МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЗАГАДКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФЕИ»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Межуева Анастасия Валерьевна

Ритм – важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей.

Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей невозможно музыкальное развитие ребенка.

Использование музыкальных игр актуально в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно игры в доступной и интересной форме дают возможность ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, прыгать, скакать, подражать животным, птицам и т.д.

Данная методическая разработка направлена на формирование ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста и посвящена актуальной проблеме воспитания чувства метроритма на музыкальных занятиях.

Средствами данного занятия с помощью ритмических и мелодических упражнений, ритмического освоения стихотворных текстов, игрового материала, слухового анализа прослушанного произведения, творческих заданий дети учатся воспроизводить ритмослоги, различать ритмические рисунки, играть на шумовых инструментах.

Методическая разработка возможна к применению как на группах общеразвивающей, но и коррекционной направленности.

Методическая разработка может быть использована не только музыкальными руководителями, но и воспитателями детского сада, так как весь музыкальный репертуар находится в свободном доступе в сети интернет. Кроме этого, музыкальный репертуар, указанный автором, вариативен, его можно модифицировать, менять.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ

«ЗАГАДКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФЕИ»

Автор: Межуева Анастасия Валерьевна, музыкальный руководитель

Ритм – важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей.

Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей невозможно музыкальное развитие ребенка.

Использование музыкальных игр актуально в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно игры в доступной и интересной форме дают возможность ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, прыгать, скакать, подражать животным, птицам и т.д.

Данная методическая разработка направлена на формирование ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста и посвящена актуальной проблеме воспитания чувства метроритма на музыкальных занятиях.

Средствами данного занятия с помощью ритмических и мелодических упражнений, ритмического освоения стихотворных текстов, игрового материала, слухового анализа прослушанного произведения, творческих заданий дети учатся воспроизводить ритмослоги, различать ритмические рисунки, играть на шумовых инструментах.

Методическая разработка возможна к применению как на группах общеразвивающей, но и коррекционной направленности.

Методическая разработка может быть использована не только музыкальными руководителями, но и воспитателями детского сада, так как весь музыкальный репертуар находится в свободном доступе в сети интернет. Кроме этого, музыкальный репертуар, указанный автором, вариативен, его можно модифицировать, менять.

Цель: Формирование музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать ритмический слух;
  • формировать у детей музыкально-ритмические умения и навыки через игру.

Развивающие:

  • развивать чувства ритма, темпа;
  • развивать умение воспроизводить ритм с помощью детских музыкальных инструментов и звучащих жестов (хлопков в ладоши, шлепков по коленям, щелчков и др.)

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к музыкальной игровой деятельности;
  • воспитывать коммуникативные качества - умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: прослушивание музыкальных произведений («La Bastringe» (Франция); финская полька «Летка – Енка» Р. Лехтинена). Разучивание коммуникативного танца-игры «Здравствуй, говори!». Знакомство с ритмом, чтение и исполнение ритмических рисунков, попевок.

Разучивание ритмической зарядки «Тюшки-тютюшки» Т. Э. Тютюнниковой, музыкальных игр.

Оборудование для педагога: магнитофон, флэш карта, костюм  Музыкальной Феи, сундучок, шкатулка, гномик, ритмическая схема, магнитная доска.

Оборудование для воспитанников: музыкальные инструменты (барабан, деревянные ложки, бубенцы, маракасы)

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие – ритмическая зарядка «Тюшки-тютюшки» Т. Э. Тютюнникова.
  • Игровые – Коммуникативный танец-игра «Здравствуй, говори!». Ритмическая игра «Взять-отдать», игры  «Что нам скажет барабан?» и «Бубенцы и маракасы».

Ход занятия

Под музыку дети парами входят в зал, встают врассыпную.

Муз. руководитель: В зал вошли вы дружно

Поздороваться нам нужно!

Дети: Здравствуйте, здравствуйте!                 (хлопают)

           Здравствуйте, здравствуйте!                  (топают)

Муз. руководитель: Вот и поздоровались. А теперь я предлагаю поздороваться друг с другом!

Дети встают парами по кругу.

Коммуникативный танец-игра «Здравствуй, говори!» слова С. Коротаевой 

Вступление: Дети стоят парами по кругу, выполняют пружинку.

1-й куплет: Зашагали ножки весело по кругу – дети парами идут по кругу

Приведут нас ножки по дорожке к другу

Раз, два, три – дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

партнеру из внутреннего круга

Здравствуй, говори – здороваются с новым партнером, пожимая ручку

Раз, два, три – дети внутреннего круга стоят на месте и хлопают, дети внешнего

круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

внутреннего круга

Руку мне пожми – здороваются с новым партнером, пожимая ручку

2-й куплет: Побежали ножки весело по кругу – дети парами бегут по кругу

Приведут нас ножки по дорожке к другу

Раз, два, три – дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

партнеру из внутреннего круга

Головкой поклонись – кивают головой новому партнеру

Раз, два, три – дети внутреннего круга стоят на месте и хлопают, дети внешнего

круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

внутреннего круга 

Мило улыбнись – улыбаются друг другу

3-й куплет:  Поскакали ножки весело по кругу – дети парами выполняют боковой галоп по кругу

Приведут нас ножки по дорожке к другу

Раз, два, три – дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

партнеру из внутреннего круга

Хлопай веселей – три раза хлопают в ладоши партнера

Раз, два, три – дети внутреннего круга стоят на месте и хлопают, дети внешнего

круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

внутреннего круга 

Обнимись скорей – обнимают нового партнера.

Муз. руководитель: Ребята! Мне сегодня нужна ваша помощь. Дело в том, что я обнаружила в зале вот этот сундучок из сказочной музыкальной страны, а в нём музыкальная шкатулка.

Муз. руководитель показывает шкатулку детям.

Интересно, кто же прислал нам ее? (предположения детей)

Шкатулка ставится музыкальным руководителем на стол.

Муз. руководитель: Проходите на места. Ребята, как вы думаете, действительно сказка живёт вместе с нами? (ответы детей)

Конечно, надо только внимательно присмотреться – и обычные вещи станут волшебными, а знакомые люди превратятся в сказочных героев. Закройте глаза!

Звучит волшебная музыка, муз. руководитель надевает костюм Музыкальной Феи, дети открывают глаза.

Я - Фея музыки - люблю порядок, стройность и красоту во всем! Сегодня я решила проверить, все ли в порядке в моем королевстве. И что же я обнаружила! Любопытный гномик залез в мою любимую шкатулку и сломал ее. В результате он оказался запертым внутри. Теперь волшебная музыкальная шкатулка не откроется, пока мы с вами не разгадаем музыкальные загадки!

Фея: Слушайте первую загадку!

1-ая загадка:

Его важное значенье

Знать должны все без исключенья.

И ребенок и большой.

Будь то птица, зверь лесной.

Ты, дружок, его послушай.  

Он для жизни очень нужен. (Ритм)

Фея прохлопывает и проговаривает две последние строчки.

Фея: Ребята, что я сделала на последних двух фразах? (ответы детей)

Фея: Как одним словом можно назвать то, что я сделала? (ответы детей)

А кто мне скажет, что такое ритм?

(Ответ: Это чередование коротких и длинных звуков)

Фея: Это чередование коротких и длинных звуков в определённом порядке. Сочетание коротких и длинных звуков в определённом порядке называется ритмическим рисунком. Как мы называем длинные звуки? Какой слог произносим?

Дети: «ТА»

Фея: Короткие звуки?

Дети: «ТИ-ТИ»

Фея: Прохлопаем длинные и короткие звуки. (прохлопывают)

Ритм обладает большой выразительной силой, определяет характер музыки. Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Где вы можете услышать ритм? (В каплях дождя, в тиканье часов…..)

У нас свами в организме тоже есть свой ритм. Как вы думаете, где он? А что это?

Дети: Сердце!

Муз. руководитель: Это биение сердца. Послушайте своё сердечко (дети прикладывают руку к груди)

Теперь настало время для ритмической зарядки!

Буду вас я развлекать,

Буду с вами я играть.

Ритмическая зарядка со звучащими жестами «Тюшки-тютюшки» Т. Э. Тютюнникова

Дети выполняют зарядку около своих мест.

Тюшки–тютюшки, сделаем топотушки! – топают (топ-топ-топ---топ-топ-топ --- топ—топ—топ)

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают (хлоп-хлоп-хлоп---хлоп-хлоп-хлоп --- хлоп—хлоп—хлоп)

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки! (щёлк щёлк щёлк-щёлк-щёлк 2р.)

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику ит. д.

Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.

Тюшки-тютюшки, бомбушки -топотушки! (бом бом бом бом бом—топ-топ-топ)

Необходимо следить, чтобы движения были точно в ритм стихов.

Фея: С первой загадкой мы справились! Слушайте 2-ю загадку.

2-ая загадка:

Кто в оркестре всем поможет?

Сложный ритм стучать он может.

Ритм любой из разных стран! Что же это? (Барабан)

Дети: Барабан!

Фея показывает барабан.

Фея: Как догадались? Почему? (ответы детей)

Давайте послушаем «Что нам скажет барабан?»

Дети выходят, встают врассыпную.

Будьте очень внимательными!

Игра «Что нам скажет барабан?»

Правила игры: Выбирается водящий, которому даётся барабан. Дети находятся в свободном движении. В это время водящий отстукивает на барабане определённый, заданный музыкальным руководителем ритм. Когда барабан замолкает, ребята замирают на месте. И по команде музыкального руководителя одновременно отстукивают ритм ладошками. Если дети ошибаются, возможно отстучать ритм вместе с ведущим.

Фея: Какие внимательные дети! И со 2-ой загадкой справились.

Слушайте 3-ю загадку!

Дети остаются на местах.

3-я загадка:

Лошади летят, как птицы –

Вот по снегу тройка мчится.

И звенят во все концы

Под дугою …  (Бубенцы)

Что это?

Дети: Бубенцы!

Фея показывает бубенцы.

Фея: Как догадались? Почему? (ответы детей)

Слушайте дальше.

Есть весёлая игрушка

Круглый шарик на макушке.

Потрясёшь в руке, шумит

И детишек веселит. (Маракас)

Что это?

Дети: Маракас!

Фея показывает маракас.

Фея: Как догадались? Почему? (ответы детей)

А мы с вами игру знаем

Сейчас в неё и поиграем.

Дети встают в круг, воспитатель и фея раздают инструменты, чередуя маракасы и бубенцы.

Музыкальная игра с инструментами «Маракасы и бубенцы» (полька «Янка») Модель Т.Э. Тютюнниковой

Правила игры:

Музыка А: 1 музыкальная фраза – играют маракасы,

2 фраза – играют бубенцы,

3 фраза -маракасы,

4 фраза – бубенцы.

Музыка Б: 1 и 2 фразы – все вместе шлёпают ладонью по ноге сильную долю,

3 и 4 фразы - «Переходят бубенцы» (дети с бубенцами меняются по кругу местами)

Музыка А: 1 фраза – играют маракасы,

2 фраза – играют бубенцы,

3 фраза -маракасы,

4 фраза – бубенцы.

Музыка Б: 1 и 2 фразы – все вместе шлёпают ладонью по ноге сильную долю,

3 и 4 фразы -«Переходят маракасы» (меняются по кругу местами дети с маракасами). Игра проходит несколько раз до окончания музыки. 

Фея: И с этой загадкой справились!

Слушайте следующую загадку.

4-я загадка:

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких... (Ложках)

Дети: Ложках!

Фея: Ложки я вам сейчас раздам, поиграете вы нам!

Ритмическая игра «Взял-отдал»

Правила игры Дети сидят в кругу на коврике на коленях. ложки. Одна ложка берётся в левую руку, другая лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: дети перекладывают ложку из левой руки в правую и передают её соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2- ую ложку

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ую ложку перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с ложками вверх!

Фея: С этой загадкой мы тоже справились!

Ребята, у меня осталось всего одна загадка, но, чтобы её разгадать, нам для начала нужно встать врассыпную.

Дети встают врассыпную. Фея обращает внимание детей на магнитную доску.

На доске выложена схема ритмического рисунка, в которой большие ложки обозначены «длинные» звуки (половинные, четвертные), а маленькие - «короткие» звуки (восьмые).

Фея: Ребята, посмотрите внимательно, что это такое? (ответы детей)

Слушайте внимательно загадку.

5-я загадка:

В этом ритмическом рисунке, который я для вас выложила, спряталась маленькая часть песни. Но чтобы нам угадать, что это за песня, мы с вами сначала проговорим этот рисунок, а потом простучим на ложках.

Дети проговаривают, стучат на ложках ритмический рисунок вместе с Феей.

Фея: Что же у нас с вами получилось? Узнали песню?

Молодцы, справились с таким трудным заданием! А теперь исполним эту песню.

Песня «Бабушка, испеки оладушки» слова и музыка И. Конвенан

Вступление: дети играют на ложках.

1. Бабушка, бабушка, бабушка.

Испеки оладушки, оладушки –

Горячие и пышные,

С малиною и вишнею,

С малиною и вишнею.

Проигрыш: дети играют на ложках.

2. Бабушка, бабушка, бабушка.

Испеки оладушки, оладушки –

Душистые и вкусные,

С грибами да с капустою,

С грибами да с капустою.

Проигрыш: дети играют на ложках.

3. Бабушка, бабушка, бабушка.

Испеки оладушки, оладушки –

С вареньем, со сметаною,

Как бабушка румяные,

Как бабушка румяные.

Проигрыш: дети играют на ложках.

После исполнения песни доносится музыка из шкатулки. Фея предлагает детям пройти на места, открывает шкатулку, достает гномика. Гномик благодарит детей за помощь.

Фея: Ребята, вы такие молодцы: отгадали все загадки, починили музыкальную шкатулку и освободили гномика. Спасибо вам! Мне пора возвращаться в своё королевство. До свидания, до новых встреч! (дети прощаются с Феей)

Закрывайте глазки.

Звучит волшебная музыка, муз. руководитель снимает костюм Музыкальной феи.

Муз. руководитель: Открывайте глазки. Ребята, где вы были? Что делали? Что вам понравилось? Что было трудным? Кому вы помогали?

Музыкальная Фея оставила вам в подарок – гномика.

Муз. руководитель отдаёт гномика воспитателю.

Пришла пора нам с вами попрощаться.

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».

Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...