Консультация для специалистов ДОУ "Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой ра-боты с детьми в музыкальном воспитании".
консультация по логопедии на тему

Консультация для специалистов ДОУ с приложение музыкально - речевых игр

Использованная литература:

1.Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г.

2.В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, ООО «Гном - Пресс»,1998 г.

3. *Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD, ООО «Детство Пресс», 2012 г. Стр. 45.

4. Юрченко Т. Волшебный мир детства.

5. Интернет ресурс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для специалистов ДОУ

Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании.C:\Users\Юлия\Desktop\картинки для презентаций\2\b01817978af9.gif

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными речевыми нарушениями, мне как музыкальному руководителю работающему с данной категорией детей приходится искать различные новые технологии, методы и приёмы работы. Ведь дети логопаты имеют не только речевые нарушения, но и как правило они моторно расторможены, у них страдает общая и мелкая моторика, просодика, нарушено чувство ритма.

В настоящее время заметно усилился интерес к интегрированному использованию искусства не только в процессе художественного освоения и познания ребёнком окружающего мира, но и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

Впервые идея применять  речь в музыкальном воспитании появилась всередине XX века и принадлежит известному немецкому композитору ипедагогу КарлуОрфу (1865 -19820 г.г.). Затем музыкально –речевые упражнения, наряду  с элементарным музицированием,  стали широко применяться педагогами разных стран.

В своейработе по музыкальному воспитанию детей я использую музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков.

Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма, – являются характерными и для речи.

Задачи, направленные на развитие музыкальных способностей детей логопатов:

  • развитие, коррекция двигательной сферы;
  • общей и мелкой моторики;
  • преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других;
  • снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения;
  • гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого;
  • воспитание умения перевоплощаться;
  • развитиевыразительности и грации движений;
  • умение определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • развитие физической, эмоциональной и психической активности детей;
  • формирование положительных черт характера (уверенности, честности, смелости, доброты и т. п.);
  • обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности;
  • повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий;
  • формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Основные задачи музыкально - речевых игр:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том  числе: эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуко-высотный и динамический слух; чувство ритма;
  2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
  3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.
  4. Улучшать дикцию детей.
  5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
  6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
  7. Укреплять голосовой аппарат.
  8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей  речевой  игры через интонацию, жесты, движения,мимику.

Музыкально  - речевые  игры.

       Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем,  на лугу», «Чики –чики – чикалочки»,  «Андрей – воробей», «Ходит зайка по саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь –дон, динь – дон! Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.

       Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии  применяется один звук по высоте или  два ( в терцию).

Жестикуляция, пластика, мимика в  музыкально - речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Речевые игры со звучащими жестами.

Снег.

 Как на горке – снег, снег,                   Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под  горкой – снег, снег.                    Приседают на корточки, два шлепка  по коленям.                                                                                                                                  

И на ёлке – снег, снег,                Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.                Приседают на корточки, два шлепка  по коленям.    

А под снегом спит медведь.                 Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!                Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

Речевые игры с  шумовыми и ударными музыкальными

инструментами (деревянные ложки и погремушки).

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли.Туки –туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка.  Трень – трень.

Он принёс ребятам погремушки. Трень – трень.

Погремушки  зазвенели – трень –трень – трень! Трень –трень – трень!

Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!

Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!

Будет весело играть наш оркестр целый день!

Речевые игры с использованием пальчиковой гимнастики.

Жил да был один налим.

(народная потешка)

Жил да был один налим,         Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним.         Ладони раздвинуты; движение ладонями порознь.

Прилетали к ним три утки         Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

По четыре раза в сутки        

И учили их считать:         Сжимают и разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять.        Загибают пальчики, начиная с большого.

Пчела*

(В.Н. Нищева)

Прилетела к нам вчера        Машут ладошками

Полосатая пчела.

А за нею шмель шмелёк        На каждое название насекомого загибают

И весёлый мотылёк,         один пальчик.

Два жука и стрекоза,         

Как фонарики глаза.         Делают кружочки из пальчиков и подносят их к глазам.

Пожужжали, полетали,         Машут ладошками.

От усталости упали.         Роняют ладони на стол или вдоль туловища.

Гавриленко Ю.А.

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12

ст. Каневская, Каневской район

Использованная литература:

1.Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г.

2.В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, ООО «Гном - Пресс»,1998 г.

3. *Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD, ООО «Детство Пресс», 2012 г. Стр. 45.

4. Юрченко Т. Волшебный мир детства.

5. Интернет ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей"

В статье говорится об актуальности использования речевых игр для развития музыкальных и творческих способностей детей, приведены примеры их применения на разных этапах музыкального занятия....

Презентация "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей".

На слайдах раскрывается понятие " Речевые игры" и их применение для  развития музыкальных и творческих способностей детей.Более подробно этот материал дан в статье " Речевые игры- одна из ф...

«Музыкальные развлечения, как одна из форм летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация предназначена для работников дошкольных учреждений, родителей (законных представителей) воспитанников....

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств  развития  коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....

«Музыкальный дневник» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников.

laquo;Музыкальный дневник» как  одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников....

Презентация "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через музыкально -художественную деятельность: поиск новых форм взаимодействия с родителями и детьми".

презентация представлена в усеченном виде, так как были вставлены видеоматериалы: игра на детских ирструментах, ира военного оркестра, песни и игры с родителями, смотр песни и строя, это не закачалось...