу кладут руки на плечи,  детям  внутреннего круга . Заглядывают через правое, левое плечи впереди стоящего на сильную долю такта и поют: “Картошка, картошка – урожай богатый.

                            Вкусную картошку любят все ребята. 2 раза

Водящий бежит поскоками по кругу вокруг детей: сначала вправо, потом в лево.

На окончание пения слов (Картошка картошка урожай богатый),  дети стоящие за кругом перебегают вправо к рядом стоящей паре. Водящий на повтор слов бежит поскоками в другую сторону.  Повторить пение с движениями 2 раза. На окончание пения водящий останавливается около пары и кладет картошку между детьми. Ребёнок стоящий в кругу - покупатель, за кругом продавец .

Покупатель: Почем картошка?

Продавец: По денежке.

Покупатель: Рассыпчатая?

Продавец: Попробуй.

Покупатель: Сколько стоит?

Продавец: Называет любую сумму

Покупатель и продавец выходят за круг, поворачиваются спиной друг к другу и на слова водящего (1 2 3 - беги) бегут вокруг детей в разные стороны.

Кто  вперед возьмет картошку тот и водящий.

                            «Игра с Дедом-Морозом» 3-5 лет              

Цель: Развитие самостоятельного музыкально ритмического мышления.

                                              Ход игры

Дети с Дедом Морозом перед елкой  выполняют ритмично в характере под музыку движения по тексту песенки-игры.

 Дружно все идем мы к елке 1 2 3

 А теперь идем от елки 1 2 3

Дружно все в ладоши хлопнем 1 2 3

Дружно ножками мы топнем 1 2 3

А теперь присядем дружно  поскорей, убежим скорей от Деда кто быстрей.

Дед Мороз пугает детей, дети убегают на стульчики.

                           «Игра со снежками» 5-7 лет

Цель: Развитие выдержки и инициативы, умения ритмично и эмоционально сочетать пение с движениями, чувствуя куплетную форму.

                                          Ход игры.

Считалкой выбирают водящего. Дети со снежками в руках стоят в кругу, водящий в центре без снежков. Все выполняют движения по тексту песни.

1К. Мы снежки все поднимаем 1 2 3 4 5, а теперь их опускаем 1 2 3 4 5 -ритмично поднимают  и опускают с поворотом руки со снежками с пружинкой.

 ПР. 1 2 3 4 5 начинаем танцевать, 1 2 3 4 5 мы покружимся опять - кружатся дробным шагом вправо и влево, вращая снежками.

2К. Вдруг салют как засверкает 1 2 3 4 5, и снежки наши взлетают 1 2 3 4 5- притопывают одной ногой, ритмично выбрасывая две руки со снежками вверх.

ПР. 1 2 3 4 5  продолжаем танцевать,1 2 3 4 5 мы покружимся опять -кружатся дробным шагом вправо, влево 

3К. А теперь снежки положим 1 2 3 4 5 и в ладоши хлопать можем 1 2 3 4 5-кладут снежки на пол, хлопают в ладоши с пружинкой

Пр. Тот же

Детям объяснить, что снежки можно брать только после команды: «1 2 3  снежки бери»

Водящий после  команды  пытается  у  детей отнять снежки.  Ребенок без снежков становится водящим.

                              «Игра с Дедом-Морозом»  5-7 лет              

Цель: Развитие творчества и инициативы, улучшать ритмическую точность движений, пружинящего шага.

Ход игры:

 Деда-Мороз смотрит на детей.

1К. Дорогой Дед-Мороз мы тебя так ждали - подходят к Деду-Морозу дробным шагом

 Целый год для тебя картины рисовали – отходят, пантомимой рисуя картины

2К. Дорогой Дед-Мороз мы тебя так ждали - подходят к Деду-Морозу.   Целый год для тебя песни распевали - отходят, песни не говорят, а показывают мимикой

3К. Дорогой Дед-Мороз мы тебя так ждали - подходят к Деду-Морозу.

Целый год для тебя пляски танцевали – отходят танцуя, пляски  не говорят, а показывают мимикой.

4К.  Дорогой Дед-Мороз мы тебя так ждали -  подходят к Деду-Морозу.  Целый год  для тебя песни распевали – песни не говорят, а показывают мимикой.  Дед-Мороз пытается отгадать детские пантомимические картинки.

                          « Веселая стирка»   3-5 лет

Цель:  Развитие мелкой моторики, выполнять движения по тексту песни эмоционально в характере, приучать прислушиваться к логическому заключению музыки.

Дети стоят по кругу. Музыкальный руководитель побуждает детей к пению.

1К. Маме помогаем, вот как мы стираем (2 раза), водичку наливаем (имитируют стирку)

Буль,  буль,   буль,  буль,  водичку наливаем (Большим пальцем то правой, то левой руки вниз, попеременно  наливают воду)

2К. Маме помогаем, вот как мы стираем, вот как мы стираем, порошок мы насыпаем ( имитируют стирку)

Ш-Ш-Ш-Ш, порошок мы насыпаем попеременно (Насыпают порошок сжатыми кулаками рук)

3К. Маме помогаем, платочки мы стираем, платочки мы стираем, а потом их полоскаем (имитируют стирку)

Так-так-так-так (Полощут ладошками вправо, влево)

4К. Маме помогаем, платочки мы стираем, платочки мы стираем, а потом их выжимаем (имитируют стирку)

Тр-тр-тр-тр (Отжимают)

5К. Повесим на веревку мы платочки ловко, мы платочки ловко все повесим на веревку.

Чик-чик-чик-чик ( Пальцами рук попеременно прищепляют  прищепки)

6К. Маме помогали, платочки  по стирали , платочки по стирали, очень очень мы устали.

 Вот-вот-вот-вот (пот со лба,  правой,  левой рукой)

                           «Ай-Гу-Гу»   5-7 лет

Цель:  Развитие самостоятельности, выдержки, подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять движение по кругу дробным шагом, кружение поскоками.

Ход игры:

Считалкой выбирают водящего.

Дети стоят по кругу, водящий в центре. На начало слов дети идут по кругу дробным шагом, водящий кружится поскоками, или выбирая свои движения самостоятельно. На окончание слов водящий садится на пол.

1К. Ай-гу-гу,  ай-гу-гу,  не кружися на лугу. ( Идут)

       На лугу то лужица, головушка закружится.

2К. Ой вода, ой вода (Имя водящего) в лужице беда. (Грозят пальцем правой руки)

Водящий: 1 2 3 от брызг беги (Дети разбегаются)

Кого осалит дождиком, тот становится водящим.

                          « Пальчики»  2-4 года

Цель: Развитие мелкой моторики, побуждать детей подпевать взрослому.

Ход игры:

1К. Побежали пальчики снизу  вверх (2 раза)- Перебирают пальчиками по телу с ног  до головы.

2К. Побежали пальчики сверху вниз (2 раза)- Перебирают пальчиками с головы до ног.

3К. Побежали пальчики, ой держи, ой держи (2 раза)- Перебирают пальчиками с головы до ног и хлопают в ладоши.

4К. Мы держали пальчики высоко-высоко (2 раза) – Сжимают и разжимают ладошки над головой.

5К.  Не сбежали пальчики далеко-далеко(2 раза)- Руки в замок, открывают и закрывают.

                             «Уголек» 5-7 лет

Цель:  Приучать детей различать малоконтрастные части музыки и их динамическое изменение,  воспринимать и передавать в движении строение музыкальной игры, воспитывать выдержку.

Ход игры:

Считалкой выбрать водящего, у него в руках красный шарф.

Дети стоят по кругу,  водящий в центре,  выполняют движения под текст песни.

1К. Я колю, колю дрова (4 раза) – Наклоны вперед с замком из рук.

       Колю дрова на чурочке, гори огонь в печурочке (2 раза) – Раскрывают замок и пытаются соединить пальцы.

       Гори, гори жарче печь, будут детки пышки печь (2 раза) – Трут ладошку о ладошку.

Водящий  роняет шарф:  Ой, уголек из печки выпал. Раз, два, три – от уголька беги – Дети разбегаются, ведущий пытается осалить шарфом.  Кого осалил, тот выбывает из игры. Водящий выбирается новый.

                          «Угадай, на чём играет Петрушка» 2-4 года

Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.

Оборудование. Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.

Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.

Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

 

                         «Тихий и громкий дождик»  2-4 года

Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.

Оборудование.  Деревянные кубики.

Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.

Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

 

                          «Музыкальные картинки» 2-4 года

Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.

Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.

Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.

Ход игры. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.

 

                          «Ножки шагают и бегают» 2-4 года

Задача: Учить детей различать ритм шага ( q q ) и бега ( eeee).

Оборудование. Деревянные палочки.

Ход игры. Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а  ножки. Ножки могут идти шагом

( q q ), а могут бежать ( eeee). Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.

Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.

                             «Солнышко» (потешка) 2-4 года

Солнышко, солнышко,                  q     q    q     q  

Выгляни в оконышко.                   q     q    q     q  

Твои детки плачут,                       q     q    q     q  

По камушкам скачут.                    q     q    q     q

Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.

Движение.

1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,

3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Варианты выполнения упражнения:

1.     дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;

2.     декламация с движением.

                              «Зайцы и медведь» 2-4 года

Задача: узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.

Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов.

 

                              «Солнышко и дождик» (муз. Косенко) 2-4 года

Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца

а) в движении,

б) в игре на музыкальных инструментах.

Методика проведения:

1.  На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену  музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».

2.  Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.

3.  Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

 

 

                             «Кто идёт?»  2-4 года

Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках шаги разных животных.

Методика проведения: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем  нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:

Топ-топ, топ-топ,

Это мишенька идёт.

Ти-ти-там, ти-ти-там,

Скачет зайка по кустам.

По дорожке ёж бежит

И листочками шуршит.

 

                         «Говорим по-разному»  5-7 лет

Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.

Методика проведения: сейчас мы будем читать стишки по-разному.

Тише мыши, тише мыши,                   p    

Кот сидит на самой крыше.

Мышка, мышка, берегись                  f

И коту не попадись!

На скамейке у окошка                       p

Улеглась и дремлет кошка.

 

Вот теперь мышам раздолье,          f

Быстро вышли из  подполья!

Разбрелись по всем углам,

Тащат крошки тут и там.

 

Кошка глазки открывает,               p

Кошка спинку выгибает.

Когти распускает…

Прыг! – побежала,                           f

Мышек разогнала!

 

Тише, тише, тише, тише.              p

Кто кузнечика услышит?

То тут, то там                               f

Кто-то скачет по кустам.

 

Наша Таня громко плачет.           f

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:              p

Не утонет в речке мяч.

                          «Озвучим оркестром» 5-7 лет

Задача: озвучивание музыкальными инструментами определённых сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

                          «Что ты, ёж?» 5-7 лет

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

   Что ты, ёж, такой колючий?       (2 приставных шага с «незнайкой»)

   Это я на всякий случай.                  (4 раза грозят пальчиком)

   Ведь в лесу мои соседи                    (сужение круга, 4 шага)

  Лисы, волки да медведи.                (расширение круга, 4 шага)

 

                          «Настали стужи» 2-4 года

Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

 Наконец настали стужи.             4 хлопка

 Во дворе замёрзли лужи.              (будто шлёпают ладошками по льду)

 И, чирикая, детей                        («клювики»)

 Поджидает воробей.                (повороты головы вправо-влево  с кивком на 4 счёта)

                              «Утята» 2-4 года

Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

  Вышли с мамой налегке                          шаг ( q q q q ) + игра на барабане

  Малые ребята.        

  И поплыли по реке                               «плывут» + глиссандо на металлофоне

  Жёлтые утята. 

 

                              «Капли» 2-4 года

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап,                              (ладошки-капельки q q q q )

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,          

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап,                                 (ладошки-капельки  eeee )

Кап-кап, кап-кап.

 

Зонтик поскорей раскроем,        

От дождя себя укроем.                        (имитируют крышу) 

 

                             «Ёж» 2-4 года

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

По дорожке ёж, ёж                           шаги ( q q q q )

Собирает, фош-фош,

Яркие листочки,                              пружинка с разворотом

Вкусные грибочки.                                       ( 4 раза) 

 

                          «Волк» 5-7 лет

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост          eeeeee q  приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.      eeeeee q

Страшный волк-волчи-ще,      eeee q q  выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                       раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            q q q q      4 хлопка

Острые зуби-щи,                    eeee q q  выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                        раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            q q q q       4 хлопка

 

10. «День и ночь».

Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).

Музыкальный материал:

 

 

14. «Шагаем под музыку».

Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.

Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

 

15. «Карусель».

Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым  шагом.

Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа. 

                          «Сенокос» 5-7 лет

Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая.

«косит»

«сгребает»

«носит»

«кидает»

вращение колёс

 

движение головы вправо-влево

притопы

4 прыжка на одной ноге

«хромает»

                          «Помидоры» 5-7 лет

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

 

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

 

 

                          «Яблонька» 5-7 лет

Задача: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

 

Веточки на яблоньке

Висли от печали.

 

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

 

Девочки и мальчики

Ветки раскачали,

 

Яблоки о землю

Громко застучали.

Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

 

Качание опущенных рук вправо-влево.

 

 

Качание рук вперёд-назад

 

 

Хлопки по коленкам

 

 

                          «Ай, дуду» 6,7 лет

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.

Кошка с мышкой подрались,

В одной ямке собрались.

Пружинка с разворотом

 

Имитация игры на трубе

 

Изображают дым

 

Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

Сужение круга в центре, присесть

 

                          «Ты, мороз!» 6,7 лет

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмём

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,

С горки –Ух!

Сужение круга

Расширение круга

Сужение круга

Расширение круга

Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

 

Присели

 

                               «Как на горке снег» 6,7 лет

 Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

4 хлопка

4 шлепка по коленкам

7 притопов

«тс» - показать 4 раза

 

                             «Тили-бом!» 6,7 лет

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

Жалко мне зайчишку –

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!

Прист. шаг, пружинка (2 раза)

3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

наклоны головы вправо-влево

 

лёгкий бег по кругу

на последнее слово - присесть

 

                             «Тук-тук» 5-7 лет

Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Деревянный это звук:

Тук-тук-тук-тук.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

 

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

 

                         «Котенька-коток» 5-7 лет

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,

Полну миску молока.

Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

 

«Зовут» ручками

плавные движения качания

Шаги по кругу в другую сторону

 

Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время

                         «Фома и Тимошка»5-7 лет

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Стучит, бренчит по улице,     Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке                    Лёгкий бег по кругу

Туда же по дорожке.

 

                           «Лиса по лесу ходила»5-7 лет

 

Задача: развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходил,

Звонки песни заводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

Дробный шаг по кругу

На последний слог – разворот лицом в круг

Хлопки-тарелки

Поочерёдное выставление ног на пятку

 

                              «Скок-скок-поскок» 5-7 лет

 

Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

 

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

 

                              «На стене часы висели» 5-7 лет

Задача: закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.

 

На стене часы висели:

«Тик-так, тик-так».

Тараканы стрелки съели,

«Хрум-трак, хрум-трак».

Мыши гири оторвали,

«Бом-бом, бом-бом».

И часы ходить не стали:

«Динь-стон, динь-стон».

Качание

Хлопки        

Качание

Хлопки-тарелки

Качание

Шлепки

Качание

Притопы

 

Деревянные палочки

 

Рубель, ксилофон

 

Тарелка

 

Треугольник

 

 

                             «Апрель!»5-7 лет

Задача: Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами.

а) декламация стиха с пластическими жестами; 

б) подбор сопровождения к стиху:

      - мелодическое остинато;

      - сопровождение на треугольнике (капельки);

      - остинато на ксилофоне: тоническая квинта или терция 2-мя руками

        одновременно.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорожках лужи,

 

Выбегают муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы громче петь

И расцвёл подснежник.

4 хлопка

«капельки» или шлепки

перебор пальцами, «ручьи»

ладошки вниз, руки двигаются как по поверхности лужи

перебирают пальцами, как бы поднимаются вверх

 

имитируют шаги

 

взмахи рук

изображают подснежник

 

                             «Едем, едем на тележке»5-7 лет

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

 

Едем, едем на тележке

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,

Птички звонко так свистят.

Белочка на ветке орешки грызёт,

Рыжая лисичка зайца стережёт.

Едем, едем на тележке

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!

Ух!

Скрип-скрип

 

Ш-ш-ш

Фью-фью

Цок-цок

Тс-тс

Скрип-скрип

 

Болтание языком

 

Скрип-скрип

 

Хором

 

                             «Сильная и слабая доли» 5-7 лет

Задача: различать и выделять звучащими жестами сильную и слабую доли в стихах и в пении.

Методика проведения: дети выделяют сильную долю хлопками, а слабую – шлепками при ритмизации текста и во время пения.

 

                             «Будем листья собирать» 5-7 лет

Задача: развивать ритмичность, мелкую моторику.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберём.

В садик  осенний букет принесём.

Сжимают и разжимают кулачки

Поочерёдно загибают пальцы

 

 

 

Сжимают, разжимают кулачки

 

                              «Осенние листочки» 5-7 лет

Задача: почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

Листья осенние тихо кружатся,             

Листья нам под ноги тихо ложатся        

И под ногами шуршат, шелестят,            

Будто опять закружиться хотят.  

 

                             «Снежинка» 5-7 лет

Цель: развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на землю

Кружевные звёзды.

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко!

Кружение на носочках

 

Медленно присесть, показать плавное падение снежинок

Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку

 

Бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой

 

В конце игры дети легко дуют на воображаемую снежинку.

                               «Снежная баба» 5-7 лет

Задача: развитие координации, внимания, плавно, напевной речи.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит эта баба у самых ворот –

Никто не проедет! Никто не пройдёт!

 

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Идти по кругу, катить воображаемый ком.

Пружинки, руки на пояс

Грозить пальцем пр. и л. руки поочереди

Хлопки с прыжками

Притопы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

Консультация для специалистов ДОУ "Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой ра-боты с детьми в музыкальном воспитании".

Консультация для специалистов ДОУ с приложение музыкально - речевых игрИспользованная литература:1.Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Изд. «Учитель», Волгогра...

Конспект авторской музыкально-речевой подвижной игры «Гуси-гуси, нет-нет-нет!» для детей с ОВЗ

Педагог-психолог Нарбут И.В.Музыкальный руководитель Валько С.Б.МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169» Цель: вызвать радость от вербального общения в совместной игре.Задачи:обучающ...

"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....

Музыкально-речевые игры как помощник в тренировке дикции и подготовке музыкального слуха

Данные игры используются как распевка на музыкальных занятиях. Однако в представленном документе я предлагаю ими воспользоваться родителям. ...